СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пути развития функциональной грамотности на  уроках русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Пути развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»

Пути развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы Подготовила: Учитель русского языка и литературы Прусакова Е.А.

Пути развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Подготовила:

Учитель русского языка и литературы

Прусакова Е.А.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

Функциональная грамотность это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

Стимул  Задачная формулировка Модельный ответ Формы функциональной грамотности Источник информации Инструмент проверки Бланк для выполнения заданий

Стимул

Задачная формулировка

Модельный ответ

Формы функциональной грамотности

Источник информации

Инструмент проверки

Бланк для выполнения заданий

Модель – схема компетентностно- ориентированного задания Инструмент проверки Модельный ответ Бланк для выполнения задания Задания по данной информации Источник информации Личностно-значимый познавательный вопрос Стимул Аспекты ключевых компетенций Название задания

Модель – схема компетентностно- ориентированного задания

Инструмент проверки

Модельный ответ

Бланк для выполнения задания

Задания по данной информации

Источник информации

Личностно-значимый познавательный вопрос

Стимул

Аспекты ключевых компетенций

Название задания

 ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫМ ЗАДАНИЯМ Запрет на использование однотипных заданий в одном тесте Объемы текстов должны быть разумными Учет возрастных и гендерных особенностей Запрет на использование в источниках программного материала Запрет на использование НЕ в глаголах

ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫМ ЗАДАНИЯМ

Запрет на использование однотипных заданий в одном тесте

Объемы текстов должны быть разумными

Учет возрастных и гендерных особенностей

Запрет на использование в источниках программного материала

Запрет на использование НЕ в глаголах

Стимул Разговор на перемене двух учениц 9 класса. Задачная формулировка – Эти корни с чередованием гласных выучить невозможно! Их так много! Помогите ученице восстановить алгоритм работы и, воспользовавшись им, вставьте буквы. Объясните, какое слово и почему здесь «лишнее». Источник информации – По-моему, ты преувеличиваешь. Нужно просто запомнить алгоритм работы. Алгоритм: Инструмент проверки – Поможешь мне? Выделяем корень. ? ? Вставляем букву.  Критерии  Корни с чередованием  оценки Слова для работы: заск..чить, бл..снуть, выр..щенный, зам..реть от восторга, зам..рать от счастья, прим..рять соперников, непром..каемый, подр..внять клумбу, обм..кнуть перо, р..сток, бл..стательное исполнение, подр..вняться в строю. Умение выделять корень Корни с проверяемой гласной Умение определять лексическое значение корня Причина выбора гласной «Лишнее» слово

Стимул

Разговор на перемене двух учениц 9 класса.

Задачная формулировка

– Эти корни с чередованием гласных выучить невозможно! Их так много!

Помогите ученице восстановить алгоритм работы и, воспользовавшись им, вставьте буквы. Объясните, какое слово и почему здесь «лишнее».

Источник информации

– По-моему, ты преувеличиваешь. Нужно просто запомнить алгоритм работы.

Алгоритм:

Инструмент проверки

– Поможешь мне?

  • Выделяем корень.
  • ?
  • ?
  • Вставляем букву.

Критерии

Корни с чередованием

оценки

Слова для работы: заск..чить, бл..снуть, выр..щенный, зам..реть от восторга, зам..рать от счастья, прим..рять соперников, непром..каемый, подр..внять клумбу, обм..кнуть перо, р..сток, бл..стательное исполнение, подр..вняться в строю.

Умение выделять корень

Корни с проверяемой гласной

Умение определять лексическое значение корня

Причина выбора гласной

«Лишнее» слово

 В слове сокрыта самая великая энергия, Известная на Земле, - энергия человеческого духа  Ф.Абрамов   8 класс 1.Перечислите и охарактеризуйте языковые единицы. Почему их называют «строительным материалом» языка? Рассмотрите рисунок и постарайтесь сформулировать, в чем состоит его лингвистический смысл. Составьте устное высказывание. 2. Попробуйте объяснить, почему слово называют основной единицей языка. Сравните свои предположения с теми аргументами, которые приведены в следующем тексте.

В слове сокрыта самая великая энергия,

Известная на Земле, - энергия человеческого духа

Ф.Абрамов

8 класс

1.Перечислите и охарактеризуйте языковые единицы. Почему их называют «строительным материалом» языка?

Рассмотрите рисунок и постарайтесь сформулировать, в чем состоит его лингвистический смысл. Составьте устное высказывание.

2. Попробуйте объяснить, почему слово называют основной единицей языка. Сравните свои предположения с теми аргументами, которые приведены в следующем тексте.

Рассмотрите рисунок и расскажите о видах языкового разбора, связанных с анализом слова. Какие признаки этой языковой единицы изучает каждый из них? Отвечая на вопрос, используйте планы разбора (см. приложение к учебнику)

Рассмотрите рисунок и расскажите о видах языкового разбора, связанных с анализом слова. Какие признаки этой языковой единицы изучает каждый из них?

Отвечая на вопрос, используйте планы разбора (см. приложение к учебнику)

В нем ходят парами слова, но не равны у них права. (словосочетание) 6класс Рассмотрите схему и расскажите об использовании кратких и полных прилагательных в словосочетаниях. Докажите, что сочетание РЕБЕНОК РУМЯН является не словосочетанием, а грамматической основой предложения.

В нем ходят парами слова, но не равны у них права.

(словосочетание)

6класс

Рассмотрите схему и расскажите об использовании кратких и полных прилагательных в словосочетаниях.

Докажите, что сочетание РЕБЕНОК РУМЯН является не словосочетанием, а грамматической основой предложения.

9 класс Из истории лингвистики Прочитайте текст и перескажите его. Дополните пересказ своим рассуждением о том, почему толковый словарь С.И.Ожегова на протяжении 60 лет является одним из самых известных и востребованных лингвистических словарей русского языка.

9 класс

Из истории лингвистики

Прочитайте текст и перескажите его. Дополните пересказ своим рассуждением о том, почему толковый словарь С.И.Ожегова на протяжении 60 лет является одним из самых известных и востребованных лингвистических словарей русского языка.

5 класс По ответной реплике восстановите предыдущую . 1.-------…. - Конечно, спрашивай. Я тебя слушаю! 2.--------…… -К сожалению, наше справочное бюро таких справок не дает. 3.----------……… - С радостью помогу вам. 4.-------….. - У меня нет оснований не верить вам. 5.---------……….. -А что же в этом странного? 6.-----------….. - Мне жаль, но я не знаю. 7.----------……. - Конечно, не трудно! Сейчас все тебе объясню. Следите за тем, чтобы мини-диалоги соответствовали требованиям русского речевого этикета. Придумайте и запишите три мини-диалога.

5 класс

По ответной реплике восстановите предыдущую .

1.-------….

- Конечно, спрашивай. Я тебя слушаю!

2.--------……

-К сожалению, наше справочное бюро таких справок не дает.

3.----------………

- С радостью помогу вам.

4.-------…..

- У меня нет оснований не верить вам.

5.---------………..

-А что же в этом странного?

6.-----------…..

- Мне жаль, но я не знаю.

7.----------…….

- Конечно, не трудно! Сейчас все тебе объясню.

Следите за тем, чтобы мини-диалоги соответствовали требованиям русского речевого этикета.

Придумайте и запишите три мини-диалога.

6 класс  В стихотворениях Аполлона Николаевича Майкова (1821 – 1897 гг) «Осень» («Кроет уж лист золотой…») и «Пейзаж»  найдите такие существительные, прилагательные, глаголы, которые помогают выразительно описать осень, ее звуки, краски, запахи. Распределите слова на три группы в зависимости от принадлежности к определенной части речи. Дополните полученные группы другими «осенними словами». Сочинение-миниатюра . Используя подготовленные вами материалы, опишите , что вы видите на фотографии. Обратитесь также к словарику эпитетов (статьи осень, небо, лес, река)

6 класс

В стихотворениях Аполлона Николаевича Майкова (1821 – 1897 гг) «Осень» («Кроет уж лист золотой…») и «Пейзаж» найдите такие существительные, прилагательные, глаголы, которые помогают выразительно описать осень, ее звуки, краски, запахи.

Распределите слова на три группы в зависимости от принадлежности к определенной части речи. Дополните полученные группы другими «осенними словами».

Сочинение-миниатюра .

Используя подготовленные вами материалы, опишите , что вы видите на фотографии. Обратитесь также к словарику эпитетов (статьи осень, небо, лес, река)

Компетентностно – ориентированные задачи      в 5 классе РУССКИЙ ЯЗЫК

Компетентностно – ориентированные задачи в 5 классе

РУССКИЙ ЯЗЫК

Задача 1 . И ЗЛОЖИТЕ СВОЁ МНЕНИЕ :   Ч ТО УДИВИЛО В АНЮ? Мальчик Ваня получил письмо от  зарубежного друга:  Привет, Ваня! Как ты жить? Ходить ли ты в школу? Как ты учиться? Чем заниматься в свободное время? Когда ты приехать ко мне в гости? Уметь ли ты плавать? Я живу на берегу океана.  Твой друг Джон.  Ответы - рассуждения: «Так не говорят.» «Неправильно написаны  глаголы.»  «Глаголы употреблены не в том  времени.»  «Глаголы написаны не в том лице»

Задача 1 . И ЗЛОЖИТЕ СВОЁ МНЕНИЕ : Ч ТО УДИВИЛО В АНЮ?

Мальчик Ваня получил письмо от

зарубежного друга:

Привет, Ваня!

Как ты жить? Ходить ли ты в школу? Как ты учиться? Чем заниматься в свободное время? Когда ты приехать ко мне в гости? Уметь ли ты плавать? Я живу на берегу океана.

Твой друг Джон.

Ответы - рассуждения:

«Так не говорят.»

«Неправильно написаны

глаголы.»

«Глаголы употреблены не в том

времени.»

«Глаголы написаны не в том лице»

Задача 2 . С ОСТАВЬТЕ СХЕМУ, КОТОРАЯ ОТРАЖАЕТ  ЗНАНИЯ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ГЛАГОЛА Ответ:

Задача 2 . С ОСТАВЬТЕ СХЕМУ, КОТОРАЯ ОТРАЖАЕТ ЗНАНИЯ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ГЛАГОЛА

Ответ:

Задача 3. П РЕДЛОЖИТЕ АЛГОРИТМ :   ОПРЕДЕЛИ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА Окончание ударное ? НЕТ ДА НЕТ ДА НЕТ ДА В оконч. Е или У(Ю)  в 3 л. мн. ч . Глагол окончивается на -ить I I II II

Задача 3. П РЕДЛОЖИТЕ АЛГОРИТМ : ОПРЕДЕЛИ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА

Окончание

ударное ?

НЕТ

ДА

НЕТ

ДА

НЕТ

ДА

В оконч.

Е или У(Ю)

в 3 л. мн. ч .

Глагол

окончивается

на -ить

I

I

II

II

Задача 4. С ОСТАВЬ ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ  ИЗМЕНЕНИЯ ГЛАГОЛОВ ПО РОДАМ.    План исследования Действительно ли глаголы изменяются по родам. Подумай самостоятельно Понаблюдай На примере одного глагола. Проведи эксперимент Проверь на нескольких глаголах.

Задача 4. С ОСТАВЬ ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ГЛАГОЛОВ ПО РОДАМ.

План

исследования

Действительно ли глаголы изменяются по родам.

Подумай

самостоятельно

Понаблюдай

На примере одного глагола.

Проведи эксперимент

Проверь на нескольких глаголах.

Задача 5 . С ОСТАВЬТЕ СХЕМУ, КОТОРАЯ ОТРАЖАТ    ЗНАНИЯ О ГЛАГОЛЕ.

Задача 5 . С ОСТАВЬТЕ СХЕМУ, КОТОРАЯ ОТРАЖАТ ЗНАНИЯ О ГЛАГОЛЕ.

Задача 6. ПРОВЕДИТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ О ГЛАГОЛАХ  НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЫ ПО ТАБЛИЦЕ.    Неопределённая форма глагола  Пункты  исследования  Результаты 1. Вопросы неопределённой Что делать?  исследования  формы глагола  2. Изменение по лицам 3. Изменение по числам Не изменяется Не изменяется 4. Изменение по времени 5. Изменение по родам Не изменяется Не изменяется

Задача 6. ПРОВЕДИТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ О ГЛАГОЛАХ

НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЫ ПО ТАБЛИЦЕ.

Неопределённая форма глагола

Пункты

исследования

Результаты

1. Вопросы неопределённой

Что делать?

исследования

формы глагола

2. Изменение по лицам

3. Изменение по числам

Не изменяется

Не изменяется

4. Изменение по времени

5. Изменение по родам

Не изменяется

Не изменяется

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!