СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гендерные особенности детей дошкольного возраста

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь мы рассматриваем гендерные особенности детей дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Гендерные особенности детей дошкольного возраста»

Министерство образования и науки Самарской области

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области

«Тольяттинский социально – педагогический колледж»








Реферат


Учет гендерных особенностей детей при организации воспитания и обучения









Специальность:


44.02.04 Специальное дошкольное образование

Курс:

2

Дисциплина :

Психология

Студентка: А.В. Бидова




Преподаватель: Е.В. Гурьянова


Оценка «______________»

«_____»______________2019 г.


(личная подпись)







Тольятти, 2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………3


1

Гендерные особенности по словам К.Д. Ушинского………….4


2

Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей…….6


3

Формирование у родителей гендерной компетентности……...8


Заключение …………………………………………………………..10


Список используемой литературы ……………………………….11





























Введение


В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости.

Актуальность заключается в том, что содержание работы с дошкольниками с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что, по мнению исследователей приводит к отсутствию у детей специфических черт, характерных для пола. Мальчики лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, а девочки — терпимости, скромности, стремления к мирному разрешению конфликтов.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагогии родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию.

Цель: повысить свой профессиональный уровень по теме, систематизировать работу гендерного подхода в воспитании детей в ДОО.

Задачи:

- воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;

- развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;

- Формирование у родителей гендерной компетентности.





1.Гендерные особенности по словам К.Д. Ушинского



Если мы хотим воспитывать человека во всех отношениях, то мы должны понять его во всех отношениях.

К. Д. Ушинский


Если мы хотим воспитывать человека во всех отношениях, то мы должны понять его во всех отношениях. К. Д. Ушинский .  Когда мы говорим о мальчиках или девочках, мы — хотим этого или нет — постоянно имеем в виду существование различий в их психологии и поведении. Вопросы воспитания и развития детей разного пола в последнее время привлекают многих исследователей. Интерес этот обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать особенности пола ребенка, т. к. это биосоциокультурные характеристики. Период дошкольного детства — это то время, когда у ребенка раскрываются уникальные возможности, данные ему своим полом. В связи с этим по-новому видятся цели воспитания и обучения мальчиков и девочек. В этом аспекте мы говорим о гендерном воспитании детей. Гендерный подход в образовании — это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности, что дает в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Конструирование педагогического процесса на основе индивидуально-дифференцированного подхода в условиях совместного воспитания девочек и мальчиков в детском саду является современной и очень актуальной задачей.

В настоящее время существуют противоречия между:

  1. объективной потребностью общества в воспитании детей на основе гендерного подхода и практикой обучения и воспитания в ДОУ.

  2. необходимостью гендерного воспитания, начиная с дошкольного возраста, и недостаточной теоретической, практической, дидактической, методологической разработанностью условий гендерного воспитания дошкольников.

    Проблематика гендерных различий является интересной областью для изучения. В психологической литературе накоплена информация о возрастных особенностях, обучаемости, преимущественных способах умственной деятельности, особенностях поведения, общения, выбора социальных ролей, потенциала развития детей разных полов. Так, мальчики и девочки по-разному играют и общаются, утверждают свою индивидуальность и проявляют свою агрессивность, сочувствуют и заботятся, решают новые задачи, имеют разные стартовые возможности физиологической зрелости и готовности к школьному обучению. Интересные результаты получены учеными в ходе исследования социально-психологических особенностей полов. Поскольку существуют объективные половые различия, то и подходы к воспитанию детей разного пола должны быть различными.




























2.Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей


С самого раннего детства мы, взрослые, сознательно или нет, готовим ребенка к выполнению половой роли –голубая ленточка на одеяле у мальчиков, розовая – у девочек.В соответствии с общепринятыми традициями ориентируем его в том, что значит быть мальчиком или девочкой.
Что мы воспитываем в девочках? В девочках воспитываем нежность, мягкость, душевность. 
Что мы чаше прощаем мальчикам? Мальчикам чаще прощаем озорство и непоседливость. Ребёнок в свою очередь, через подражание взрослым учится быть мальчиком или девочкой.
На что вы опираетесь в воспитании ваших детей?
Любовь, желание вырастить их полноценными членами общества-это движущий фактор в воспитании, но знания об особенностях развития своего ребёнка-это оружие, которым мы должны умело владеть, воспитывая в нашем ребёнке те или иные качества.
Я хочу вас познакомить с гендерными особенностями детей:
• к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
• в возрасте 4-7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется; мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами, эта принадлежность к полу не изменяется в зависимости от ситуации или личных желаний ребёнка.
Огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека имеет семья- это самый древний и важный институт воспитания. Большую роль здесь играют семейные традиции. В полной семье мальчики подражают папе, девочки стремятся быть похожими на маму. Очень важно помнить, что дети – это дети. От них нельзя требовать безукоризненного соблюдения всех полоролевых условностей.Иная мама говорит своемупятилетнему сыночку:Что ты разнюнился?Мужчины не плачут!Но,простите,какой же он мужчина? Пока он только маленький мальчик, и относиться к нему надо соответственно. А поддержать его полоролевую составляющую следует только в состоянии успеха! Помог младшей сестрёнке, скажите ему:Какой ты молодец- настоящий мужчина растёт!Так он получит положительное подкрепление.А если поступать наоборот и при каждой неудаче напоминать добродетелидругих, у ребёнка может возникнуть отвращение к ним.
Тот же принцип относиться и к девочкам.
Представьте себе:вы пришли с работы,а ваша дочка,перемазавшись в помаде, туфлях на огромных каблуках вертится у зеркала.Не пугайтесь.Это нормально, Девочка просто хочет быть похожей на вас!Если вы боитесь, что она сломает фирменную помаду, не держите её на видном месте. А лучше всего-разделите с дочкой игру (во взрослую).

Можно даже чуть-чуть накраситься как тётя,но потом тщательно смыть грим.Вреда от этого не будет,но сколько удовольствия! Это полоролевое воспитание. Но игра –игрой, а девочку надо учить следить за собой по-настоящему.Сейчас разные фирмы предлагают косметику,специальную для детей.Чрезмерные запреты могут ожесточить женское начало будущей леди.
Мальчик и девочка-это два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково.Надо постараться понять своих детей,мальчиков,девочек,ведь они-будущие мужчиныи женщины и должны соответствовать своей сути.А суть- каким должен быть человек.Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем,поможем избежать тех ошибок,которые наделали по незнанию.


































3.Формирование у родителей гендерной компетентности



С момента рождения и на протяжении всей своей жизни человек является действительным членом сообщества. Семья, подобно другим социальным механизмам, не может существовать вне традиций, не следуя определенным образцам деятельности, которые воспроизводятся каждым новым поколением. Родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями, которые передаются из поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребенка и в том числе в появлении и становлении у него гендерной идентичности.

Общеизвестно, что присущая ребенку-дошкольнику способность к подражанию позволяет ему рано выбрать среди окружающих его взрослых определенный образец поведения. Сначала он имитирует некоторые внешние признаки поведения того человека, которого выбирает в качестве образца для подражания, затем происходит более глубокое «приравнивание» себя к личности человека-образца. При этом ребенок заимствует не только образцы некоторых действий и внешние отличительные признаки, но и такие сложные качества личности, как доброта, мягкость, отзывчивость или решительность, мужественность, стойкость.

Очень часто в иерархии семьи современного типа мать занимает главенствующую позицию, и как следствие − отсутствие стабильности в занимаемых гендерных позициях. Поэтому ребёнок часто не осознаёт роли, отведённой его полу. Подобная асимметрия в распределении половых ролей характерна для неполных семей, где чаще всего родителем является «мать-одиночка» или бабушка.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских» черт характера: излишняя мягкость, феминизированность. Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира. В других случаях вследствие развития так называемой «компенсаторной мужественности» ребёнок, наоборот, становится чёрствым и жёстким.

Тесная эмоциональная близость мальчика с матерью в период дошкольного детства влияет на его отношения со сверстниками, порой осложняя их, а сильный материнский гнёт может стимулировать неправильное увлечение ребёнка.

Девочки легче адаптируются к разным ситуациям: они менее чувствительны, чем мальчики в этом возрасте и полностью копируют своих мам, бабушек, но при этом также не всегда знают, как вести себя и как строить отношения с представителями противоположного пола. Дочери разведённых родителей перенимают критическое отношение матери к ушедшему отцу и к мужскому полу вообще.

Неоднозначно и влияние отцов. Например, напряжённые, плохие отношения с отцами сильнее влияют на формирование половых девиаций у мальчиков и девочек, чем взаимоотношения с матерью. Слишком строгий и требовательный отец, которому ребёнок никак не может угодить, подрывает его самоуважение. Было установлено, что роль отцов в усвоении ребёнком половой роли может быть особо значимой — они в большей степени, чем матери приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей. Если мужчина покинул семью до того, как его сыну исполнилось пять-шесть лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи.

Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть знающими, осведомленными в данном вопросе, т.е. компетентными. При этом компетентность родителей не может появиться в результате того, что они прослушают лекцию или их проконсультирует специалист. Компетентность родителей предполагает овладение ими культурологическими аспектами гендерного воспитания, которые включают широкий круг вопросов социального, психолого-педагогического и даже исторического плана. Так, например, родителям важно знать, как воспитывали девочек и мальчиков наши предки и что можно перенести из прошлого в настоящее.























Заключение



 В младшем школьном возрасте в содержании Я-концепции личности находят свое отражение преобладающие в их социальном окружении гендерные нормы и стандарты, которые становятся внутренними регуляторами поведения девочек и мальчиков. Девочки более ориентированы на культурные нормы внешней привлекательности и направлены на конструктивные межличностные отношения с другими людьми, а мальчики — скорее на культурные нормы физической и умственной компетентности и поддержание гомосоциальных связей со сверстниками, закрепляющих гендерную сегрегацию.

Таким образом, гендерные особенности развития младших школьников во многом определяются этнокультурными (социокультурными) контекстами развития.


Специфика процесса гендерной социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация поло-ролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов.

Работа по поло-ролевому воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.

В нынешней глобальной цивилизации в последствие объективного распределения психологических возможностей полов, у женщин – другие цели. Это в основном – поддержка жизни семьи, воспитание детей. У мужчин – забота о внешних по отношению к семье факторах (в первую очередь это факторы, обеспечивающие нормальное функционирование государственных и цивилизационых институтов), без чего не может существовать полноценная семья в государстве. И лишь в человеческом объединении усилии мужчин и женщин – согласно объективно заданным приоритетам психологических особенностей полов, где не существует подавления мужского либо женского начал – возможна сильная государственность, основанная на сильной и объективно нормальной семье.









Список литературы:



1. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в детском саду [Текст]: Методические материалы в помощь психологам и педагогам / Е. А. Алябьева. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 88 с.

2. Баранникова, Н. А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях [Текст]: Метод.пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.А. Баранникова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128 с.

3. Градусова, Л. В. Гендарная педагогика [Текст]: Учебное пособие / Л. В. Градусова. - 2016

4. Доронова, Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду[Текст]: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка – Пресс, 2009

5. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е.О. Смирнова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. — 366 с.

6. Шипицына, Л.М. Азбука общения [Текст]: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет) / Л.М. Шпицына. - СПб.: Детство - Пресс, 2010. - 70 с.

7. Щетинина, А. М., Иванова О. И. Полоролевое развитие детей 5–7 лет[Текст]: Методическое пособие / А. М. Щетинина — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.


11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!