Тема: Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель".
"Музыкальная классика XX века.
Время Георгия Свиридова”
Ф.И.О. учителя музыки: Ревенко О. А.
г.Курск - 2019 год
Георгий Васильевич Свиридов (1915 – 1998)
- В годы обучения он сочиняет романсы на стихи М.Ю. Лермонтова, П. Беранже, В. Шекспира, пишет инструментальные произведения.
- Русский, советский композитор и музыкальный деятель.
- Родился 16 декабря 1915 года в г. Фатеж Курской губернии.
- С 9 лет мальчик жил в Курске, там и начал впервые заниматься музыкой. Играл на рояле и на балалайке, участвовал в самодеятельном оркестре народных инструментов.
- С 1932 года юный музыкант учился в Центральном музыкальном училище Ленинграда.
- В Ленинградской консерватории
- (1936-1941) Свиридов учился под руководством профессоров П.Б. Рязанова и Д.Д. Шостаковича.
Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель»
В кинофильме музыка Г.В. Свиридова играет большую роль в создании поэтичного образа русской помещичьей усадьбы 19 века.
Александр Сергеевич Пушкин написал «Метель», входящую в цикл «Повести Белкина». Повесть была создана в рекордные сроки – за один день – 20 октября 1830 года. В 1964 год известный советский актер Владимир Басов, проявивший себя в качестве кинорежиссера, экранизировал повесть. Написать музыку он предложил Георгию Васильевичу Свиридову. Создавать музыку для театра и кино композитор любил – она привлекала его своей конкретностью и он охотно принял предложение. К музыке, созданной для кинофильма «Метель», Свиридов вернулся в 1973 году. На ее основе он создал сюиту для симфонического оркестра, которая получила название «Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» (1964 г.). Сюита от франц.-«ряд », «последовательность», «чередование»-музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных контрастирующх частей (многочастное произведение), объединенных общим замыслом.
«Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» Г.В. Свиридова.
В состав сюиты вошло девять номеров, последовательность их определяется музыкальной логикой.
Части сюиты:
1. "Тройка"
2. "Вальс"
3. "Весна и осень"
4. "Романс"
5. "Пастораль"
6. "Военный марш"
7. "Венчание"
8. "Отзвуки вальса"
9. "Зимняя дорога"
№ 1 "Тройка" Начинается сюита с «Тройки» - очень гормкое и стремительное движение в музыкальном развитии, сменяется песенной темой, первоначально прозвучавшей у гобоя, а дальнейшее ее развивитие происходит по законам русской подголосочной полифонии.
№ 2 "Вальс" В повести Пушкина А.С. нет описания бала, но этот образ композитор воплотил в одном из самых любимых и популярных жанров музыки – вальс.
№ 3 "Весна и осень" Темы весны и осени не только вносят в развитие действия лирический оттенок, покой, но и усиливают драматизм чувств и переживаний действующих лиц.
Во фрагментах создающих образы природы угадываются черты русской народной песенности - "бесконечные" мелодии широкого дыхания. Эту мелодию солирует гобой.
звучание напоминает пастушеский рожок (части - 3, 5, 9).
№ 4 Романс. Музыка романса насыщена глубокими чувствами, что помогает лучше понять образы главных героев повести
1
№ 5 Пастораль В переводе с латинского означает "пастушеский". Это музыкальная часть рисует сцены сельской жизни, картины природы.
№ 6 "Военный Марш" " Между тем война со славою была кончена. Полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу... " А.С. Пушкин Атмосферу всеобщего торжества, царившего в России после победы в отечественной войне 1812 года создает военный марш
отечественной войне 1812 года создает военный марш.
№ 7 "Венчание" Старый священник подошел ко мне с вопросом:» Прикажете начинать? - «Начинайте, начинайте, батюшка.» - рассеянно отвечал я. Девушку подняли. Она показалась мне недурна…" А.С. Пушкин.
№ 8 "Отзвуки вальса"
Светлая грусть, легкая тихая печаль пронизывает произведение как воспоминание о первой любви.
№ 9 "Зимняя дорога"
" … Вдруг метелица кругом; Снег валит клоками; Черный ворон, свистя крылом, Вьется над санями; Вещий стон гласит печаль! Кони торопливы Чутко смотрят в темну даль, Воздымая гривы…» ( В. Жуковский )
"Любвь к Родине, русскому народу, его культуре, традициям, простым человеческим чувствам. Всё это выражено глубоко, по-русски задушевно как у великого поэта А.С. Пушкина, так и в музыке Г.В. Свиридова" А.С. Белоненко.
Слушая сюиту Г.В. Свиридова видишь бесконечные заснеженные просторы России, занесенную дорогу, и по ней мчится вдаль русская тройка.
"…Кони преодолевают снежную пелену, ямщик напряженно вглядывается вдаль, а путник, укутанный в теплую шубу, мирно дремлет под однозвучную песню русского колокольчика. Метель! Как бы беде не случиться, не сбиться с дороги..."
( А.С. Пушкин)
Спасибо за внимание !