СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Где живут слоны?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Где живут слоны?"»

1 класс

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Где живут слоны?»

Учитель Пушкарева Е.О.

Задачи урока: познакомить детей с жаркими районами планеты и их обитателями, с новыми понятиями “Саванна”, Тропический лес”.

Цели:

        Образовательные:

  • Формировать представления о жарких (тропические леса и саванны) районах Земли, о разнообразии жизни в этих районах. Учить находить данные районы на глобусе, называть отличительные признаки  растительности и животных.

  • Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания,  наглядно-образного мышления.

  • Прививать любовь, заботу и бережное отношение к окружающему нас миру.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь работать в группе, паре.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Оборудование: учебники, глобус, ноутбук, проектор, экран, презентация.


Ход урока:

.Организация класса.

Психологический настрой.

Мы смелые, мы умные,

Мы внимательные, мы старательные,

В 1 классе учимся, все у нас получится!


II. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы с вами изучали …..?

-Почему же одни птицы остаются на зиму, а другие улетают?

-Так что же влечет птиц прилетать обратно?(любовь к Родине). Этим мы, люди, также схожи с птицами. 


III. Изучение нового материала.

1) Постановка учебной задачи.


-Какие полюса вы знаете? Чем похожи? Чем отличаются?

- Долго задерживаться не будем в холодных странах, а снова отправимся в путешествие, но прежде, подберите к слову “холодный” – антоним (т.е слово с противоположным значением).

- Кто из вас самый догадливый? (Холодный – жаркий)

-Куда мы попадем? (Попадаем в Жаркие районы).


- Если СП находится наверху, а ЮП внизу, где же тогда теплые районы?

- А какие жаркие материки, страны вы знаете?

-  Правильно. Африка и Индия. ( показываю на карте полушарий )

Речь у нас с вами пойдет о…


2)Мы узнаем о ком речь, если разгадаем загадки и запишем буквы, с которых начинается отгадка:

  • Любят очень есть бананы, это точно… (обезьяны)

  • Птица большая, большая трусиха
    Голову прячет в песок …(страусиха)

  • На носу зверь носит рог и зовётся…(носорог)

  • Какая миленькая киска!
    Подходят дети к клетке близко.
    К ней тянут руки осмелев,
    Но осторожно – это …(лев)


О С Н Л

Ничего не понимаю! Нет такого слова! Может быть, вы мне поможете! Переставьте буквы местами. Какое слово получилось? СЛОН


Загадка

Очень много силы в нем,

Ростом он почти, что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тысяч рос. (Слон)


Верно, ребята! Сегодня мы обязательно встретимся со слоном.

- Где мы можем встретить слона? Где живет слон в природе?

Как вы думаете, какая тема нашего урока?


1. Слайд «Где живут слоны»


Прочитаем тему урока.

Это тема урока и главный вопрос урока


- Отправляемся в научное путешествие. А поможет нам наш друг - глобус.

- А что такое глобус? ( Модель Земли)

- Давайте найдем на глобусе Африку и Индию. (я показываю )


- Проведем небольшую практическую работу



(2) Практическая работа:

- Посмотрите внимательно на карту и найдите воображаемую линию, которая делит Земной шар на 2 половины.

-  Как называется эта воображаемая линия?

- Эта линия называется экватор.

- Кто выйдет и покажет экватор? ( выходит 1 ребенок и показывает)


- По обе стороны от экватора располагаются жаркие районы планеты. Это Саванны и Тропические леса.( их еще называют джунгли). Там никогда не бывает зимы.

- Новые слова я для вас выписала, чтобы вы их запомнили:

саванна, тропические леса.( на доске)


- Но путешествие наше не простое, а научное. Мы отправимся в научную экспедицию. Для этого мы разбились на две группы, и каждая получит своё исследовательское задание.


3) Исследовательская работа по учебнику

Проблемный вопрос

-Чем похожи тропический лес и саванна?

Работа по учебнику

- Обе группы будут изучать Саванну и Тропический лес. Одна группа будет называться «Саванна», рассмотрит рисунок на с. 14. Вторая группа «Тропические леса» будет работать по рисунку на с. 15. Работаем по плану (на доске):

1. В каком районе вы побывали?

2. Какая была погода?

3. Какие растения были вокруг?

4. Каких животных вы встретили?


- Рассмотрите свои иллюстрации.


- Внимание! А сейчас каждая группа расскажет о своем путешествии по плану. Смотрим в учебник на иллюстрации.

- Итак,  первая группа, в каком районе вы побывали? ( в Саванне)

- Первая группа Какая у вас была погода?( Солнечная, теплая)

- Первая группа Какие растения у вас на иллюстрации?

- Первая группа Каких животных вы видите ? ….


– Сейчас мы узнаем, что из себя представляет Саванна.

А подготовил для Вас сообщение о Саванне………..….Внимательно слушаем.


- Саванна – это открытое пространство, где много  травянистых растений , очень мало кустарников и деревьев. Травы растут те, которые не боятся засухи, так как дожди бывают очень редко.

Здесь водятся крупные и мелкие птицы. Спрятаться негде. Обитающие в саванне живут группами, они очень осторожны и быстро бегают.

- Вторая группа, где побывали вы? ( в Тропических лесах)

- Вторая группа, какая погода у вас? ( теплая)

- Вторая группа Какие растения у вас? ….

- Вторая группа Каких животных вы видите? ….


 

А теперь мы узнаем о Тропических лесах. 

Свое сообщение нам подготовил……….… Внимательно слушаем.


В Тропических лесах всегда жарко, дожди идут круглый год. Много деревьев : и высоких и низких. Здесь много зверей и птиц. Зацепившись за ветки, раскачиваются обезьянки-мартышки. В воде живут хищные крокодилы, в зарослях прячутся ядовитые змеи.


- Очень хорошие новости рассказали нам дети.


Вывод:

- Какой же сделаем вывод?

-Чем похожи тропические леса и саванны?

-Можно ли встретить одних и тех же животных в Африке и в Индии?

-Кто является главным жителем и Саванн и Тропических лесов?

(СЛОН)

4.Физкультминутка

(Под песню «Чунга-чанга» учащиеся изображают движения слона)


- Если слоны живут в Африке и Индии, одинаковы ли они?

- Как вы думаете отличаются слоны, которые живут в саванне и слоны, которые живут в тропическом лесу? 


Посмотрите на слона.

-Что в нем примечательного?

-Какие вопросы вам хочется задать, глядя на него?

-Слон, а почему у тебя такие большие уши?

-А почему у тебя такой длинный нос?

- Зачем слону хобот? Бивни?

-А посмотрите, какие у слона ноги?


- Давайте подробнее изучим слонов и ответим на вопросы..



Различают 2 вида слонов – индийский и африканский.

- Посмотрим, чем они отличаются. (слайд)


Давайте найдем отличительные признаки


5.Исследовательская работа.


- Ребята, внимательно рассмотрите слона.

-  Для чего слону такие большие уши? (рассматриваем слайды)

-(говорят дети)

И чем они отличаются ?

У африканского уши круглые, а у индийского заострены снизу. (Своими огромными ушами слон обмахивается, как веером, когда ему жарко. ) Чтобы не перегреваться на жарком солнышке, огромные уши африканских слонов поддерживают постоянную температуру тела. Кровь, проходя через уши, охлаждается, и слон не страдает от перегрева. 


Вывод:

Уши африканского слона большие.

Уши Индийского слона меньше.


-Что такое бивни? Как вы думаете?- (Это видоизменённые передние зубы. Они очень прочные, состоят из кости, которую называют слоновой.

- Для чего нужны бивни?

Бивни помогают слону выкапывать из земли съедобные корни, обдирать с деревьев кору, воевать с врагами. Люди очень ценят бивни слонов, называют их – слоновая кость. Именно ради бивней люди до недавнего времени охотились на слонов.)


Вывод:

Бивни у африканских слонов имеют как самцы, так и самки.

У индийских слонов бивни бывают только у самцов.


- Ребята, Что такое хобот?

-(говорят дети)

(Он служит слону и носом, и губами, и руками. С помощью него слон дышит, нюхает, ест, пьет, ощупывает и берет разные предметы. (рассматриваем слайды

В стволе хобота может одновременно поместиться до восьми литров воды


Вывод:

- Обратите внимание на спину слона.

Спина африканского слона вогнутая, а у индийского- прямая или слегка выпуклая.

У африканских слонов множество морщин на коже.

Зато у индийских слонов на коже есть небольшой волосяной покров.


 Африканские слоны - коричневато-серые.

Индийский слон- темно – серый

4.Рассказ учителя.

3,4,5,Слайд

-Слоны живут в Африке, в саванне, и в Индии , в тропических лесах. Слоны — ближайшие родственники ныне вымерших мамонтов.

- Средняя масса тела этих животных — около 5 тонн, а длина туловища —

6-7 метров

-Как вы думаете, с кем живут слоны? Живут слоны семьями.

- Кто главенствует в семье? Семью возглавляет старая слониха. Мамы-слонихи заботятся о детях до 10-15 лет. Средний возраст жизни слона – около 70 лет.

- Чем питаются слоны? Питаются слоны травой, ветками, корнями и плодами. В день слон съедает около 150 кг пищи, а выпивает 10 ведер воды.

–А как спят слоны? Спят слоны стоя.

5.Справка. Несмотря на свой миролюбивый нрав, при возникновении угрозы они становятся очень агрессивными и опасными. Испуганный или разъяренный слон издает громкий резкий звук и растопыривает уши. Он начинает все вытаптывать на своем пути, а хоботом вырывать с корнями деревья и швырять в стороны разные предметы. В такие минуты все животные стараются как можно быстрее скрыться с пути разгневанного слона.

Для общения между собой слоны используют множество звуков, жесты хоботом и позы. На дальних расстояниях используют инфразвуки. Благодаря этой способности услышать друг друга слоны могут на расстоянии 10 км. Эти животные грустят, если в их стаде что-то не так, и радуются, к примеру, если рождается слоненок. Слоны умеют даже улыбаться. А вытоптанные слонами тропинки видны из космоса.

Слоны – невероятно умные и способные животные, обладающие отличной памятью. Слон способен на всю жизнь запомнить человека, который причинил ему зло много лет назад, и при встрече обязательно отомстит ему.

Когда кто-то из слоновьей семьи умирает, то его родственники приподнимают его хоботами, громко трубят, а затем перекатывают до углубления и накрывают ветками и забрасывают землей. Затем, слоны ещё несколько дней молча, сидят у тела. Известны также случаи, когда слоны так же пытаются хоронить людей, принимая спящих людей за мертвых.

Слоны не бояться машин и людей. Легко идут на контакт с человеком и поддаются дрессировке.

По всему миру на аренах цирка выступают слоновьи шоу.

Как лошадей и верблюдов в других странах, человек использует слонов для перевозки грузов и пассажиров по трудным лесным дорогам.


- А какое существо слон боится больше всего на свете? И это не мышь

Удивительно, но слонов приводит в ужас и трепет пчела! Несмотря на гигантские размеры, слоны не могут защититься от крохотных пчел, которые могут залететь в чувствительный хобот и ужалить. Помните про их память? такой укус слоны будут помнить всю жизнь. 


-Вывод:


- Какой мы можем сделать вывод? Какие слоны?

Слоны – гиганты, самые крупные и тяжёлые животные суши. Они сильные, умные и добрые животные


IV. Работа в тетради стр. 10-11


В Индии слоны пользуются особым почтением и уважением. Более того – в этой стране слон является божеством. Например, индуистский бог мудрости Ганеша выглядит как человек с головой слона. Ни один местный праздник или крупное торжество не обходится без этих могучих животных, пышно украшенных цветами и яркими накидками


V. Тест


VII. Подведение итогов


- Проверим ваши знания с помощью игры «Да-Нет»

Я буду читать предложение, если согласны с тем, о чём говорится, то поднимаете руки вверх, если вы не согласны, то руки опускаете вниз.

1.Экватор находится между СП и ЮП ровно посередине?

2.Слон живёт в северных районах нашей планеты?

3.На Юге часто бывает снег? (Нет)

4.Слоны живут в саванне и тропических лесах.?

5.Хоботы слону нужны, чтобы держаться друг за друга.?

6.Сильные ноги слона необходимы для того, чтобы преодолевать большие расстояния.?

7.Слоны – одиночки.?

8.У индийского слона уши меньше, чем у африканского?

9.Слоны не поддаются дрессировке?

10.Слон в обычной жизни может встретить белого медведя? (Нет)

11.У всех слонов есть хобот? (Да)

12.У слона большие уши? (?)

13.Какой вопрос вызвал затруднения?

14.Что бы вы хотели ещё узнать о слонах?



– С какими новыми понятиями познакомились на уроке?
– Чем саванна отличается от тропического леса? Что общего в этих районах?

- Давайте ответим на главный вопрос урока

– Где живут слоны?

- Что нового вы узнали о слонах?


VI. Рефлексия.

- Вот и подходит к концу наш урок. Поднимите карточку, кому урок понравился. А что запомнилось больше всего?


- Спасибо! Вы отлично сегодня потрудились, надеюсь, что узнали много нового и интересного. Спасибо вам за урок! Вы все - молодцы!






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!