СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Где путь прямой, там не езди по кривой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Где путь прямой, там не езди по кривой

Конспект урока по русскому родному языку 3 класс

Урок 1

Тема урока: Где путь прямой, там не езди по кривой.

Цель: познакомить со словами, связанными с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми (правда – кривда, дружба и братство, занятия людей).

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять цель урока,

объяснять различия в понятиях «выдумка», «фантазия», «ложь», «обман»,

извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров, делать выводы,

соотносить результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

- Перед вами учебник «Русский родной язык». Вспомните, какие разделы были включены в учебники 1 и 2 классов. Проверьте, совпадают ли они с разделами 3 класса. («Русский язык: прошлое и настоящее», «Язык в действии», «Секреты речи и этикета». Разделы совпадают с учебниками 1 и 2 классов)

- Как вы думаете, если мы уже изучали такие разделы, почему они снова включены в учебник? (Будем узнавать новое, углублять знания)

Просмотр содержимого документа
«Где путь прямой, там не езди по кривой»

Конспект урока по русскому родному языку 3 класс

Урок 1

Тема урока: Где путь прямой, там не езди по кривой.

Цель: познакомить со словами, связанными с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми (правда – кривда, дружба и братство, занятия людей).

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять цель урока,

объяснять различия в понятиях «выдумка», «фантазия», «ложь», «обман»,

извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров, делать выводы,

соотносить результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

- Перед вами учебник «Русский родной язык». Вспомните, какие разделы были включены в учебники 1 и 2 классов. Проверьте, совпадают ли они с разделами 3 класса. («Русский язык: прошлое и настоящее», «Язык в действии», «Секреты речи и этикета». Разделы совпадают с учебниками 1 и 2 классов)

- Как вы думаете, если мы уже изучали такие разделы, почему они снова включены в учебник? (Будем узнавать новое, углублять знания)

3. Самоопределение к деятельности

Знакомство с учебником

- Откройте учебник на стр. 4. Прочитайте название раздела («Русский язык: прошлое и настоящее»)

- Прочитайте, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе.

- Прочитайте тему урока. («Где путь прямой, там не езди по кривой»)

- Найдите к пословице слова, противоположные по значению. (Прямой – кривой)

- По какому пути идти лучше? (По прямому. Он короче)

- Как вы поняли пословицу? (Если есть простые решения, не нужно ничего усложнять)

4. Работа по теме урока Упр. 1 (с.4 – 5)

(Выполняется коллективно)

- Посмотрите на знак около этого задания. Что он обозначает? (Учимся наблюдать и делать выводы)

- Прочитайте задание. Как вы его поняли? (Прочитать текст, сравнить выделенные слова и сказать, чем они похожи) (Ученик читает текст)

- Прочитатйте выделенные слова. Чем они похожи? (Придумывали небылицы, сочинял, врут, обманываем, выдумываем, сказки рассказываем. Эти слова похожи тем, что они обозначают – говорить неправду)

- Прочитайте вторую часть задания. Объясните, что вы будете делать. (Запишем выделенные слова и образуем от них однокоренные слова, которые называют человека)

- Выполните задание самостоятельно. Обратите внимание на образец выполнения.

(Проверка. На доске записаны слова из текста. Учащиеся называют слова, которые они составили).

Придумывали небылицы – придумщик.

Сочинял – сочинитель

Врут – врун

Обманываем – обманщик

Выдумываем – выдумщик

Сказки рассказываем – сказочник (или рассказчик)

- Рассказ Николая Носова называется «Фантазёры». Образуйте глагол от этого слова (Фантазировать)

- Вы сказали, что в значении выделенных слов общим является «говорить неправду». Всегда ли говорить неправду плохо? (Нет. В рассказе ребята выдумывают, сказки рассказывают, это не плохо)

Если бы не было фантазёров, то не было бы сказок, рассказов и многих интересных книг.

- А какие из написанных слов «плохие»? (Врать, обманывать).

- Почему вы так думаете? (Когда люди врут, обманывают, они это делают ради личной выгоды).

- Какое из написанных слов можно использовать для названия рассказа? (Выдумщики)

- Послушайте стихотворение Б. Заходера «Моя Вообразилия»

В моей Вообразилии,

В моей Вообразилии

Болтают с вами запросто

Настурции и Лилии;

Умеют львы косматые

Скакать верхом на палочке,

А мраморные статуи

Сыграют с вами в салочки!

Ура, Вообразилия,

Моя Вообразилия!

У всех кому захочется,

Там вырастают крылья;

И каждый обязательно

Становится кудесником

Будь он твоим ровесником

Или моим ровесником!...

В моей Вообразилии.

В моей Вообразилии –

Там царствует фантазия

Во всем своем всесилии;

Там все мечты сбываются

А наши огорчения

Сейчас же превращаются

В смешные приключения!

В мою Вообразилию

Попасть совсем несложно:

Она ведь исключительно

Удобно расположена!

И только тот, кто начисто

Лишен воображения, -

Увы, не знает, как войти

В её расположение!...

- Кто придумал Вообразилию: врун или выдумщик? (Придумал выдумщик. Он фантазирует о том, чего нет на самом деле)

- Какой вывод можно сделать из текста этого упражнения? (Неправда может быть фантазией, и тогда она создает сказки и Вообразилию. А может быть ложью, и тогда она приносит вред)

Рубрика «Из истории языка и культуры» (с.5)

- Прочитайте самостоятельно статью рубрики. Скажите, что обозначало слово «врать» во времена А. С. Пушкина? (Говорить глупости, попусту болтать)

- С какой пословицей вы познакомились? Что она означает? («Не любо – не слушай, а врать не мешай». Я буду выдумывать, говорить чепуху, а если ты не хочешь слушать – уходи и не мешай слушать другим)

- Прочитайте в Толковом словаре на с. 5 значение слова «россказни». Назовите синоним к этому слову. (Выдумки)

Упр.2 (с.5) Трудное задание

- Назовите синонимы к слову «правда» (Истина, честность)

- Назовите антонимы к этому слову (Ложь, обман, неправда, вранье, вымысел, небылица, …В словаре дано 20 антонимов)

- Каких слов получилось больше? Почему? (Ложь бывает разной, а правда - одна)

5. Физминутка

Это – правая рука,

Это – левая рука.

Справа – шумная дубрава,

Слева – быстрая река.

Справа – роща протянулась,

Слева – чей – то огород…

А когда я обернулась (Повернулись)

Стало все наоборот

Слева стала вдруг дубрава

Справа – быстрая река…

Неужели стала правой

Моя левая рука?

6. Закрепление изученного материала. Упр. 3 (с. 5 – 6)

(Коллективная работа)

- Прочитайте задание. Найдите и прочитайте слова для справок.

- Какими словами заполните пропуски? Прочитайте первое предложение. (Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок)

- Прочитайте второе предложение. (Большая ложь начинается с маленького вранья)

- Составьте и прочитайте следующее предложение. (Жить в обмане как в тумане)

- Какое слово нужно вставить в диалог? (Неправда)

- Запишите предложения.

- Из записанных предложений прочитайте пословицы. (1,2,3)

- В каком предложении вставленное слово употреблено в значении «выдумка»? (В 1)

Рубрика «Из истории языка и культуры» (с.6)

- Прочитайте самостоятельно статью рубрики.

- Что обозначало слово «правый» у русских людей? (Правильный, справедливый, честный)

- Какое слово использовалось для обозначения направления? (Десный, от слова «десница» - правая рука)

- Какой антоним был у слова «правда»? (Кривда)

Упр. 4 (с. 6 – 8)

Работа в парах.

- Прочитайте задание. Договоритесь, кто из вас будет выполнять первое задание (касающееся Правды), а кто второе (Кривды)

(Учитель читает текст сказки)

- Объясните значение слов

Чевствуют - …..(оказывают почести, уважают)

Постылая - … (вызывающая неприязнь, отвращение)

Заспесивилась –… (загордилась, заважничала)

Увертка, изворот –… (хитрость, уловка)

(Самостоятельное выполнение задания. Проверка)

Правда

  1. Правда чище красного солнца.

  2. Из ясных очей приветом светит.

  3. Идет прямо, как стрела.

  4. Покачала головой и пошла

  5. В увертки да извороты не пускается, много слов не раздает.

Кривда

  1. Заслонила рукой глаза, прищурилась.

  2. Ковыляет да пошатывается.

  3. Говорит себе под нос.

  4. Говорит сладким голоском

  5. Подслеповатые очи.

  6. Рассердилась, ощетинилась, закричала, зашипела.

- Составьте общий текст.

(Совместная работа в паре. Проверка. Несколько учеников читают получившийся текст.)

Ответ

(Правда, как солнышко светит, а Кривда заслоняет рукой глаза, Правды боится.

Правда прямо идет, как стрела, а Кривда ковыляет да пошатывается.

Правда покачала головой и пошла, в увертки да извороты не пускается, много слов не раздает, а Кривда рассердилась, ощетинилась, закричала, зашипела)

- Почему так по – разному ведут себя Правда и Кривда? (Правда уверена в своей правоте, ей доказывать ничего не нужно, а Кривде приходится постоянно доказывать что – то, изворачиваться)

- Какие пословицы произносит Правда? (Кривде за худым делом далеко не ходить. Плохо тому, кто с Кривдой дружится. С Кривдой весь свет пройдешь, да назад не вернешься. Ложь не живуча)

- Прочитайте пословицы Кривды. (Правда как глянет в лицо, то словно горький дым глаза ест. Без правды люди не живут, а маются. Соврешь – не помрешь)

7. Рефлексия

- Прочитайте тему урока. Как вы считаете, у кого путь прямой, у Правды или у Кривды?

(Путь прямой у Правды. Кривде приходится постоянно ковылять, пошатываться, поэтому лучше говорить правду)

  1. Подведение итогов урока.

- Какие новые слова и понятия вы узнали на уроке? (Слова «врать» раньше обозначало «говорить глупости», слово «россказни» - «выдумки», «небылицы». Слово «правый» в давние времена обозначало «правильный, честный», а то, что находится справа, - десный; десница – правая рука)

- Какая пословица вам понравилась больше?

- Какой вывод вы сделали для себя из сказки В. Даля?

Домашнее задание

- Найти по две пословицы о правде и о лжи.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!