СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятийный аппарат для начинающих педагогов.

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность»

  Современное понятие «функциональная грамотность» выходит за рамки простых умений-навыков читать — писать — понимать — ориентироваться и постепенно начинает включать более широкие сферы общественной и культурной жизни

Современное понятие «функциональная грамотность» выходит за рамки простых умений-навыков читать — писать — понимать — ориентироваться и постепенно начинает включать более широкие сферы общественной и культурной жизни

Как часто бывает:

Как часто бывает:

Конечно, родители должны интересоваться учебной деятельностью ребенка: какие успехи в школе, что нового узнали, какие трудности встретились во время выполнения домашних заданий и т. п.,  но родители в первую очередь довести до ребенка понимание значение обучения!

Конечно, родители должны интересоваться учебной деятельностью ребенка: какие успехи в школе, что нового узнали, какие трудности встретились во время выполнения домашних заданий и т. п., но родители в первую очередь довести до ребенка понимание значение обучения!

 «Институт стратегии развития образования РАО» предложил рассматривать функциональную грамотность как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных.   Предметные компоненты соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся: коммуникативная грамотность; читательская грамотность; информационная грамотность; социальная грамотность. Их интегративная сущность проявляется в том, что они сопровождают любой предметный компонент функциональной грамотности.

«Институт стратегии развития образования РАО» предложил рассматривать функциональную грамотность как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных.

  • Предметные компоненты соответствуют предметам учебного плана начальной школы.
  • К интегративным относятся:
  • коммуникативная грамотность;
  • читательская грамотность;
  • информационная грамотность;
  • социальная грамотность.

Их интегративная сущность проявляется в том, что они сопровождают любой предметный компонент функциональной грамотности.

Коммуникативная грамотность- сложное интегративное образование, которое включает: способность к успешной коммуникативной деятельности с учетом особенностей учебной и жизненной ситуации и культуры речевого общения; готовность к целесообразному использованию языковых средств при создании устных и письменных высказываний (текстов) разных типов и жанров, в том числе описаний, повествований, рассуждений, доказательств, инструктивных высказываний и пр.; потребность в анализе и оценке своей коммуникативной деятельности, стремление к ее совершенствованию.
  • Коммуникативная грамотность- сложное интегративное образование, которое включает:
  • способность к успешной коммуникативной деятельности с учетом особенностей учебной и жизненной ситуации и культуры речевого общения;
  • готовность к целесообразному использованию языковых средств при создании устных и письменных высказываний (текстов) разных типов и жанров, в том числе описаний, повествований, рассуждений, доказательств, инструктивных высказываний и пр.;
  • потребность в анализе и оценке своей коммуникативной деятельности, стремление к ее совершенствованию.
Читательская грамотность- совокупность умений и навыков, отражающих: потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития; готовность к смысловому чтению — восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации; способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.
  • Читательская грамотность- совокупность умений и навыков, отражающих:
  • потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;
  • готовность к смысловому чтению — восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;
  • способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.
Информационная грамотность: осознание необходимости в расширении своего информационного поля;  это способность ориентироваться в информационном потоке, правильно оценивать надежность, достоверность, целесообразность информации;  совокупность умений, обеспечивающих эффективный поиск, отбор, интерпретацию и применение информации в соответствии с учебной задачей или житейской проблемой.
  • Информационная грамотность:
  • осознание необходимости в расширении своего информационного поля;
  • это способность ориентироваться в информационном потоке, правильно оценивать надежность, достоверность, целесообразность информации;
  • совокупность умений, обеспечивающих эффективный поиск, отбор, интерпретацию и применение информации в соответствии с учебной задачей или житейской проблемой.
Социальная грамотность: готовность успешно социализироваться в изменяющемся обществе, приспосабливаться к различным социальным ситуациям, в том числе экстремальным; способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать ситуацию, элементарно проектировать способы реализации в будущем своих желаний, интересов и свое развитие; совокупность способностей, умений и навыков, обеспечивающих становление и развитие этой готовности; наличие качеств личности, обеспечивающих ответственность за свою деятельность и поведение, целеустремленность, дисциплинированность, элементы рефлексивных качеств.
  • Социальная грамотность:
  • готовность успешно социализироваться в изменяющемся обществе, приспосабливаться к различным социальным ситуациям, в том числе экстремальным;
  • способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать ситуацию, элементарно проектировать способы реализации в будущем своих желаний, интересов и свое развитие;
  • совокупность способностей, умений и навыков, обеспечивающих становление и развитие этой готовности;
  • наличие качеств личности, обеспечивающих ответственность за свою деятельность и поведение, целеустремленность, дисциплинированность, элементы рефлексивных качеств.
Предметные компоненты функциональной грамотности

Предметные компоненты функциональной грамотности

Система упражнений для формирования языковой функциональной грамотности младшего школьника

Система упражнений для формирования языковой функциональной грамотности младшего школьника

Формирование литературной функциональной грамотности младшего школьника

Формирование литературной функциональной грамотности младшего школьника

Проблемы чтения: -для 98 % младших школьников чтение не является желанной деятельностью; -менее 15 % считают чтение необходимой деятельностью культурного человека; скудный выбор книг: более 50% читают только приключенческую книгу и фантастику; -современная эпоха информационных технологий породила особый тип культуры, в которой аудиовизуальные средства информации подчиняют себе текст; -изменяется отношение к литературному языку и литературному чтению: в условиях работы в Интернете и на компьютере используется упрощенный, «спрессованный» сленговый язык общения;

Проблемы чтения:

-для 98 % младших школьников чтение не является желанной деятельностью;

-менее 15 % считают чтение необходимой деятельностью культурного человека;

скудный выбор книг: более 50% читают только приключенческую книгу и фантастику;

-современная эпоха информационных технологий породила особый тип культуры, в которой аудиовизуальные средства информации подчиняют себе текст;

-изменяется отношение к литературному языку и литературному чтению: в условиях работы в Интернете и на компьютере используется упрощенный, «спрессованный» сленговый язык общения;

Смысловое чтение – это процесс восприятия, понимания и интерпретации текста, обеспечивающий решение учебно-познавательных задач.

Смысловое чтение это процесс восприятия, понимания и интерпретации текста, обеспечивающий решение учебно-познавательных задач.

Формирование математической функциональной грамотности младшего школьника

Формирование математической функциональной грамотности младшего школьника

У Пети 10 руб., у Васи 15 руб. Сколько всего денег у мальчиков?  Слово «всего» - прямое указание на ход решения, то есть ограничение поиска . Это практическая задача. Меняем вопрос:   Хватит ли мальчикам денег, чтобы купить рыболовные крючки за 26 руб.?  В данном случае нет ограничений для поиска, нет прямого указания на ход решения. Это учебная задача. Она отвечает на вопрос «Как нужно делать?»

У Пети 10 руб., у Васи 15 руб. Сколько всего денег у мальчиков?

Слово «всего» - прямое указание на ход решения, то есть ограничение поиска .

Это практическая задача. Меняем вопрос:

Хватит ли мальчикам денег, чтобы купить рыболовные крючки за 26 руб.?

В данном случае нет ограничений для поиска, нет прямого указания на ход решения. Это учебная задача. Она отвечает на вопрос «Как нужно делать?»

Формирование естественно-научной и социальной функциональной грамотности младшего школьника

Формирование естественно-научной и социальной функциональной грамотности младшего школьника

Формирование общекультурной функциональной грамотности младшего школьника

Формирование общекультурной функциональной грамотности младшего школьника


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!