СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приёмы ТРКР для формирования навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы»

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.   Галкина Инна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ Лукояновская СШ №1.

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.

Галкина Инна Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Лукояновская СШ №1.

Составляющие функциональной грамотности 1)грамотность в чтении – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; 2)грамотность в математике; 3)грамотность в области естествознания .

Составляющие функциональной грамотности

1)грамотность в чтении – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

2)грамотность в математике;

3)грамотность в области естествознания .

Три группы умений Группа 1  Учащиеся должны показать понимание текста, определять тему и главную мысль; находить и выявлять в тексте информацию, которая представлена в различном виде; формулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.

Три группы умений

Группа 1

Учащиеся должны показать понимание текста, определять тему и главную мысль; находить и выявлять в тексте информацию, которая представлена в различном виде; формулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.

Три группы умений Группа 2  Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.

Три группы умений

Группа 2

Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.

Три группы умений Группа 3  Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.

Три группы умений

Группа 3

Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.

Чему учить различать свой личный опыт и реальность текста; отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации; перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;  работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно; собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях; переформулировать вопрос и сообщения текста; использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы учиться свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах; выражать свои мысли письменно.

Чему учить

  • различать свой личный опыт и реальность текста;
  • отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
  • перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
  • работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;
  • собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;
  • переформулировать вопрос и сообщения текста;
  • использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы учиться свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;
  • выражать свои мысли письменно.
Приемы технологии развития критического мышления.   Письмо с пробелами Верите ли вы, что… Ассоциация Составление кластера Опорный конспект или Конкурс шпаргалок Концептуальная таблица Корзина идей, понятий Лови ошибку Реставрация текста Тонкий и Толстый вопрос Чтение с остановками Незаконченные предложения

Приемы технологии развития критического мышления.

  Письмо с пробелами

Верите ли вы, что…

Ассоциация

Составление кластера

Опорный конспект или Конкурс шпаргалок

Концептуальная таблица

Корзина идей, понятий

Лови ошибку

Реставрация текста

Тонкий и Толстый вопрос

Чтение с остановками

Незаконченные предложения

Письмо с пробелами 1) Имя существительное обозначает… Отвечает на вопросы… Начальная форма имени существительного - … падеж…числа. 2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки: …   или …. …   или … Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению. Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:…. Существительные изменяются по … и … . 3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … . Имя существительное не является членом предложения, если… .

Письмо с пробелами

  • 1) Имя существительное обозначает…
  • Отвечает на вопросы…
  • Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.
  • 2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:
  •   или ….
  •   или …
  • Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.
  • Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….
  • Существительные изменяются по … и … .
  • 3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .
  • Имя существительное не является членом предложения, если… .
Верите ли вы, что… Причастие - это самостоятельная часть речи. Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного. Причастия бывают 1 и 2 спряжения. Причастия бывают совершенного и несовершенного вида. Причастия могут быть действительными и страдательными. Действительные причастия могут иметь краткую форму. Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.

Верите ли вы, что…

  • Причастие - это самостоятельная часть речи.
  • Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.
  • Причастия бывают 1 и 2 спряжения.
  • Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.
  • Причастия могут быть действительными и страдательными.
  • Действительные причастия могут иметь краткую форму.
  • Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.
Ассоциация А.С.Пушкин. Стихотворение «Узник». - Какие ассоциации вызывает у вас слово «узник»? Составим кластер на доске и в тетради. - Какое настроение передают ваши ассоциации?

Ассоциация

  • А.С.Пушкин. Стихотворение «Узник».
  • - Какие ассоциации вызывает у вас слово «узник»?
  • Составим кластер на доске и в тетради.
  • - Какое настроение передают ваши ассоциации?
Составление кластера

Составление кластера

Составление кластера

Составление кластера

Опорный конспект или Конкурс шпаргалок Технология приема:    Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его. Принять участие в «конкурсе шпаргалок». Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если: 1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4; 2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга; 3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий). Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.

Опорный конспект или Конкурс шпаргалок

  • Технология приема:   
  • Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.
  • Принять участие в «конкурсе шпаргалок».
  • Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:
  • 1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;
  • 2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;
  • 3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).
  • Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.
Концептуальная таблица Помещик Окружающая обстановка Манилов (познакомился в городе, ехал по приглашению) Портрет Дом господский стоял одиноко на возвышении; скучно- синеватый лес; день не то ясный, не то мрачный, светло-серый; в доме чего-нибудь вечно недоставало; стены выкрашены какой-то голубенькой красной вроде серенькой Характер На взгляд человек видный, приятный, улыбался заманчиво; был белокур, с голубыми глазами Отношение к просьбе Чичикова Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан; дома говорил очень мало; много думал, фантазировал; уже 2 года читал 14-ю страницу Удивился, согласился передать бесплатно; не знает, сколько у него умерло крестьян

Концептуальная таблица

Помещик

Окружающая обстановка

Манилов (познакомился в городе, ехал по приглашению)

Портрет

Дом господский стоял одиноко на возвышении; скучно- синеватый лес; день не то ясный, не то мрачный, светло-серый; в доме чего-нибудь вечно недоставало; стены выкрашены какой-то голубенькой красной вроде серенькой

Характер

На взгляд человек видный, приятный, улыбался заманчиво; был белокур, с голубыми глазами

Отношение к просьбе Чичикова

Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан; дома говорил очень мало; много думал, фантазировал; уже 2 года читал 14-ю страницу

Удивился, согласился передать бесплатно; не знает, сколько у него умерло крестьян

Корзина идей, понятий 1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме. 2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты). 3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах (не более 3 минут). 4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). 5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока это может быть связано в логические цепи. 6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.  

Корзина идей, понятий

  • 1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
  • 2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты).
  • 3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах (не более 3 минут).
  • 4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
  • 5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока это может быть связано в логические цепи.
  • 6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
  •  
Лови ошибку Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определяется на него время.  

Лови ошибку

  • Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определяется на него время.

 

Реставрация текста   Упражнения на восстановление текста I. (А) Язык, слово объединяют многие поколения людей в их историческом процессе, сплачивают нацию, питают ее самосознание и суверенность в кругу других наций и народностей. (Б) «В начале было Слово», — сказано в Священном писании. (В) Слово соединяет в себе все, чем памятно для нас прошлое народа, чем дорого и свято его настоящее и чем отрадно ожидаемое будущее. (Г) И, значит, Слово не даром дано человеку. 1. Запишите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст. Выберите вариант ответа: 1) БГАВ; 2) ГАВБ; 3) АВБГ; 4) ВБГА.

Реставрация текста

  •  
  • Упражнения на восстановление текста
  • I. (А) Язык, слово объединяют многие поколения людей в их историческом процессе, сплачивают нацию, питают ее самосознание и суверенность в кругу других наций и народностей.
  • (Б) «В начале было Слово», — сказано в Священном писании.
  • (В) Слово соединяет в себе все, чем памятно для нас прошлое народа, чем дорого и свято его настоящее и чем отрадно ожидаемое будущее.
  • (Г) И, значит, Слово не даром дано человеку.
  • 1. Запишите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст.
  • Выберите вариант ответа:
  • 1) БГАВ;
  • 2) ГАВБ;
  • 3) АВБГ;
  • 4) ВБГА.
«Тонкие» и «толстые» вопросы «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Кто главный герой? Дайте три объяснения, почему Павел и Николай Кирсановы вели разный образ жизни? Что связывало Базарова с Аркадием? Когда они познакомились? Объясните, почему Базарова тяготили его родители? Почему, вы думаете, Аркадий дружил с Базаровым? Как звали возлюбленную главного героя? В чём различие взглядов на жизнь Анны Сергеевны и Фенечки? Было ли чувство взаимным? Предположите, что будет, если Базаров появится в сегодняшнем обществе? Мог ли Базаров жениться и зажить тихой семейной жизнью?

«Тонкие» и «толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто главный герой?

Дайте три объяснения, почему Павел и Николай Кирсановы вели разный образ жизни?

Что связывало Базарова с Аркадием?

Когда они познакомились?

Объясните, почему Базарова тяготили его родители?

Почему, вы думаете, Аркадий дружил с Базаровым?

Как звали возлюбленную главного героя?

В чём различие взглядов на жизнь Анны Сергеевны и Фенечки?

Было ли чувство взаимным?

Предположите, что будет, если Базаров появится в сегодняшнем обществе?

Мог ли Базаров жениться и зажить тихой семейной жизнью?

Чтение с остановками

  • 1 .Учитель заранее разбивает текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения: "А что же будет дальше?".
  • 2 .Чтение начинается на  стадии осмысления  и проходит в несколько этапов: чтение — вопросы по тексту — предположения. Эта цепочка повторяется столько раз, сколько отрывков в тексте.
  • Важно!  Вопросы должны быть разными по уровню сложности и затрагивать все аспекты восприятия. Лучше всего использовать прием "Толстые и тонкие вопросы"
  • Вопрос "Что из ваших предположений сбылось?" задается первым, а вопрос "Что будет дальше?" — последним.
  • 3. Работа с полным текстом . На  стадии рефлексии  текст опять представляет собой единое целое. Теперь следует вернуться к приемам, использованным на стадии вызова и проанализировать предположения учащихся.
  • 4. Финальная работа по тексту  проводится в виде эссе, творческой работы,  синквейна , подбора пословиц. Можно, к примеру, разделить класс на группы и для каждой подобрать свое задание: одни пишут письмо от имени главного героя, другие — представляют текст в виде цветовой таблицы, третьим можно предложить переписать концовку рассказа и т.д
Незаконченные предложения

Незаконченные предложения

Формы домашнего задания творческая работа лингвистическое исследование текста подготовка иллюстраций к литературным произведениям рисование обложек к литературным произведениям художественное чтение инсценировка художественного произведения создание самостоятельных литературных произведений различных жанров продолжение неоконченных произведений наблюдение за природой составление вопросника к зачету по теме составление конспекта, опорных таблиц письмо по памяти.

Формы домашнего задания

  • творческая работа
  • лингвистическое исследование текста
  • подготовка иллюстраций к литературным произведениям
  • рисование обложек к литературным произведениям
  • художественное чтение
  • инсценировка художественного произведения
  • создание самостоятельных литературных произведений различных жанров
  • продолжение неоконченных произведений
  • наблюдение за природой
  • составление вопросника к зачету по теме
  • составление конспекта, опорных таблиц
  • письмо по памяти.
Результат Определяют основные признаки текста: тему, идею (основную мысль), смысловую и композиционную целостность, тип текста; Письменно пересказывают текст в форме ученического изложения (подробного, выборочного);  Пишут свободные диктанты; Участвуют в коллективном диалоге - мини-обсуждении художественного произведения; Проводят простейший литературоведческий анализ художественного произведения под руководством учителя, по вопросам учителя и плану;  Выразительно читают текст вслух, по ролям, рецензируют выразительное чтение одноклассников;  Пересказывают текст от лица героев;  Ведут читательский дневник;  Участвуют в читательской конференции; Характеризуют душевное состояние персонажей, сопереживает им. Пишут сочинения, сочинения- зарисовки, этюды, художественные миниатюры Пишут отзыв о прочитанном произведении; рецензию на него.

Результат

  • Определяют основные признаки текста: тему, идею (основную мысль), смысловую и композиционную целостность, тип текста;
  • Письменно пересказывают текст в форме ученического изложения (подробного, выборочного);
  • Пишут свободные диктанты;
  • Участвуют в коллективном диалоге - мини-обсуждении художественного произведения;
  • Проводят простейший литературоведческий анализ художественного произведения под руководством учителя, по вопросам учителя и плану;
  • Выразительно читают текст вслух, по ролям, рецензируют выразительное чтение одноклассников;
  • Пересказывают текст от лица героев;
  • Ведут читательский дневник;
  • Участвуют в читательской конференции;
  • Характеризуют душевное состояние персонажей, сопереживает им.
  • Пишут сочинения, сочинения- зарисовки, этюды, художественные миниатюры
  • Пишут отзыв о прочитанном произведении; рецензию на него.
Л. Д. Кудрявцев «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а  качеством усвоения  и развития способностей к обучению и самообразованию».

Л. Д. Кудрявцев

  • «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а  качеством усвоения  и развития способностей к обучению и самообразованию».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!