СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образы симфонической музыки "Метель" музыкальные иллюстрации к повести Пушкина

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку в 6 классе.

Раздел: "Образы симфонической музыки".

Тема:Свиридов и Пушкин. "Музыкальные иллюстрации к повести "Метель"

Вспоминаем понятие "Симфоническая сюита", краткий рассказ о сюжете.

Музыкальные вставки (вставьте самостоятельно)

Вопросы к каждому музыкальному моменту.

Просмотр содержимого документа
«Образы симфонической музыки "Метель" музыкальные иллюстрации к повести Пушкина»

Образы симфонической музыки «Метель» Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина Презентация к уроку в 6 классе Выполнила: Гринева Л.В. учитель музыки

Образы симфонической музыки

«Метель»

Музыкальные иллюстрации

к повести А.С. Пушкина

Презентация к уроку в 6 классе

Выполнила: Гринева Л.В. учитель музыки

Георгий Васильевич Свиридов (1915 – 1998) Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)

Георгий Васильевич Свиридов

(1915 – 1998)

Александр Сергеевич

Пушкин

(1799 – 1837)

Музыкальные иллюстрации Георгия Васильевича Свиридова к повести А. Пушкина «Метель» широко известны слушателям не только в России, но и во всем мире. Эта музыка пронизана интонациями русской песни.  Она не только воссоздаёт колорит пушкинской эпохи, но и раскрывает мир человеческих чувств героев небольшого литературного произведения.

Музыкальные иллюстрации Георгия Васильевича Свиридова к повести А. Пушкина «Метель» широко известны слушателям не только в России, но и во всем мире.

Эта музыка пронизана интонациями русской песни.

Она не только воссоздаёт колорит пушкинской эпохи, но и раскрывает мир человеческих чувств героев небольшого литературного произведения.

Повесть и музыка. События в повести Пушкина происходят в начале XIX века (1811-1812гг.), в период войны русского народа с армией Наполеона. Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести «Метель» - это взгляд нашего современника на Россию 19 века.

Повесть и музыка.

События в повести Пушкина происходят в начале XIX века (1811-1812гг.), в период войны русского народа с армией Наполеона.

Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести «Метель» - это взгляд нашего современника на Россию 19 века.

Музыкальный образ это   живое, обобщенное представление о действительности, выраженное музыкальными звуками.

Музыкальный образ это

живое, обобщенное представление о действительности, выраженное музыкальными звуками.

Инструментальная музыка  название ПРОГРАМНАЯ МУЗЫКА СИМФОНИЧЕСКАЯ СЮИТА

Инструментальная музыка

название

ПРОГРАМНАЯ МУЗЫКА

СИМФОНИЧЕСКАЯ СЮИТА

Симфоническая сюита. Музыка состоит из 7 пьес для симфонического оркестра:  «Тройка» «Весна и осень» «Пастораль» «Вальс» «Романс» «Военный марш» «Венчание»

Симфоническая сюита.

Музыка состоит из 7 пьес для симфонического оркестра:

  • «Тройка»
  • «Весна и осень»
  • «Пастораль»
  • «Вальс»
  • «Романс»
  • «Военный марш»
  • «Венчание»
В 1965 году  снят одноименный фильм  режиссера В. Басова

В 1965 году снят одноименный фильм режиссера В. Басова

 «Тройка» Открывает цикл музыкальных иллюстраций. Образ тройки лошадей, скачущей по заснеженной пустыне. Слышен звон бубенцов. Метель не утихала, небо не прояснялось... В основе мелодии – русская песня.

«Тройка»

Открывает цикл музыкальных иллюстраций.

Образ тройки лошадей, скачущей по заснеженной пустыне. Слышен звон бубенцов. Метель не утихала, небо не прояснялось...

В основе мелодии – русская песня.

«Тройка»  начинается «с полуслова» мощно, фортиссимо, аккордами медной группы, сопровождаемыми непрерывной дробью малого барабана, четкими ударами бубна, тремоло литавр. Затем вступают струнные — активными скачками в ритме барабанной дроби. Но вот внезапно звучность стихает до пианиссимо, остаются только непрерывная дробь барабана, да вторящие ей аккорды струнных, и на их фоне возникает раздольная песня (соло гобоя), чисто русская в своей диатонике, с широким распевом. Она длится, переходит к кларнету, затем ее подхватывает фагот и, наконец, скрипки. Потом она начинает звучать более полно у скрипок вместе с деревянными, обвивается подголосками и достигает кульминации, в которой вновь вступает мощно медная группа со своими аккордами, воспринимаемыми как естественное продолжение привольной мелодии. Теперь обе темы звучат одновременно, но постепенно стихают: удаляется тройка, напев растворяется в восходящем ходе арфы.

«Тройка» начинается «с полуслова» мощно, фортиссимо, аккордами медной группы, сопровождаемыми непрерывной дробью малого барабана, четкими ударами бубна, тремоло литавр. Затем вступают струнные — активными скачками в ритме барабанной дроби. Но вот внезапно звучность стихает до пианиссимо, остаются только непрерывная дробь барабана, да вторящие ей аккорды струнных, и на их фоне возникает раздольная песня (соло гобоя), чисто русская в своей диатонике, с широким распевом. Она длится, переходит к кларнету, затем ее подхватывает фагот и, наконец, скрипки. Потом она начинает звучать более полно у скрипок вместе с деревянными, обвивается подголосками и достигает кульминации, в которой вновь вступает мощно медная группа со своими аккордами, воспринимаемыми как естественное продолжение привольной мелодии. Теперь обе темы звучат одновременно, но постепенно стихают: удаляется тройка, напев растворяется в восходящем ходе арфы.

Вопросы: Какими чертами наделил композитор главные темы? Какой образ хотел передать композитор своей музыкой? Какими приёмами развития Г.Свиридов достигает драматизма звучания пьесы? В какой форме написана эта пьеса?

Вопросы:

  • Какими чертами наделил композитор главные темы?
  • Какой образ хотел передать композитор своей музыкой?
  • Какими приёмами развития Г.Свиридов достигает драматизма звучания пьесы?
  • В какой форме написана эта пьеса?

«Весна и осень» Образы природы в разное время года. Это не только изменение в природе, но и эмоциональное состояние героев – любовь, тоска и безысходность, тревожное ожидание. Зарисовки природы (мелодия в мажоре и миноре), вносят лирический оттенок.

«Весна и осень»

Образы природы в разное время года. Это не только изменение в природе, но и эмоциональное состояние героев – любовь, тоска и безысходность, тревожное ожидание. Зарисовки природы (мелодия в мажоре и миноре), вносят лирический оттенок.

Вопросы: Сравните две мелодии: что в них общего, в чём отличие? Характеры пьес. Какие тембры инструментов подчёркивают весенний и осенний колорит музыки? Сравните музыкальный язык пьес с живописным языком картин.

Вопросы:

  • Сравните две мелодии: что в них общего, в чём отличие? Характеры пьес.
  • Какие тембры инструментов подчёркивают весенний и осенний колорит музыки?
  • Сравните музыкальный язык пьес с живописным языком картин.
«Пастораль» Музыкальная пьеса, где происходит объяснение в чувствах главных героев: «Бурмин нашёл Марью Гавриловну у пруда, под ивой, с книгой в руках в белом платье…» Пастораль (пастушеский) рисует сцены безмятежной сельской жизни, картины природы.

«Пастораль»

Музыкальная пьеса, где происходит объяснение в чувствах главных героев: «Бурмин нашёл Марью Гавриловну у пруда, под ивой, с книгой в руках в белом платье…»

Пастораль (пастушеский) рисует сцены безмятежной сельской жизни, картины природы.

Вопросы: Какое эмоциональное состояние передаёт эта музыка? Какому герою повести созвучна эта пьеса? Тембры каких инструментов передают лирический образ? Назовите лирические произведения, рисующие картины природы.

Вопросы:

  • Какое эмоциональное состояние передаёт эта музыка?
  • Какому герою повести созвучна эта пьеса?
  • Тембры каких инструментов передают лирический образ?
  • Назовите лирические произведения, рисующие картины природы.
«Вальс» Образ русской женщины.  Восторженное ликование и встреча победителей – офицеров на балу. Любимый жанр Г. Свиридова – вальс.

«Вальс»

Образ русской женщины.

Восторженное ликование и встреча победителей – офицеров на балу. Любимый жанр Г. Свиридова – вальс.

 «Вальс»  открывается призывными фанфарами, после которых вступает непритязательная мелодия с характерным для вальса аккомпанементом (бас на первой доле и аккорды на второй и третьей). В нем нет пышности и великолепия бального танца. Кажется, он звучит в непритязательной обстановке домашнего праздника, в небогатой усадьбе или в саду провинциального городка. Мелодия, длительно разворачивающаяся то у скрипок, то расцвечивающаяся тембрами деревянных инструментов, неприхотлива, но обаятельна.

«Вальс»

открывается призывными фанфарами, после которых вступает непритязательная мелодия с характерным для вальса аккомпанементом (бас на первой доле и аккорды на второй и третьей). В нем нет пышности и великолепия бального танца. Кажется, он звучит в непритязательной обстановке домашнего праздника, в небогатой усадьбе или в саду провинциального городка. Мелодия, длительно разворачивающаяся то у скрипок, то расцвечивающаяся тембрами деревянных инструментов, неприхотлива, но обаятельна.

Вопросы: Какие картинки нарисовала музыка? Сколько мелодий получают своё развитие в музыке «Вальса»? В какой форме написан «Вальс»? С помощью каких выразительных средств музыки передаются образы?

Вопросы:

  • Какие картинки нарисовала музыка?
  • Сколько мелодий получают своё развитие в музыке «Вальса»?
  • В какой форме написан «Вальс»?
  • С помощью каких выразительных средств музыки передаются образы?

«Романс» В романсе воспроизведены интонации, ритмы, сопровождение любимого жанра городского музицирования той поры – романса XIX века. Передаёт глубокие чувства главных героев. Это воспоминание Владимира о ушедшей мечте о счастье…

«Романс»

В романсе воспроизведены интонации, ритмы, сопровождение любимого жанра городского музицирования той поры – романса XIX века. Передаёт глубокие чувства главных героев.

Это воспоминание Владимира о ушедшей мечте о счастье…

 «Романс»   после четырех тактов вступления начинается привычным для бытового музицирования отыгрышем рояля. Скрипка соло запевает мелодию романса, основанную на попевках, типичных для романсовой музыки середины XIX века, но разворачивающуюся все шире, привольнее. Солирующий альт «подпевает», словно второй голос в дуэте, затем их сменяют флейта и гобой, потом к пению присоединяется английский рожок. А рояль продолжает меланхолично исполнять свою партию — долгий бас на первой доле и два аккорда арпеджиато, словно подражающие арфе, которая, однако, также вступает с длящимися по целому такту аккордами. Музыка становится более взволнованной, достигается кульминация, в которой роль солиста берет на себя труба, а подпевать ей начинают валторны. В заключении все утихает, кларнет и солирующая виолончель завершают дуэт.

«Романс»

после четырех тактов вступления начинается привычным для бытового музицирования отыгрышем рояля. Скрипка соло запевает мелодию романса, основанную на попевках, типичных для романсовой музыки середины XIX века, но разворачивающуюся все шире, привольнее. Солирующий альт «подпевает», словно второй голос в дуэте, затем их сменяют флейта и гобой, потом к пению присоединяется английский рожок. А рояль продолжает меланхолично исполнять свою партию — долгий бас на первой доле и два аккорда арпеджиато, словно подражающие арфе, которая, однако, также вступает с длящимися по целому такту аккордами. Музыка становится более взволнованной, достигается кульминация, в которой роль солиста берет на себя труба, а подпевать ей начинают валторны. В заключении все утихает, кларнет и солирующая виолончель завершают дуэт.

Вопросы: Музыкальные портреты каких героев рисует эта пьеса? В какой форме написан «Романс»? Почему в кульминации пьесы главная тема звучит в исполнении трубы? Вспомните известные романсы русских композиторов.

Вопросы:

  • Музыкальные портреты каких героев рисует эта пьеса?
  • В какой форме написан «Романс»?
  • Почему в кульминации пьесы главная тема звучит в исполнении трубы?
  • Вспомните известные романсы русских композиторов.
«Военный марш» Показаны картины военного сражения и победа Кутузова над Наполеоном. Ярко передана атмосфера торжеств, подъёма патриотических чувств народа России. Музыка связана с характеристиками главных героев повести: и Владимир, и Бурмин были участниками Отечественной войны 1812 года.

«Военный марш»

Показаны картины военного сражения и победа Кутузова над Наполеоном. Ярко передана атмосфера торжеств, подъёма патриотических чувств народа России. Музыка связана с характеристиками главных героев повести: и Владимир, и Бурмин были участниками Отечественной войны 1812 года.

Вопросы: Какими интонациями насыщена эта музыка? Какое выразительное значение имеет вступление к маршу? В какой форме написан «Военный марш»?

Вопросы:

  • Какими интонациями насыщена эта музыка?
  • Какое выразительное значение имеет вступление к маршу?
  • В какой форме написан «Военный марш»?
«Венчание» Описание темы венчания завершает повесть и цикл музыкальных пьес. Звучание церковных песнопений, тихое горение церковных свечей передают печальный и спокойный характер музыки.

«Венчание»

Описание темы венчания завершает повесть и цикл музыкальных пьес. Звучание церковных песнопений, тихое горение церковных свечей передают печальный и спокойный характер музыки.

Миниатюра, медленные тихие звучания струнных с сурдинами, переплетение мелодических линий, из которых складывается прозрачная фактура, лишенная аккомпанемента как такового. Атмосфера таинственности, затаенной нежности внезапно сменяется страстными восклицаниями (флейта, гобой и скрипки на крещендо от форте к фортиссимо). Мощные удары аккордов оркестра — как удары судьбы. «Венчание».

Миниатюра, медленные тихие звучания струнных с сурдинами, переплетение мелодических линий, из которых складывается прозрачная фактура, лишенная аккомпанемента как такового. Атмосфера таинственности, затаенной нежности внезапно сменяется страстными восклицаниями (флейта, гобой и скрипки на крещендо от форте к фортиссимо). Мощные удары аккордов оркестра — как удары судьбы.

«Венчание».

Вопросы: Какой образ создаёт эта музыка? Почему композитор использует в «Венчании» приём полифонии? Почему пьеса заканчивается звучанием струнных инструментов, напоминающих церковное песнопение, а минорная окраса в конце сменяется светлым мажорным аккордом? Какие из пьес можно назвать лирическими, а какие драматическими?

Вопросы:

  • Какой образ создаёт эта музыка?
  • Почему композитор использует в «Венчании» приём полифонии?
  • Почему пьеса заканчивается звучанием струнных инструментов, напоминающих церковное песнопение, а минорная окраса в конце сменяется светлым мажорным аккордом?
  • Какие из пьес можно назвать лирическими, а какие драматическими?
Заключение. Музыкальные иллюстрации – симфонические пьесы Г. Свиридова – не только запечатлели образы пушкинской «Метели», но и наполнили их новыми мыслями и чувствами. Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл. Каждая пьеса – это самостоятельный этап в жизни героев. Яркость и убедительность образов музыки Свиридова показаны в кино, в музыкальном театре и даже на эту музыку был поставлен балет.

Заключение.

Музыкальные иллюстрации – симфонические пьесы Г. Свиридова – не только запечатлели образы пушкинской «Метели», но и наполнили их новыми мыслями и чувствами. Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл.

Каждая пьеса – это самостоятельный этап в жизни героев.

Яркость и убедительность образов музыки Свиридова показаны в кино, в музыкальном театре и даже на эту музыку был поставлен балет.