СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Функциональная грамотность и ее значение в развитии детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие «функциональная грамотность» появилась и вошла в лексикон с подачи ЮНЕСКО в 1957 году и означало ликвидацию безграмотности. Сейчас это понятие имеет более широкий смысл.

Научная формулировка функциональной грамотности – это способность применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах деятельности. То есть это способность человека в умении адаптироваться и функционировать в постоянно меняющихся условиях окружающей среды, для решения разнообразных жизненных задач.

Просмотр содержимого документа
««Функциональная грамотность и ее значение в развитии детей дошкольного возраста»»

«Функциональная грамотность и ее значение в развитии детей дошкольного возраста»


Понятие «функциональная грамотность» появилась и вошла в лексикон с подачи ЮНЕСКО в 1957 году и означало ликвидацию безграмотности. Сейчас это понятие имеет более широкий смысл.

Научная формулировка функциональной грамотности – это способность применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах деятельности. То есть это способность человека в умении адаптироваться и функционировать в постоянно меняющихся условиях окружающей среды, для решения разнообразных жизненных задач.

Человек функционально грамотный, способен не просто читать, писать и считать, а способен получать знания, усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и помогать развитию современного общества.

Существует шесть видов функциональной грамотности:

Читательская грамотность, это способность понимать, использовать, анализировать прочитанное;

Математическая грамотность, это способность человека мыслить математически, применять математику для решения жизненно важных задач;

Естественнонаучная грамотность, это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, интересоваться идеями науки;

Финансовая грамотность, это совокупность знаний и навыков в сфере финансового поведения человека, ведущих к повышению качества жизни;

Глобальные компетенции, это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

Креативное мышление - компонент функциональной грамотности, это умение человека использовать свое воображение для выработки идей, получения новых знаний, их решений, с которыми он ранее не сталкивался.

Формирование функционально грамотных людей является основной задачей современного общества. Особенно функциональная грамотность важна для будущего детей, для их общего успеха в жизни. Это развивает способность применять полученные знания, решать повседневные жизненные задачи, осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем.

Формирование функциональной грамотности у детей можно развивать с дошкольного возраста. В детском саду начинают овладевать основами читательской грамотности, формированию элементарных математических представлений, основами естественно-научных представлений, социально-коммуникативной компетентностью. Это является благодатной почвой для дошкольников, которая впоследствии поможет ребенку добывать знания самостоятельно, научит общаться со сверстниками, применять полученные знания в жизни.

Показателем функциональной грамотности является: способность строить социальные отношения в обществе; возможность решать различные жизненные и учебные задачи, строить алгоритмы основных видов деятельности; успешно взаимодействовать в окружающем мире имея свои способности для совершенствования; умения оценивать свои знания, стремление к дальнейшему самообразованию и развитию, умение прогнозировать свое будущее.

Значением функциональной грамотности для дошкольника служит функциональная готовность к школе.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Дошкольное детство, это активный период в воспитании грамотного читателя. Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок еще не умеет читать и состоят из двух этапов:

1. Пассивного читателя или грамотного слушателя. Ребенок слушает только те произведения, которые ему читает взрослый;

2. Активного читателя. Ребенок проявляет интерес к книге, сам просит читать ему книги, затем усваивает буквы, начинает читать сам.

Книга служит неотъемлемой частью воспитания ребенка. С помощью книг он познает мир, ищет ответы на интересующие вопросы, развивает воображение, фантазирует. Приобщая детей к чтению надо соблюдать несколько правил: читать надо ежедневно; литература по тематике и жанрам должна быть разнообразной; приучать детей слушать как классическую детскую литературу (сказки Пушкина, А. Погорельского, В. Бианки, юмористические рассказы Н. Носова, А. Барто, К. Чуковского и др.), так и современную, говорящей о тех реалиях детской жизни, которые окружают их; после прочтения произведения обязательно надо провести беседу об услышанном, учить ребенка думать над книгой; важно соблюдать чувство меры и вкуса в отборе произведений.

Развитие читательской грамотности у детей позволяет сформировать эмоциональную отзывчивость, воображение, умение пересказывать, аналитически мыслить, размышлять над текстом, мотивировать события, поступки героев.

Математическая грамотность поможет дошкольнику научится понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать суждения, использовать математику для развития своего будущего.

Математическая грамотность активизирует умственную деятельность, развивать ум, расширяет, углубляет математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, в новой обстановке. Развивая математические способности можно в форме игры, разговоров, рассказов и объяснений от взрослого, а также организовывая практические действия совместно с детьми (прикла­дывания, накладывания, вырезания, измерения, пересчитывая, штрихуя, конструируя).

В результате у ребенка создаются знания, что окружающий мир наполнен множеством звуков, движений, предметов. Все эти множества различаются по природе, количеству, форме, размеру, расположению в пространстве. Чем точнее, чем полнее данные знания у детей, тем глубже они понимают окружающую действительность.

Естественно-научная грамотность – это компонент функциональной грамотности, который подразумевает способность ребенка занять компетентную общественную позицию по вопросам, связанным с естественными науками, интерес к естественно-научным фактам и идеям.

Формирование естественно-научной грамотности происходит через наблюдения (в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений, ребенок следит за изменением и преобразованием объектов), опытно-экспериментальную деятельность (дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта; о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды) и игры. В процессе развивается познавательная деятельность, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, делать выводы. Произведения о естественнонаучной грамотности широко представлены в детской литературе. В. Драгунский «Он живой и светится...»; Ю. Коваль «Иней»; Н. Носов «Приключения Незнайки»; Григорий Остер «Эхо»; В. Сахарнов «Кто прячется лучше всех?» Н. Носов «Мишкина каша».






Скачать

© 2024, 32 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!