СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гендерные стереотипы

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Гендерные стереотипы»

Школа-интернат №21 среднего полного (общего) образования Исследование гендерных стереотипов современной молодёжи, формируемых художественной литературой Выполнил: Побоченко Ульяна, 10 класс Руководитель: Жукова Елена Николаевна, педагог-психолог школы-интернат №21 ОАО «РЖД» ст. Танхой 202 1

Школа-интернат №21 среднего полного (общего) образования

Исследование гендерных стереотипов современной молодёжи, формируемых художественной литературой

Выполнил: Побоченко Ульяна, 10 класс

Руководитель: Жукова Елена Николаевна,

педагог-психолог

школы-интернат №21 ОАО «РЖД»

ст. Танхой

202 1

Гипотеза: предположение, что одним из важнейших способов трансляции культурных образцов поведения является литература: ведь, идентифицируясь с героем книги, читатель не только сопереживает ему, но и воспринимает его взгляд на мир, усваивает, каким нужно быть, как себя вести, к чему стремиться. Цель работы: Констатация гендерных стереотипов, реконструируемых из названных молодёжью литературных источников и их функционирование в молодежной среде.

Гипотеза:

предположение, что одним из важнейших способов трансляции культурных образцов поведения является литература: ведь, идентифицируясь с героем книги, читатель не только сопереживает ему, но и воспринимает его взгляд на мир, усваивает, каким нужно быть, как себя вести, к чему стремиться.

Цель работы:

Констатация гендерных стереотипов, реконструируемых из названных молодёжью литературных источников и их функционирование в молодежной среде.

Задачи: провести гендерно-ориентированный анализ литературных произведений, названных учащимися; провести анализ сочинений учащихся для выявления поведенческих норм для мужчин и женщин глазами школьников; проследить, как эти поведенческие нормы фиксируются в литературном материале и как осмысляются в них учащимися концепты «мужественность» и «женственность».  Методы работы : анализ текста, контент-анализ. Материалы для анализа: Литературные источники, названные учащимися в своих сочинениях. Сочинения учеников 8, 9, 10, 11 классов школы-интерната №21 на тему «Любимый литературный герой».

Задачи:

  • провести гендерно-ориентированный анализ литературных произведений, названных учащимися;
  • провести анализ сочинений учащихся для выявления поведенческих норм для мужчин и женщин глазами школьников;
  • проследить, как эти поведенческие нормы фиксируются в литературном материале и как осмысляются в них учащимися концепты «мужественность» и «женственность».

Методы работы : анализ текста, контент-анализ.

Материалы для анализа:

  • Литературные источники, названные учащимися в своих сочинениях.
  • Сочинения учеников 8, 9, 10, 11 классов школы-интерната №21 на тему «Любимый литературный герой».
Гендер – соединение социальных и культурных норм (предписываемых обществом), которым должны следовать люди, в зависимости от биологического пола.  ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ - упрощенные, схематизированные, эмоционально четко окрашенные устойчивые образы мужчин и женщин, распространяемые обычно на всех представителей той или иной гендерной общности, независимо от личных особенностей тех или иных представителей. Гендерный стереотип - это взгляд и оценка, которые, как правило, основаны на гендерных предубеждениях, а не на рациональном знании.

Гендер – соединение социальных и культурных норм (предписываемых обществом), которым должны следовать люди, в зависимости от биологического пола.

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ - упрощенные, схематизированные, эмоционально четко окрашенные устойчивые образы мужчин и женщин, распространяемые обычно на всех представителей той или иной гендерной общности, независимо от личных особенностей тех или иных представителей. Гендерный стереотип - это взгляд и оценка, которые, как правило, основаны на гендерных предубеждениях, а не на рациональном знании.

Гендерные конфигурации образов Субъект-героиня –  женщина-мать  женщина-идеал Субъект-герой:  герой-воин  денди  новый человек

Гендерные конфигурации образов

  • Субъект-героиня –

женщина-мать

женщина-идеал

  • Субъект-герой:

герой-воин

денди

новый человек

 Половой состав, принявших участие в исследовании Российская молодёжь Иностранная молодёжь

Половой состав, принявших участие в исследовании

Российская молодёжь

Иностранная молодёжь

Общий выбор литературного образа Российская молодёжь Иностранная молодёжь

Общий выбор литературного образа

Российская молодёжь

Иностранная молодёжь

Выбор девушками литературного образа Российская молодёжь Иностранная молодёжь

Выбор девушками литературного образа

Российская молодёжь

Иностранная молодёжь

Выбор юношами литературного образа Российская молодёжь Иностранная молодёжь

Выбор юношами литературного образа

Российская молодёжь

Иностранная молодёжь

Базовым гендерным стереотипом для молодежи  является патриархатный стереотип. Вне зависимости от пола отвечавшего, главными качествами мужчины становятся: храбрость, смелость - 56,5%; верность чести и долгу - 36,9%; патриотизм - 28,3%. способность к совершению поступка - 19,5 % Девочки добавляют в этот список: способность любить - 22,2%; умение дружить - 22,2%; уважительно относиться к женщине - 16,7%; доброта – 15,7%. взяточничество - 5,5%; красота – 5,5%; Мальчики добавляют: честность - 17,8%.  умение анализировать - 14,3%; ум - 7,1%;

Базовым гендерным стереотипом для молодежи

является патриархатный стереотип. Вне зависимости от пола отвечавшего, главными качествами мужчины становятся:

  • храбрость, смелость - 56,5%;
  • верность чести и долгу - 36,9%;
  • патриотизм - 28,3%.
  • способность к совершению поступка - 19,5 %

Девочки добавляют в этот список:

  • способность любить - 22,2%;
  • умение дружить - 22,2%;
  • уважительно относиться к женщине - 16,7%;
  • доброта – 15,7%.
  • взяточничество - 5,5%;
  • красота – 5,5%;

Мальчики добавляют:

  • честность - 17,8%.
  • умение анализировать - 14,3%;
  • ум - 7,1%;

Субъекту-героине в патриархатном стереотипе предписываются представления о женском начале. Главными женскими качествами называют: способность любить - 47,3 %  душевную красоту - 26,3% Мальчики добавляют качества: честь - 100%, ум - 33%, носительница высокой нравственности - 33%. Девочки добавляют качества: искренность - 26,6% способность жертвовать собой - 13,3% терпимость - 6,6% честь - 6,6%

Субъекту-героине в патриархатном стереотипе предписываются представления о женском начале. Главными женскими качествами называют:

  • способность любить - 47,3 %
  • душевную красоту - 26,3%

Мальчики добавляют качества:

  • честь - 100%,
  • ум - 33%,
  • носительница высокой нравственности - 33%.

Девочки добавляют качества:

  • искренность - 26,6%
  • способность жертвовать собой - 13,3%
  • терпимость - 6,6%
  • честь - 6,6%
Выводы: Не существует некоего обобщенного читателя, а есть совершенно определенные группы со своими эстетическими вкусами, стилевыми и жанровыми пристрастиями, с различными уровнями восприятия художественного слова. Патриархатные стереотипы поведения продолжают оставаться частью массового сознания, в котором они закреплены прочно и меняются медленно. В первую очередь молодёжью воспринимаются те образцы поведения, которые, с одной стороны, демонстрируются положительными героями, а с другой стороны, описаны как жизнеспособные, приводящие к успеху.

Выводы:

  • Не существует некоего обобщенного читателя, а есть совершенно определенные группы со своими эстетическими вкусами, стилевыми и жанровыми пристрастиями, с различными уровнями восприятия художественного слова.
  • Патриархатные стереотипы поведения продолжают оставаться частью массового сознания, в котором они закреплены прочно и меняются медленно.
  • В первую очередь молодёжью воспринимаются те образцы поведения, которые, с одной стороны, демонстрируются положительными героями, а с другой стороны, описаны как жизнеспособные, приводящие к успеху.