Урок литературного чтения во 2-м классе
Учитель: Садовская С.Б.
Тема урока: Знакомство с произведением Г. Скребицкого «Осень»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: познакомить с новым писателем Г. Скребицким и его произведением «Осень»
Задачи:
предметные
учить детей читать художественный текст, понимая содержание прочитанного
привлекать справочные и иллюстративно-изобразительные материалы
продолжить формирование навыка выразительного чтения;
учить находить в тексте образные средства языка: сравнения.
метапредметные
развивать речь, внимание, память;
расширять читательский кругозор детей.
личностные
учить видеть и понимать красоту русской природы;
прививать любовь к чтению.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности | 1. Приветствие, знакомство с гостями. 2. На доске написан набор букв: Ркензимаокпаултралетокастсьзвеснатбузжиъ - Что вы видите? - Найдите, пожалуйста, среди набора букв слова - Что обозначают эти слова? - Какого времени года среди них нет? (осени) -А кто из вас любит осень? - А кто не любит? - Что в осени хорошего? - А что может быть плохого? Давайте попробуем поспорить. А поскольку любой спор должен быть аргументирован, я попрошу…… доказать свои мнения, заполнив эту таблицу. Осень | Нравится, потому, что…. | Не нравится, потому, что…. | | | | | | | | Подготовка к уроку. Отвечают на вопросы учителя Находят слова: весна, лето, зима, выделяют из набора букв (подчеркивают) | самоопределение (Л); смыслообразование (Л); целеполагание (Р); извлечение необходимой информации (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); |
2.Актуализация опорных знаний обучающихся, проверка д/з. | - Какой раздел мы начали изучать? О чем эти произведения? - Давайте вспомним стихотворение, которое изучали вчера. Кто автор и как его название? Как А.С.Пушкин относился к осени? - Как нужно читать данное стихотворение? | Отвечают на вопросы учителя. Хоровое чтение стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…» | Познавательные (извлечение информации из опыта детей) |
3.Постановка проблемы. | - Как вы считаете, осень у всех вызывает грустное настроение? - Работая сегодня на уроке, мы должны решить проблему: Осень – это скучное, некрасивое время года или прекрасное? - Сейчас мы познакомимся с новым произведением. Кто его автор? Как название? - А как мы можем узнать, любит ли осень Г.Скребицкий? - Об этом замечательном писателе нам расскажет Полина С. | Открывают учебники, ищут ответ на вопросы. Поиск ответа на проблемный вопрос. Рассказ заранее подготовленного ученика о писателе. | установление причинно-следственных связей (П); построение логической цепи рассуждений(П); постановка и формулирование проблемы (П); доказательство (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) |
5.Открытие новых знаний. Первичная проверка понимания | - Сейчас мы познакомимся с произведением. В учебнике нам дан отрывок, поэтому я вам начну читать его начало, а вы продолжите. А вам задание - определить его жанр и тему. Одновременно с чтением детьми текста просматривается презентация - Каков жанр произведения? - Почему вы решили, что это волшебная сказка? - Как писатель называет Осень? Почему? - Кого сначала нарядила осень? Во что? - Кого и как потом разукрасила осень? -С кем автор сравнивает дуб? - Кого и почему осень не смогла разукрасить? - Какие слова оказались непонятными? Физкультминутка «Снежный ком» на тему «Кого разукрасила осень?» Анализ произведения. - Как вы думаете, почему автор назвал осень художником? - Какой вы ее представляете? - Осень-художник использует яркие краски для своей картины, писатели же рисуют картины осенней природы словами. На доске записан отрывок из этого произведения 1.Березы и клены покрыла Осень лимонной желтизной, а листья осины разрумянила, будто спелые яблоки. 2.Стал осинник весь ярко-красный, весь, как огонь горит. Листья, будто яблоки, осинник, как огонь. В литературе такие выражения называют сравнения. Для чего писатель использует сравнение? Действительно, сравнения в произведении позволяют увидеть картину более яркой, точной, выразительной. | Слушают чтение учителя Определяют жанр, тему, высказывают свои предположения Читают с комментированием отрывок в учебнике (по ходу карандашом подчеркивают незнакомые слова) Отвечают на вопросы учителя и вопросы в учебнике Выборочное чтение Работа с толковым словарем Физкультминутка «Снежный ком» Дети по цепочке называют слова из прочитанного произведения – кого осень нарядила, каждый раз называя свое новое слово и повторяя слова предыдущих учеников. (береза, береза – дуб, береза – дуб – осина, и т.д.) Ответы детей, поисковое чтение – нахождение сравнений в тексте | анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); подведение под понятие (П); определение основной и второстепенной информации (П); структурирование знаний (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) |
6.Включение знаний в систему и повторение. | - А сейчас самост. работа (работа с текстом). Вы разделитесь на группы, и каждая группа будет выполнять свое задание. 1 гр. - моделирование обложки - кроссворд 2 гр. - кластер | 1 гр. – моделируют обложку произведения и разгадывают кроссворд 2 гр. – составляют кластер к сказке | анализ, синтез, сравнение, понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); моделирование (П); использование знаково-символических средств (П); построение логической цепи рассуждений (П) |
7.Итог урока | - В начале урока был поставлен проблемный вопрос: «Осень – это скучное, некрасивое время года или прекрасное?» Выскажите своё мнение. | Художники создают картины красками и кистью, писатели и поэты рисуют словесные образы, композиторы сочиняют музыку, для того чтобы мы могли глубже почувствовать красоту родной природы | самооценка на основе критерия успешности (Л); адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); |
8. Рефлексия | Сегодня на уроке мы…. Я доволен своей работой, потому что… | Кто считает, что отлично потрудился на уроке и все усвоил - поднимет желтый листочек. Кому есть еще над чем поработать – зеленый. |
Домашнее задание | Выполнить задания в тетради по сказке Г.Скребицкого, с.45, № 1, 2 | Записывают д/з | |
Георгий Алексеевич Скребицкий – писал рассказы и сказки о природе. Он с детства любил слушать и читать книги о природе, любил ходить в лес, на речку. Воображал себя смелым путешественником, охотником, любил наблюдать за животными. В доме у него всегда жили синички, сороки, ёжики, белочки, зайчишки.
В каждом времени года он умел найти что-то удивительно прекрасное.
В своих произведениях он рисует картины природы, учит наблюдать за природой, видеть и понимать её красоту.
Начало сказки «Четыре художника»:
Сошлись как-то вместе четыре – волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень; сошлись, да и заспорили: кто из них лучше рисует?
Спорили-спорили и порешили в судьи выбрать Красное Солнышко: «Оно высоко в небе живёт, много чудесного на своём веку повидало, пусть и рассудит нас».
Согласилось Солнышко быть судьёй. Принялись живописцы за дело.
Осень |
Нравится, потому, что…. | Не нравится, потому, что…. |
| |
| |
| |
| |
| |
Конец сказки:
Так и трудятся по очереди четыре волшебника – живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. И у каждого из них по-своему хорошо получается. Никак Солнышко не решит, чья же картина лучше. Что красивее: белый сверкающий снег или пёстрый ковёр весенних цветов, сочная зелень Лета или золотистые краски Осени?
А может быть, всё хорошо по-своему? Если так, тогда волшебникам - живописцам и спорить не о чем; пусть себе каждый из них рисует картину
в свой черёд. А мы посмотрим на их работу да полюбуемся».
- Как вы считаете, осень у всех вызывает грустное настроение?
- Работая сегодня на уроке, мы должны решить проблему: Осень – это скучное, некрасивое время года или прекрасное?
Броня - металлическая одежда воина, защищающая туловище.
Какого цвета вы представляете медную броню?
Цвет меди - желто-коричневый, как монетка 50 копеек.
Золотая парча - плотная шелковая ткань, вытканная золотыми нитками.
Косяки птиц - стая птиц, летящая в определенном порядке.
Копна сена – куча сена, стог – большая копна
| 1 | 2 | 3 | 4 | | | 5 | | 6 | 7 | 8 | | |
х | у | д | о | ж | н | и | к | - | о | с | е | н | ь |
| т | у | г | у | | | л | | с | о | л | | |
| к | б | о | р | | | ё | | и | с | и | | |
| и | | н | а | | | н | | н | н | | | |
| | | ь | в | | | ы | | ы | ы | | | |
| | | | л | | | | | | | | | |
| | | | и | | | | | | | | | |
1 и 4 – эти птицы осенью улетают на юг
2 – Осень нарядила его в медную кованую броню
3 – стал осинник весь ярко – красный, как …
5 – их Осень покрыла лимонной желтизной
6 – их Осень разрумянила, словно спелые яблоки
7 и 8 – Осень не знала, как их разукрасить
Презентация
1 сл. – Г.А.Скребицкий
2 сл. – картина И.Левитана «Золотая осень»
3 сл. – березы
4 сл.– клены
5 сл. – осины
6 сл. – дуб
7 сл. – медная броня
8 сл. – медные монеты
9 сл. – липа
10 сл. – наряд из парчи
11 сл. – сосны и ели
12 сл. – копны сена
13 сл. – стая птиц
1 и 4 – эти птицы осенью улетают на юг
2 – Осень нарядила его в медную кованую броню
3 – стал осинник весь ярко – красный, как …
5 – их Осень покрыла лимонной желтизной
6 – их Осень разрумянила, словно спелые яблоки
7 и 8 – Осень не знала, как их разукрасить
1 2 3 4 5 6 7 8 |
х | у | д | о | ж | н | и | к | - | о | с | е | н | ь |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
сметала
в высокие
стога
нарядила
в золотую
парчу
покрыла
лимонной
желтизной
нарядила в ярко–красный
наряд
одела
в медную
броню
Золотые хлеба
Дуб -
богатырь
Сосны
и ели
Художник осень
Копны
сена
Осинник
Берёзы
и клёны
Липы