СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Генеративное размножение

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке "Генеративное размножение" показан учебный диалог на разграничение знания и незнания;  что мы знаем? что не знаем? что хотим узнать?

Просмотр содержимого документа
«Генеративное размножение»





Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе


результат

Управляющая деятельность педагога

(педагогические действия)

Учебная деятельность учащихся (учебные действия)

Организационный момент


Формирование и развитие ответственности за

организацию рабочего места


Приветствует обучающихся, просит  их проверить  готовность к уроку:


Придумано кем-то

просто и мудро
При встрече здороваться: – Доброе утро!
Утро доброе! Ребята мы начинаем наш урок.

Посмотрите все в порядке:

Есть тетрадь, учебник, ручка

И конечно же дневник.

Вот и начался урок!

Ну, а дальше все по плану

План составим просто – сами

С чего начнем мы свой урок?




Осуществляют самопроверку

готовности к уроку.









Организация рабочего места, рациональное размещение учебных средств.







Этап мотивации, постановка цели и задач урока.

Мотивирует учащихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока





Формирование и развитие ценностных отношений (ЦО) к умению воспринимать задание.


Формирование и развитие ЦО к умению самостоятельно определять тему для изучения.

С чего начнем мы свой урок?

С контроля домашнего задания (приложение №1) или с изучения новой темы?




Ребята перед вами располагается кластер (приложение №2)

Еще раз внимательно посмотрите на слайд и подумайте

по какой теме мы сегодня будем работать?

Сформулируйте тему урока.


Учитель корректирует тему урока, обращая внимание на слайд «Генеративное размножение».





Приглашается ученик к доске и записывает тему урока.



Как Вы понимаете термин «Распространение»?


Подводит итог к личностному отношению к смысловому значению слова «Распространение» (приложение №3).




Выбирают начало деятельности на уроке.



Предлагают сформировать тему урока.



Учащиеся озвучивают тему урока

«Генеративное размножение» записывают в тетрадях.

Один ученик записывает дату и тему урока на доске.

Раскрывают понятие «распространение» , выражают личностное отношение к смысловому значению данному слову



Осмысление мотивов:

«важно»,

«интересно», «могу».




Выражают личностное отношение значимости данной темы.

Этап целеполагания

Формирование и развитие ЦО к умению самостоятельно определять и формулировать проблему и познавательную цель.


Организует учебный диалог, направленный на:

  • осмысление противоречия,

  • разграничения знания и незнания:

Что мы знаем?

Что не знаем?

Что хотим узнать:

  • Узнать, как распространяются семена и плоды?

  • Кто им помогает путешествовать?

  • Какое значение имеют эти путешествия для природы?



Учитель корректирует, направляет беседу учащихся на формулировку цели урока.



Высказывают своё мнение, что они знают, предполагают, что, прежде всего, необходимо знать, предлагают различные источники знаний, выдвигают предположения.

Формулируют

цель урока:

Изучить способы

распространения генеративных органов - семян и плодов.


Каждый ученик самостоятельно ставит для себя задачи на урок (возможна коррекция в ходе урока).



Фиксируют:

- противоречия,

границу между знанием и незнанием.



Сформулирована общая цель урока через результат учебной деятельности учащихся.












Этап целеполагания (ситуация планирования)

Формирование и развитие ЦО к умению самостоятельно определять и формулировать и деятельность на урок.


Консультант, помощник в планирование учащимися способов достижения намеченной цели.




Подумайте и предложите, как лучше спланировать деятельность на уроке по изучению данной темы.




-Изучить текст параграфа

-Найти дополнительную информацию в интернет- источниках.

-Выбрать и записать из текста учебника опорные слова

- Ответить на вопросы после параграфа

- Составить вопрос по изученной теме

- Сделать анализ рисунков к тексту параграфа (в устной форме)

Обсуждают, выбирают и фиксируют условия, способы и средства УД.

Критерии оценки деятельности на уроке.

Сформулирована учебная задача.


Этап решения учебной задачи: работа с текстом


Формирование коммуникативной, познавательной, языковой компетенции учащихся на основе текста.

Корректирует план работы по тексту:


Откройте учебник параграф 14, посмотрите объем изучаемого материала страница 74-78. Обратите внимание, на каждой странице расположен крупный рисунок. Определите время чтения текста.




  1. Учитель контролирует чтение учащимися

опорных слов из текста параграфа:

  • распространение – необходимое условие

  • «парашютики»

  • крыловидные выросты

  • течения воды

  • саморазбрасывание

  • невольно

  • защитная оболочка - помет


2. Учитель зачитывает опорное слово и предлагает учащимся найти в тексте учебника предложение с опорным словом.




3. Предлагает учащимся самостоятельно в учебнике рассмотреть и составить вопрос по рисункам

  • рис. 60 распространение плодов и семян с помощью ветра стр 75

  • рис.61 Распространение плодов и семян саморазбрасыванием и с помощью животных стр 76

  • рис.62 Амброзия и ромашка пахучая стр 77

  • рис. 63 Распространение сочных плодов птицами стр78


Корректирует способы взаимодействия, учебного сотрудничества.

Определяют алгоритм работы с текстом:


-время чтения текста







- выделяют (устно) опорные слова при чтении текста.









Записывают под диктовку опорные слова:

парашютики, саморазбрасывание

Один ученик записывает на доске словарное слово –парашют.


- анализ рисунков к тексту



Беседа по рисункам:


Повторяют правила работы в парах.

Составляют вопросы по рисункам друг другу.


Отвечают на вопросы одноклассников.




Отработана информация в тексте учебника.


Проанализированы рисунки 60-63






















Решена учебная задача, выполнены УД.

Региональный компонент

Формирование и развитие ЦО к учению, готовностью и способностью к самообразованию на основе мотивации к профессиям.

Беседа по теме: Знаете ли вы пернатых друзей Омской области?














Просмотр слайдов , беседа по определению пернатых друзей Омской области.


Проявляют патриотизм, эмоционально-ценностное отношение к охране живой природе, к своему региону.





Этап контроля и оценки



Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.


1. Рефлексия и коррекция нового материала по раздаточному материалу (приложение №4)


2. Предлагает посмотреть в тетрадях опорные слова параграфа №14 и восстановить текст, передать его содержание.








3. Учитель предлагает, выполнить тест (приложение №5)

Учитель консультирует, советует, помогает.



Работа в парах.



Развивают монологическую речь. Используют опорные слова для рассказа.


Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, используя знания по домашнему заданию, формулируют затруднения и осуществляют коррекцию ответов одноклассников.


Выполняют тест.






Повторили правила работы в парах.


Самостоятельная коррекция затруднений

одноклассников.

Контроль домашнего задания.

Взаимоконтроль.


Индивидуальная работа.

Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.

Учитель консультирует.


Предлагает фиксировать результаты оценки, рефлексии учебной деятельности в парах.

Учитель комментирует отметки за урок учащимся.

Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам.

Заполнение листа самооценки (приложение № 6).

Оценивание результатов деятельности товарищей.

Заполненный лист самооценки

Формирование и развитие ЦО к ответственному выбору домашнего задания с учетом индивидуальных потребностей.

Наш урок подходит к концу. Сегодня мы узнали много нового. Предлагаю записать домашнее задание, а если вы любознательны и хотите знать больше, выберите для себя задание по желанию.

Учитель объявляет и комментирует домашнее задание:

1.Параграф № 14

2.Вопросы после параграфа 1-4

3. По желанию выполнить задание на стр 78

4. Прочитать задание для любознательных стр79




Учащиеся выбирают задания из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей.


Выбрано и зафиксировано домашнее задание в дневниках.



































приложение №1





Вопрос


ответ

1

Что такое цветок?

Видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения

2

Перечислите главные части цветка

Пестик, тычинка, лепесток, чашелистик, цветоложе, цветоножка

3

Назовите функции плода

Защита и распространение семян

4

Какие сочные плоды вы знаете?

Томат, апельсин, банан, огурец. Слива, малина…..

5

Какие сухие плоды вы знаете?

Подсолнечник, пшеница, желудь, мак, белена…….



приложение №2



В ОДА ПТИЦЫ





Г енеративные органы





ЖИВОТНЫЕ ВЕТЕР

ЧЕЛОВЕК

приложение №3

Толковый словарь русского языка Ожегова

РАСПРОСТРАНИТЬСЯ, -яюсь, -яешься;несов. 1. (1 и 2 л. не употр.). Помещаясь где-н. и перемещаясь, расширить свои пределы. Огонь распространяется по лесу. Распространяется резкий запах. Распространяется ночная прохлада. Слухи быстро распространяются (перен.). 2. (1 и 2 л. не употр.). То же, что простираться (в 1 знач.). Леса распространяются далеко на север. Озёра распространяются до самых гор. 3. Говорить о чём-н. подробно и длинно, многословно (разг. неодобр.). Р. о своих успехах. Особенно об этом не распространяйся (совет не разглашать что-н., не болтать). 4. (1 и 2 л. не употр.). Простираться (в 3 знач.), распространяться (в 3 знач.). Сила закона распространяется на всех. II сов. распространиться, -нюсь, -нишься. II сущ. распространение, -я, ср





























приложение №4



Способы распространения семян и плодов

Анемохория (ветром)

Гидрохория (водой)

Семена мелкие, легкие, имеют крылатки и волоски

Тополь , одуванчик, клен

Семена имеют полости, заполненные воздухом

Кувшинка. тростник


Зоохория (животными)

Орнитохория (птицами)

Семена имеют крючочки, шинники, щетинки

Лопух, череда

Семена имеют сочный мясистый околоплодник

Автохория (самораспространение)

Самостоятельное раскрывание плода и осыпание семян

Акация. Лютик, бешенный огурец

















































приложение №5



тест: Способы распространения семян и плодов

Соотнесите термин с определением

1

Анемохория

А

водой

2

Гидрохория

Б

ветром

3

Зоохория

В

самораспространение

4

Орнитохория

Г

животными

5

Автохория

Д

птицами

1

2

3

4

5














За тест выставляется отметка

«5»- тест выполнен без ошибок

«4» - одна ошибка

«3» - две ошибки









Приложение №6

Лист самооценки учащегося по биологии Ф.И. (учащегося)___________________________


Деятельность

на уроке

дата



дата

дата

дата

1.

Готовность к уроку

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте.

- правильность выбора учебных принадлежностей





2.

Опоздал на урок

да ( -) , нет (+).





3.

Выполнил дом. задания

нет (-) , да (+)





4.

Участвовал при формулировке темы урока





5

сформировал учебную цель






6.

Работал индивидуально или в группе (паре)

1.выделил основную мысль (опорные слова)





2. работал самостоятельно по тексту учебника, нашел информацию в литературе





3. оказал помощь товарищу





7.

Обсуждал и отвечал на вопросы, которые были заданы учителем





8.

Составил вопрос по теме урока, задавал вопрос





9.

Использовал знания предыдущего урока





10

Д/з записал в дневник, четко прописал номер параграфа





Отметка

моя

учителя













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!