МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Омской области
Комитет образования администрации Муромцевского муниципального района
МБОУ "Бергамакская СОШ"
РАССМОТРЕНО Педагогическим советом Протокол №_____ от «____» августа 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора ________________________ Гайчук О.Н. Протокол №______ от «____» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________________ Вязанкина А.А. Приказ № _____ от «____» августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
1 класс
2023 г.
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, планируемых результатов начального общего образования по читательской грамотности.
Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание высоконравственного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только основного и среднего, но и последующих этапов образования (самообразования) человека. Цель деятельности начального общего образования заключается в создании условий для развития, воспитания личности младшего школьника и достижения им планируемых результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности. Необходимо также учитывать принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, о которых педагоги еще два-три десятилетия назад даже не догадывались. Учет этих условий требует существенной корректировки подходов к организации воспитания и социализации обучающихся.
С каждым годом становится все больше детей, которые не знают и не любят читать сказки, отечественным детским художественным и мультипликационным фильмам предпочитают американские, японские и т.д., среди которых есть, безусловно, и высокохудожественные, но большинство не отличаются, ни эстетикой, ни нравственностью. В связи с этим была разработана программа внеурочной деятельности “В гостях у сказки”.
Актуальность программы
Современные дети, приходя в 1 класс, умеют читать, владеют компьютером, имеют достаточно широкий для своего возраста кругозор. Но общаться они не умеют, часто конфликтуют по незначительным причинам, глухи к чужим переживаниям. Им одиноко в мире людей, а комфортно лишь в виртуальном мире: любимое занятие первоклассника – компьютерные игры. Дети не любят читать, не знают сказок, не умеют фантазировать по поводу прочитанного. А ведь сказки – это народная мудрость, уроки добра и человечности, именно сказки учат жизни. Не зря говорят: “Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”. Предлагаемое тематическое планирование занятий, включает в себя литературное чтение и слушание, изобразительное и театральное искусство.
Цель курса:
Создать условия для развития у младших школьников эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности.
Задачи курса:
- способствовать формированию навыка чтения, устойчивого интереса к сказкам и книгам; открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
- способствовать развитию эмоционально – чувственной сферы;
- способствовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к книгам.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год обучения - 1 час в неделю (33 ч.)
1 кл. – 33 ч.
Содержание программы
Содержание программы курса «В гости к сказкам» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.
Обучающийся - читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности и грамотности.
Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами:
рассматривать, читать, получать необходимую информацию.
Программа состоит из трёх разделов:
Русские народные сказки – 16ч.
Сказки разных народов – 5ч.
Авторские сказки – 12ч.
Каждый раздел заканчивается игровым занятием, целью которого является обобщение и проверка знаний учащихся. К этому занятию обучающиеся готовят мини-проект о наиболее понравившемся произведении.
Структура занятий: Различные виды чтения, слушание, беседа, рассказ учителя,
озвучивание героев, инсценировка, иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций, конкурсы, викторины.
Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек.
Планируемые результаты освоения курса
В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «В гости к сказкам» формируются следующие предметные умения:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные УУД:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УУД:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Тематическое планирование 1 класс
№ занятия | Тема занятия | Содержание занятия | ЭОР | Дата |
| 1. Русские народные сказки – 16ч. |
1 | Вводное занятие. Викторина «В гостях у сказки» | Отгадывание загадок, ответы на вопросы, дополнение фраз из сказок. Инсценировка сказки «Колобок» | | 05.09 |
2 | Что такое сказка? Русские народные сказки «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Пузырь, соломинка и лапоть» | Выявить особенности сказки. Познакомиться с видами сказок. Прослушивание и сравнение сказок. Инсценировка сказки «Репка». | https://deti-online.com/audioskazki/ | 12.09 |
3 | Русские народные сказки «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» | Чтение сказок, выявление главных героев, оценивание поступков. | https://deti-online.com/audioskazki/ | 19.09 |
4 | Русская народная сказка «Петух и жерновцы» | Чтение сказки, ответы на вопросы, рассказ по картинкам. | https://deti-online.com/audioskazki/ | 26.09 |
5 | Русские народные сказки «Лисичка со скалочкой», «Лисичка-сестричка и серый волк» | Чтение сказок, просмотр мультфильма, ответы на вопросы, оценивание поступков главных героев. | https://deti-online.com/audioskazki/ | 03.10 |
6 | Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» | Чтение сказки, восстановление последовательности, характеристика героев, разыгрывание сказки. | https://uchi.ru/ | 10.1 |
7 | Русские народные сказки «Маша и медведь», «Вершки и корешки» | Чтение сказок, просмотр мультфильма, ответы на вопросы, сравнение сказок. Характеристика героев. | https://deti-online.com/audioskazki/ | 17.10 |
8 | Русская народная сказка «Бычок – смоляной бочок» | Чтение сказки, придумывание вопросов к тексту, восстановление последовательности событий в сказке. | https://deti-online.com/audioskazki/ | 24.10 |
9 | Русская народная сказка «Крошечка - Хаврошечка» | Чтение сказки, придумывание вопросов к тексту, восстановление последовательности событий в сказке. Характеристика героев. | https://uchi.ru/ | 07.11 |
10 | Русская народная сказка «Никита Кожемяка» | Чтение сказки, ответы на вопросы, составление вопросов учащимися, восстановление событий по иллюстрациям. | https://uchi.ru/ | 14.11 |
11 | Русская народная сказка «Царевна-лягушка» | Чтение сказки. Сравнение главных героев. Работа над пересказом. Рисунок к сказке. | https://uchi.ru/ | 21.11 |
12 | Русская народная сказка «Несмеяна-царевна» | Чтение сказки. Ответы на вопросы. Сравнение главных героев. Работа над пересказом. Рисунок к сказке. Характеристика героев. | https://deti-online.com/audioskazki/ | 28.11 |
13 | Русская народная сказка «Терёшечка» | Слушание сказки. Ответы на вопросы. Восстановление последовательности событий. Работа над пересказом. | https://uchi.ru/ | 05.12 |
14 | Русские народные сказки про Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного. | Анализ и сравнение сказок, характеристика главных героев, волшебство в сказках, восстановление последовательности событий по иллюстрациям. Рисунки. | https://deti-online.com/audioskazki/ | 12.12 |
15 | Русская народная сказка «Морозко» | Слушание сказки. Ответы на вопросы. Восстановление последовательности событий. Работа над пересказом. Анализ поступков главных героев. | https://uchi.ru/ | 19.12 |
16 | Итоговое занятие по разделу. Викторина по русским народным сказкам. | | | 26.12 |
| 2. Сказки разных народов – 5 ч. |
17 | Белорусская народная сказка «Пых» Украинские народные сказки «Рукавичка», «Колосок». | Прослушивание и чтение сказок. Анализ содержания. Пересказ. Иллюстрирование. | https://uchi.ru/ | 09.01 |
18 | Адыгейская сказка «Кто сильнее?». Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши». | Прослушивание сказок. Герои сказок. Пересказ. | | 16.01 |
19 | Латвийская народная сказка «Заячий домик». Венгерская сказка «Два жадных медвежонка» | Прослушивание сказок. Герои сказок. Восстановление последовательности событий. Пересказ. Характеристика героев. | https://mishka-knizhka.ru/audioskazki-dlya-detej/ | 26.01 |
20 | Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост». Чукотская сказка «Хвост». | Прослушивание сказок. Герои сказок. Восстановление последовательности событий. Пересказ. Характеристика героев. | https://mishka-knizhka.ru/audioskazki-dlya-detej/ | 30.01 |
21 | Итоговое занятие по разделу. Викторина по сказкам разных народов. | Рисунки к наиболее понравившимся произведениям. Викторина по сказкам. | | 06.02 |
| 3. Авторские сказки – 12 ч. |
22 | Сказки И.Токмаковой «Ку-ка-ре-ку!», «Котята». | Выставка книг. Чтение сказок. Главные герои и их характеристика. Работа над пересказом. Разыгрывание сказки. | https://mishka-knizhka.ru/audioskazki-dlya-detej/ | 20.02 |
23 | Сказка И.Токмаковой «Вечерняя сказка» | Выставка книг. Чтение сказки. Составление вопросов к сказке. Анализ сказки. Сочинение сказки про себя. | https://mishka-knizhka.ru/audioskazki-dlya-detej/ | 27.02 |
24 | Б.Заходер «Буква Я», «Песенки Вини Пуха», «Кискино горе» | Выставка книг. Чтение. Чтение наизусть. Беседа по вопросам, характеристика героев. Иллюстрирование. | | 05.03 |
25 | Сказки М.Пляцковского «Тыква», «Длинная шея», «Фу и Фи», «Что лучше всего?», «Эй, ты!», «Урок дружбы» | Выставка книг. Беседа. Чтение сказок. Характеристика героев и их поступков. Рисунки. | | 12.03 |
26 | Сказки М.Пляцковского «Непонятливый львёнок», «Шишки», «Сказка о знаменитом крокодиле и не менее знаменитом лягушонке», «Кролик, который никого не боялся», «Ёжик, которого можно было погладить» | Выставка книг. Беседа по сказкам. Характеристика героев и их поступков. Викторина. | https://mishka-knizhka.ru/audioskazki-dlya-detej/ | 19.03 |
27 | Сказки В.Сутеева «Цыплёнок и утёнок», «Три котёнка», «Петух и краски» | Выставка книг. Чтение. Ответы на вопросы. Характеристика героев и их поступков. Раскрашивание. | https://mishka-knizhka.ru/audioskazki-dlya-detej/ | 02.04 |
28 | Сказки В.Сутеева «Кораблик», «Мышонок и карандаш», «Мешок яблок» | Выставка книг. Чтение. Ответы на вопросы. Характеристика героев и их поступков. Рисование и раскрашивание. | https://mishka-knizhka.ru/audioskazki-dlya-detej/ | 09.04 |
29 | Сказки К.И.Чуковского «Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Телефон» | Выставка книг. Выборочное чтение, чтение по ролям, чтение наизусть отрывков, разыгрывание сцен из сказок, работа с иллюстрациями. Раскрашивание. | https://mishka-knizhka.ru/audioskazki-dlya-detej/ | 16.04 |
30 | Сказки К.И.Чуковского «Тараканище», «Айболит» | Выставка книг. Выборочное чтение, чтение по ролям, чтение наизусть отрывков, разыгрывание сцен из сказок, работа с иллюстрациями, раскрашивание. | https://mishka-knizhka.ru/audioskazki-dlya-detej/ | 23.04 |
31 | Сказки С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке» | Чтение сказок, сравнение сказок, пересказ, составление вопросов. Иллюстрирование. | https://mishka-knizhka.ru/audioskazki-dlya-detej/ | 30.04 |
32 | Итоговое занятие по разделу. Викторина по авторским сказкам. | Рисунки к наиболее понравившимся произведениям. Викторина по сказкам. | | 07.05 |
33 | Открытое занятие. Представление проектов «Моя сказка» | Чтение сказок собственного сочинения. Демонстрация книжки-малышки. | | 14.05 |