СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомство с произведением Г. Скребицкого "Осень"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: Г.Скребицкий "Осень". Знакомство с произведением

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с произведением Г. Скребицкого "Осень"»

Урок литературного чтения во 2-м классе

Учитель: Садовская С.Б.

Тема урока: Знакомство с произведением Г. Скребицкого «Осень»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: познакомить с новым писателем Г. Скребицким и его произведением «Осень»

Задачи:

предметные

  • учить детей читать художественный текст, понимая содержание прочитанного

  • привлекать справочные и иллюстративно-изобразительные материалы

  • продолжить формирование навыка выразительного чтения;

  • учить находить в тексте образные средства языка: сравнения.

метапредметные

  • развивать речь, внимание, память;

  • расширять читательский кругозор детей.

личностные

  • учить видеть и понимать красоту русской природы;

  • прививать любовь к чтению.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Орг.

момент.

Мотивация к учебной деятельности

1. Приветствие, знакомство с гостями.

2. На доске написан набор букв:

Ркензимаокпаултралетокастсьзвеснатбузжиъ

- Что вы видите?

- Найдите, пожалуйста, среди набора букв слова

- Что обозначают эти слова?

- Какого времени года среди них нет? (осени)

-А кто из вас любит осень?

- А кто не любит?

- Что в осени хорошего?

- А что может быть плохого?

Давайте попробуем поспорить. А поскольку любой спор должен быть аргументирован, я попрошу…… доказать свои мнения, заполнив эту таблицу.

Осень

Нравится,

потому, что….

Не нравится,

потому, что….









  • Подготовка к уроку.

  • Отвечают на вопросы учителя

  • Находят слова: весна, лето, зима, выделяют из набора букв (подчеркивают)









  • Называют аргументы и заполняют таблицу



самоопределение (Л);

смыслообразование (Л);

целеполагание (Р);

извлечение необходимой информации (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

2.Актуализация опорных знаний обучающихся, проверка д/з.

- Какой раздел мы начали изучать? О чем эти произведения?

- Давайте вспомним стихотворение, которое изучали вчера. Кто автор и как его название? Как А.С.Пушкин относился к осени?

- Как нужно читать данное стихотворение?

  • Отвечают на вопросы учителя.

  • Хоровое чтение стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

Познавательные (извлечение информации из опыта детей)


3.Постановка проблемы.


- Как вы считаете, осень у всех вызывает грустное настроение?

- Работая сегодня на уроке, мы должны решить проблему: Осень – это скучное, некрасивое время года или прекрасное?

- Сейчас мы познакомимся с новым произведением. Кто его автор? Как название?

- А как мы можем узнать, любит ли осень Г.Скребицкий?

- Об этом замечательном писателе нам расскажет Полина С.

  • Открывают учебники, ищут ответ на вопросы.

  • Поиск ответа на проблемный вопрос.

  • Рассказ заранее подготовленного ученика о писателе.


установление причинно-следственных связей (П);

построение логической цепи рассуждений(П); постановка и формулирование проблемы (П);

доказательство (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

5.Открытие новых знаний. Первичная проверка понимания



- Сейчас мы познакомимся с произведением. В учебнике нам дан отрывок, поэтому я вам начну читать его начало, а вы продолжите. А вам задание - определить его жанр и тему.

Одновременно с чтением детьми текста просматривается презентация

- Каков жанр произведения?

- Почему вы решили, что это волшебная сказка?

- Как писатель называет Осень? Почему?

- Кого сначала нарядила осень? Во что?

- Кого и как потом разукрасила осень?

-С кем автор сравнивает дуб?

- Кого и почему осень не смогла разукрасить?

- Какие слова оказались непонятными?

Физкультминутка «Снежный ком» на тему «Кого разукрасила осень?»

Анализ произведения.

- Как вы думаете, почему автор назвал осень художником?

- Какой вы ее представляете?

- Осень-художник использует яркие краски для своей картины, писатели же рисуют картины осенней природы словами.

На доске записан отрывок из этого произведения

1.Березы и клены покрыла Осень лимонной желтизной, а листья осины разрумянила, будто спелые яблоки.

2.Стал осинник весь ярко-красный, весь, как огонь горит.

Листья, будто яблоки, осинник, как огонь.

В литературе такие выражения называют сравнения.

Для чего писатель использует сравнение?

Действительно, сравнения в произведении позволяют увидеть картину более яркой, точной, выразительной.

  • Слушают чтение учителя

  • Определяют жанр, тему, высказывают свои предположения

  • Читают с комментированием отрывок в учебнике (по ходу карандашом подчеркивают незнакомые слова)

  • Отвечают на вопросы учителя и вопросы в учебнике

  • Выборочное чтение

  • Работа с толковым словарем

Физкультминутка «Снежный ком»

  • Дети по цепочке называют слова из прочитанного произведения – кого осень нарядила, каждый раз называя свое новое слово и повторяя слова предыдущих учеников. (береза, береза – дуб, береза – дуб – осина, и т.д.)

  • Ответы детей, поисковое чтение – нахождение сравнений в тексте

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

подведение под понятие (П);

определение основной и второстепенной информации (П);

структурирование знаний (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)





6.Включение знаний в систему и повторение.

- А сейчас самост. работа (работа с текстом). Вы разделитесь на группы, и каждая группа будет выполнять свое задание.

1 гр. - моделирование обложки

- кроссворд

2 гр. - кластер



  • Дети делятся на 2 группы.

1 гр. – моделируют обложку произведения и разгадывают кроссворд

2 гр. – составляют кластер к сказке

  • Взаимопроверка работы






анализ, синтез, сравнение, понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

моделирование (П);

использование знаково-символических средств (П);

построение логической цепи рассуждений (П)

  1. 7.Итог урока







- В начале урока был поставлен проблемный вопрос: «Осень – это скучное, некрасивое время года или прекрасное?»

Выскажите своё мнение.


  • Высказывают предположения.

  • Вывод:

Художники создают картины красками и кистью, писатели и поэты рисуют словесные образы, композиторы сочиняют музыку, для того чтобы мы могли глубже почувствовать красоту родной природы











самооценка на основе критерия успешности (Л);

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

8. Рефлексия



Сегодня на уроке мы….

Я доволен своей работой, потому что…

Кто считает, что отлично потрудился на уроке и все усвоил - поднимет желтый листочек. Кому есть еще над чем поработать – зеленый.


  1. Домашнее задание

Выполнить задания в тетради по сказке Г.Скребицкого, с.45, № 1, 2



Записывают д/з








Георгий Алексеевич Скребицкий – писал рассказы и сказки о природе. Он с детства любил слушать и читать книги о природе, любил ходить в лес, на речку. Воображал себя смелым путешественником, охотником, любил наблюдать за животными. В доме у него всегда жили синички, сороки, ёжики, белочки, зайчишки.

В каждом времени года он умел найти что-то удивительно прекрасное.

В своих произведениях он рисует картины природы, учит наблюдать за природой, видеть и понимать её красоту.

Начало сказки «Четыре художника»:

Сошлись как-то вместе четыре – волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень; сошлись, да и заспорили: кто из них лучше рисует?

Спорили-спорили и порешили в судьи выбрать Красное Солнышко: «Оно высоко в небе живёт, много чудесного на своём веку повидало, пусть и рассудит нас».

Согласилось Солнышко быть судьёй. Принялись живописцы за дело.



Осень

Нравится,

потому, что….

Не нравится,

потому, что….













Конец сказки:

Так и трудятся по очереди четыре волшебника – живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. И у каждого из них по-своему хорошо получается. Никак Солнышко не решит, чья же картина лучше. Что красивее: белый сверкающий снег или пёстрый ковёр весенних цветов, сочная зелень Лета или золотистые краски Осени?

А может быть, всё хорошо по-своему? Если так, тогда волшебникам - живописцам и спорить не о чем; пусть себе каждый из них рисует картину

в свой черёд. А мы посмотрим на их работу да полюбуемся».



- Как вы считаете, осень у всех вызывает грустное настроение?

- Работая сегодня на уроке, мы должны решить проблему: Осень – это скучное, некрасивое время года или прекрасное?



Броня - металлическая одежда воина, защищающая туловище.

Какого цвета вы представляете медную броню?

Цвет меди - желто-коричневый, как монетка 50 копеек.

Золотая парча - плотная шелковая ткань, вытканная золотыми нитками.

Косяки птиц - стая птиц, летящая в определенном порядке.

Копна сена – куча сена, стог – большая копна




1

2

3

4



5


6

7

8



х

у

д

о

ж

н

и

к

-

о

с

е

н

ь


т

у

г

у



л


с

о

л




к

б

о

р



ё


и

с

и




и


н

а



н


н

н







ь

в



ы


ы

ы








л














и










1 и 4 – эти птицы осенью улетают на юг

2 – Осень нарядила его в медную кованую броню

3 – стал осинник весь ярко – красный, как …

5 – их Осень покрыла лимонной желтизной

6 – их Осень разрумянила, словно спелые яблоки

7 и 8 – Осень не знала, как их разукрасить

Презентация

1 сл. – Г.А.Скребицкий

2 сл. – картина И.Левитана «Золотая осень»

3 сл. – березы

4 сл.– клены

5 сл. – осины

6 сл. – дуб

7 сл. – медная броня

8 сл. – медные монеты

9 сл. – липа

10 сл. – наряд из парчи

11 сл. – сосны и ели

12 сл. – копны сена

13 сл. – стая птиц




1 и 4 – эти птицы осенью улетают на юг

2 – Осень нарядила его в медную кованую броню

3 – стал осинник весь ярко – красный, как …

5 – их Осень покрыла лимонной желтизной

6 – их Осень разрумянила, словно спелые яблоки

7 и 8 – Осень не знала, как их разукрасить


1 2 3 4 5 6 7 8

х

у

д

о

ж

н

и

к

-

о

с

е

н

ь



































































сметала

в высокие

стога

нарядила

в золотую

парчу

покрыла

лимонной

желтизной

нарядила в ярко–красный

наряд

одела

в медную

броню











Золотые хлеба

Дуб -

богатырь

Сосны

и ели

Художник осень



Копны

сена

Осинник

Берёзы

и клёны

Липы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!