Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность»
Современное понятие «функциональная грамотность» выходит за рамки простых умений-навыков читать — писать — понимать — ориентироваться и постепенно начинает включать более широкие сферы общественной и культурной жизни
Как часто бывает:
Конечно, родители должны интересоваться учебной деятельностью ребенка: какие успехи в школе, что нового узнали, какие трудности встретились во время выполнения домашних заданий и т. п., но родители в первую очередь довести до ребенка понимание значение обучения!
«Институт стратегии развития образования РАО» предложил рассматривать функциональную грамотность как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных.
- Предметные компоненты соответствуют предметам учебного плана начальной школы.
- К интегративным относятся:
- коммуникативная грамотность;
- читательская грамотность;
- информационная грамотность;
- социальная грамотность.
Их интегративная сущность проявляется в том, что они сопровождают любой предметный компонент функциональной грамотности.
- Коммуникативная грамотность- сложное интегративное образование, которое включает:
- способность к успешной коммуникативной деятельности с учетом особенностей учебной и жизненной ситуации и культуры речевого общения;
- готовность к целесообразному использованию языковых средств при создании устных и письменных высказываний (текстов) разных типов и жанров, в том числе описаний, повествований, рассуждений, доказательств, инструктивных высказываний и пр.;
- потребность в анализе и оценке своей коммуникативной деятельности, стремление к ее совершенствованию.
- Читательская грамотность- совокупность умений и навыков, отражающих:
- потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;
- готовность к смысловому чтению — восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;
- способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.
- Информационная грамотность:
- осознание необходимости в расширении своего информационного поля;
- это способность ориентироваться в информационном потоке, правильно оценивать надежность, достоверность, целесообразность информации;
- совокупность умений, обеспечивающих эффективный поиск, отбор, интерпретацию и применение информации в соответствии с учебной задачей или житейской проблемой.
- готовность успешно социализироваться в изменяющемся обществе, приспосабливаться к различным социальным ситуациям, в том числе экстремальным;
- способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать ситуацию, элементарно проектировать способы реализации в будущем своих желаний, интересов и свое развитие;
- совокупность способностей, умений и навыков, обеспечивающих становление и развитие этой готовности;
- наличие качеств личности, обеспечивающих ответственность за свою деятельность и поведение, целеустремленность, дисциплинированность, элементы рефлексивных качеств.
Предметные компоненты функциональной грамотности
Система упражнений для формирования языковой функциональной грамотности младшего школьника
Формирование литературной функциональной грамотности младшего школьника
Проблемы чтения:
-для 98 % младших школьников чтение не является желанной деятельностью;
-менее 15 % считают чтение необходимой деятельностью культурного человека;
скудный выбор книг: более 50% читают только приключенческую книгу и фантастику;
-современная эпоха информационных технологий породила особый тип культуры, в которой аудиовизуальные средства информации подчиняют себе текст;
-изменяется отношение к литературному языку и литературному чтению: в условиях работы в Интернете и на компьютере используется упрощенный, «спрессованный» сленговый язык общения;
Смысловое чтение – это процесс восприятия, понимания и интерпретации текста, обеспечивающий решение учебно-познавательных задач.
Формирование математической функциональной грамотности младшего школьника
У Пети 10 руб., у Васи 15 руб. Сколько всего денег у мальчиков?
Слово «всего» - прямое указание на ход решения, то есть ограничение поиска .
Это практическая задача. Меняем вопрос:
Хватит ли мальчикам денег, чтобы купить рыболовные крючки за 26 руб.?
В данном случае нет ограничений для поиска, нет прямого указания на ход решения. Это учебная задача. Она отвечает на вопрос «Как нужно делать?»
Формирование естественно-научной и социальной функциональной грамотности младшего школьника
Формирование общекультурной функциональной грамотности младшего школьника