СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?».

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом уроке ученики знакомятся   с произведениями Г. Сапгира «Про мед­ведя», М. Бородицкой «Разговор с пчелой», И. Гамазковой «Кто как кричит?». Дети получают  «пропуск» в библиотеку, "кинозал" для чтения книг и просмотра фильмов: 

М. Бородицкая:«Убежало молоко», «Давайте мириться», «В один прекрасный день», «На кого же он похож», «Последний день учения», «Перелётный штукатур».

И.Гамазкова:«Это я говорю», «Азбука в загадках», «Кто летает», « У кого какие мамы».

Смотрите мультфильмы по произведениям Г. Сапгира:                  

«Паровозик из Ромашкова»

«Лягушонок ищет папу»

«Мой зеленый крокодил»

«Как стать большим»

«Честное крокодильское»

«Я нарисую солнце»

Просмотр содержимого документа
«"Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?».»

Урок литературного чтения

1 класс

УМК «Школа России»

Тема: Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?».

Цель: знакомство с произведениями Г. Сапгира «Про мед­ведя», М. Бородицкой «Разговор с пчелой», И. Гамазковой «Кто как кричит?».

Задачи:

Предметные:

  1. Четко произносить звуки в словах;

  2. Понимать значение слов;

  3. Правильно ставить ударение;

  4. Открывать приемы выразительного чтения: звукопись, рифму, интонацию.

Метапредметные УУД:

1. регулятивные:

определять и формировать цель деятельности на уроке; учить принимать роль в учебном сотрудничестве; контролировать процесс и результаты деятельности; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.   

2. познавательные:

учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь).

3. коммуникативные:

вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

4. личностные:

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.



Образовательные ресурсы: экран, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, учебник «Литературное чтение» 1 часть (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова), аудиоприложение к учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, иллюстрации к произведениям; портреты поэтов, «Папка юного читателя», закладки-настроения, выставка книг писателей, альбом для раскрашивания «Жили-были буквы».









Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята! Я решила продолжить нашу перемену и предлагаю вам посмотреть мультфильм. Он меня и удивил, и порадовал, и огорчил.

(1 слайд - мультфильма «Первый урок»)

Удивил чем? (красотой природы, звери учатся, пчелы работают, все заняты…)

Огорчил чем? (мишка не знает урок, подсказывает…..)

А мы, сегодня какую себе дадим команду на урок?

Выбираем закладки-настроения, которые будут помогать Вам в работе с произведениями

II. Актуализация.

Включаем мысленный экран и оказываемся в лесу.

Речевая разминка

Язык природы трудно понять, но его можно повторить (Слайд):

1.Дыхательное упражнение «Ветер» (3 раза)..((

Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух нескольки­ми отрывистыми выдохами.

2. Произносим звуки [о], [э], [у], [А], [ы]- удивленно, тихо, нежно, грозно.

3. Игра «Доскажи рифму»

ЕДЬ, ЕДЬ – БРОДИТ ПО ЛЕСУ МЕДВЕДЬ;

ЛА, ЛА, ЛА – НА ЦВЕТОК ЛЕТИТ ПЧЕЛА;

КУ,КУ, КУ – СИДИТ ВОРОН НА СУКУ.

Где можно встретиться с такими заданиями?

В каких литературных жанрах можно прочитать о героях нашей разминки?

ІII. Выявление места и причины затруднения.

Про Медведя.

Разговор с пчелой.

Кто как кричит? (СЛАЙД 2)

-О ком эти произведения? (о животных).

Можете ли вы назвать авторов этих произведений?

IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Поэтому я предлагаю тему урока: Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?».

Выберем задачи к уроку из предложенных: (слайд 3)

  1. Четко произносить звуки в словах;

  2. Понимать значение слов;

  3. Правильно ставить ударение;

  4. Открывать приемы выразительного чтения: звукопись, рифму, интонацию.

V-VI. Реализация построения проекта:

1. Про Медведя. Что можно узнать про медведя? Почему в названии слово написано с большой буквы? Познакомимся с автором произведения .

2. Презентация биографии Генриха Вениаминовича Сапгира.

Родился Генрих Вениаминович Сапгир 20 ноября 1928 года . Читать мальчик начал очень рано и много. Писать тоже попробовал еще в детстве, в первых классах школы. Он много написал стихотворений для детей. А также писал сценарии к мультфильмам.

«Паровозик из Ромашкова»

«Лягушонок ищет папу»

«Мой зеленый крокодил»

«Как стать большим»

«Честное крокодильское»

«Я нарисую солнце» и другие.

3.Слушание чтения стихотворения мастерами слова (аудиоприложение к учебнику Л.Ф.Климановой) .

Почему стихотворение называется «Про медведя?

Прочтите стихотворение и объясните значение слов:

Словарная работа (СЛАЙД 4)

Приятель - друг

Восторг - радость

Нацарапай – напиши

Берлога - жилище, нора медведя

-Обсудите в парах, только ли о медведе идет речь?

Работа в тетради:

-стр. 21 (выразительное чтение с подсказкой автора)

О_О_О! –восторг (радостно)

Э_Э_Э… - (радостно)

У_У_У! – удивленно (удивленно)

А_А_А! – нежно (Ласково)

Ы_Ы_Ы!- грозно (страшно)

Откройте учебник (стр. 14) Рассмотрите Медведя. Какой он у художника? А вы, каким его представляете?

Самостоятельное чтение стихотворения.

Чтение цепочкой выразительно.

-Какие звуки произносил медведь? Найдите в тексте (о), (э), (у), (а), (ы.)

-Что выражал медведь звуками? (Медведь выражал звуками восторг, удивление, растерянность, нежность, недовольство)

-Можно ли, зная лишь звуки (О, Э, Ы, У, А) произнести слово, выразить свою мысль? (Нет, гласные звуки не составляют слово)

Вывод: звуками можно передать интонацию, настроение, чувства.

В) Работа с пословицами (меткое суждение о жизни)

- Прочитайте пословицу и скажите, можно ли эту пословицу соотнести со стихотворением.

Не стыдно молчать, коли нечего сказать.

Знай больше, говори меньше.

- Как вы думаете, подходят ли они к стихотворению?

4. Физкультминутка «Веселая пчелка»

- А что вы узнали о пчеле из мультфильма? Сейчас мы познакомимся с автором, который попытался «поговорить» с пчелой.

5. Знакомство с творчеством М. Бородицкой

Рассказ учителя о М.Я. Бородицкой (слайд 5)

Мари́на Я́ковлевна Бороди́цкая (род. 28 июня 1954Москва) — российский поэт, переводчик поэзии, автор книг для детей. Первая книга стихов для детей – «Убежало молоко» (1985). Потом появились другие тонкие книжки, одна лучше другой: «Давайте мириться», «В один прекрасный день», «На кого же он похож», «Последний день учения», «Перелётный штукатур». Бородицкая много переводит, в основном произведения английской поэзии. Алан Милн «Винни-пух», Кипплинг «Рикки-тикки-тавви», Многотомник «Сказки народов мира».

Чтение стихотворения «Разговор с пчелой» (аудиоприложение к учебнику Л.Ф.Климановой)

-Кто участвует в разговоре?

- За что пчела ужалила мальчика? (Мальчик сорвал цветок)

- Как вы думаете, можно ли рвать цветы? В каких случаях это можно делать?

- А как пчела жужжит?

- Можно ли услышать, как возмущается пчела? Какие звуки в словах нужно произносить протяжно? В каких словах? ( Уж-жасно, нуж-жен, уж-жин) Вывод: прием «ЗВУКОПИСЬ», который помогает услышать звуки, передать мелодию стихотворения.

- А можно ли это стихотворение прочитать по ролям? Сколько героев? Автор, мальчик, пчела. Распределим роли:

Автор – Алексей, пчела – Надя, мальчик – Женя;

Автор – Лиля, пчела – Лера, мальчик – Слава.

Выразительное чтение по ролям в парах (читают три пары с каждого ряда)

6. Первичное чтение стихотворения «Кто как кричит?»

О чем это стихотворение? (Прогнозирование детей)

Об этом знает И. Гамазкова (фильм-интервью с писательницей)

Инна Липовна Гамазкова родилась в 1945 году в Омске. Она популярный автор детских журналов. Если собрать все эти стихи вместе, получится целая коллекция, в которую войдут загадки и считалки, дразнилки и частушки, песенки. По профессии Инна Гамазкова энтомолог, изучала насекомых, преподавала биологию! А в девяностые годы у неё стали выходить книжки для самых маленьких : «Это я говорю», «Азбука в загадках», «Кто летает», « У кого какие мамы». Последние годы Инна Гамазкова работает редактором в сказочном журнале «Жили-были».

- Я буду читать стихотворение, а вы будете вставлять пропущенные слова

( хором).

- Правильны ли эти слова по смыслу? А по звучанию?

Выразительное чтение

Читаем вслух

- Почему трудно произно­сить правильный ответ?

- Почему стихотворение получилось веселым?

(Дети высказывают свое мнение, а затем читают вывод в рамке на с. 17.)

VII. Самостоятельная работа.

Мы с вами создаем альбом для раскрашивания будущим первоклассникам.

Сейчас вы будете работать художниками-оформителями. Нарисуйте героев стихотворений (Медведя, пчелу), стараясь передать их характер.









Защита рисунков: рассказы детей о своих героях.

VIII-IX Закрепление новых знаний.

- Можете ли вы теперь соединить автора со своим произведением?

Про Медведя. Г. Сапгир

Разговор с пчелой. М. Бородицкая

Кто как кричит? И. Гамазкова (СЛАЙД)



Что объединяет эти произведения?

Рассмотрите выставку книг, посоветуйте друзьям книги о животных. По каким признакам их можно найти?

VI. Рефлексия

- Оцените свою работу:

Все задачи выполнили?

Задачи:

  1. Четко произносить звуки в словах;

  2. Понимать значение слов;

  3. Правильно ставить ударение;

  4. Открывать приемы выразительного чтения: звукопись, рифму, интонацию.

- Какое стихотворение больше всего понравилось?



Домашнее задание:  подготовьте выразительное чтение этого стихотворения, а по желанию, выучите наизусть. Спасибо за урок! 

А я Вам подготовила сюрприз – «пропуск» в библиотеку со списком книг на каникулы.





Смотрите мультфильмы по произведениям Г. Сапгира:

«Паровозик из Ромашкова»

«Лягушонок ищет папу»

«Мой зеленый крокодил»

«Как стать большим»

«Честное крокодильское»

«Я нарисую солнце»

М. Бородицкая:«Убежало молоко», «Давайте мириться», «В один прекрасный день», «На кого же он похож», «Последний день учения», «Перелётный штукатур».

И.Гамазкова:«Это я говорю», «Азбука в загадках», «Кто летает», « У кого какие мамы».













Приложение № 1

Полоски настроения









Приложение № 2

Альбом для раскрашивания













































































Приложение № 2

к уроку литературного чтения  

Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?»




ЧИТАТЕЛЬСКИЙ БИЛЕТ

Смотрите мультфильмы по произведениям Г.Сапгира:

«Паровозик из Ромашкова»

«Лягушонок ищет папу»

«Мой зеленый крокодил»

«Как стать большим»

«Честное крокодильское»

«Я нарисую солнце»

М. Бородицкая: «Убежало молоко», «Давайте мириться», «В один прекрасный день», «На кого же он похож», «Последний день учения», «Перелётный штукатур».

И.Гамазкова: «Это я говорю», «Азбука в загадках», «Кто летает», « У кого какие мамы».


































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!