РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Спортивной секции
«Гандбол»
Возраст детей: 7– 9 лет
Направленность: спортивно-оздоровительная
Срок реализации- 3 года
Составитель:
учитель физической культуры
Беллас Степан Васильевич
Пояснительная записка
Образовательная программа секции “Гандбол” может реализовываться в учреждениях дополнительного образования детей, имеющих спортивно-оздоровительную направленность.
В общей системе физического воспитания детей спортивные игры занимают особое место. Занятия и соревнования воспитывают у мальчиков и девочек сознательное отношение к спортивной и общественной деятельности, спортивное трудолюбие, настойчивость, смелость, решительность, умение преодолевать трудности, развивает умение детей работать в коллективе, в единой команде, способствует формированию чувства ответственности перед коллективом, высокую организованность, дисциплину и волю. Занимаясь с учащимися практическим овладением техникой и тактикой гандбола, а также изучением правил игры, можно не только добиться высоких спортивных показателей, но и приобрести необходимые знания, умения и навыки, используемые и во многих других спортивных дисциплинах.
Гандбол – универсальная спортивная игра, которая имеет общие корни с футболом и баскетболом, а по атлетизму мало в чем уступает регби. Основные технические приемы гандболистов – это бег, ускорения, перемещения, отрывы, опорные броски в прыжке по воротам, передача и ловля мяча самыми различными способами, борьба за мяч и позицию и т. д., а также игра гандбольного вратаря. Все они тесно связаны с такими видами спорта, как легкая атлетика, гимнастика, борьба и акробатика.
Так же занятия ручным мячом обладают большим оздоровительным эффектом, так как в упражнениях задействованы практически все группы мышц и системы организма, что обеспечивает гармоничное физическое развитие обучающихся.
Динамика движений положительно влияет на подвижность суставов, развивает связочный аппарат, увеличивает мышечную силу, повышает выносливость организма, развивает быстроту движений, реакцию и координацию. Регулярные занятия гандболом укрепляют и сердечно-сосудистую систему.
В процессе занятия необходимо систематически оценивать реакцию детей на предлагаемую нагрузку, следить за самочувствием, вовремя замечать признаки утомляемости и предупреждать перенапряжение, а также формировать у детей необходимые навыки по отношению к спортивной одежде, гигиене, по технике безопасности и самоконтролю за состоянием здоровья.
В группы дети распределяются по физическому развитию и возрастным категориям.
Данной программой предусматриваются теоретические, практические занятия, участие в соревнованиях. Материал расположен от простого к сложному. Программа “Гандбол” разработана с целью создания в учреждениях образования детей условий для разностороннего физического развития обучающихся.
Актуальность: данная программа решает проблемы в физическом воспитании, самореализации личности.
дополнительное занятие детей в свободное время;
развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, скорости реакции);
приобщение посредством занятий по ОФП к занятиям по видам спорта гандбол, спортивные игры.
Педагогическая целесообразность: данная программа помогает ориентироваться в направлении выбора специализации вида спорта и улучшении спортивных результатов.
Основными задачами поэтапной спортивной подготовки являются следующие:
Привлечение максимального количества детей к систематическим занятиям спортом;
Обеспечение всестороннего физического развития и укрепление здоровья;
Воспитание волевых и моральных качеств;
На этап спортивно-оздоровительный зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, имеющие допуск врача-педиатра. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладения основами техники гандбола.
На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие допуск врача-педиатра. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов.
Задачи спортивно-оздоровительного этапа:
Привлечение максимально возможного количества детей и подростков в систематические занятия
Утверждение здорового образа жизни
Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма
Овладение основами гандбола
Задачи этапа начальной подготовки:
Отбор способных к занятиям детей
Формирование стойкого интереса к занятиям
Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма
Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры
Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям
Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами игры.
ФОРМА И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ:
Вид учебной группы – постоянный состав.
Форма занятий – групповые занятия с использованием индивидуального подхода к каждому ребенку.
Режим занятий – 2 занятия по 1 часу в неделю с необходимыми оздоровительными перерывами – всего 2 часа в неделю.
Количество детей в группе – 15 человек.
Программа «Гандбол» ориентирована на возраст обучающихся 7 - 9 лети рассчитана на период обучения 3 года.
Отличительные особенности программы:
включение в процесс игровых тренировок с целью развития и совершенствования физических качеств: быстроты и выносливости.
подробный разбор и изучение правил проведения соревнований.
ОФП на основе спортивных игр : баскетбол, пионербол, футбол, гандбол.
Календарно-тематическое планирование кружка "Гандбол"
(первый год обучения)
1-2.
Ходьба друг за другом.
Толкнуть лежащий мяч, догнать и поднять его.
Катание мяча одной рукой вокруг предметов.
Игра "Подбрось выше". Упражнение "Ударь мяч о землю и поймай его двумя руками".
3-4
Ходьба друг за другом с мячом в руках.
Бросание мяча вверх, ловля его обеими руками.
Катание мяча, наклонившись обеими руками.
Свободная игра с мячом.
5-6.
Ходьба друг за другом с мячом в руках.
Бросание мяча вверх и ловля его после отскока от пола.
Бросание мяча вверх с хлопком в ладоши и ловля его.
7-8.
Свободная игра с мячом.
Бросание мяча вниз и ловля его ладонями после отскока.
Бросание мяча в стенку и ловля его после отскока.
Учебно-тренировочная игра «Ручной мяч».
9-10.
Бросание мяча в стенку и ловля его после отскока.
Игра "10 передач".
Свободная игра с мячом.
11-12.
Бросание мяча вверх и ловля мяча после отскока.
Игра "10 передач"
Подвижная игра "Обгони мяч".
Игра "будь внимателен".
13-14.
Передача мяча двумя руками от груди, стоя парами.
Игра "Мяч водящему".
Подвижная игра "Поймай мяч"
Учебно-тренировочная игра «Ручной мяч».
15-16.
Передача мяча в тройке в правую и левую сторону.
Подвижная игра "Поймай мяч".
Техника броска.
17-18.
Свободная игра детей с мячом.
Подвижная игра "За мячом".
Игра "Мяч водящему".
19-20.
Ведение мяча на месте правой, левой рукой.
Ведение мяча вокруг себя.
Подвижная игра "За мячом".
Свободная игра с мячом.
21-22.
Ведение мяча на месте правой и левой рукой.
Передача мяча одной рукой от плеча.
Учебно-тренировочная игра «Ручной мяч».
23-24.
Удары мяча об пол одной рукой и ловля двумя руками.
Ведение мяча на месте правой, левой рукой с последующей передачей мяча двумя руками (произвольным способом).
Ведение мяча с изменением направления.
25-26.
Ведение мяча на месте правой и левой рукой, меняя высоту его отскока.
Ведение мяча, свободно передвигаясь по площадке.
Игра "Поймай мяч".
27-28.
Ведение мяча на месте попеременно правой и левой рукой.
Ведение мяча по кругу друг за другом.
Техника броска.
29-30.
Передача мяча друг другу с передвижением по площадке парами.
Подвижная игра "Ведение мяча парами".
Упражнение "Передача и ловля мяча".
31-34.
Подбрасывание мяча вверх с поворотом кругом и ловля его после того, как он ударится о землю.
Ведение и передача мяча друг другу.
Учебно-тренировочная игра «Ручной мяч».
35-36.
Бросание мяча обеими руками из-за головы вдаль и ловля его.
Перебрасывание мяча в разных направлениях.
Броски мяча.
37-38.
Побрасывание мяча вверх и ловля его одной рукой.
Бросание мяча вдаль одной рукой от плеча и ловля его.
Эстафета с ведением мяча.
Игра "Лови, бросай, упасть не давай!"
39-40.
Передача мяча в шеренге приставным шагом в сторону.
Игра "Мяч капитану".
Малоподвижная игра "Гонка мячей по кругу".
Бросание мяча в корзину с места двумя руками от груди.
41-42.
Учебно-тренировочная игра «Ручной мяч»
43-46.
Применение изученных способов передач, ведение, бросков в зависимости от ситуации на площадке.
Учебно-тренировочная игра «Ручной мяч».
47-50.
Тестирование средствами «Ручного мяча"
Бросок мяча одной рукой от плеча с места.
Выбивание мяча.
51-52.
Передача мяча двумя руками сверху. Бросок мяча двумя руками сверху.
Подвижные игры по выбору.
53-54.
«Школа мяча». Развитие силы.
55-56.
Перебрасывание мяча друг другу на расстоянии до 3-4 м.
Игра "Поймай мяч".
Учебно-тренировочная игра «Ручной мяч».
57-58.
Занятие с образовательной направленностью «с мячом и без мяча».
59-60.
Ведение мяча с изменением отскока, скорости, направления мяча.
61-62.
Передача мяча изученными способами. Соревнования на развитие выносливости.
63-66.
Учебно-тренировочные игры. Жесты судей в «Ручном мяче».
67-68.
Тестирование средствами «Ручного мяча». Контрольный срез.
Литература:
1.Игнатьева В.Я., Максимов В.С., Петрачева И.В. Примерная программа для систем дополнительного образования детей – М.:Советский спорт, 2004
2.Журналы «Теория и практика физической культуры», «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка»
3.Игнатьева В.Я. Гандбол. Азбука спорта – М.: ФиС, 2001
4.Клусов Н.П. Ручной мяч в школе: Пособие для учителя- М.: Просвещение, 1986
5.Клусов Н.П. Тактика гандбола –М.: ФиС, 1986
6.Никитушкин В.Г, Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта М.: ИКА, 1998
7.Ратианидзе А.Л., Марищук В.В. Игра гандбольного вратаря –М.: ФиС, 1981