Тема урока: Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении произведения «Гадкий утёнок».
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность Обучающихся |
Мотивация к учебной деятельности. | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Проверьте готовность к уроку. У вас должны быть на парте: учебник, тетрадь, пенал и дневник. - Хочу начать наш урок с цитаты. Прочитайте её. - Как вы понимаете это высказывание? Что оно обозначает? | Приветствуют учителя. Проверяют готовность. «Теперь он был рад, что перенёс столько горя: он лучше мог оценить своё счастье и всю красоту, что его окружала.» Высказывают своё мнение. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | - Сейчас выполним упражнение для дыхания: вдох – выдох вдох, а на выдохе произносим звуки п с ш вдох,а на выдохе произносим слоги за. ша, ва вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова | Выполняют упражнение. |
Выявление места и причины затруднения. | - На прошлом уроке мы с вами познакомились с древнегреческим мифом «Храбрый Персей». Сегодня мы продолжим изучать произведения зарубежных авторов. Чтобы узнать, о каком произведении идёт речь, выполните задание в парах. У вас на столах лежат карточки с именами персонажей из двух разных произведений. Вам нужно распределить их на две группы и подписать название произведения. - Каких героев вы отнесли к первому произведению? - Из какого они произведения? - Каких персонажей отнесли ко второму произведению? - Может быть, вы уже догадались, с каким произведением мы сегодня познакомимся? - Откройте учебник на странице 200. Прочитайте заголовок. Верно ли вы отгадали нашу тему? - Составьте цель нашего урока из слов, которые вы видите на слайде. | Участвуют в учебном диалоге. Выполняют задание в парах. Андромеда, Медуза Горгона, Персей, Полидект, Афина Из древнегреческого мифа «Храбрый Персей» Утёнок, Утка, Гусыня, Лебеди, Курица Со сказкой «Гадкий утёнок» Да, верно. - познакомиться со сказкой Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок». |
Построение проекта выхода из затруднений. | - На слайде представлен план на наш урок. Дополните его верными словами. | 1. Прочитать произведение «Гадкий утёнок». 2. Ответить на вопросы по содержанию произведения. 3. Подвести итоги. |
Реализация построенного проекта | - Рассмотрим иллюстрацию на странице 201. Как вы думаете, о чём нам хочет рассказать автор? - В тексте есть незнакомые слова. Обсудите в парах эти слова и соедините с их значением. (На слайде появляются слова «орава, несуразный, ликующий», ученики в парах соединяют слова и данные определения) - Найдите слова в словаре и проверьте, верно ли вы выполнили задание. - Давайте же прочитаем текст и узнаем, чьё предположение было верным. | Высказывают предположения. Работают в парах. Находят слова и осуществляют проверку. «чтение по цепочке» |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | - Понравилось ли вам произведение? Чем? - У вас на столах лежат карточки со вспомогательными словами для «тонких» и «толстых» вопросов. Вам нужно составить вопросы по тексту. 1 вариант составляет «тонкие» вопросы, 2 вариант – «толстые» вопросы. - Теперь объединитесь в группы по 4 человека. Вам нужно в группах обсудить записанные вами вопросы. – Чему учит это произведение? | Отвечают на вопросы Учащиеся составляют вопросы по тексту. Высказывают своё предположение. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | - Сейчас я предлагаю вам составить синквейн по сказке «Гадкий утёнок». Вы знаете, что такое синквейн? Синквейн – это стихотворение из пяти строк. Давайте посмотрим, как нужно составлять его. 1 строка – имя существительное (тема). 2 строка – 2 прилагательных (раскрывающие тему). 3 строка – 3 глагола (описывающие действие по теме). 4 строка – предложение (отношение к теме). 5 строка – 1 слово – синоним к теме. Рассмотрим пример: Утка Терпеливая, уставшая. Сидит, греет, высиживает. Утка собой согревает яйца. Мамаша. Ваша задача в группах составить синквейн, выбрав любого персонажа из сказки. Кроме этого вам в группе нужно определить лидера вашей группы. Лидер заполняет карточку, которую я вам выдам. - Давайте послушаем, какие синквейны составили каждая группа. | Работают самостоятельно. Работают в группах, лидеры заполняют карточки, определяют участника, который будет защищать работу. Участник с каждой группы выходит к доске и читает синквейн, который у них получился. |
Включение нового знания в систему знаний и повторений. | - У вас на столах лежат конверты. Вам нужно расставить иллюстрации в верном порядке, работая в парах. Осуществляет проверку задания. | Работают в парах |
Рефлексия учебной деятельности. | - Давайте подведём итоги урока. Предлагаю оценить свою деятельность с помощью незаконченных предложений. Сегодня на уроке я… Лучше всего у меня получилось… У меня возникли затруднения… | Проводят самооценку учебной деятельности. |