Занятие 27.
Тема. Галка — городская птица
Цель: дать детям знания о галке.
Характеристика учебной деятельности: участвовать в беседе о галке; разгадывать ребус; работать над скороговорками; читать и анализировать рассказ Л.Толстого «Галка»; работать в парах «Собираем мозаику».
. Организационный момент
. Актуализация знаний
- На партах у вас элементы мозаики. Составьте картинку, у вас должны получиться изображения птиц, о которых мы говорили на прошлых занятиях.
У детей элементы мозаики, из которых надо составить картинки птиц (ворона, ворон, сорока, дятел, соловей, воробей).
- Расскажите, что вы знаете о птице, которая изображена на составленной картинке.
Дети рассказывают, остальные учащиеся добавляют сведения о данной птице.
. Работа по теме занятия.
1) Введение в тему.
- Отгадайте ребус, и вы узнаете о какой пернатой гостье пойдет речь на нашем занятии. (Слайд 2).
- Правильно, галка. (Слайд 3).
- Тема нашего занятия – «Галка – городская птица»
2) Рассказ учителя
Галка по сравнению с вороной, грачом и сорокой — самая маленькая и шустрая птица со скромным оперением: у нее туловище сплошь черное и только шея сзади и с боков покрыта серыми перьями. Длина до 25-30 см. Самое примечательное у галки — это глаза, черный зрачок которых окружен серо-голубой радужиной, поэтому они кажутся белесыми с серебристым отливом. (Слайд 4).
Распространение
Обитают в Западной и Центральной Европе, встречаются в Азии и Северной Африке. Птицы, обитающие в северных районах – перелетные, остальные ведут оседлый или кочующий образ жизни. На зиму перелетные улетают на юг в октябре, возвращаются в феврале. Они селятся в лесах, где предостаточно старых высоких деревьев с дуплами, рощах, а рядышком с/х поля, где можно найти пропитание. Их можно встретить на скалистых побережьях, в парках и в населенных пунктах. Держатся также вблизи домов людей, здесь тоже есть чем поживиться.
Галки все время находятся па открытом воздухе и не замерзают, так как у них очень густое оперение, которое предохраняет их тело от холода. Садясь на ветки или карнизы, птицы плотно приседают, так что лапки погружаются в пух на брюшке и согреваются. С осени галки разбиваются на пары и держатся вместе всю зиму. С наступлением весны они начинают чинить старое гнездо или строить новое. В постройке гнезд принимают участие и самец и самка. Они подбирают сухие прутики или обламывают клювом тонкие засохшие веточки. Из них галки сплетают стенки гнезда, сооружая рыхло сложенную кучку, в центре которой находится углубление (лоток) для будущей кладки яиц. Лоток выстилается перьями, пухом, шерстью, обрывками тряпок и бумаги, травинками. Нередко гнезда располагаются группами, но 2—3, а иногда и по нескольку десятков, что указывает на то, что птицы могут жить колониями.
В апреле — мае галка откладывает в гнездо 4—7 светло-голубых или голубовато-зеленоватых яиц с бурыми пятнышками на тупом конце. (Слайд 5)
Насиживание длится 18—20 дней. Птенцов родители кормят главным образом насекомыми и червями. (Слайд 6)
Интересно наблюдать за поведением галок, обнаруживших в траве выпавшего птенца. Они поднимают неимоверный крик и беспрерывно летают над этим местом, побуждая птенца взлететь. Несмотря на то, что галки в общем пугливы, они храбро защищают свои гнезда от вторжения ястреба или другого хищника, набрасываясь на него всей стаей и отгоняя от гнезда дождем помета.
После вылета из гнезда молодняк держится выводками и совместно с воронами и грачами образует большие (в несколько сот особей) стаи. (Слайд 7)
Питаются галки насекомыми, среди которых попадается много вредителей сельского хозяйства (хрущей, чернотелок, златок, жуков-листоедов, щелкунов, мух), на убранных полях собирают падалицу, на пустырях — семена сорных растений.
Наряду с этим следует отметить и причиняемый галками вред. На бахчевых плантациях они расклевывают оболочку поспевших дынь и арбузов, утоляя жажду сочной мякотью; в садах клюют созревшие вишни и сливы, на огородах выклевывают ростки гороха, бобов и других растений.
И все же пользы от галок больше, чем вреда. Уже весной во время пахоты они следуют за плугом и подобно грачам уничтожают множество личинок вредных бабочек и жуков, улиток и мышей. Выкармливание галчат также сопровождается истреблением вредных насекомых, идущих им в пищу.
Отношения с человеком
Для человека галка также привычна как голубь. Эти птицы любят сидеть на куполах церквей, крышах домов, а гнездятся буквально в двух шагах от людей. Птенцы очень легко приручаются и привязываются к хозяевам. А вот взрослая птица, попавшая в неволю, никогда не сможет привыкнуть к новому образу жизни, так как она знает, что такое необозримые просторы планеты.
Птицу желательно содержать не в квартире, а где-нибудь на дачном участке или в деревенском доме в просторном вольере размером со шкаф, чтобы она не потеряла физическую форму. Кормушкой может служить тяжёлая миска, чтобы её невозможно было опрокинуть. Пернатую красавицу необходимо регулярно купать в тёплой воде. Галки произносят слова не хуже попугаев. Но для этого с ними нужно регулярно заниматься. Например, громко и с хорошей дикцией проговаривать какие-либо фразы. (Слайд 8)
Данный вид имеет стабильную численность и не находится на грани уничтожения. Рядом с человеком эти птицы живут уже много сотен лет и являются неотъемлемой составляющей городов и посёлков.
V. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Галка и кувшин»
Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше, и можно было пить.
- Оцените действия галки.
V. Работа над скороговорками
Галдят грачата на галчат,
Галдят галчата на грачат.
На иве галка,
На берегу – галька.
V. Просмотр видеороликов
Ссылка на видео: http://www.youtube.com/watch?v=ualu8YB-flw
Сссылка на видео: http://www.youtube.com/watch?v=_yL3TKZ0Cd0
V. Рефлексия занятия.
- Что вы можете рассказать своим друзьям или родителям о галке?
Дополнительный материал
«Галочка-считалочка»
Прилетела Галочка,
Галочка-считалочка.
Быстро Галочка летает,
Быстро Галочка считает.
Вот Петух шагает важный.
Петуха узнает каждый.
Носит шпоры господин.
Галка счет ведет: ... (один)
Петуха догнал Щенок.
Чуть не сбил он Петю с ног!
Вот шальная голова!
Сосчитала Галка: ... (два)
Следом кот идет усатый.
Кот усатый, полосатый.
А глаза, как фонари.
Говорит всем Галка: ... (три)
Из крапивы вылез Гусь.
"Никого я не боюсь!
Нет меня храбрее в мире!"
Галка щурит глаз: ... (четыре)
Пробежала лишь минутка,
Как закрякала тут Утка.
Стала Галка прибавлять,
Получилось ровно ... (пять)
С неба Бабочка спустилась
И над Уткой закружилась.
Хочет ей на нос присесть.
Рассмеялась Галка: ... (шесть)
У реки догнал их Еж,
Что на елочку похож.
Объявила Галка всем:
Вас теперь, ребята, ... (семь)
За Ежом пришла Коза -
Любопытные глаза.
Говорит ей Галка: - Фрося!
Я тебя считаю: ... (восемь)
Кто там спрятался за кустик?
Кто свистит там? Это Суслик.
Он решил игру затеять.
Пишет Галка цифру ... (девять)
Зажужжала тут Пчела.
В хоровод всех позвала.
Дружно все запели вместе,
Подпевает Галка: ... (десять)
Десять! Вот и кончен счет!
Веселись, честной народ!
Отдыхает галочка,
Галочка-Считалочка. (В.А. Степанов)