Окружающий мир .1 класс.
Учитель: Тема: «Где живут белые медведи?»
Цель урока:
Создание условий для формирования представление о разнообразии природы Земли (Северный Ледовитый океан, Антарктида)
Задачи:
-
формировать представление о разнообразии природы Земли; познакомить с холодными районами Земли (Северный Ледовитый океан, Антарктида), с представителями животного мира этих районов; показать связь между природными условиями и животным миром;
-
развивать познавательную активность детей, умение сравнивать, рассуждать, делать выводы;
-
воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в паре, интерес к географическим областям и животному миру Земли.
Планируемые результаты обучения:
Создать условия для развития у учащихся умений:
Предметные:
находить на глобусе очень холодные районы -Северный Ледовитый океан и Антарктида и приводить примеры животных этих районов, находить отличия двух похожих объектов
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные УУД: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия (простейший алгоритм описания природной зоны) в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Познавательные УУД: обрабатывать информацию, узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с темой урока.
Коммуникативные УУД: слушать собеседника; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы
Личностные: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель. Ребята, сегодня у нас состоится не совсем обычный урок. Это будет урок-путешествие с определенным заданием. Такое путешествие называется экспедиция. Наше путешествие пройдет под девизом: «Наблюдай и восхищайся. Изучай и береги!»
А поможет нам путешествовать волшебный цветик-семицветик. Я буду по одному листочку отрывать, а вы будете в своей тетрадке их клеить и из одного волшебного цветка мы получим столько, волшебных цветочков, сколько детей у нас в классе.
II. Актуализация знаний.
-Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?
1 задание. Групповая работа «Времена года»
ЗИМА ВЕСНА ЛЕТО ОСЕНЬ
и карточки с названиями месяцев.
- 1 группе : Выбрать таблички с названиями зимних месяцев. (Дети выбирают и прикрепляют под словом ЗИМА)
- 2 группе :Выбрать таблички с названиями летних месяцев. (Дети выбирают и прикрепляют под словом ЛЕТО)
- 3 группе: Выбрать таблички с названиями весенних месяцев. (Дети выбирают и прикрепляют под словом ВЕСНА)
-4 группе: Выбрать таблички с названиями осенних месяцев. (Дети выбирают и прикрепляют под словом ОСЕНЬ)
-Назовите признаки зимы.
2 задание.
-Прочитайте слова. Какое лишнее слово. Почему?
осень, зима, весна, март, лето
декабрь, январь, сентябрь, февраль
шапка, куртка, босоножки, шарф
ноябрь, сентябрь, весна, март
Задание 3. Игра «Не ошибись»
-Предлагаю вам поиграть в игру «Не ошибись». Я буду читать предложение. Если вы согласны с тем, о чем в нем говорится, то хлопайте в ладоши.
1. Вторник идет после воскресенья.
2. В году четыре времени года.
3. В неделе семь дней.
4. Осенью на деревьях распускаются листья.
5. Весна приходит после зимы.
6. Декабрь, январь и февраль – зимние месяцы.
7. Первый день недели – это вторник.
8. В понедельник все люди отдыхают.
9. Осенью желтеют и опадают листья.
10.Зимой самые короткие дни и самые длинные ночи.
III. Самоопределение к учебной деятельности. Постановка учащимся цели предстоящей работы.
-Сегодня на уроке, как и всегда, с нами будут наши неразлучные друзья – Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Но они пришли к нам на урок не с пустыми руками. Мудрая Черепаха приготовила для вас загадки.
Сильный и очень большой,
Белую шубу он не снимает,
Любит он рыбу, живёт на снегу,
И среди льдин он ныряет. (Белый медведь)
Все, конечно, в мире знают
Птицу ту, что не летает,
Что ныряет в море с льдин!
Ах, да это же... (пингвин)
-Ребята, а где же живут эти животные? Кто знает? «Где их Родина?»
(дети высказывают свои предположения)
-Кто догадался, какова тема урока?
-Опираясь на тему и опорные слова, сформулируйте задачи нашего урока:
Познакомимся с ...
Узнаем…
Научимся ...
– Как вы думаете, для чего вам это нужно?
IV.Планирование учебной деятельности.
-Чтобы работа достигла хорошего результата, должен быть план.
– Давайте составим план урока. (на доске деформированный план)
Составление плана урока
1. Холодные районы Земли.
2. Животный мир холодных районов.
3.Приспособление животных к жизни в холодных районах.
V. «Открытие» нового знания.
1. Знакомство с холодными районами Земли.
Практическая работа в паре.
-В работе нам поможет предмет, который принесла с собой Мудрая Черепаха. Отгадайте, что это.
Чтоб изучить пустыни, горы
И океанские просторы,
Все острова, материки
И берега большой реки,
Не нужен поезд иль автобус –
Поможет славный школьный … (глобус)
-Что такое глобус? (уменьшенная модель Земли)
-Найдите на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду.
-Продемонстрируйте еще раз всему классу. (1 человек у доски показывает Северный Ледовитый океан, а 2 – Антарктиду)
-Что вы знаете об этих районах Земли?
-А теперь проверим ваши ответы. Прочитаем текст на стр. 84.
-Итак, как называются холодные районы Земли? (Северный Ледовитый океан и Антарктида)
-Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана? (льдом и снегом)
-Какой полюс расположен в этом районе? (Северный)
Попадая сюда, вы оказываетесь в царстве холода, снега и льда. Перед вами раскрываются обширные пространства, где гуляют холодные ветры по безмолвным снежным просторам.
В Северном Ледовитом океане встречаются и куски отколовшегося льда - айсберги.
Здесь солнца полгода не видно – так долго длится полярная ночь, а затем солнышко так же долго не сходит с неба, это полярный день. Лучи скользят по поверхности Земли и совсем не греют.
В эти места отправляются в экспедиции исследователи – учёные, которые занимаются изучением природных условий этого района. Живут они на специальных станциях, где устанавливают флаги своей страны.
В этом районе Земли расположен Северный полюс.
Острова Северного Ледовитого океана – Арктика. Эта территория отличается своеобразной погодой. Здесь долгая зима и очень короткое лето с белыми ночами, когда солнце почти не уходит с неба. Снег лежит почти круглый год. С середины октября до конца февраля здесь царит долгая полярная ночь, когда солнца не видно. Температура в это время может опускаться до – 60 градусов.
-Посмотрите еще раз, где находится на глобусе Северный полюс.
-Как называется еще один холодный район Земли? (Антарктида)
-Какой полюс расположен в этом районе? (Южный)
Здесь мы тоже видим бескрайние просторы снега и льда, на которых встречаются огромные горы из снега. Это самый холодный и суровый район Земли. Здесь почти непрерывно, круглые сутки дуют холодные ветры.
Здесь тоже полгода день и полгода ночь, и солнышко не поднимается выше.
Антарктида – снежная и ледяная страна, но в некоторых местах её берега без вечных льдов.
На Южный полюс тоже отправляются экспедиции с исследователями.
И, конечно же, не только из нашей страны, но и из других стран мира. Посмотрите, сколько на рисунке флагов – символов разных стран.
В этом районе Земли расположен Южный полюс.
Антарктида лежит на крайнем юге земного шара. Весь год её земля покрыта снегом. В Антарктиде находится не только Южный полюс Земли, но и полюс холода. Зимой температура опускается до – 80 градусов. Лето здесь холоднее нашей зимы.
-Итак, Северный и Южный полюсы расположены на противоположных частях глобуса, то есть нашей планеты Земля.
-На карте полушарий мы тоже видим эти районы. Кто может показать?
-Можно ли встретить животных в холодных районах нашей Земли?
Задание 4 «Карта мира» Найдите на своем рабочем листе карту мира. И Северный полюс обозначьте его буквой С, Южный полюс – буквой Ю.
2. Знакомство с животным миром холодных районов .(стр. 10-11)
-Я предлагаю совершить путешествие в эти районы, и узнать об этом.
-Как вы думаете, что понадобится в путешествии в холодных районах нашей Земли? (Теплая одежда)
Самостоятельная работа учащихся. Задание 5.
- Рассмотрите рисунок на карточке. Обведите простым карандашом в кружок то, что понадобится в путешествии?
-Проверяем. Что нам понадобится? Оцените свой ответ. (Оценивание сигнальными карточками)
-Правильно, и на Северном и на Южном полюсе очень холодно. Надо взять шапку, куртку, варежки, могут пригодиться лыжи. Готовы?
-Давайте сейчас отправимся на Северный полюс, то есть, во льды Северного Ледовитого океана, а потом – на Южный полюс, то есть, в Антарктиду.
Физкультминутка
В самолёт все дружно сели (Руки в стороны, наклоны влево, вправо).
И на север полетели.
Ниже, ниже, опустились
И на льдину приземлились. (Руки в стороны, наклоны влево, вправо).
А кругом зима, мороз
Нам пощипывает нос. (Прикрывают поочерёдно нос то правой, то левой рукой).
Мы похлопаем в ладошки
И согреемся немножко. (Хлопают в ладоши).
А теперь попляшут ножки
По заснеженной дорожке. (Топают по очереди то левой, то правой ногой).
Учитель рассказывает об этих животных.
Белый медведь — один из самых крупных наземных хищников.
Его длина достигает 3 м, масса до 1000 кг.
Белые медведи нигде, кроме Арктики, не живут. По-гречески «арктус» - медведь. Предполагают, что название этого района Земли связано с обитающими здесь белыми медведями. Всю жизнь они проводят во льдах и в воде. Белый медведь может долго плыть со скоростью 4-5 километров в час, хорошо ныряет и может провести под водой несколько минут. Питается он тюленями, рыбой и птицами. Когда приходит пора обзаводиться потомством, медведица забирается в снежную пещеру. Детёныши, только что родившиеся у медведицы, по размеру похожи на новорождённого котёнка. Пока медвежата не подрастут, медведица не выходит из снежной берлоги. В отличие от бурого медведя, белые медведи в спячку не впадают. Медведь занесён в Красную книгу.
Как вы думаете, могут ли в таких холодных погодных условиях жить другие животные?
Живёт в Арктике морж. Этот великан не боится медведей. Хотя у моржа острые могучие клыки, сам по себе он безобидный. Клыки ему нужны для того, чтобы выкапывать из ила раковины и съедать их содержимое.
Ещё один обитатель Арктики – тюлень. Он питается рыбой. Тюлень прекрасно плавает и ныряет. Вместо ног у него ласты. Тюлень может долго находиться под водой, но ему обязательно нужен воздух, поэтому время от времени он выныривает на поверхность, чтобы набрать воздуха. Когда зимой поверхность воды замерзает, животное головой пробивает лёд, чтобы не задохнуться. Возле лунок тюленей поджидают белые медведи.
Поморники похожи на чаек, однако отличаются от них темной окраской оперения.
Отличительный признак большинства поморников — сильно удлиненные центральные рулевые перья. Поморник- хищная птица, ест рыбу, птичьи яйца и птенцов.
Пингвины – коренные жители Антарктиды. Вы помните, что эта птица не умеет летать, зато хорошо плавает. Пингвины питаются рыбой. Самка пингвина откладывает всего одно яйцо. У пингвинов нет гнёзд. Их не из него сделать в Антарктиде, поэтому своё единственное яйцо самка пингвина кладёт на свои лапы, а сверху накрывает своим телом. Так яйцо находится в тепле. Пингвины не высиживают своих птенцов, а «выстаивают». Пока мама-пингвиниха «выстаивает» яйцо, пищу её добывает и приносит папа-пингвин.
Альбатрос. Альбатрос — очень большая и сильная птица. В день она может свободно пролететь до 1000 км. Эта птица способна неделями не видеть сушу, проводя всё время над морской волной. Гнездится альбатрос на скалистых островах с высокими берегами. Таким образом птица старается максимально обезопасить своё потомство от различных наземных хищников. Самка совместно с самцом делает гнездо. Представляет оно из себя ямку глубиной в 25-30 см. В диаметре она достигает полметра. Устилают её травой, мхом и листьями. Яйцо всегда одно и большое.
Морской леопард. Своё название получил благодаря пятнистой шкуре, а также из-за весьма хищного поведения. У морского леопарда очень обтекаемое тело, позволяющее развивать в воде большую скорость. Морской леопард может погружаться на глубину до 300 м. Он постоянно охотится на тюленей и пингвинов. Вес самцов составляет около 270 кг, а у самок он достигает 400 кг.
Ледяная рыба. Ледяная - рыба обладает очень вкусным и нежным белым мясом. Эта рыба крупный придонный хищник, питающийся мелкой рыбкой. Глубина обитания ледяной рыбы от 5 до 800 м.
3.Приспособление животных к жизни в холодных районах.
-А вот у Муравьишки Вопросика возник вопрос. А что же помогает зверям и птицам выжить в таких суровых условиях?
Животные Арктики имеют большой подкожный жировой слой, толстый слой кожи, густой мех или пух.
Физкультминутка
Звучит песенка про медведей из кинофильма «Кавказская пленница».
Где-то на белом свете,
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи
О земную ось,
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря,
Трутся спиной медведи,
Вертится Земля.
V. Первичное закрепление.
-А сейчас проверим, насколько хорошо вы работали, слушали своих товарищей и запомнили животных, обитающих во льдах Северного Ледовитого океана и в Антарктиде.
А сейчас игра «Может ли такое быть?».
Каждый из вас берёт сигнальные карточки. Внимательно слушайте стихи, если вы согласны, показываете зелёный цвет, если не согласны - красный цвет. Будьте внимательны!
1) На Южном полюсе медведь
Любит громко песни петь. (красный)
2) Медведь в воде не замерзает,
Ведь шкура у него не промокает. (зеленый)
3) Пингвин зимою не скучает,
Ведь отлично он летает. (красный)
4) Морж огромен и силён
И клыками награждён. (зеленый)
5) Пингвины плавают, ныряют,
Им лапы-ласты помогают. (зеленый)
6) В Антарктиде там и тут
Кругом яблони цветут. (красный)
7) На большой плывущей льдине
Встретились медведь с пингвином. (красный)
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой.
Задание 6.Откройте Рабочие тетради на странице 9. Найдите задание №1.
Зачеркни лишний рисунок в каждом ряду. Объясни свое решение
VIII. Применение нового знания.
-Подумайте, охотятся ли белые медведи на пингвинов?
(Белые медведи не охотятся на пингвинов, потому что эти животные живут в разных районах Земли).
Задание 7. Рабочие тетради на странице 9. Найдите задание №2. Как вы думаете, охотятся ли белые медведи на пингвинов? Докажите. Стрелками укажите, где живут животные.
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ребята, а вам понравился урок? Что особенно понравилось?
Где вы побывали?
Что увидели вокруг?
Какие животные вам встретились?
Какие учебные задачи ставили пред собой?
Как вы считаете, мы достигли поставленных задач?
Какие холодные районы нашей планеты вы узнали?
Чем похожи эти районы? (здесь холодно, много снега и льда)
Одни и те же или разные животные встретятся в этих районах? (разные)
Каких животных можно встретить в этих районах?
-Оцените свои достижения на уроке. (Сигнальные карточки)
- Мне понравилось, как вы поработали (смайлик), особенно ……
- Я благодарю всех ребят за работу на уроке и за интересные ответы.