Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры
Функциональная грамотность – это?
Под функциональной грамотностью понимается «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Инструменты развития функциональной грамотности
- задания творческого характера (исследовательские работы, тематические сообщения, реферативные исследования, составление по разделам программы кроссвордов, ребусов, сканвордов; участие в олимпиадах, в конкурсах, в акциях).
Такие задания активизируют мыслительные процессы, тренируют память, развивают умение анализировать , сопоставлять, логически мыслить.
Виды функциональной грамотности
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Естественно – научная
- Финансовая грамотность
- Креативное мышление
- Глобальные компетенции
Читательская грамотность
- Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Физические упражнения с мячом использовали древние люди для обучения детей охотничьим действиям.
1). Первые мячи делали из ______________________
2). ______________ набивали песком или сухой травой .
3). ______________ (В) получались неровными, разных размеров и разного веса.
4). С помощью таких мячей ________________ обучали детей точным броскам по разным мишеням.
5). Сейчас существует большое количество мячей: мячи для игр в футбол, __________ , баскетбол, гандбол, теннис и т.п.
6). Для обучения броскам и ловле мяча в школе используют мячи (______________ ) и малые резиновые и теннисные мячи.
Список слов и словосочетаний:
- Шкуры
- Шкур убитых животных
- Древние охотники
- Мячи
- Волейбол
- Весом до 1кг
- 1). Чтобы хорошо учиться, развивать внимание и сообразительность, надо выполнять учебные задания, которые называются ___________________ (А).
- 2). Упражнения есть в математике, русском языке и других предметах. Есть они и в физической культуре – это _____________________ (Б).
- 3). Физические упражнения, которые включают в спортивные соревнования и выполняют строго по установленным правилам, называются _______________________ (В).
- 4). ____________________ (Г) – несколько физических упражнений, которые выполняют в определённом порядке последовательно одно за другим.
- 5). Выполняя физические упражнения или другую физическую работу, организм испытывает _________________________ (Д).
- 6). _________________ (Е) – исходное положение, которое принимает спортсмен перед началом бега по дистанции.
Список слов и словосочетаний:
- 1. Комплекс
- 2. Упражнениями
- 3. Физические упражнения
- 4. Соревновательными упражнениями
- 5. Старт
- 6. Физическую нагрузку
Соедини стрелкой физическое качество и контрольное задание
Физическое качество
Контрольное задание
Ловкость
Наклон туловища из положения сидя
Выносливость
Бег 30 метров
Гибкость
Отжимание
Сила
Бег 6 минут
Быстрота
Челночный бег
Конкурс – игра по ОБЖ «Муравей»
ПОБЕДИТЕЛИ
ЛАУРЕАТЫ
- Читательская грамотность 9-11 класс
- Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.
- 1). Способность управлять своими движениями в пространстве и времени - __________ (А).
- 2). Способность человека выполнять упражнения высокой интенсивности в течение заданного времени - _______________ (Б).
- 3). Под __________________ (В) понимают способность преодолевать заданное силовое напряжение в течение определённого времени.
- 4). Способность спортсмена продолжительное время выполнять различные по характеру виды физических упражнений сравнительно невысокой интенсивности, вовлекающие в действие многие мышечные группы - ______________ (Г).
- 5). ______________________ (Д) – это способность спортсмена эффективно выполнять специфическую нагрузку за время, обусловленное требованиями его специализации.
- 6). Сложное комплексное качество, не имеющее единого критерия для оценки. Это способность быстро и легко овладевать новыми движениями («быстро обучаться»), осознанно выполнять движения, быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки и всегда находить оптимальное решение - _____________________ (Е).
- Список слов и словосочетаний:
- Силовая выносливость
- Общая выносливость
- Скоростная выносливость
- Специальная выносливость
- Ловкость
- Координация
Математическая грамотность
- Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты
Математическая грамотность 5-6 кл
Внимательно читайте описание ситуации, вчитывайтесь в условие, рассматривайте иллюстрации.
Напомним, пульс можно измерить несколькими способами: тремя пальцами на запястье, большим и указательным пальцами на шее, кончиками пальцев на виске, ладонью на груди. Пульс обычно подсчитывается с помощью секундомера или секундной стрелки часов за 10с и полученную величину умножают на 6 (получается количество ударов за 1 мин).
Ситуация: Спортсмен после бега по дистанции 1000м, измеряет пуль. За 10с, он насчитал 29 пульсирующих ударов.
Вопрос: Определите показатели пульса у спортсмена?
Ответ: __________________ уд/мин
Правильный ответ: 174 уд/мин
Математическая грамотность
9-11 кл
Внимательно читайте описание ситуации, вчитывайтесь в условие, рассматривайте иллюстрации.
Основными компонентами массы тела являются мышечная, костная и жировая ткань. Здоровый, хорошо физически развитый человек мужского пола имеет жира примерно 1/20 от массы тела, а женщина – около 1/16. Избыточный вес (массу) тела имеют индивиды, у которых масса тела составляет 110-120% от должной. За ожирение признаётся масса тела больше 120% от должной. Это происходит главным образом за счёт накопления жировой ткани.
Ситуация: Используя свои антропометрические данные, рассчитайте индекс массы своего тела.
Вопрос: Рассчитав индекс массы, соотнесите данные с рисунком. Что у вас получилось?
Ответ: __________________________
Финансовая грамотность
- Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
Финансовая грамотность
9-11 кл.
В работе даются описания жизненных ситуаций и задания к ним.
Туристcкий поход (турпоход) (в литературе, в том числе специализированной, встречается слово туристический) — групповое или индивидуальное путешествие (его частный случай) по заранее определённому маршруту, осуществляемое с образовательными, оздоровительными, спортивными, исследовательскими или иными целями, главными отличительными чертами которого являются, вне зависимости от вида, активный способ передвижения, ограниченные временные рамки (в большинстве случаев от нескольких до 15-20 дней), число и категория трудности преодолённых локальных препятствий.
Тури́стcкое снаряже́ние — предметы и материалы для передвижения и организации быта в походных условиях. От того, как экипирован турист, во многом зависит его комфорт, удобство, настроение, здоровье и, в конечном итоге, успех путешествия.
№
1
Наименование
Ботинки
2
Цена
Термос
3
4200р
Складной нож
4
450р
300р
Кастрюля
5
6
Фонарик
200р
Рюкзак
7
360р
Бинокль
8
5950р
Складной стул
3400р
9
10
420р
Спальный мешок
Палатка
11
2300р
Горелка
12
3900р
Кружка
13
1680р
Головной убор (от комаров)
220р
14
15
340р
Рация
Спички
3700р
140р
Ситуация: Арсений решил подготовиться к предстоящему походу. Для этого он пошёл в магазин и приобрёл недостающий товар из представленного списка указанного в таблице. Арсений взял с собой 25000р.
Вопрос: Сколько денег осталось у Арсения, если он купил в магазине товары под № 6, №3, № 11, №14, №13
Решение: ________________
Ответ: ___________________
Правильный ответ: 13030р. осталось у Арсения после покупки необходимых ему товаров
Естественно – научная грамотность
- Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно – научными идеями.
Естественнонаучная грамотность
9-11 кл.
В работе даются описания некоторых проблемных ситуаций и задания к ним.
Анаболики – специальные синтетические произведения мужских половых гормонов. Анаболики усиливают обмен веществ в мышцах, ускоряют усвоение белков, задерживают воду. В конечном итоге они стимулируют заметный рост мышечных волокон. Таким образом, появляется реальная возможность в короткие сроки, взамен многих месяцев упорных тренировок, разрешить задачи «Телостроительства». Но это очень обманчивое впечатление. На самом деле анаболики нарушают естественное развитие организма, снижают иммунитет, разрушают печень и почки. У принимающих анаболики снижается функциональный уровень ЦНС. Стимулируя рост мышц, анаболические препараты никоим образом не способствуют укреплению костей, связок, хрящей. Отсюда внезапные разрывы сухожилий, поражения суставов, другие серьёзные травмы.
Ситуация: Спортсмен занимаясь в тренажёрном зале, решил быстрее подготовиться к соревнованиям и начал принимать «Анаболики». В течение 6 месяцев он принимал эти препараты.
Вопрос: Как называется универсальный орган, масса которого составляет 1,2-1,5 кг у взрослого человека, отсутствие которого несовместимо с жизнью. Находится он в правом подреберье и в норме не выступает за край реберной дуги, состоит из 2-х частей – левой и правой, разделенных между собой связкой, и имеет 4 доли: левую, правую, квадратную и хвостовую. Что это за орган, который в течение 6 месяцев подвергался воздействию «Анаболиков»?
Ответ: __________________________________
Креативное мышление
- Способность продуктивно участвовать в процессе выработки оценки и совершенствование идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений , нового знания, , эффективного выражения воображения..
Креативное мышление
В работе описываются ситуации и даются несколько заданий по этой ситуации. В этих заданиях, вам как правило, будет предложено: а) выдвинуть разнообразные интересные идеи, и/или; б) оценить свои и чужие идеи, выбрать самую креативную из них, и/или; в) доработать выбранную идею.
№
Вид инвентаря
1
Баскетбольный рукав с защитой
2
Вариант
Волейбольные кроссовки
3
Шорты
4
Доработать выбранную идею
Майка
5
Щитки на голень
6
Наколенники (защита в волейболе)
7
Бутсы
8
Наколенники (для баскетбола)
9
Гетры
10
Баскетбольные кроссовки
Из предложенного списка экипировки оденьте спортсмена так, чтобы он был похож на футболиста?
Глобальные компетенции
- Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Проблемы и перспективы параолимпийского движения в России.
Акция «Мы за безопасность». Как вы считаете, нужно ли проводить подобные акции и для чего? Пройти тесты на сайте Просвещение Урок безопасности.
Как должен выглядеть выпускник функционально грамотным по предмету физической культуры и ОБЖ?
- Бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, вести профилактику вредных привычек. Знать особенности физической работоспособности человека, факторы положительного влияния физических упражнений на здоровье и формирование здорового образа жизни;
- оказать первую помощь при травмах разного характера;
- владеть навыками при ЧС. Уметь анализировать;
- владеть технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, владеть простейшими приемами тренировки и релаксации;
- уметь выполнять тестовые задания, определяющие индивидуальный уровень физической подготовленности;
- уметь способность работать без постоянного руководства, уметь проявлять инициативу, уметь уживаться с другими;
- быть готовыми замечать проблемы и искать пути их решения. Уметь анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющие знания;
- быть готовыми приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающимися);
- уметь читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы. Осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта спортивного оборудования и инвентаря;
- уметь выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках , углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах, организовать свое рациональное питание в домашних условиях.