СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность на уроках литературы»

Тема моего проекта: «Уроки выживания». В своей работе я хотела бы продемонстрировать примеры применения функциональной грамотности на конкретном произведении. Вашему вниманию, коллеги, представлена разработка урока. В данной работе я обратилась к произведению Виктора Петровича Астафьева «Васюткино озеро», которое изучают по программе дети в 5 классе. Я считаю, что данная разработка урока актуальна, так как в ней представлены многие примеры применения функциональной грамоты, которые помогли мальчику выжить в сложных условиях тайги, а это, действительно, подтверждает тот факт, что функциональную грамоту изучать в школе необходимо для того, чтобы ребята смогли приобретенные знания применять в жизни, так как мы не знаем, в каких ситуациях можем оказаться, и очень важно не растеряться, взять себя в руки и вспомнить все то, чему нас учили, как сделал это герой произведения.

Ключевая идея урока в формате проблемного вопроса: Спасение Васютки – чудо или закономерность?

Она заключается в том, что в ходе него учащиеся приходят к выводу, что спасение Васютки – это закономерность. Васютка знает законы тайги, помнит мудрые слова отца и дедушки. Он смог побороть собственный страх, оставшись наедине с тайгой, не поддаётся панике, не сдаётся, преодолевает трудности (пробрался через сухой валежник, развел огонь, собрал сухие ветки и мох, искрошил сучки, приготовил еду, убрал еду в мешок, повесил на ветку, чтобы мыши не сьели). Помнит главный таежный закон: идешь в тайгу – бери еду и спички). Отправляясь в тайгу, берёт необходимое (хлеб, спички, ружьё). Умеет принимать решения и делать предположения (озеро проточное, значит недалеко Енисей).

Цель моей разработки: к концу урока каждый ученик будет:

знать:

  • Правила безопасного поведения в тайге;

  • типы костра и их предназначение.

уметь (сможет продемонстрировать):

  • устно высказывать своё мнение о прочитанном;

  • составлять инструкцию на основе сплошного текста («Как разжечь костёр»);

  • анализировать и делать выводы на основе информации из текста и инструкции;

  • перечислять основные черты главного героя.

После прочтения учителем фрагмента текста, ученики пытаются определить тему урока (уроки выживания) и ответить на проблемный вопрос: «Спасение Васютки – чудо или закономерность?»


Ребята на протяжении урока работают с текстом, учатся извлекать и находить одну или несколько единиц информации. Делают пометки в рабочих листах.

Пример задания: Кратко сформулируйте советы матери и запишите их в рабочие листы (учащиеся записывают советы матери в рабочие листы).

Советы матери

От затесей далеко не отходить.

Взять хлеб.

Взять спички

Как ведёт себя Васютка, обнаружив, что он заблудился? Найдите в тексте, зачитайте («Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова заговорил вслух...», с.125

- Как мальчик приготовил себе еду? (развёл костер и приготовил глухаря).

 - Что помогло Васютке в приготовлении еды? (практические знания о разведении костра, знание таёжных законов).

 что помогло Васютке выжить одному  в тайге? (наблюдательность – видел, как отец и дед ощипывали застреленных птиц, готовили еду на костре; умение собраться с мыслями и пуститься в дорогу – после дождя просушил одежду, прохудившиеся сапоги;умение ориентироваться в лесу)

Какое чувство охватило Васютку, увидев реку, после четырех дней скитания по тайге?

Как прогонял от себя страх Васютка?

Пример задания: Прочитайте текст №1. На основе отрывка из рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» составьте инструкцию «Как разжечь костёр».

Ответ:Инструкция «Как разжечь костёр» по рассказу «Васюткино озеро»

Обломать нижние сухие ветки у дерева.

Сорвать пучок сухого мха-бородача.

Искрошить мелко сучки деревьев.

Сложить всё в кучку и поджечь ветки.

Не оставлять огонь без присмотра.

Задание 2.

Рассмотрите инструкцию по разведению костра (текст №2). Соотнесите информацию из инструкции (текст №2) с текстом №1, определите тип костра, который развёл Васютка и его предназначение.

Ответ: Васютка развёл жаровой костёр для приготовления пищи.

Задание 3.

Как вы понимаете фразу: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» Дайте развёрнутый ответ.

Читательские умения: высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте; формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста.

Ответ: Тайга – суровое место, выжить в ней может только человек сильный, имеющий железную волю, умеющий преодолевать трудности. Она не прощает ошибок и излишней самоуверенности.

Задание 4.

Соотнесите содержание 1 и 2 текста и запишите, всё ли Васютка сделал так, как сказано в инструкции (текст №2). Если нет, то укажите, какие пункты из инструкции мальчик не выполнил.

Ответ:

  1. В тексте не сказано, была ли поляна, на которой Васютка развёл костёр, защищена от ветра.

  2. Васютка не очистил место от сухой травы и не обложил его камнями.

Задание 5.

Какими практическими умениями обладал герой рассказа?

Ответ: Развести огонь.

  Запастись дровами.

  Подстрелить, разделать и запечь птицу.

Задание 6.

Какими личными качествами обладал Васютка? Аргументируйте свой ответ, приведя примеры из текста.

Ответ: Порой Васютке хотелось плакать от отчаяния и страха: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать», - но герой смог перебороть себя, вспомнив слова отца и деда: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!». Он понимал, что помощи ждать неоткуда, поэтому рассчитывал только на свои силы, «не щадя рук наломал сучьев», разжёг костер, приготовил еду.

Задание 7.

Если бы Васютке нужно было вскипятить воду, то какой тип костра он бы развёл?

Ответ: пламенный.        

Подведение итогов урока

Выполнение учащимися проверочной работы

- Давайте вернемся к вопросу, который был задан в начале урока и ответим на него: «Спасение Васютки – чудо или закономерность?» (ответы учащихся)

- Что помогло Васютке выжить в тайге? (знание законов тайги, знание её тайн).

- Чему вы научились у Васютки? (смелости, мужеству, терпению, практическим умениям – разводить костёр, готовить еду и т.д., знаниям законов тайги).

- Пригодятся ли вам эти знания и умения в будущем? В какой ситуации?

- чему научило вас произведение В.П. Астафьева?  (желание изучать и беречь живую природу своего края)

- в чем заключается главная мысль произведения? (уметь находить выход в самой трудной ситуации, надеяться на лучшее, не опускать руки)

- почему автор так назвал свое произведение?

- что помогло Васютке выжить одному  в тайге? (наблюдательность – видел, как отец и дед ощипывали застреленных птиц, готовили еду на костре; умение собраться с мыслями и пуститься в дорогу – после дождя просушил одежду, прохудившиеся сапоги; умение ориентироваться в лесу)


Данная разработка урока, я считаю, может применяться при проведении интегрированного урока по литературе, обж, природоведению, географии.


Обратите внимание, как Васютка замер, увидев реку после четырех дней скитаний по тайге. На протяжении всего прочтения текста мы волей не волей замираем, любуясь всей красотой и богатством нашей родной природы!

У него даже дух захватило – так красива, широка была его родная река. А раньше она ему почему-то казалась обыкновенной и не очень привлекательной.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!