Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.
Галкина Инна Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Лукояновская СШ №1.
Составляющие функциональной грамотности
1)грамотность в чтении – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
2)грамотность в математике;
3)грамотность в области естествознания .
Три группы умений
Группа 1
Учащиеся должны показать понимание текста, определять тему и главную мысль; находить и выявлять в тексте информацию, которая представлена в различном виде; формулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.
Три группы умений
Группа 2
Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.
Три группы умений
Группа 3
Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.
Чему учить
- различать свой личный опыт и реальность текста;
- отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
- перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
- работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;
- собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;
- переформулировать вопрос и сообщения текста;
- использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы учиться свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;
- выражать свои мысли письменно.
Приемы технологии развития критического мышления.
Письмо с пробелами
Верите ли вы, что…
Ассоциация
Составление кластера
Опорный конспект или Конкурс шпаргалок
Концептуальная таблица
Корзина идей, понятий
Лови ошибку
Реставрация текста
Тонкий и Толстый вопрос
Чтение с остановками
Незаконченные предложения
Письмо с пробелами
- 1) Имя существительное обозначает…
- Отвечает на вопросы…
- Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.
- 2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:
- … или ….
- … или …
- Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.
- Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….
- Существительные изменяются по … и … .
- 3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .
- Имя существительное не является членом предложения, если… .
Верите ли вы, что…
- Причастие - это самостоятельная часть речи.
- Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.
- Причастия бывают 1 и 2 спряжения.
- Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.
- Причастия могут быть действительными и страдательными.
- Действительные причастия могут иметь краткую форму.
- Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.
Ассоциация
- А.С.Пушкин. Стихотворение «Узник».
- - Какие ассоциации вызывает у вас слово «узник»?
- Составим кластер на доске и в тетради.
- - Какое настроение передают ваши ассоциации?
Составление кластера
Составление кластера
Опорный конспект или Конкурс шпаргалок
- Технология приема:
- Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.
- Принять участие в «конкурсе шпаргалок».
- Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:
- 1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;
- 2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;
- 3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).
- Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.
Концептуальная таблица
Помещик
Окружающая обстановка
Манилов (познакомился в городе, ехал по приглашению)
Портрет
Дом господский стоял одиноко на возвышении; скучно- синеватый лес; день не то ясный, не то мрачный, светло-серый; в доме чего-нибудь вечно недоставало; стены выкрашены какой-то голубенькой красной вроде серенькой
Характер
На взгляд человек видный, приятный, улыбался заманчиво; был белокур, с голубыми глазами
Отношение к просьбе Чичикова
Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан; дома говорил очень мало; много думал, фантазировал; уже 2 года читал 14-ю страницу
Удивился, согласился передать бесплатно; не знает, сколько у него умерло крестьян
Корзина идей, понятий
- 1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
- 2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты).
- 3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах (не более 3 минут).
- 4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
- 5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока это может быть связано в логические цепи.
- 6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
-
Лови ошибку
- Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определяется на него время.
Реставрация текста
-
- Упражнения на восстановление текста
- I. (А) Язык, слово объединяют многие поколения людей в их историческом процессе, сплачивают нацию, питают ее самосознание и суверенность в кругу других наций и народностей.
- (Б) «В начале было Слово», — сказано в Священном писании.
- (В) Слово соединяет в себе все, чем памятно для нас прошлое народа, чем дорого и свято его настоящее и чем отрадно ожидаемое будущее.
- (Г) И, значит, Слово не даром дано человеку.
- 1. Запишите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст.
- Выберите вариант ответа:
- 1) БГАВ;
- 2) ГАВБ;
- 3) АВБГ;
- 4) ВБГА.
«Тонкие» и «толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Кто главный герой?
Дайте три объяснения, почему Павел и Николай Кирсановы вели разный образ жизни?
Что связывало Базарова с Аркадием?
Когда они познакомились?
Объясните, почему Базарова тяготили его родители?
Почему, вы думаете, Аркадий дружил с Базаровым?
Как звали возлюбленную главного героя?
В чём различие взглядов на жизнь Анны Сергеевны и Фенечки?
Было ли чувство взаимным?
Предположите, что будет, если Базаров появится в сегодняшнем обществе?
Мог ли Базаров жениться и зажить тихой семейной жизнью?
Чтение с остановками
- 1 .Учитель заранее разбивает текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения: "А что же будет дальше?".
- 2 .Чтение начинается на стадии осмысления и проходит в несколько этапов: чтение — вопросы по тексту — предположения. Эта цепочка повторяется столько раз, сколько отрывков в тексте.
- Важно! Вопросы должны быть разными по уровню сложности и затрагивать все аспекты восприятия. Лучше всего использовать прием "Толстые и тонкие вопросы"
- Вопрос "Что из ваших предположений сбылось?" задается первым, а вопрос "Что будет дальше?" — последним.
- 3. Работа с полным текстом . На стадии рефлексии текст опять представляет собой единое целое. Теперь следует вернуться к приемам, использованным на стадии вызова и проанализировать предположения учащихся.
- 4. Финальная работа по тексту проводится в виде эссе, творческой работы, синквейна , подбора пословиц. Можно, к примеру, разделить класс на группы и для каждой подобрать свое задание: одни пишут письмо от имени главного героя, другие — представляют текст в виде цветовой таблицы, третьим можно предложить переписать концовку рассказа и т.д
Незаконченные предложения
Формы домашнего задания
- творческая работа
- лингвистическое исследование текста
- подготовка иллюстраций к литературным произведениям
- рисование обложек к литературным произведениям
- художественное чтение
- инсценировка художественного произведения
- создание самостоятельных литературных произведений различных жанров
- продолжение неоконченных произведений
- наблюдение за природой
- составление вопросника к зачету по теме
- составление конспекта, опорных таблиц
- письмо по памяти.
Результат
- Определяют основные признаки текста: тему, идею (основную мысль), смысловую и композиционную целостность, тип текста;
- Письменно пересказывают текст в форме ученического изложения (подробного, выборочного);
- Пишут свободные диктанты;
- Участвуют в коллективном диалоге - мини-обсуждении художественного произведения;
- Проводят простейший литературоведческий анализ художественного произведения под руководством учителя, по вопросам учителя и плану;
- Выразительно читают текст вслух, по ролям, рецензируют выразительное чтение одноклассников;
- Пересказывают текст от лица героев;
- Ведут читательский дневник;
- Участвуют в читательской конференции;
- Характеризуют душевное состояние персонажей, сопереживает им.
- Пишут сочинения, сочинения- зарисовки, этюды, художественные миниатюры
- Пишут отзыв о прочитанном произведении; рецензию на него.
Л. Д. Кудрявцев
- «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».