СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ГДЕ ЗИМУЮТ ПТИЦЫ? (конспект урока по окружающему миру)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: ГДЕ ЗИМУЮТ ПТИЦЫ?

Цель:

Образовательная: познакомить с перелетными птицами; расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях;

Планируемые  результаты:

Предметные: знать условия, необходимые для жизни зимующих и перелётных птиц; основные правила поведения в местах обитания птиц; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«ГДЕ ЗИМУЮТ ПТИЦЫ? (конспект урока по окружающему миру)»

Тема: ГДЕ ЗИМУЮТ ПТИЦЫ?

Цель:

Образовательная: познакомить с перелетными птицами; расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях;

Планируемые результаты:

Предметные: знать условия, необходимые для жизни зимующих и перелётных птиц; основные правила поведения в местах обитания птиц; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные:

Познавательные: использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике)информации, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

Регулятивные: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;


Ход урока

1.    Мотивация к УД.

- Ребята, сегодня мы отправимся в новое путешествие по царству природы. Нам предстоит открыть новые тайны в мире животных, находить ответы на вопросы, которые у вас возникнут.

 

II.Самоопределение к деятельности

- Где путешествовали мы на прошлом уроке? Что узнали об этих районах?

-Кто обитает в САВАННЕ?

-Кто живет в ТРОПИЧЕСКОМ ЛЕСУ?

-Какая разница между слонами, которые там живут?

III. Актуализация знаний.

 - Ребята, к кому же мы сегодня отправимся в гости?


Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это…… (птица)


-Мы сегодня отправимся в гости к птицам

- Кто же такие птицы? - По каким совершенно определённым признакам можно узнать птиц? (тело птиц покрыто перьями)

- Все ли птицы выглядят одинаково? (нет)

-На какие группы можно поделить птиц?

IV. Постановка темы и цели урока.

Мы продолжим знакомство с пернатыми друзьями.

- Сегодня поговорим о том, где и как зимуют птицы?


V. Работа над темой урока

1. Беседа

– С приходом зимы жизнь в природе сильно изменилась. Можем ли мы сейчас, выйдя на улицу, услышать разнообразные песни птиц? Почему? (Многие птицы улетели в тёплые края.)

– Как вы думаете, почему некоторые птицы улетают в тёплые края? (ответы уч-ся)

        Отгадайте загадки и вы узнаете название птиц, которые остаются у нас зимовать. (После отгадки появляется изображение птицы)


2. Работа над загадками

Черный жилет, красный берет,

Нос, как топор, хвост, как упор.

Лесной «доктор». (Дятел)


Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица)


Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый …
(воробей).


И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся, дрожа!

Очень уж суровы

Филины и…..( Совы)


Чёрная птица,

Никого не боится,

На зиму не улетает,

Нашу местность оживляет.


В поле – помощницы, вроде,
Бандитки – в саду, в огороде:
Вишни и сливы, дыни, горох…
От крика их в поле трактор оглох.
И если устроена свалка,
Там тоже окажется …
(Галка)
Тащит в дупла лип упорно 
Желуди, орехи, зерна, 
Как заправский кладовщик 
Бойкий ...ПОПОЛЗЕНЬ ямщик.


3. Беседа.


– Птицы, которые не улетают от нас осенью, как мы их можем назвать? (называются зимующие)

На доске схема:


П ТИЦЫ ЗИМУЮЩИЕ


– Назовите зимующих птиц?

– Чем они питаются? (ответы детей)

– Зимующие птицы находят корм круглый год. Они могут питаться и семенами, и плодами, и насекомыми, держатся ближе к жилью человека.

– Легко ли им зимой? (ответы детей)

– А как мы можем им помочь? (ответы детей)

- Чем можно кормить птиц? (ответы детей)

– А к кому прилетают в зимнюю «столовую» пернатые гости? (ответы детей)

– Какие птицы вы видели в своей кормушке? (ответы детей)

– Зимой птице страшен не мороз, а голод. Главное, чтобы корм в кормушке был всегда, и не был засыпан снегом.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма:

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.


VI. Физкультминутка (с игрой на внимание)

– Сейчас я буду показывать движения и называть слова – названия птиц. Вы движения повторяйте за мной.Если вы услышите “лишнее” слово, нужно будет хлопнуть в ладоши.

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, зайцы, воробьи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, комары, кукушки.



VII. Продолжение работы над темой урока

1. Беседа.

– А как можно назвать остальных птиц, (которые улетают) ?

Почему Вы их назвали перелётными?


ЗИМУЮЩИЕ

ПТИЦЫ


ПЕРЕЛЁТНЫЕ


– Объясните это слово (эти птицы совершают перелеты, перелетают из одного района Земли в другой).

- Где же зимуют перелётные птицы? (ответы детей)


Подумайте, почему зимой птицы улетают от нас в теплые края?\\- Для них нет пищи.

– Как люди узнали, что птицы улетают в тёплые края? (ответы детей)

– Сейчас мы знаем, что птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Они замечали, что птицы осенью куда-то исчезают, потом опять появляются, но весной.

В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. Например, в 18 веке люди утверждали, что птицы улетают на ..Луну. Добираются туда будто 60 дней и погружаются в спячку.

Ученые орнитологи (изучающие жизнь птиц) точно определили, где именно зимуют разные птицы.

– А как они это сделали? Подумайте. (ответы детей)


2. Работа по учебнику. (с….) (Чтение, рассматривание рис.)


Для этого они надевали птицам на лапки маленькие кольца.

- Давайте рассмотрим эти кольца на рисунке и подумаем, как же они могли помочь ученым. (ответы учащихся)

На каждом кольце номер и адрес, где птицу окольцевали. Когда ученые орнитологи других стран встречают такую птицу, они сообщают об этом по указанному на кольце адресу. Так узнают о миграции (передвижении) птиц. Сейчас ученые используют новейшие приборы, при помощи которых информация о передвижении птиц, об их местонахождении поступает на компьютер через спутниковые системы.

Ласточки летом живут практически на всей территории России, а зимуют в Африке. Журавли тоже живут в России, а на зиму улетают в Индию и в другие теплые края.


2. Работа над загадками


Отгадайте загадки и вы узнаете название птиц, которые улетают в тёплые края . (После отгадки появляется изображение птицы)


Угадайте, что за птичка —
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
   (Ласточка)


Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
(Журавли)



Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Тёмно-бронзовый…..( Скворец)



В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок.
      (Жаворонок)



Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней,

Кто же это? (Соловей).



В голубенькой шапочке, бурой сорочке

В саду, где набухли на яблоньке почки,

Он ёжится, зябнет на ветке росистой.

Но песни не бросит певец голосистый:

На яблоньке звонко поёт, не смолкая,

Встречая зарю долгожданную мая. (Зяблик)



VIII. Физкультминутка.


Руки подняли и покачали,

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В сторону руки – плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.




  1. Закрепление.

1. Работа в парах

У вас на партах листочки с заданием. В каждом столбике по три названия птиц. Нужно обвести в кружок “лишнюю” птицу и объяснить свой выбор.

дятел
ласточка
журавль

воробей
скворец
синица

поползень
сова
жаворонок

соловей
зяблик
галка

2. Работа в “Рабочей тетради” (стр. 14)

Соотнеси название птиц с рисунком. Помоги птицам разобраться, кому улетать в тёплые края, а кому оставаться. У каждой перелётной птицы нарисуй на лапке кольцо.

3. Групповая работа

Собрать пазлы “Птица”, наклеить их на альбомный лист. Определить название птицы, зимующая или перелётная.
Работы вывешиваются на доску, обсуждаются коллективно.
Для групп, закончивших первыми, предлагаются дополнительные вопросы (или обсуждаются коллективно)

1) Что зимой для птицы страшнее: голод или холод? (Голод.)

2) Весной на берёзе можно увидеть отверстия, расположенные по стволу кольцом. Кто-то лакомился берёзовым соком. Кто этот сладкоежка? (Дятел.)

  1. Этих птиц ещё в Древней Греции использовали для отправки сообщений на дальние расстояния. Что это за птицы? (Голуби.)

X. Рефлексия.

-Ребята, давайте подведём итог нашему уроку.

- Кто такие птицы?

- На какие две группы мы разделили птиц? (зимующие, перелётные)

- Где же зимуют зимующие птицы и чем они питаются? (в нашей местности)

- Где зимуют перелётные птицы? (в тёплых краях)

- Почему перелётные птицы улетают в тёплые края?

-Молодцы!

 

- Да, ребята, какая красота, эти птицы, какое чудо живая природа!

- Конечно, природу и всё живое вокруг нужно беречь, тогда лишь жизнь на Земле будет продолжаться! Я надеюсь, что вы будете помогать птицам и сохраните им жизнь, чтобы весной вся певчая компания радовала нас своей неповторимостью.

 

XI Рефлексия.

- Наш урок подошёл к концу. Думаю, что каждый для себя открыл что-то новое и интересное сегодня на уроке.

- Сейчас я предлагаю вам подвести итог своей работы на уроке.







Увы, я сегодня не очень

хорошо работал и У меня всё было хорошо, многое

Ура! Здорово! не понял урок. получалось, но мне придётся дома Я научился группировать повторить материал.

птиц на зимующих и перелётных. .

У меня всё сегодня получалось.