Урок литературного чтения
1 класс
УМК «Школа России»
Тема: Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?».
Цель: знакомство с произведениями Г. Сапгира «Про медведя», М. Бородицкой «Разговор с пчелой», И. Гамазковой «Кто как кричит?».
Задачи:
Предметные:
Четко произносить звуки в словах;
Понимать значение слов;
Правильно ставить ударение;
Открывать приемы выразительного чтения: звукопись, рифму, интонацию.
Метапредметные УУД:
1. регулятивные:
определять и формировать цель деятельности на уроке; учить принимать роль в учебном сотрудничестве; контролировать процесс и результаты деятельности; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
2. познавательные:
учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь).
3. коммуникативные:
вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
4. личностные:
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Образовательные ресурсы: экран, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, учебник «Литературное чтение» 1 часть (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова), аудиоприложение к учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, иллюстрации к произведениям; портреты поэтов, «Папка юного читателя», закладки-настроения, выставка книг писателей, альбом для раскрашивания «Жили-были буквы».
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.
Ребята! Я решила продолжить нашу перемену и предлагаю вам посмотреть мультфильм. Он меня и удивил, и порадовал, и огорчил.
(1 слайд - мультфильма «Первый урок»)
Удивил чем? (красотой природы, звери учатся, пчелы работают, все заняты…)
Огорчил чем? (мишка не знает урок, подсказывает…..)
А мы, сегодня какую себе дадим команду на урок?
Выбираем закладки-настроения, которые будут помогать Вам в работе с произведениями
II. Актуализация.
Включаем мысленный экран и оказываемся в лесу.
Речевая разминка
Язык природы трудно понять, но его можно повторить (Слайд):
1.Дыхательное упражнение «Ветер» (3 раза)..((
Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
2. Произносим звуки [о], [э], [у], [А], [ы]- удивленно, тихо, нежно, грозно.
3. Игра «Доскажи рифму»
ЕДЬ, ЕДЬ – БРОДИТ ПО ЛЕСУ МЕДВЕДЬ;
ЛА, ЛА, ЛА – НА ЦВЕТОК ЛЕТИТ ПЧЕЛА;
КУ,КУ, КУ – СИДИТ ВОРОН НА СУКУ.
Где можно встретиться с такими заданиями?
В каких литературных жанрах можно прочитать о героях нашей разминки?
ІII. Выявление места и причины затруднения.
Про Медведя.
Разговор с пчелой.
Кто как кричит? (СЛАЙД 2)
-О ком эти произведения? (о животных).
Можете ли вы назвать авторов этих произведений?
IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Поэтому я предлагаю тему урока: Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?».
Выберем задачи к уроку из предложенных: (слайд 3)
Четко произносить звуки в словах;
Понимать значение слов;
Правильно ставить ударение;
Открывать приемы выразительного чтения: звукопись, рифму, интонацию.
V-VI. Реализация построения проекта:
1. Про Медведя. Что можно узнать про медведя? Почему в названии слово написано с большой буквы? Познакомимся с автором произведения .
2. Презентация биографии Генриха Вениаминовича Сапгира.
Родился Генрих Вениаминович Сапгир 20 ноября 1928 года . Читать мальчик начал очень рано и много. Писать тоже попробовал еще в детстве, в первых классах школы. Он много написал стихотворений для детей. А также писал сценарии к мультфильмам.
«Паровозик из Ромашкова»
«Лягушонок ищет папу»
«Мой зеленый крокодил»
«Как стать большим»
«Честное крокодильское»
«Я нарисую солнце» и другие.
3.Слушание чтения стихотворения мастерами слова (аудиоприложение к учебнику Л.Ф.Климановой) .
Почему стихотворение называется «Про медведя?
Прочтите стихотворение и объясните значение слов:
Словарная работа (СЛАЙД 4)
Приятель - друг
Восторг - радость
Нацарапай – напиши
Берлога - жилище, нора медведя
-Обсудите в парах, только ли о медведе идет речь?
Работа в тетради:
-стр. 21 (выразительное чтение с подсказкой автора)
О_О_О! –восторг (радостно)
Э_Э_Э… - (радостно)
У_У_У! – удивленно (удивленно)
А_А_А! – нежно (Ласково)
Ы_Ы_Ы!- грозно (страшно)
Откройте учебник (стр. 14) Рассмотрите Медведя. Какой он у художника? А вы, каким его представляете?
Самостоятельное чтение стихотворения.
Чтение цепочкой выразительно.
-Какие звуки произносил медведь? Найдите в тексте (о), (э), (у), (а), (ы.)
-Что выражал медведь звуками? (Медведь выражал звуками восторг, удивление, растерянность, нежность, недовольство)
-Можно ли, зная лишь звуки (О, Э, Ы, У, А) произнести слово, выразить свою мысль? (Нет, гласные звуки не составляют слово)
Вывод: звуками можно передать интонацию, настроение, чувства.
В) Работа с пословицами (меткое суждение о жизни)
- Прочитайте пословицу и скажите, можно ли эту пословицу соотнести со стихотворением.
Не стыдно молчать, коли нечего сказать.
Знай больше, говори меньше.
- Как вы думаете, подходят ли они к стихотворению?
4. Физкультминутка «Веселая пчелка»
- А что вы узнали о пчеле из мультфильма? Сейчас мы познакомимся с автором, который попытался «поговорить» с пчелой.
5. Знакомство с творчеством М. Бородицкой
Рассказ учителя о М.Я. Бородицкой (слайд 5)
Мари́на Я́ковлевна Бороди́цкая (род. 28 июня 1954, Москва) — российский поэт, переводчик поэзии, автор книг для детей. Первая книга стихов для детей – «Убежало молоко» (1985). Потом появились другие тонкие книжки, одна лучше другой: «Давайте мириться», «В один прекрасный день», «На кого же он похож», «Последний день учения», «Перелётный штукатур». Бородицкая много переводит, в основном произведения английской поэзии. Алан Милн «Винни-пух», Кипплинг «Рикки-тикки-тавви», Многотомник «Сказки народов мира».
Чтение стихотворения «Разговор с пчелой» (аудиоприложение к учебнику Л.Ф.Климановой)
-Кто участвует в разговоре?
- За что пчела ужалила мальчика? (Мальчик сорвал цветок)
- Как вы думаете, можно ли рвать цветы? В каких случаях это можно делать?
- А как пчела жужжит?
- Можно ли услышать, как возмущается пчела? Какие звуки в словах нужно произносить протяжно? В каких словах? ( Уж-жасно, нуж-жен, уж-жин) Вывод: прием «ЗВУКОПИСЬ», который помогает услышать звуки, передать мелодию стихотворения.
- А можно ли это стихотворение прочитать по ролям? Сколько героев? Автор, мальчик, пчела. Распределим роли:
Автор – Алексей, пчела – Надя, мальчик – Женя;
Автор – Лиля, пчела – Лера, мальчик – Слава.
Выразительное чтение по ролям в парах (читают три пары с каждого ряда)
6. Первичное чтение стихотворения «Кто как кричит?»
О чем это стихотворение? (Прогнозирование детей)
Об этом знает И. Гамазкова (фильм-интервью с писательницей)
Инна Липовна Гамазкова родилась в 1945 году в Омске. Она популярный автор детских журналов. Если собрать все эти стихи вместе, получится целая коллекция, в которую войдут загадки и считалки, дразнилки и частушки, песенки. По профессии Инна Гамазкова энтомолог, изучала насекомых, преподавала биологию! А в девяностые годы у неё стали выходить книжки для самых маленьких : «Это я говорю», «Азбука в загадках», «Кто летает», « У кого какие мамы». Последние годы Инна Гамазкова работает редактором в сказочном журнале «Жили-были».
- Я буду читать стихотворение, а вы будете вставлять пропущенные слова
( хором).
- Правильны ли эти слова по смыслу? А по звучанию?
Выразительное чтение
Читаем вслух
- Почему трудно произносить правильный ответ?
- Почему стихотворение получилось веселым?
(Дети высказывают свое мнение, а затем читают вывод в рамке на с. 17.)
VII. Самостоятельная работа.
Мы с вами создаем альбом для раскрашивания будущим первоклассникам.
Сейчас вы будете работать художниками-оформителями. Нарисуйте героев стихотворений (Медведя, пчелу), стараясь передать их характер.
Защита рисунков: рассказы детей о своих героях.
VIII-IX Закрепление новых знаний.
- Можете ли вы теперь соединить автора со своим произведением?
Про Медведя. Г. Сапгир
Разговор с пчелой. М. Бородицкая
Кто как кричит? И. Гамазкова (СЛАЙД)
Что объединяет эти произведения?
Рассмотрите выставку книг, посоветуйте друзьям книги о животных. По каким признакам их можно найти?
VI. Рефлексия
- Оцените свою работу:
Все задачи выполнили?
Задачи:
Четко произносить звуки в словах;
Понимать значение слов;
Правильно ставить ударение;
Открывать приемы выразительного чтения: звукопись, рифму, интонацию.
- Какое стихотворение больше всего понравилось?
Домашнее задание: подготовьте выразительное чтение этого стихотворения, а по желанию, выучите наизусть. Спасибо за урок!
А я Вам подготовила сюрприз – «пропуск» в библиотеку со списком книг на каникулы.
Смотрите мультфильмы по произведениям Г. Сапгира:
«Паровозик из Ромашкова»
«Лягушонок ищет папу»
«Мой зеленый крокодил»
«Как стать большим»
«Честное крокодильское»
«Я нарисую солнце»
М. Бородицкая:«Убежало молоко», «Давайте мириться», «В один прекрасный день», «На кого же он похож», «Последний день учения», «Перелётный штукатур».
И.Гамазкова:«Это я говорю», «Азбука в загадках», «Кто летает», « У кого какие мамы».
Приложение № 1
Полоски настроения
Приложение № 2
Альбом для раскрашивания
Приложение № 2
к уроку литературного чтения
Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?»
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ БИЛЕТ
Смотрите мультфильмы по произведениям Г.Сапгира:
«Паровозик из Ромашкова»
«Лягушонок ищет папу»
«Мой зеленый крокодил»
«Как стать большим»
«Честное крокодильское»
«Я нарисую солнце»
М. Бородицкая: «Убежало молоко», «Давайте мириться», «В один прекрасный день», «На кого же он похож», «Последний день учения», «Перелётный штукатур».
И.Гамазкова: «Это я говорю», «Азбука в загадках», «Кто летает», « У кого какие мамы».