Школа России
Литературное чтение
3 класс
Девочка спит и пока, что не знает,
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот…
Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Чья это сказка?
Сорок штук перин пуховых
Постелили ей в кровать,
Что ж принцессе ночью снова
Помешало крепко спать?
Там, где рождается лес корабельный,
Солнце привольно светило над ней.
Радость дарившая детям в Сочельник
Просто сгорела в обычном огне.
Балдахин, панталоны, мантия,
Шлейф, закрепленный за камзолом...
А народ все смотрел внимательно,
В чем шагает правитель... голый.
Играли свадьбу восемь дней
Солдату и принцессе.
Благодаря чему он с ней,
Скажите, жить стал вместе?
С голосом нежным без спору рассталась,
Ради любви потеряла покой,
Но после свадьбы чужой оказалась
Только полоскою пены морской.
Как в сказке говорится,
Он стал прекрасной птицей,
Хотя в начале сказки
Его все звали “гадким”.
Сегодня познакомимся со сказкой
Х.К. Андерсена «Гадкий утёнок».
Смотреть
презентацию
Ханс Кристиан
Андерсен
Ежегодно с 1967 года день 2 апреля - день рождения Андерсена, отмечается как Международный день детской книги.
Учреждена Золотая медаль имени Х.К. Андерсена. Ею награждаются писатели, чьи произведения для детей признаны лучшими.
https://www.youtube.com/watch?v=XO8KaH7blkg
История жизни писателя:
Сказку "Гадкий утёнок" можно считать автобиографической, ведь Ханс Кристиан Андерсен родился в бедной семье и знал немало горя, прежде чем прославиться.
слушать сказку
- Какие чувства испытывали во время прослушивания?
сказки
народная
литературная
Автор - народ.
Автор - конкретное лицо.
Существует в устной форме.
Создаётся в письменной форме.
Наличие обязательных композиционных элементов: присказка, зачин, концовка.
Существует в нескольких вариантах.
Может не иметь традиционного зачина.
Внесение изменений не допускаются.
Время создания определить невозможно.
Время создания известно.
Может быть: волшебная, бытовая,
о животных.
Не ограничивается определенным жанром. Включает в себя черты и бытовой, и волшебной сказки, и даже фантастику.
Набор сюжетов ограничен.
Сюжет не ограничен набором каких-либо мотивов.
Есть исполнители сказок – сказители.
Исполнителя как такового нет.
Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
Красивый – доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью, прекрасный.
- Как считаете, если человек красивый, приятный внешне, он хорош во всём?
- Как вы считаете хорошо быть красивым?
- А некрасивым? Почему?
- Кому в жизни легче?
Гадкий – очень плохой, мерзкий, вызывающий отвращение, презрение
смётано - сложено в копны
озираться – осматриваться
и меня однажды провели - обманули
орава - беспорядочное и шумное скопление людей
несуразный, нелепый - нескладный
подойник - сосуд, в который стекает молоко при ручном доении
ликующий - радующийся
Рожь – хлебный злак, молотые зёрна которого обычно служат для выпечки ржаного хлеба.
Стог – куча плотно уложенного сена под открытым небом.
Лопух – растение (репейник), у него широкий, овальной формы лист.
Выкарабкались – после больших усилий вылезть из скорлупы.
Озираться – оглядываться назад.
Гадкий – некрасивый, вызывающий отвращение.
Канава – длинный, неширокий ров.
Бултыхнуться – падать в воду.
Ров – длинное углубление, вырытое в земле.
О чем мы с вами прочитали?
- Где сидела утка?
- Прочитайте, как появились на свет утята.
- Какое первое слово они произнесли?
- Что ответила им утка?
- Что стали делать утята, когда уже выбрались из скорлупы?
- Почему утка-мать не мешала им разглядывать листья лопуха?
- Все ли утята сразу появились на свет?
- Почему утка снова уселась в чаще лопуха? - - Каким оказался, по мнению утки, последний утёнок?
- Что сказала утка, когда увидела последнего утёнка? На кого он был похож?
- Что сказала утка, когда увидела последнего родившегося утёнка?
- Должна ли была она так говорить?
- На кого он был похож, по мнению утки?
- Если бы вы были художниками, что бы вы нарисовали к первой части?
- Подумайте, где нужны паузы (остановки) при чтении, какие слова нужно выделить голосом при чтении.
- Куда отправилась утка со своей семьёй?
- Как утята учились плавать?
- Как плавал серый утёнок?
- О каких опасностях предупредила утка своих деток? (Чтобы они береглись кошек и смотрели, чтобы на них никто не наступил)
- Что ожидало бедного, некрасивого утенка на птичьем дворе? - Что говорили о нем на птичьем дворе?
- Как повел себя индейский петух?
- Как страдал утенок из-за своей внешности?
- Когда будем читать, что передадим слушателям?
- Почему утенку пришлось бежать с птичьего двора?
- Имели ли все на это право?
Найдите в сказке подтверждения словам:
1. Не такой как все
гадкий
ужасный урод
хорошо плавает
большой и несуразный
бедняга
слишком велик
некрасив, но у него доброе сердце
2. Унижение
3. Одиночество
4. Ограничение в свободе. Непонимание
5. Холод, голод
6. Чуть не умер
7. Желание умереть
крепкий
большой
красивее всех
молоденький
прелестный
счастливый
Утёнок
Лебедь
гадкий
крепкий
ужасный урод
большой
большой и несуразный лучше всех
не такой как все красивее всех
бедняга
молоденький
некрасив, но у него доброе сердце
прелестный
слишком велик
счастливый
не завистлив
прекрасный среди прекрасных лебедей
Восстановите план событий.
Утка высиживает утят.
Встреча с красивыми птицами осенним вечером.
Счастливая встреча с прекрасными лебедями весной..
Утята появились на свет и стали познавать мир.
Самым последним вылупился
Бедняжка убегает, сам не зная куда.
огромный некрасивый птенец.
Утята знакомятся с обществом на птичьем дворе.
Гадкий утёнок переживает суровую зиму.
Бедный утёнок стал посмешищем двора.
1.Утка высиживает утят.
2.Утята появились на свет и стали познавать мир.
3.Самым последним вылупился огромный некрасивый птенец.
4.Утята знакомятся с обществом на птичьем дворе.
5.Бедный утёнок стал посмешищем двора.
6.Бедняжка убегает, сам не зная куда.
7.Встреча с красивыми птицами осенним вечером.
8.Гадкий утёнок переживает суровую зиму.
9.Счастливая встреча с прекрасными лебедями весной..
Приёмы, которые помогают донести до читателя сказочную мораль сказки:
иносказание
ирония
подтекст
Сказочник изображает людей под видом животных и себя под видом гадкого утёнка.
В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость – как в настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь.
Подберите пословицы к сказке.
Язык острее меча.
Некрасив собой, но красив душой.
Суди не по внешности, а суди по делам.
Всему свое время.
Красивый вид человека не портит.
Не бросай друга в несчастье.
Друзья познаются в беде.
Подберите отрывки из текста к иллюстрациям.
Все те, с кем встречался утёнок, не были уродами, некрасивыми, но обладали такими чертами характера как злоба, зависть, черствость. В них не было внутренней красоты, душевной.
А нашего героя, который был внешне неприятен, ужасный урод автор вознаградил. Он стал прекрасным лебедем.
За что?
Самое главное доброта, бескорыстие, а не внешний вид.
Кто много страдал, но не озлобился, тот достигает счастья.
Нельзя судить по внешности, надо судить по делам и поступкам.
Нельзя высмеивать недостатки других.
Добро всегда побеждает зло.
Человек может быть красив не только внешне, но и красив душой, поступками.
Если человек красив душой, то его недостатков люди не замечают, если узнают его лучше.
Смотреть мультфильм
http://mults.info/mults/?id=466
-Чему учит сказка?
- Ребята, как вы понимаете, что такое красота внешняя и внутренняя?
-Что в сказке вымышленного, сказочного, и что могло произойти на самом деле?
у з н а л у д и в и л с я з а д у м а л с я п о в т о р и л н а у ч и л с я з а п о м н и л
В «Гадком утёнке» есть мораль явная и скрытая. Явная только лукаво обманывает читателя. Смысл сказки вовсе не в том, о чём сказано прямо: “Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!” В скрытой морали — настоящий смысл сказки: когда ты что-то любишь больше себя, больше собственной жизни, тогда уже смерть не имеет над тобой полной власти. Андерсен хотел показать своей сказкой, что заложенные в человеке дарования и высокие моральные качества, скрытые порой под бедными одеждами и неприглядной внешностью, в конце концов победят!
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/10/16/viktorina-gkhandersen-gadkiy-utyonok Викторина по произведению.