1 класс
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
«Где живут слоны?»
Учитель Пушкарева Е.О.
Задачи урока: познакомить детей с жаркими районами планеты и их обитателями, с новыми понятиями “Саванна”, Тропический лес”.
Цели:
Образовательные:
Формировать представления о жарких (тропические леса и саванны) районах Земли, о разнообразии жизни в этих районах. Учить находить данные районы на глобусе, называть отличительные признаки растительности и животных.
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.
Прививать любовь, заботу и бережное отношение к окружающему нас миру.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь работать в группе, паре.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Оборудование: учебники, глобус, ноутбук, проектор, экран, презентация.
Ход урока:
I .Организация класса.
Психологический настрой.
Мы смелые, мы умные,
Мы внимательные, мы старательные,
В 1 классе учимся, все у нас получится!
II. Актуализация знаний.
На прошлом уроке мы с вами изучали …..?
-Почему же одни птицы остаются на зиму, а другие улетают?
-Так что же влечет птиц прилетать обратно?(любовь к Родине). Этим мы, люди, также схожи с птицами.
III. Изучение нового материала.
1) Постановка учебной задачи.
-Какие полюса вы знаете? Чем похожи? Чем отличаются?
- Долго задерживаться не будем в холодных странах, а снова отправимся в путешествие, но прежде, подберите к слову “холодный” – антоним (т.е слово с противоположным значением).
- Кто из вас самый догадливый? (Холодный – жаркий)
-Куда мы попадем? (Попадаем в Жаркие районы).
- Если СП находится наверху, а ЮП внизу, где же тогда теплые районы?
- А какие жаркие материки, страны вы знаете?
- Правильно. Африка и Индия. ( показываю на карте полушарий )
- Речь у нас с вами пойдет о…
2)Мы узнаем о ком речь, если разгадаем загадки и запишем буквы, с которых начинается отгадка:
Любят очень есть бананы, это точно… (обезьяны)
Птица большая, большая трусиха
Голову прячет в песок …(страусиха)
Какая миленькая киска!
Подходят дети к клетке близко.
К ней тянут руки осмелев,
Но осторожно – это …(лев)
О С Н Л
- Ничего не понимаю! Нет такого слова! Может быть, вы мне поможете! Переставьте буквы местами. Какое слово получилось? СЛОН
Загадка
Очень много силы в нем,
Ростом он почти, что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тысяч рос. (Слон)
- Верно, ребята! Сегодня мы обязательно встретимся со слоном.
- Где мы можем встретить слона? Где живет слон в природе?
Как вы думаете, какая тема нашего урока?
1. Слайд «Где живут слоны»
Прочитаем тему урока.
Это тема урока и главный вопрос урока
- Отправляемся в научное путешествие. А поможет нам наш друг - глобус.
- А что такое глобус? ( Модель Земли)
- Давайте найдем на глобусе Африку и Индию. (я показываю )
- Проведем небольшую практическую работу
(2) Практическая работа:
- Посмотрите внимательно на карту и найдите воображаемую линию, которая делит Земной шар на 2 половины.
- Как называется эта воображаемая линия?
- Эта линия называется экватор.
- Кто выйдет и покажет экватор? ( выходит 1 ребенок и показывает)
- По обе стороны от экватора располагаются жаркие районы планеты. Это Саванны и Тропические леса.( их еще называют джунгли). Там никогда не бывает зимы.
- Новые слова я для вас выписала, чтобы вы их запомнили:
саванна, тропические леса.( на доске)
- Но путешествие наше не простое, а научное. Мы отправимся в научную экспедицию. Для этого мы разбились на две группы, и каждая получит своё исследовательское задание.
3) Исследовательская работа по учебнику
Проблемный вопрос
-Чем похожи тропический лес и саванна?
Работа по учебнику
- Обе группы будут изучать Саванну и Тропический лес. Одна группа будет называться «Саванна», рассмотрит рисунок на с. 14. Вторая группа «Тропические леса» будет работать по рисунку на с. 15. Работаем по плану (на доске):
1. В каком районе вы побывали?
2. Какая была погода?
3. Какие растения были вокруг?
4. Каких животных вы встретили?
- Рассмотрите свои иллюстрации.
- Внимание! А сейчас каждая группа расскажет о своем путешествии по плану. Смотрим в учебник на иллюстрации.
- Итак, первая группа, в каком районе вы побывали? ( в Саванне)
- Первая группа Какая у вас была погода?( Солнечная, теплая)
- Первая группа Какие растения у вас на иллюстрации?
- Первая группа Каких животных вы видите ? ….
– Сейчас мы узнаем, что из себя представляет Саванна.
А подготовил для Вас сообщение о Саванне………..….Внимательно слушаем.
- Саванна – это открытое пространство, где много травянистых растений , очень мало кустарников и деревьев. Травы растут те, которые не боятся засухи, так как дожди бывают очень редко.
Здесь водятся крупные и мелкие птицы. Спрятаться негде. Обитающие в саванне живут группами, они очень осторожны и быстро бегают.
- Вторая группа, где побывали вы? ( в Тропических лесах)
- Вторая группа, какая погода у вас? ( теплая)
- Вторая группа Какие растения у вас? ….
- Вторая группа Каких животных вы видите? ….
- А теперь мы узнаем о Тропических лесах.
Свое сообщение нам подготовил……….… Внимательно слушаем.
В Тропических лесах всегда жарко, дожди идут круглый год. Много деревьев : и высоких и низких. Здесь много зверей и птиц. Зацепившись за ветки, раскачиваются обезьянки-мартышки. В воде живут хищные крокодилы, в зарослях прячутся ядовитые змеи.
- Очень хорошие новости рассказали нам дети.
Вывод:
- Какой же сделаем вывод?
-Чем похожи тропические леса и саванны?
-Можно ли встретить одних и тех же животных в Африке и в Индии?
-Кто является главным жителем и Саванн и Тропических лесов?
(СЛОН)
4.Физкультминутка
(Под песню «Чунга-чанга» учащиеся изображают движения слона)
- Если слоны живут в Африке и Индии, одинаковы ли они?
- Как вы думаете отличаются слоны, которые живут в саванне и слоны, которые живут в тропическом лесу?
Посмотрите на слона.
-Что в нем примечательного?
-Какие вопросы вам хочется задать, глядя на него?
-Слон, а почему у тебя такие большие уши?
-А почему у тебя такой длинный нос?
- Зачем слону хобот? Бивни?
-А посмотрите, какие у слона ноги?
- Давайте подробнее изучим слонов и ответим на вопросы..
Различают 2 вида слонов – индийский и африканский.
- Посмотрим, чем они отличаются. (слайд)
Давайте найдем отличительные признаки
5.Исследовательская работа.
- Ребята, внимательно рассмотрите слона.
- Для чего слону такие большие уши? (рассматриваем слайды)
-(говорят дети)
И чем они отличаются ?
У африканского уши круглые, а у индийского заострены снизу. (Своими огромными ушами слон обмахивается, как веером, когда ему жарко. ) Чтобы не перегреваться на жарком солнышке, огромные уши африканских слонов поддерживают постоянную температуру тела. Кровь, проходя через уши, охлаждается, и слон не страдает от перегрева.
Вывод:
Уши африканского слона большие.
Уши Индийского слона меньше.
-Что такое бивни? Как вы думаете?- (Это видоизменённые передние зубы. Они очень прочные, состоят из кости, которую называют слоновой.
- Для чего нужны бивни?
Бивни помогают слону выкапывать из земли съедобные корни, обдирать с деревьев кору, воевать с врагами. Люди очень ценят бивни слонов, называют их – слоновая кость. Именно ради бивней люди до недавнего времени охотились на слонов.)
Вывод:
Бивни у африканских слонов имеют как самцы, так и самки.
У индийских слонов бивни бывают только у самцов.
- Ребята, Что такое хобот?
-(говорят дети)
(Он служит слону и носом, и губами, и руками. С помощью него слон дышит, нюхает, ест, пьет, ощупывает и берет разные предметы. (рассматриваем слайды
В стволе хобота может одновременно поместиться до восьми литров воды
Вывод:
- Обратите внимание на спину слона.
Спина африканского слона вогнутая, а у индийского- прямая или слегка выпуклая.
У африканских слонов множество морщин на коже.
Зато у индийских слонов на коже есть небольшой волосяной покров.
Африканские слоны - коричневато-серые.
Индийский слон- темно – серый
4.Рассказ учителя.
3,4,5,Слайд
-Слоны живут в Африке, в саванне, и в Индии , в тропических лесах. Слоны — ближайшие родственники ныне вымерших мамонтов.
- Средняя масса тела этих животных — около 5 тонн, а длина туловища —
6-7 метров
-Как вы думаете, с кем живут слоны? Живут слоны семьями.
- Кто главенствует в семье? Семью возглавляет старая слониха. Мамы-слонихи заботятся о детях до 10-15 лет. Средний возраст жизни слона – около 70 лет.
- Чем питаются слоны? Питаются слоны травой, ветками, корнями и плодами. В день слон съедает около 150 кг пищи, а выпивает 10 ведер воды.
–А как спят слоны? Спят слоны стоя.
5.Справка. Несмотря на свой миролюбивый нрав, при возникновении угрозы они становятся очень агрессивными и опасными. Испуганный или разъяренный слон издает громкий резкий звук и растопыривает уши. Он начинает все вытаптывать на своем пути, а хоботом вырывать с корнями деревья и швырять в стороны разные предметы. В такие минуты все животные стараются как можно быстрее скрыться с пути разгневанного слона.
Для общения между собой слоны используют множество звуков, жесты хоботом и позы. На дальних расстояниях используют инфразвуки. Благодаря этой способности услышать друг друга слоны могут на расстоянии 10 км. Эти животные грустят, если в их стаде что-то не так, и радуются, к примеру, если рождается слоненок. Слоны умеют даже улыбаться. А вытоптанные слонами тропинки видны из космоса.
Слоны – невероятно умные и способные животные, обладающие отличной памятью. Слон способен на всю жизнь запомнить человека, который причинил ему зло много лет назад, и при встрече обязательно отомстит ему.
Когда кто-то из слоновьей семьи умирает, то его родственники приподнимают его хоботами, громко трубят, а затем перекатывают до углубления и накрывают ветками и забрасывают землей. Затем, слоны ещё несколько дней молча, сидят у тела. Известны также случаи, когда слоны так же пытаются хоронить людей, принимая спящих людей за мертвых.
Слоны не бояться машин и людей. Легко идут на контакт с человеком и поддаются дрессировке.
По всему миру на аренах цирка выступают слоновьи шоу.
Как лошадей и верблюдов в других странах, человек использует слонов для перевозки грузов и пассажиров по трудным лесным дорогам.
- А какое существо слон боится больше всего на свете? И это не мышь.
Удивительно, но слонов приводит в ужас и трепет пчела! Несмотря на гигантские размеры, слоны не могут защититься от крохотных пчел, которые могут залететь в чувствительный хобот и ужалить. Помните про их память? такой укус слоны будут помнить всю жизнь.
-Вывод:
- Какой мы можем сделать вывод? Какие слоны?
Слоны – гиганты, самые крупные и тяжёлые животные суши. Они сильные, умные и добрые животные
IV. Работа в тетради стр. 10-11
В Индии слоны пользуются особым почтением и уважением. Более того – в этой стране слон является божеством. Например, индуистский бог мудрости Ганеша выглядит как человек с головой слона. Ни один местный праздник или крупное торжество не обходится без этих могучих животных, пышно украшенных цветами и яркими накидками
V. Тест
VII. Подведение итогов
- Проверим ваши знания с помощью игры «Да-Нет»
Я буду читать предложение, если согласны с тем, о чём говорится, то поднимаете руки вверх, если вы не согласны, то руки опускаете вниз.
1.Экватор находится между СП и ЮП ровно посередине?
2.Слон живёт в северных районах нашей планеты?
3.На Юге часто бывает снег? (Нет)
4.Слоны живут в саванне и тропических лесах.?
5.Хоботы слону нужны, чтобы держаться друг за друга.?
6.Сильные ноги слона необходимы для того, чтобы преодолевать большие расстояния.?
7.Слоны – одиночки.?
8.У индийского слона уши меньше, чем у африканского?
9.Слоны не поддаются дрессировке?
10.Слон в обычной жизни может встретить белого медведя? (Нет)
11.У всех слонов есть хобот? (Да)
12.У слона большие уши? (?)
13.Какой вопрос вызвал затруднения?
14.Что бы вы хотели ещё узнать о слонах?
– С какими новыми понятиями познакомились на уроке?
– Чем саванна отличается от тропического леса? Что общего в этих районах?
- Давайте ответим на главный вопрос урока
– Где живут слоны?
- Что нового вы узнали о слонах?
VI. Рефлексия.
- Вот и подходит к концу наш урок. Поднимите карточку, кому урок понравился. А что запомнилось больше всего?
- Спасибо! Вы отлично сегодня потрудились, надеюсь, что узнали много нового и интересного. Спасибо вам за урок! Вы все - молодцы!