Тема: «Генетическая связь между различными классами углеводородов».
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о химических свойствах углеводородов; закрепить умение составлять уравнение химических реакций на примере свойств важнейших органических соединений.
Тип урока: комбинированный урок усвоения знаний, умений и навыков и творческого применения их на практике.
Формы работы: рассказ учителя, фронтальная работа, индивидуальная работа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Предметные.
В результате урока учащиеся смогут: описывать и различать основные классы углеводородов, решать генетические цепочки превращения.
Получат возможность научиться: выдвигать гипотезы на основе знаний о составе, строении вещества и основных химических законов.
Метапредметные.
В результате урока учащиеся смогут:
1. Регулятивные: применение интеллектуальных операций сравнения, обобщения, использование различных источников для получения информации.
2. Коммуникативные: умение ясно и точно излагать свою позицию, внимание и уважение к мнению окружающих.
Личностные.
В результате урока учащиеся смогут:
Личностные: ответственное отношение к учебному процессу, самостоятельности в процессе применения знаний в нестандартных ситуациях.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний.
Мотивация учебной деятельности
Какие органические соединения относятся к классу углеводородов?
Углеводороды - это органические соединения, в состав которых входят лишь два элемента: углерод и водород. В общем виде - CxHy.
Приведите примеры углеводородов.
Где в природе распространены углеводороды?
Рассказ учителя
Материальный мир, в котором мы живём и маленькой частичкой которого являемся, един и в то же время бесконечно разнообразен. Единство и многообразие химических веществ наиболее ярко проявляется в генетической связи веществ.
Слово «генетический» произошло от греческого слова genesis — происхождение. Применительно к химии генетическую связь рассматривают как возможность получения соединений одного класса веществ из соединений другого класса.
Предлагаю систематизировать ваши знания выполнив схему превращения (Рис.2).
Рис.2. Схема превращения в органической химии.
IV. Подведение итогов урока, оценивание работы учеников.
Понятие «генетическая связь» не ограничивается только взаимопревращениями между классами органических соединений. Генетическая связь наблюдается также между веществами минеральными и органическими и может связывать вещества живой и неживой природы.
Знание генетической связи необходимо химикам для получения веществ с заданными свойствами. Генетическая связь между веществами разных классов позволяет представить себе миллионы незримых нитей, которыми связаны разнообразные вещества живой природы.
Выполненная работа оценивается по 5 бальной шкале и оценки будут выставлены в электронный журнал.
V. Домашнее задание
Повторить химические свойства органических веществ, решить предложенные в карточке задачи.
Проблемные задания заставляют учеников мыслить, искать пути решения проблемы, анализировать и обобщать.