Функциональная модель классного руководителя
1. Нормативно-правовая база
Классный руководитель руководствуется следующими документами:
Международные акты: Конвенция о правах ребенка, Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка.
Федеральные законы:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ).
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (№ 124-ФЗ).
Закон «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (№ 120-ФЗ).
Региональные документы:
Закон Московской области «Об образовании».
Государственная программа «Образование Подмосковья».
Локальные акты: Устав школы, рабочая программа воспитания, календарные планы.
2. Цели и задачи
Цель:
Создание условий для личностного развития, самоопределения и успешной социализации обучающихся на основе духовно-нравственных ценностей.
Задачи:
Формирование благоприятной психолого-педагогической среды в классе.
Развитие классного коллектива как воспитательной среды.
Координация образовательного процесса и профориентации.
Защита прав и интересов обучающихся.
Взаимодействие с родителями и повышение их педагогической компетентности.
3. Функции
Аналитико-прогностическая:
Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.
Анализ уровня воспитанности и семейного воспитания.
Организационно-координирующая:
Разработка плана воспитательной работы.
Взаимодействие с учителями, психологами, родителями.
Организация внеурочной деятельности и профориентации.
Коммуникативная:
Создание благоприятного психологического климата в классе.
Разрешение конфликтов между участниками образовательного процесса.
Контрольная:
Контроль успеваемости, посещаемости и поведения обучающихся.
Соблюдение санитарно-эпидемиологических норм.
4. Обязанности
Планирование и проведение воспитательных мероприятий (классные часы, родительские собрания).
Индивидуальная работа с обучающимися, включая детей «группы риска».
Взаимодействие с социальными партнерами (культурные, спортивные организации).
Ведение документации (электронный журнал, личные дела).
Повышение квалификации (не реже 1 раза в 3 года).
5. Права
Самостоятельно определять формы и методы воспитательной работы.
Вносить предложения по улучшению воспитательного процесса.
Получать методическую и материально-техническую поддержку.
Защищать профессиональную честь и достоинство.
6. Критерии эффективности
Отсутствие конфликтов в классе.
Участие обучающихся в общешкольных и социальных проектах.
Динамика личностного развития обучающихся.
Вовлеченность родителей в воспитательный процесс.
Успеваемость и дисциплина в классе.
7. Взаимодействие
С администрацией школы: Отчетность, участие в педсоветах.
С учителями-предметниками: Координация учебного процесса.
С родителями: Консультации, совместные мероприятия.
С социальными партнерами: Организация экскурсий, профориентационных мероприятий.
Список использованной литературы:
Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях (Письмо Минпросвещения России от 12.05.2020 № ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях»);
Примерное положение об осуществлении функции классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных организаций Московской области [принято на заседании Учебно-методического объединения в системе общего образования в Московской области, протокол от 25.06.2021г. № 2/21];
Положение о классном руководстве образовательной организации (локальный акт школы).