Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1»
Муниципальная научно-практическая конференция
младших школьников «Я – исследователь»
Секция «социальные проекты»
«Дети и гаджеты в их жизни»
Работу выполнили:
Мизюрина София, Ожаренков Дмитрий,
учащиеся 4 «б» класса
МАОУ «Гимназия №1» пос. Мулино
Руководитель:
Хонякина Екатерина Владимировна,
учитель начальных классов I квалификационной категории
МАОУ «Гимназия №1» пос. Мулино
пос. Мулино, 2021 год
Оглавление
Стр.
Введение…………………………………………………………………. 3
Основная часть. Дети и гаджеты в их жизни………………………….. 4
2.1 Что такое девайс и гаджет? ………………………………………… … 4
2.2 Какие бывают гаджеты для детей и подростков………………….... …4
2.3 Влияние средств сотовой связи на здоровье человека ……………. … 5
2.3.1. Результаты исследований ученых в мире……………………… … 5
2.3.2. Влияние средств сотовой связи на здоровье человека………… … 6
2.4. Положительные стороны использования гаджетов……………….. … 7
3. Практическая часть ……………………………………………………….. … 8
3.1. Анкетирование……………………………………………………….. … 8
3.2. Эксперимент «День без гаджетов»……………………………………. 8
3.3. Классный час «Гаджеты для школьников»…………………………… 9
3.4. Акция «Проснись, родительское сердце»…………………………...... 9
4. Заключение…………………………………………………………………… 9
5. Список литературы……………………………………………………………10
6. Приложение……………………………………………………………………11
Приложение 1 ……………………………………………………………….. 11
Приложение 2 ……………………………………………………………… 12
Приложение 3 ………………………………………………………………. 13
Приложение 4 ……………………………………………………………….. 14
Приложение 5 ……………………………………………………………….. 15
Приложение 6 ………………………………………………………………. 16
Заполонили гаджеты планету.
Где их сегодня только нет,
Подключены все к интернету
На всё готовы дать ответ.
Сегодня даже юный карапет
Напичкан гаджетами под завязку.
В детсад берёт с собой планшет
В рунете смотрит сказку.
Школяр, вообще, без интернета
И шагу даже не шагнёт
С компьютером сидит он до рассвета
А в школу ноутбук с собой несёт…
Алексей Сизых.
Введение.
Ребёнка 21 века не возможно представить без электронных гаджетов и Интернета. Смартфон, планшет, ноутбук – всё это неиссякаемые источники удовольствия для детей и предмет беспокойства родителей. Сегодня сотовый телефон выполняет не только функцию связи, но и используется в качестве аудио - и видео- проигрывателя, электронной книги, навигатора, диктофона, фотоаппарата, калькулятора, игровых приставок и прочее.
А ведь действительно большинство детей пользуются гаджетами ежедневно. Сотовые телефоны с нами повсюду. Но наши родители этим недовольны. Они считают, что у детей портится зрение, они меньше гуляют, имеют доступ к вредной информации. А мы обижаемся, когда наши родители порой запрещают нам пользоваться гаджетами.
Мы задумались: «Современные гаджеты – это вред или польза?» «Какие гаджеты существуют для детей?», «Почему современные подростки не могут обойтись без электронных устройств?», «Можно ли и нужно ли общаться школьнику с гаджетами?»
Цель: выяснить, какую роль играют гаджеты в жизни детей и подростков; как можно использовать гаджеты с пользой для школьников; почему дети отдают предпочтение виртуальному миру.
Задачи:
изучить значение слов «гаджет», «девайс» в толковом словаре;
узнать, какие существуют гаджеты для детей;
выявить пользу и вред средств сотовой связи;
провести анкетирование среди учащихся и их родителей;
выяснить, почему дети отдают предпочтение виртуальному миру;
составить памятки «Правила пользования сотовыми телефонами»; «Гаджеты-помощники для школьников»;
провести классный час «Гаджеты для школьников»;
провести среди школьников эксперимент «День без гаджетов»;
участвовать в акциях социального направления;
учиться правильно пользоваться гаджетами.
Объект исследования: влияние средств сотовой связи на здоровье детей и правила их использования.
Предмет исследования: (девайсы) средства сотовой связи (мобильные телефоны, смартфоны, планшеты, смарт-часы и т.д.)
Методы исследования:
Актуальность:
Наш проект важен потому, что мы не представляем свою жизнь без современных электронных устройств и считаем, что в будущем они помогут нам жить в достатке и счастье. А использование детьми гаджетов надо превратить из зависимости во благо.
2. Основная часть. Дети и гаджеты в их жизни.
2.1. Что такое девайс и гаджет?
Девайс [англ. device — прибор, устройство] — это устройство, приспособление, которое используется во многих областях, предназначенное для выполнения частной, специальной задачи. Самостоятельное, много-функциональное устройство, не требующее дополнительных подключений к другим устройствам, работающее от батареи или электросети.
В английском языке это слово используется намного шире, чем в русском, у нас же исторически сложилось, что к девайсам относятся лишь такие приборы как компьютеры, ноутбуки, смартфоны, бытовая техника и другие умные машины. Для работы девайса не нужны вспомогательные устройства.
Га́джет (англ. gadget штуковина, приспособление, устройство, безделушк) — небольшое вспомогательное устройство, выполняющее одну или несколько примитивных функций, для работы которого может потребоваться дополнительные устройства для того, чтобы облегчить быт человека. К гаджетам можно отнести наушники, смарт-браслеты, фитнес-трекеры, электронные пластыри, очки виртуальной реальности, плееры.
2.2. Какие бывают гаджеты для детей и подростков.
Итак, давайте разберемся, какие бывают гаджеты и устройства. И для чего они служат.
В повседневной жизни и для общения – смартфоны, планшеты, ноутбуки, смарт-часы.
В быту – электрическая зубная щётка, робот-пылесос, блендер.
В развлечениях – интерактивные игрушки, игровые приставки, беспроводные наушники, плейеры, очки виртуальной реальности.
Для передвижения – электросамокаты, сигвеи, гироскутеры.
В медицине – термометры, электронные пластыри.
В образовании и обучении – калькулятор, электронные книги, веб-камера, электронный микроскоп, флеш-карта, ноутбук, планшет.
В спорте – фитнес-трекеры, смарт-браслеты, спортивные девайсы.
2.3. Влияние средств сотовой связи на здоровье человека
2.3.1. Результаты исследований ученых в мире.
Споры о вреде или безвредности средств сотовой связи ведутся постоянно и в настоящее время они основываются на огромном количестве экспериментов, опубликованных в ведущих научных международных изданиях.
Приведем примеры некоторых экспериментов.
1. В 2005 году китайские исследователи пришли к выводу, что излучение сотового телефона приводит к повреждению ДНК. В некоторых странах существуют нормы, ограничивающие использование аппаратов, имеющих слишком высокий уровень излучения.
2. В 2007 году шведские учёные сделали вывод по результатам обработки 11 исследований, что при использовании сотового телефона в течение 10 лет вероятность возникновения опухоли слухового нерва увеличивается в два раза. При этом отмечается, что дети подвержены этому риску больше, так как имеют более тонкие костные ткани, чем взрослые.
3. В Норвегии обществом для защиты от излучения и национальным институтом в Швеции было проведено исследование. Оно показало что, даже те люди, которые разговаривают по телефону меньше пары минут в день, достаточно часто испытывают головные боли, головокружение, быстро утомляются.
4. Шведский нейрохирург Лейф Сэлфорд уже полтора десятка лет исследует опасности, исходящие от сотовых телефонов. Что же сделали шведские учёные?
Эксперимент: ученые посадили 32 крысы в небольшие клетки и приложили к ним телефоны. Спустя пятьдесят дней после двухчасового издевательства над животными исследователи проверили под микроскопом состояние их мозга. Выяснилось, что у крыс существенно повреждены кровеносные сосуды мозга. Много мёртвых клеток. Чем выше уровень «телефонной» радиации, тем серьёзнее был ущерб.
Если человеческий мозг мобильные телефоны затрагивают подобным образом, то опасность для умственных способностей их владельцев более чем реальная. По словам Сэлфорда, эффект для людей может быть практически таким же, как для животных, так как биологический состав мозгового вещества человека и крысы схож.
5. Российский профессор Игорь Беляев во время опыта включал телефон рядом с пробирками с человеческой кровью.
Через час кровь в нескольких из них «закипела»!
«Она не нагревалась, - объясняет исследователь.
Но клетки крови, лимфоциты, вели себя, как если бы у человека был очень сильный жар - 44 градуса». Эффект «теплового шока» сохранялся 72 часа.
6. Согласно результатам экспериментов, проведённых в московском Институте биофизики, при облучении сердца лягушки высокочастотным электромагнитным полем в течение 5 – 10 минут даже при очень низкой интенсивности сигнала удавалось остановить каждое второе сердце, а у оставшихся образцов снижалась частота сокращений.
2.3.2. Влияние средств сотовой связи на здоровье человека.
Исходя из опытов и экспериментов ученых над животными, можно сделать вывод, что излучение именно сотовых телефонов, планшетов пагубно влияет и на организм человека, так как состав тканей и функции некоторых органов у нас схожи.
Основными симптомами неблагоприятного воздействия средств сотовой связи на состояние здоровья являются:
головные боли;
сонливость;
раздражительность;
нарушения памяти и ухудшение способности к концентрации;
синдром хронической усталости;
боль и резь в глазах;
сухость слизистой оболочки глаза;
прогрессирующее ухудшение зрения;
перепады давления и пульса;
проблемы с психикой (зависимость, уход от реальности).
Кроме того, под воздействием вредных электромагнитных полей, которые излучают средства сотовой связи, в организме снижается работа иммунной системы. По словам врачей, от этого может снизиться сопротивляемость организма болезням и прочим вредным внешним воздействиям.
Разные люди реагируют на излучение сотовых телефонов по-разному: 15% особо устойчивых его просто не замечают, у 70% - негативные последствия проявляются только через какое-то время, а 15% пользователей являются очень чувствительными к электромагнитному излучению. Даже после однократного разговора по мобильному телефону у них отмечаются вышеперечисленные симптомы.
Особенно чувствительны к излучению мобильных телефонов дети. Ученые предупреждают, что дети, пользующиеся мобильными телефонами, подвергаются повышенному риску расстройства памяти и сна. Основная причина расстройств заключается в электромагнитном излучении малой интенсивности, которое способно проникать в более тонкий череп ребенка.
Очень важно знать, что все без исключения девайсы и гаджеты распространители инфекций. На корпусе мобильного телефона нашли больше бактерий, чем на дверных ручках, клавиатурах, подошвах обуви.
2.4. Положительные стороны использования гаджетов.
А может быть в использовании этих устройств для детей содержится и немало пользы?
Когда в семье появляется малыш, родители покупают для него первую игрушку – музыкальный мобиль для кроватки. Он помогает тренировать зрительные навыки и развивает слух ребенка. Следовательно, интерактивные игры способствуют развитию ребёнка, развивают внимание и мелкую моторику.
Интерактивные домашние животные могут заменить настоящих и проявить у детей заботу об окружающем мире, если у детей или родителей есть аллергия.
Мы с удовольствием помогаем своим родителям по дому, используя домашние гаджеты: робот-пылесос, миксер и другие.
Обучение младших школьников происходит с помощью специальных обучающих программ и игр, использующих зрительные образы и активные формы работы самого ребенка.
Связь с родителями, родственниками и друзьями. Сотовые телефоны и смарт-часы позволяют поддерживать связь с детьми в любое время, в любом месте и в любой ситуации. А функция геолокации позволяет еще и отследить местоположение ребёнка.
Использование гаджетов в обучении формирует у школьников навыки поиска и фильтрации информации. Позволяет быстро найти нужный материал для подготовки сообщения, написания реферата. С помощью компьютерной презентации школьник имеет возможность наглядно показать подготовленный материал.
Различные приложения помогают ученику творчески развиваться.
Электронные книги дают возможность ребёнку познакомиться с произведениями, когда нет возможности взять их в библиотеке или купить.
Незаменимая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.
3. Практическая часть.
3.1. Анкетирование.
Опираясь на всё вышесказанное, мы решили провести анкетирование на тему «Гаджеты и девайсы в вашей жизни» и выяснить, что знают учащиеся о пользе и вреде этих устройств, и как часто они ими пользуются.(Приложение 1). Такую же анкету мы подготовили и для родителей. (Приложение 2).
Вот какие результаты мы получили. (Приложение 3).
Все анкетируемые учащиеся имеют мобильный телефон.
Интересные результаты мы получили на вопрос: «Для чего ты используешь телефон, планшет?» - все ребята используют телефон для общения в социальных сетях, просмотра видеороликов, для игр, прослушивания музыки. И только 12 % ещё для поиска информации при подготовке домашнего задания, для учёбы.
45 % считают, что сотовые телефоны очень вредны для здоровья, остальные не видят никаких угроз.
На вопрос «Как долго ты используешь гаджет в течение дня?» большинство ответили, что более 3-х часов в день.
А обойтись вообще без них не может никто. Таким образом, учащиеся предполагают, что использование сотового телефона опасно для здоровья. Но не все знают, что нужно соблюдать правила по его использованию.
В ходе анализа анкет для родителей было выявлено, что 100 % считают чрезмерное использование гаджетов отрицательным для здоровья ребёнка. Именно родители познакомили своих детей с телефоном ещё в раннем детстве. Большинство давали сотовый телефон или планшет детям для того, чтобы занять ребёнка мультиком или игрой в разных ситуациях.
Проанализировав анкеты, мы решили разработать памятки для детей и родителей «Правила пользования сотовыми телефонами» (Приложение 6); «Гаджеты-помощники для школьников». (Приложение 4)
3.2. Эксперимент «День без гаджетов».
В ходе исследования был проведён эксперимент «День без гаджетов». Мы предложили одноклассникам и ученикам других классов ровно одни сутки провести без телефона, планшета, игровых приставок. А затем поделиться своими впечатлениями.
Эксперимент показал, что вначале многие ребята чувствовали беспокойство, скуку. Но через некоторое время они нашли себе много развлечений. Ребята рисовали, играли в настольные игры, читали, большинство пошли гулять с друзьями. Эксперимент понравился всем участникам. И они обещали проводить такие дни как можно чаще.
3.3. Классный час «Гаджеты для школьников»
После анкетирования и эксперимента мы решили провести для своих одноклассников классный час «Гаджеты для школьников». На классном часе мы рассказали о вреде сотовых телефонов и какие правила надо соблюдать при пользовании гаджетов, чтобы сохранить своё здоровье. Подарили памятку «Правила пользования сотовыми телефонами».
Также ребята были разбиты на команды. Каждая команда получила задание, которое они должны были выполнить с помощью Интернета. Таким образом, наши одноклассники узнали, что телефон можно использовать не только для развлечений, а главное для быстрого поиска информации.
В конце классного часа мы вручили каждому памятку «Гаджеты-помощники для школьников».
3.4. Акция «Проснись, родительское сердце!»
Работая над проектом, мы пришли к выводу, что большинство детей общением с гаджетами заменяют общение со своими родителями. Поэтому мы предложили нашим одноклассникам 31 января в «Международный день без Интернета» принять участие в акции «Проснись, родительское сердце». Всем классом вместе с нашими родителями и классным руководителем мы отправились на лыжную прогулку. (Приложение 5).
Заключение.
Работая над темой исследования, мы рассмотрели виды, назначение гаджетов, их пользу и вред для человека.
Мы считаем, что гаджеты в жизни детей – неотъемлемая часть. Школьникам можно и нужно использовать современные электронные устройства в образовательных целях, так как это облегчает подготовку к урокам и экономит время. Гаджеты нужно рассматривать не как средства развлечения, а как реальную помощь в развитии ребёнка. Но необходимо соблюдать меру в их использовании. Правильный режим дня поможет подростку быть независимым от гаджетов. А взрослые обязаны контролировать пользование электронными новинками.
Но самое главное, нужно осознать, что зависимость детей от гаджетов – это не проблема детей, это проблема родителей. Ребёнок общается с тем, что ему доступно, что ему в руки дали мама и папа. И если нет общения с родителями, он заменяет его на общение с гаджетом.
А ребятам мы хотим сказать следующее: «Не забывайте, что помимо виртуального мира есть настоящий, с любящими вас родителями, с весёлыми друзьями, великолепными пейзажами и захватывающими приключениями.»
Список литературы.
Кочергина Е. Родителям и детям о гаджетах. – Символик, 2020. – 47 с.
Пособие по цифровой грамотности для родителей. Дети и гаджеты. – Бишкек, 2020.
https://www.babyblog.ru/.../psovremennye-gadzhety-inbspvliyanie-gadz..
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://zdr.ru/articles/elektronnue_deti
Приложение.
Приложение 1.
Анкета для школьников 1-4 классов.
«Гаджеты и девайсы в вашей жизни»
1. Какое из перечисленных устройств у вас есть: телефон, планшет, другое (укажи)?
________________________________________________________
2. Что больше всего занимает ваше время в девайсах и гаджетах?
(разговор, соцсети, игры, музыка, для учёбы)
________________________________________________________
3. Где вы обычно носите сотовый телефон?
________________________________________________________
4. В каком возрасте у вас появился сотовый телефон?
________________________________________________________
5. Как вы думаете, телефон вреден для здоровья?
________________________________________________________
Сколько времени ты проводишь за гаджетами?
Менее 1 часа 1-2 часа более 3-х часов
7. Для чего ты используешь телефон, планшет?
______________________________________________
Приложение 2.
Анкета для родителей.
«Гаджеты и девайсы в жизни ваших детей»
Умеет ли Ваш ребёнок пользоваться гаджетами? ДА НЕТ
Как часто в течение дня ребёнок сам проявляет к ним интерес?
А) редко Б) часто В) не проявляет
3. Сколько времени Ваш ребёнок проводит за гаджетами?
Менее 1 часа 1-2 часа более 3-х часов
Для чего в основном ребёнок использует гаджеты?
РАЗВЛЕЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ
5. Когда впервые Ваш ребёнок воспользовался гаджетом?
В раннем детстве В 1-м классе
В каких целях?
Для просмотра мультиков, для игр Для связи
Вредны ли гаджеты для здоровья Вашего ребёнка?
ОЧЕНЬ НЕЗНАЧИТЕЛЬНО НЕТ
Приложение 3.
Результаты анкетирования школьников.
Приложение 4.
Гаджеты-помощники для школьников
Смартфон – это гаджет служит для школьника не только средством связи. ГЛАВНОЕ: он позволяет в быстрые сроки найти нужную информацию.
НОУТБУК или ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР (ПК). Современный школьник уже в начальной школе должен уметь работать с ПК для написания докладов, рефератов; создания презентаций.
ПЛАНШЕТ. Можно использовать для тех же целей, что смартфон и ноутбук.
НАУШНИКИ. Для прослушивания аудиокниг, объяснений учителя во время онлайн-уроков.
ПРИНТЕР – для распечатывания рефератов, брошюр, картинок и т.д
УМНЫЕ ЧАСЫ позволяют быть на связи с родителями, при этом не отвлекаясь на социальные сети.
ВЕБ-КАМЕРА. Во время онлайн-занятий позволяет поддерживать видеосвязь.
ГАРНИТУРА для общения в процессе дистанционных онлайн-занятий.
Приложение 5.
Лыжная прогулка в лес в «Международный день БЕЗ Интернета»
Правила безопасного использования средства связи При приобретении средств сотовой связи обратите внимание на его мощность и выберите наименьшую. При нахождении вне зоны охвата сети старайтесь не пользоваться девайсом без необходимости Не говорите по телефону в зоне слабого действия сигнала (в метро, лифте, подвалах), так как он там работает с максимальной мощностью. Необходимо делать перерывы в разговоре на 15 минут, а сами разговоры должны быть как можно короче. Лучше заменять разговор сообщениями. Расстояние между телефоном и кожей головы во время совершения звонков должно быть не менее 3х сантиметров. Лучше пользоваться наушниками. Выключайте сотовый телефон на ночь! Не кладите мобильные телефоны рядом с тем местом, где вы обычно спите! Не носите длительное время сотовый телефон на груди, поясе, либо в нагрудном (или внутреннем) кармане. Считайтесь с правилами. Выключайте телефон там, где его использование запрещено Слушайте музыку или играйте в игры не более 10-20 мин в день Не хвастайтесь устройствами перед сверстниками или малознакомыми людьми (в целях безопасности) | Правила пользования сотовыми телефонами в школе: 1 Учащиеся обязаны в период проведения уроков и внеклассных мероприятий отключать сотовые телефоны и не доставать из сумки (рюкзака, портфеля). 2.Учащимся ЗАПРЕЩАЕТСЯ любое использование телефонов на уроках ( в качестве калькулятора, часов, плеера). 3.Учащимся, имеющим сотовые телефоны, разрешается пользоваться ими в крайней необходимости. 4.Разрешается пользоваться сотовыми телефонами только на переменах. 5.Запрещается оставлять телефоны без присмотра, т.к. школа не несет ответственность за личные и ценные вещи учащихся. | Мобильник детям не игрушка! Правила пользования сотовыми телефонами |