СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональные разновидности языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся знакомятся со стилями речи и учатся определять стиль речи различных текстов

Просмотр содержимого документа
«Функциональные разновидности языка»

Тема урока: Функциональные разновидности языка Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: дать понятие о стилях речи.

Задачи урока: 1.создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия текстов разных стилей; 2.развить коммуникативные компетенции, освоить разные формы учебной кооперации; 3. воспитывать ценностное отношение к русскому языку.

Планируемые об­разовательные результаты:

Предметные: иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике; уметь определять принадлежность текста к определенному стилю речи по цели высказывания, преобразовывать текст художественного стиля в научный.

Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров.

Личностные: воспитание интереса к предмету через разные виды работы; умения ставить и решать проблемы, умения работать с информацией; стремление к речевому самосовершенствованию.

Основные понятия: стили речи, разговорный стиль, научный стиль, художественный стиль.

Межпредметные связи: литература, биология.

Предварительные задания к уроку: 1.группе - подготовить 3 учащимся (дед Каширин, мальчик, бабушка Акулина Ивановна) инсценировку эпизода «Обучение грамоте» из повести М.Горького «Детство»; 2 группе – найти и выучить стихотворения, в которых описывается береза; 3 группе – подготовить выступление о слове «стиль». Ход урока 1. Этап мотивации

Язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать её… А.А.Потебня

Учитель: Здравствуйте, ребята. Давайте приветствуем друг друга, скажем комплименты. Сегодня у нас необычный урок русского языка. Я приглашаю вас в лабораторию. А вы согласны быть учеными-исследователями? (Да). Мы будем работать в парах и коллективно.

Работа с эпиграфом Слайд 1

- Мы продолжаем изучение раздела «Язык и общение». О чем мы говорили на прошлом уроке? (Общение бывает устная и письменная). Вспомним, что мы еще знаем. (О приемах изучающего чтения. Результатом такого чтения явится понимание учебного текста). Каков алгоритм изучающего чтения? Сегодня вы еще сделаете одно открытие. А что же мы будем изучать? Ответ на этот вопрос вы узнаете, Если всё правильно отгадаете, вы узнаете тему нашего урока. Слайд 2

На доске запись:

19

20

10

13

10


18

6

25

10


-Определите, что общего? (Наличие цифры 10 в трех ячейках). Что спрятано за цифрами? (Буквы).

Учитель: Посмотрите на слайд. Используя шифр, найди слова.

2. Формулирование темы и цели урока

Учитель: Молодцы! Запишите в тетрадях число и тему урока: «Стили речи». - Ребята, что вы хотели бы узнать? (О стилях речи). А какие задачи мы должны решить? Посмотрите, на доске написаны опорные слова: Слайд 3

Вспомнить…

Познакомиться …

Научиться определить…

(Сегодня мы вспомним, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их.) Слайд 4

Учитель: Что значит понятие «стиль»? Ребята, а слово стиль однозначное или многозначное? (Многозначное). Я просила к этому уроку поработать вас с толковым словарём и этимологическим. Что вы узнали об истории этого слова? Обратимся к значению слова. Выступает 3-я группа. Ребята подготовили выступление о слове «стиль». (на слайде).

Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. (Слово стиль происходит от греческого stilos и означает «палочка». В древности и в средние века писали стержнем из дерева, кости, металла. Один конец стержня был заострен, им и писали на сырых глиняных плитках, бересте, на вощеных дощечках; другой - в виде лопаточки, им, повернув стержень - «стиль», стирали написанное. Таким образом, автор совершенствовал свое сочинение. Отсюда выражение «часто перевертывай стиль», т.е. исправляй, перерабатывай свое произведение. Происхождение слова стиль тесно связано с сутью науки стилистики. Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стиль литературного языка и языковые средства, создающие их особенности). Учитель: Что можете рассказать о лексическом значении слова? (В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование слова стиль: 1) Характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления. Например: русский национальный стиль. Стиль одежды. Архитектурный стиль. 2) Метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Например: стиль в работе. Стиль плавания. Этот поступок совершенно в его стиле (он всегда так поступает). 3) Совокупность приемов использования средств языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Например: стиль художественной литературы. Научный стиль). Учитель: Спасибо. Какое определение подходит для нашего урока? Стили речи - это приемы и средства языка для выражения мыслей в зависимости от цели высказывания. -А что такое цель высказывания? -разговор друзей -объяснение нового материала -ответ на уроке -пересказ художественного произведения -написание сочинения или изложения -написание заявления… Вывод: для каждой цели высказывания существуют разные стили речи. Итак, тема нашего урока… Слайд 5 3. Актуализация знаний учащихся Учитель: Из заданных характеристик выберите те, которые присущи тексту как языковой единице. Ответ свой оформите в таблице: да 1, нет – 0. Проверьте по эталону. Оцените свой результат. Слайд 6 1. Текст состоит из предложений. 2. К тексту нельзя придумать заглавие. 3. Все предложения в тексте имеют границы. 4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности. 5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится. 6. Текст можно разделить на части. 7. Каждая часть текста записывается с красной строки.

1

2

3

4

5

6

7








Эталон

1

2

3

4

5

6

7

1

0

1

0

1

1

1

Критерии оценивания

«5» - 7 правильных ответов;

«4» - 6 правильных ответов;

«3» - 4-5 правильных ответов; «2» - менее 4 правильных ответов. Прочитайте тексты. Какая тема их объединяет? А) Ты вчера купил книжку? А какую? Чехова? Здорово! Я тоже люблю читать. Но мне по душе больше фэнтези, ну или там экшн. Чтобы побольше крутых виражей, знаешь, без всякой этой психологии. (Из разговора школьников-одноклассников).

Б) «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых друзей. Друзья эти – книги». (К.Паустовский).

«Любите книгу всей душой! Она не только ваш верный друг, но и до конца верный спутник». (М.Шолохов). В) Книга – произведение печати (в старину также рукописное) в виде переплетенных листов с каким-либо текстом. («Толковый словарь Ожегова»). Г) Вчера, 25 октября, в центральной библиотеке имени Л.Н.Рахманова г. Котельнича прошла презентация новой книги местных поэтов и писателей, носящей пронзительное и проникновенно-лиричное название «Под открытым небом души». В издании представлены более ста произведений котельничских мастеров слова» (из публикации в газете «Котельничский вестник»). В) В общедоступных библиотеках граждане имеют право: 4) бесплатно получать во временное пользование любые книги из библиотечных фондов; 5) получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек (выдержка из Федерального закона о библиотечном деле от 29.12.94. № 78-ФЗ) -Различаются ли эти тексты между собой? -Уместен ли будет первый текст при общении с педагогом или пожилым малознакомым человечком? -Как бы вы определили сферу употребления каждого из этих текстов? Расскажите, в какой ситуации и кому может быть адресован каждый из этих текстов. Итак, вы ознакомились с пятью текстами. Теперь давайте вместе попробуем догадаться, в чем характерные особенности каждого текста, Слайд 7- 25 и заполним таблицу. Затем все вы вклеите эти таблицы в имеющиеся у вас тетради для справочных материалов.

ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ

разговорный

книжные

разговорный

научный

художественный

публицистический

официально-деловой

В быту

В науке и технике

В художественной

литературе

В общественной жизни

В официально-служебных отношениях

Разговор на бытовую тему, письмо к близким людям

Научная лекция, доклад, статья, учебник

Стихотворения, рассказ, повесть, роман, пьеса, сказка, басня

Речь, выступление, газетные статьи

Законы, договоры, документы, постановления, объявления

Эмоциональная окраска

Научно-популярная лексика, термины

Худ-ные образы, эмоционально-оценочная

Краткая, лаконичная, общественно-политическая

Клише, шаблоны, бланк

Учитель: Молодцы. Вы прекрасно справились с заданием.

А теперь, ребята, мы проверим домашнее задание. Предоставим слово 1 группе - подготовить 3 учащимся (дед Каширин, мальчик, бабушка Акулина Ивановна) инсценировку эпизода «Обучение грамоте» из повести М.Горького «Детство».

Учитель: Спасибо. Какие тексты представлены в представленном отрывке? (2 разновидности, 2 стиля языка: художественный и разговорный).

- А как вы думаете, в чем особенности этих двух стилей? Какова сфера их применения? В чем отличие разговорного стиля речи от научного и художественного? (Разговорный стиль – это стиль свободного, непринужденного, повседневного общения.).

Учитель: Докажите свою правоту на примере инсценировки. (Дед Каширин учит внука грамоте, называет его пермяком, используется диалог).

Учитель: Почему М.Горький в повести использовал диалог разговорного стиля? (Диалог используется тогда, когда автор хочет установить со своими читателями более тесный, личный контакт и хочет передать речевую характеристику герою).

Учитель: А что можете сказать о деде Каширине? (Он строгий, требовательный).

А где мы чаще всего встретим тексты художественного стиля и в чем их особенность? (В произведениях художественной литературы. Например, всеми нами любимые сказки, рассказы, повести. Цель художественного стиля – воздействие на читателя и слушателя, красочное, эмоциональное описание какого-либо события или явления).

Учитель: Сейчас слово предоставим 2 группе – найти и выучить стихотворения, в которых описывается береза. (Учащийся наизусть читает стихотворение С.Есенина «Береза»

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Учитель: Какие ассоциации вызывает это стихотворение? (Перед нами возникает образ белой березы. Мы можем ее фотографировать. Поэт описывает красоту зимней березы).

Учитель: Как поэту удалось создать образ красивой березы? (С помощью тропов: сравнений, эпитетов). Найдите их.

Учитель: Каким стилем речи пользуетесь вы, отвечая на поставленные перед вами вопросы о стилях речи? (Научный). Назовите его признаки.

- Как вы думаете, когда, где вам нужны будут эти знания? (В жизни, на работе).

- Цель научного стиля речи – это сообщение научной информации: различных фактов и сведений.

- Как вы думаете, где применяется научный стиль? (В учебниках, словарях, энциклопедиях, где нужна точная, достоверная, проверенная информация).

Учитель: Вспомните, какую задачу мы еще ставили в начале урока? (Преобразовывать текст художественного стиля в научный).

Учитель: Давайте в группах попробуем создать текст научного стиля о березе на основе прослушанного стихотворения.

(Береза - деревья высотой 30-45 м, с охватом ствола 120-150 см. Корневая система берез очень мощная в зависимости от вида и условий произрастания либо поверхностная, либо уходит косо вглубь. Береза растет медленно только в первые годы. Название дерево получило по цвету коры.)

Учитель: Отлично. Ребята, как вы считаете, от чего зависит выбор использования того или иного стиля текста? (От того, где мы говорим, с кем и зачем, т.е. той речевой ситуации, в которой этот текст будет использован).

4. Организация познавательной деятельности.

Викторина «Угадайте».

Учитель: А сейчас проведем викторину. Закончите начатые предложения.

Какие стили литературного языка вы вспомнили? Чем они отличаются друг от друга.

1. Когда мы делимся с кем-либо своими мыслями, выражаем свои чувства, общаемся, мы пользуемся_ _ _ _ _.

2. Если сообщаем научные сведения, то прибегаем к _ _ _ _ _.

3. Когда мы изображаем, рисуем словами какое-либо событие или картину, то обращаемся к _ _ _ _ _.

Лингвофизкультминутка

Учитель: Утомились? Отдохнем! Физкультминутку проведем.

Я буду называть словосочетания. Ваша задача – определить, в каком стиле речи они могут употребляться: в разговорном – руки вверх, в научном – вниз, в художественном – в стороны. Кто ошибётся, тот объясняет свою ошибку. (Дети выполняют упражнения, объясняют ошибки) .
Сказка, разговор с приятелем, статья в учебнике, аннотация, беседа за завтраком, доклад, рассказ, отзыв, лекция, телефонный звонок, учебник.
Составьте 3 предложения с данными словами. Перепишите их в тетрадь

Работа с текстами слайд 31,32

5) Самостоятельная работа с проверкой по эталону (Приложение)

Эталон

I

II

III

Художественный

Разговорный

Разговорный

Разговорный

Научный

Художественный

Научный

Художественный

Научный

5. Этап рефлексии

Учитель: Давайте подведем итог нашему уроку:

 - Почему так важно знать стили речи и уметь их правильно использовать?

Учащиеся: для того, чтобы правильно действовать в любой речевой ситуации, уметь передать информацию, написать сочинение и т.д.

- Что нового для себя сегодня открыли?

- Чему научились на уроке?

- Вы достигли цели?

- Каких успехов достигли на уроке?

- Что вам особенно запомнилось из полученной на уроке информации?

- Кого бы вы хотели поблагодарить после урока?

- Какое настроение у вас сейчас?

- Не захотелось ли кому-то продолжить исследовательскую работу по данной теме?

Учитель: Молодцы, ребята. Вы отлично поработали

Оцените свою работу. (Учащиеся определяют свое эмоциональное состояние. Оценивают свою работу. Заполняют листок достижений).

6. Домашнее задание. Инструктаж по его выполнению: конструирование текста..

1 уровень: Составьте текст для проведения экскурсии по стране Русский язык.

Позаботьтесь о том, чтобы Ваша экскурсия была увлекательной.

2 уровень: Составить диалог, употребив выражения упр.19.

3 уровень: Написать письмо другу о стилях речи.











Проверочная работа по теме «Стили речи».

5 класс

I вариант

  К какому стилю речи относится текст?

1)   Утро. С гор ласково течёт запах цветов. Только что взошло солнце. На листьях деревьев, на стеблях трав еще блестит роса. Дорога кажется мягкой, как бар­хат, и хочется погладить ее рукой. (По М. Горькому)


 2) - Ты, Санёк, когда в воротах стоишь, по сторонам не зевай.

    -  Когда я зевал-то? Я такие мячи беру, что тебе и не снилось!


 3) Морфология – это раздел лингвистики, который изучает слова как части речи. Морфология и синтаксис составляют грамматику.

Проверочная работа по теме «Стили речи».

5 класс

II вариант

К какому стилю речи относится текст?

1) – Вставай, лентяй! Я ведь не посмотрю на то, что ты мой младший брат, сейчас как вылью на тебя стакан холодной воды! Кто обещал бабушке помочь? Что ты там мычишь, соня? Глаза слипаются? Нечего было до двенадцати мультики смотреть!

2)  Ряд взаимосвязанных событий, которые развиваются от завязки к кульминации и развязке действия, называется сюжетом произведения. Слово сюжет в переводе с французского означает содержание. Когда мы говорим о содержании художественного произведения, то имеем в виду события, их связь, то есть сюжет. (Из учебника по литературе, авторы М. А. Снежневская, О. М. Хренова) 3)     Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга. В сумерки луга похожи на море. Как в море, садится солнце в травы, и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки. Так же как в море, над лугами дуют свежие ветры и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей. (К. Г. Паустовский)

Проверочная работа по теме «Стили речи».

5 класс

III вариант

 К какому стилю речи относится текст?

 1) - А всё-таки я не могу понять, что же такое дождь!

- Дождь – это водичка!

- А, значит, дождь льётся из крана?

- Нет, дождик капает из тучки!

- Дождь – это водичка, которая капает с неба?

- Выходит, что так!

2) Дождь – это прозрачные капли, тонкие струйки или блестящие потоки воды, льющиеся с неба. В летнюю жару всё живое ждёт прохладного, освежающего ливня, а в осеннюю сырость мы прячемся даже от моросящего дождя под зонтиками.

3) Дождь – это атмосферные осадки в виде воды.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!