Гендерный подход в образовании.
Ломка старых стереотипов в экономике, политике и других областях не может не затронуть и образование. Мы сегодня касаемся ломки стереотипа в обучении детей в совместных классах через привлечение гендерного подхода.
Что толкнуло общество к этому преобразованию?
Целью гендерного подхода в образовании является развитие потенциала личности и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек.
Учитель в любой школе должен чувствовать разницу при работе с мальчиками и девочками, что они талантливы по-своему и идут к знаниям разными путями.
Несмотря на определенные успехи совместного обучения в процессе его реализации выявилось и много трудностей:
Методики и технологии совместного обучения рассчитаны на некую среднюю личность (дети, ребенок, ученик);
Пол ребенка учитывается только на уроках труда и физкультуры;
Деформируется социальный опыт мальчика (т.к учителя в основном женщины, что приводит к формированию феминизированного, излишне послушного ученика или наоборот активно протестующего «хулигана»);
Не учитываются особенности девочек (эти особенности в разных возрастных группах проявляются по-разному).
Прочитав много статей и проанализировав свой человеческий и педагогический опыт, конечно, соглашусь с тем что, в большей степени это связано с состоянием здоровья школьников (оно ухудшается из года в год) психологического и физического. Почему же многие авторы относят гендерное обучение к технологиям здоровьесбережения? И признается как успешный опыт (если бы он не был положительным, то мы бы сейчас не собрались по этому вопросу).
Никогда не было секретом то, что девочки и мальчики различаются в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональном развитии, в мотивации своей деятельности и поведения.
Физиологи говорят, что «Мозг мальчиков и девочек устроен по-разному, на раннем этапе (до 5-7 лет) у девочек лучше развит вербальный интеллект, раньше формируется речь, зато у мальчиков лучше развиты пространственные и математические способности (их игры лего-конструкторы, считают лучше)»
Дальше с возрастом еще больше отличий. Но в общей школе (совместные классы) на это приходиться закрывать глаза и учить детей, можно сказать, «среднего пола» (мы и обращаемся- дети, ребята).
Я работала и в смешанных классах и раздельных, и в классах, где больше девочек (20 девочек-6 мальчиков) и наоборот (4 девочки-22 мальчика) - таким был мой первый класс в СКК.
Можно сказать, что особенности существуют везде.
Первое знакомство с раздельным обучением для меня в СКК с 1995г. Сразу стало ясно, что это не совсем обычные классы.
Для всех педагогов вопрос актуальный - Как мотивировать учащихся?
В средних классах(5-8) обычной школы- девочки вытягивают всё. Они старательны, прилежны, более заинтересованы в оценке «5».
А здесь одни мальчики - у них другие «ценности» касаемо учебы и своего места в коллективе.
(отступление – когда дети поступали в СКК – мы спрашивали - по какой причине идете? Успешны ли там в старой школе? есть ли лидерские качества?) это важно, т.к. в мальчиковом коллективе «новенькому» прижиться непросто.
Здесь хорошие оценки могут быть не главным, а более ценным является умение отстоять мнение, уметь повести за собой (иногда и не туда…)
Успешными в старших классах и на выпуске были мальчики с лидерскими качествами, и даже некоторые, кто учился довольно средне в среднем звене, к выпуску занимали высокое место и по учёбе (т.к. лидерами были во всём).
Впервые я столкнулась с раздельным обучением девочек в СКК в 1997 г. (но как мать). Могу сказать, что девочке было очень комфортно в девичьем классе.
Затем были классы девочек и мальчиков не в параллели. Особенности работы в таких классах существуют. Но сейчас у меня есть параллель 8А и 8Д. Могу сказать, планируя один и тот же урок, выбираю способы подачи разные. (Что же нужно предусмотреть в этом случае?).
Когда эти дети учились в 5, 6 кл, то в классе девочек удавалось выполнить больше заданий за урок, чем у мальчиков. Темп урока у мальчиков более спокойный, ровный. Могу отметить и такую особенность – девочки в большей степени работают по алгоритму, по правилу (это речь идёт о математике), то у мальчиков чаще присутствуют нестандартные решения. В 7 кл. при изучении алгебры и геометрии также чувствуется разница – геометрия у девочек проходит легче, интересней (т.к. девочки более аккуратны, более склонны к гуманитарным наукам).
На уроках у девочек чаще использую наглядный материал, т.к. у них лучше развита зрительная память), они активнее выполняют практические задания и творческие. Групповые формы работы также эффективны, но обязательно должна быть эмоциональная подоплёка (т.е. они рассчитывают на взаимопомощь, объяснение), также задания девочкам должны быть абсолютно понятны. У мальчиков наоборот – задание группе можно дать трудное, ранее не решаемое, они берутся за него с интересом, т.к. для них главное –сделать, а не оценка. У мальчиков лучше развит дух соперничества, поэтому задания с соревновательными элементами проходят лучше, чем у девочек.
Большая роль в гендерном образовании отводится учителю. который должен уметь видеть и слышать каждого ребёнка, понимать его своеобразие, индивидуальные особенности.
Если брать образование сейчас – то оно мужское по своему содержанию и женское по форме организации обучения.
Чтобы результат был хорошим, нужно, чтобы в школе работали учителя – мужчины и женщины.