СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Генетическая связь неорганических соединений

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок «Генетическая связь неорганических соединений» разработан в технологической карте в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Данный урок входит в раздел «Основные классы неорганических соединений». На уроке используются такие формы работы, как фронтальная, индивидуальная, групповая. Работая в группах, ученики учатся слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем. С целью активизация познавательной деятельности и повышения мотивации учащихся на уроке используются различные методы обучения: метод учебного диалога, метод создания проблемной ситуации, наглядно-демонстрационный метод, метод самоконтроля/взаимоконтроля, практический метод, игровой метод.

Просмотр содержимого документа
«Аннотация»

Аннотация к уроку химии в 8 классе.


Урок «Генетическая связь неорганических соединений» разработан в технологической карте в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Данный урок входит в раздел «Основные классы неорганических соединений». На уроке используются такие формы работы, как фронтальная, индивидуальная, групповая. Работая в группах, ученики учатся слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем. С целью активизация познавательной деятельности и повышения мотивации учащихся на уроке используются различные методы обучения: метод учебного диалога, метод создания проблемной ситуации, наглядно-демонстрационный метод, метод самоконтроля/взаимоконтроля, практический метод, игровой метод.

В содержание урока включен большой объем дополнительного теоретического материала, расширяющий кругозор учащихся, много интересных опытов, активизирующих познавательную активность.

Интегрированный подход проявляется в рациональном сочетании сведений из различных областей знаний: математика, биология, экология, изобразительное искусство. Насыщенный интересными опытами и новой интересной информацией урок проходит живо и нескучно. Побуждает детей к активному обучению. Выбранная форма проведения урока позволяет систематизировать обширный материал.

Подготовка к уроку ведется заранее как мини-проект. Были распределены роли, подготовлен необходимый материал. Учитель при этом выступает в роли координатора.

ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, то есть словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве.



Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»

Инструктивная карточка для рабочей группы «Оксиды»


  1. Дайте определение оксидам.

  2. Дайте классификацию оксидам.

  3. Опишите физические свойства оксидов.




Инструктивная карточка для рабочей группы «Основания»

  1. Дайте определение основаниям.

  2. Дайте классификацию основаниям.

  3. Опишите физические свойства оснований.




Инструктивная карточка для рабочей группы «кислоты»

  1. Дайте определение кислотам.

  2. Дайте классификацию кислотам.

  3. Опишите физические свойства кислотам.




Инструктивная карточка для рабочей группы «Соли»

  1. Дайте определение солям.

  2. Дайте классификацию солям.

  3. Опишите физические свойства солей.





Просмотр содержимого документа
«Приложение 3»



Класс: оксиды

Кремнезем

1


Углекислый газ

2

Сернистый газ

3

Веселящий газ

4

Негашеная известь

5

Жженая магнезия

6

В состав этого нерастворимого в воде оксида входит 1 атом кремния и два атома кислорода.

Этот оксид углерода незаменим растениям в процессе фотосинтеза.

А) При взаимодействии с водой этот оксид образует сернистую кислоту

Б)2H2S+ 3O2 = ? +2H2O


Валентность атома азота в этом оксиде – I.

Основной оксид, образованный атомами химического элемента № 20 и атомом кислорода.

Относительная молекулярная масса оксида, образованного 1 атомом кислорода и 1 атомом этого металла равна 40

Химическая формула:














Класс: кислоты

Селитровый дым.

7

Купоросное масло

8

Соляный спирт


9

Плавиковая кислота

10

Соли этой кислоты – нитраты

Относительная молекулярная масса этой кислоты, в состав которой входит 1 атом серы – 98.

Эта кислота заливается в аккумуляторы.

В 14 веке ее называли соляным спиртом.

Эта кислота содержится в нашем желудке.

Кислоту получают из плавикового шпата:

CaF2 +H2SO4 =CaSO4 + ?

Химическая формула:












Класс: соли

Мел, мрамор, известняк

11

Чилийская селитра


12

Ляпис



13

Поваренная соль

14

Киноварь


15

Сулема


16

? = СaO + CO2

Нитрат натрия.

Применяется в медицине для прижигания бородавок

? + KCl = AgCl + KNO3

Она есть на столе в каждом доме.

0,9 % раствор соли называют физиологическим раствором и применяют при потере крови.

Hg + S = ?

Хлорид ртути (II)

Химическая формула:












Класс:основания

Нашатырный спирт

17

Едкий натр


18

Едкий кали


19

Гашеная известь (пушонка)

20

Гидроксид аммония (NH4 – ион аммония)

Мылкое на ощупь, входит в состав мыла.

? + HNO3 = NaNO3+ H2O


Na2O + H2O = ?


Самая опасная щелочь.

Образец этого основания у вас на столе.

Используется для побелки деревьев.

СaO + H2O = ?

Химическая формула:















Класс: основания

Нашатырный спирт

17

Едкий натр


18

Едкий кали


19

Гашеная известь (пушонка)

20

Химическая формула:

NH4OH

NaOH

KOH

Ca(OH)2





Класс: Оксиды

Кремнезем

1


Углекислый газ

2

Сернистый газ

3

Веселящий газ

4

Негашеная известь

5

Жженая магнезия

6

Химическая формула:

SiO2

CO2

SO2

N2O

CaO

MgO





Класс: кислоты

Селитровый дым.

7

Купоросное масло

8

Соляный спирт


9

Плавиковая кислота

10

Химическая формула:

HNO3

H2SO4

HCl

HF




Класс: соли

Мел, мрамор, известняк

11

Чилийская селитра


12

Ляпис



13

Поваренная соль

14

Киноварь


15

Сулема


16

Химическая формула:

CaCO3

NaNO3

AgNO3

NaCl

HgS

HgCl2





Просмотр содержимого документа
«Приложение 4»

Оценочный лист к уроку «Основные классы неорганических соединений»



Рабочая группа

Классификация веществ

Псевдоним

Экспертиза

Сказка о серной кислоте

Генетическая связь

Итого

Оксиды








Основания








Кислоты








Соли










Просмотр содержимого документа
«технологическая карта урока на конкурс»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Название УМК Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия Предмет __химия___ Класс___8____

Тема урока: Генетическая связь неорганических соединений______________________________________________________________

Место и роль урока в изучаемой теме _Урок 39. Раздел 3 «Основные классы неорганических соединений».________

Тип урока: урок- обобщение, комбинированный_______________________________________________________________________

Цель урока: закрепить и обобщить знания по теме «Генетическая связь неорганических соединений»________________________

Задачи урока:

Образовательные: организовать индивидуальную и групповую познавательную деятельность учащихся на уроке по повторению основных классов неорганических соединений, повторить основные понятия темы: оксиды, кислоты, основания, соли, типы химических реакций, индикаторы; проверить умение составлять уравнения химических реакций, экспериментально распознавать кислоты, щелочи и соли, решать цепочки химических превращений; анализировать и систематизировать вещества по их строению;

Развивающие: учить устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами основных классов неорганических соединений; развивать мышление, наблюдательность и речь учащихся, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль своей деятельности.


Воспитывающие: расширять кругозор учащихся; воспитывать культуру химического эксперимента: соблюдение правил техники безопасности при работе, поведение в кабинете химии;

Оборудование: доска, экран, компьютер, проектор, карточки-задания, набор реактивов, презентация к уроку, учебник, рабочая тетрадь.

Методы работы: метод учебного диалога, метод создания проблемной ситуации, наглядно-демонстрационный метод, метод самоконтроля/взаимоконтроля, практический метод, игровой метод

Приемы: работа над понятиями, проблемная ситуация, побуждающий диалог, корзина понятий


УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.


Педагогические технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- словесной продуктивной и творческой деятельности;

- проблемное обучение


Ожидаемые результаты:


-усвоение материала в полном объёме на уроке;

- применение полученных знаний при выполнении практических заданий;

-умение «оперировать» химическими терминами.



Этап урока

Время, мин

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

ФОУД (формы организации учебной деятельности)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФУУД (формирование универсальных учебных действий)

  1. Организационный момент

1

Учитель:

Здравствуйте, дорогие ребята и гости.

Сегодняшний урок пройдет необычно, поэтому мы распределимся на 4 рабочие группы (Оксиды, Кислоты, Основания, Соли) и группу помощников.

Рабочие группы формируются путем жеребьевки, группу помощников создает сам учитель из отличников.



Организовать контроль

начала работы, обеспечить интеллектуальный и эмоциональный настрой учеников на урок.

Приветствует учеников.


Настроится на восприятие материала урока.

Стоя приветствуют учителя.


Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3

Учитель:

Какую классификацию веществ вы уже знаете?

Учащиеся:

Все вещества делятся на простые и сложные.

Учитель:

Что такое простые вещества? Приведите примеры.

Учащиеся:

Простые вещества состоят из атомов одного вида, например кислород, водород.

Учитель:

Что такое сложные вещества?

Учащиеся:

Сложные вещества состоят из атомов разного вида, например

вода, углекислый газ.

Учитель:

Какие основные классы неорганических веществ Вы знаете?

Учащиеся:

Оксиды, кислоты, основания, соли.

Учитель:

А эти вещества связаны между собой? Если да, то в чем заключается их связь?

Учащиеся:

Да, вещества, относящиеся к разным классам, между собой тесно связаны. Можно получить из одного вещества другое.

Учитель:

Давайте сформулируем цель нашего урока.

Учащиеся:

Повторить основные классы неорганических соединений и связать их воедино.

Словесные методы.


Фронтальная форма работы.

Провести проверку полученных ранее знаний учащихся, выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях, необходимых для работы по новой теме урока.

Формулирует вместе с учащимися цели и задачи урока.

Предлагает обобщить и углубить знания по теме.


Фронтальная работа.

Слушают, отвечают на вопросы учителя, анализируют правильность ответов одноклассников, корректируют неточности в ответах одноклассников.

Формулируют цели урока.


Личностные УУД.

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Коммуникативное УУД.

Уметь оформлять свои мысли в  устной форме. Умение работать в группах.

Регулятивные УУД.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.


3. Обобщение и систематизация знаний.

10

Учитель:

А теперь от теории перейдем к практике.

Перед вами набор реактивов, распределите сложные вещества, выданные Вам на 4 группы (выданы образцы различных оксидов, солей, кислот, оснований).

Двое учащихся работают по карточкам у доски (один из группы помощников, второй из рабочей группы).

В карточке перечень химических формул соединений, выданных рабочим группам (Приложение 1).


Учитель:

Давайте проверим полученный результат. Проверяется работа учеников на доске. Учащиеся:

Сверяют химические формулы с расставленными веществами из набора реактивов.

Учитель:

Каждая рабочая группа отвечает на вопросы инструктивной карточки. (Приложение 2)

Учащиеся группы «Оксиды»:

Оксиды – это сложные вещества, состоящие из 2-х элементов, один из которых кислород.

Оксиды делятся на основные, кислотные, амфотерные.

Физические свойства – твердые вещества, разного цвета.

Учитель:

В выданных образцах определите принадлежность оксида к данным группам.

Учащиеся группы «Оксиды»:

Cr2O3 – амфотерный оксид , CaO, CuO, MgO – основные оксиды, MnO2 – кислотный оксид.

Учитель:

Все оксиды твердые по агрегатному состоянию?

Учащиеся группы «Оксиды»:

Нет, существуют газообразные и жидкие, например CO2 – углекислый газ, H2O – вода.

Учитель:

Молодцы, давайте проверим, исправим, дополним информацию по оксидам по слайду (слайд 1,2)



Учащиеся группы «Основания»:

Основания – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и гидроксильной группы.

Основания делятся на растворимые, нерастворимые и амфотерные.

Основания твердые кристаллические вещества, белого цвета.

Учитель:

Назовите выданные вам основания, охарактеризуйте их.

Учащиеся группы «Основания»:

KOH- гидроксид калия, растворимое основание (щелочь),

Ba(OH)2 - гидроксид бария, растворимое основание (щелочь).

Учитель:

Как проверить растворимость основания не прибегая к растворению.

Учащиеся группы «Основания»:

Посмотреть в таблицу растворимости.


Учитель:

Молодцы, давайте проверим, исправим, дополним информацию по основаниям по слайду (слайд 3).

Учащиеся группы «Кислоты»:

Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка.

Кислоты бывают кислородсодержащие и бескислородные; одноосновные, двухосновные, трехосновные.

Кислоты это жидкие вещества, бесцветные, со специфическим запахом.

Учитель:

Назовите выданные вам кислоты, охарактеризуйте их.


Учащиеся группы «Кислоты»:

HNO3 – азотная кислота, кислородсодержащая, одноосновная.

H2SO4 – серная кислота, кислородсодержащая, двухосновная.

HCl – соляная кислота, безкислородная, одноосновная.

Учитель:

Молодцы, давайте проверим, исправим, дополним информацию по кислотам по слайду (слайд 4,5).


Учащиеся группы «Соли»:

Соли – это сложные вещества, состоящие из атома металла и кислотного остатка.

Соли бывают средние, кислые, основные, двойные, смешанные.

Соли твердые кристаллические вещества, разные по цвету и растворимости.

Учитель:

Назовите и проклассифицируйте выданные Вам соли.

Учащиеся группы «Соли»:

CuSO4 - сульфат меди. средняя соль,

Na2CO3- карбонат натрия, средняя соль,

K2CrO4 - хромат калия, средняя соль,

CaCO3,- карбонат кальция, средняя соль,

FeCl3 – хлорид железа, средняя соль.

Учитель:

Молодцы, давайте проверим, исправим, дополним информацию по солям по слайду (слайд 6).


Словесные методы.

Наглядные методы.


Объяснительно-иллюстративный метод обучения.

Репродуктивный метод обучения.

Исследовательские методы.

Приемы индивидуальной помощи учащимся со стороны учителя и одноклассников

Групповая форма работы.







































































































































































































































Создает проблемную ситуацию. 

Организует работу учащихся в группах.

Дает каждой группе краткие пояснения.

Предлагает идеи, формы представления результата работы.

Наблюдает, советует, руководит деятельностью учащихся.
































Дополняет, исправляет полученную информацию об оксидах.















Учитель:

Из оксидов, выданных в наборе реактивов просит их проклассифицировать.






Учитель:

Уточняет и дополняет информацию о физических свойствах оксидов.































Дополняет, исправляет полученную информацию об основаниях













Учитель:

Просит назвать и проклассифицировать основания из набора реактивов.










Учитель:

Проверят умение работать с таблицей растворимости.














Дополняет, исправляет полученную информацию о кислотах























Учитель:

Просит назвать и проклассифицировать кислоты из набора реактивов.













Учитель:

Дополнят информацию о физических свойствах кислот.



















Дополняет, исправляет полученную информацию о солях.













Учитель:

Просит назвать и проклассифицировать соли из набора реактивов.


























Знакомятся с набором реактивов.

Отвечают на вопросы инструктивной карточки: дают определение,  классифицируют выданные соединения, изучают физические свойства. 













































Отвечают на вопросы инструктивной карточки.



Учащиеся группы «Оксиды»:

Дают определение оксидам.

Классифицируют оксиды на классы.

Описывают физические свойства оксидов, на примере оксидов из набора реактивов.



Учащиеся группы «Оксиды»:

Дают классификацию оксидам, выданным в наборе реактивов.










Учащиеся группы «Оксиды»:

Приводят примеры оксидов с разными агрегатными состояниями.
































Отвечают на вопросы инструктивной карточки.

Учащиеся группы «Основания»:

Дают определение основаниям.

Классифицируют основания.

Описывают физические свойства оснований, на примере оснований из набора реактивов.



Учащиеся группы «Основания»:

Называют и классифицируют выданные основания.













Учащиеся группы «Основания»:

Демонстрируют умение работать с таблицей растворимости.















Отвечают на вопросы инструктивной карточки.

Учащиеся группы «Кислоты»:

Дают определение кислотам.

Классифицируют кислоты.

Описывают физические свойства кислот, на примере оснований из набора реактивов.













Учащиеся группы «Кислоты»:

Дают название и классифицируют кислоты, представленные в наборе реактивов.














Учащиеся группы «Кислоты»:

Приводят примеры кислот с разным агрегатным состоянием.



















Отвечают на вопросы инструктивной карточки.

Учащиеся группы «Соли»:

Дают определение солям.

Классифицируют соли.

Описывают физические свойства солей, на примере солей из набора реактивов.



Учащиеся группы «Соли»:

Называют и классифицируют соли из набора реактивов.

Познавательные УУД.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, тетрадь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД.

Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Осознанное построение речевого высказывания.



Регулятивные УУД

Уметь  работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

 Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Продолжить формирование умения работать по учебнику, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.



Личностные УУД

 Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

 Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.


4. Применение знаний и умений в новой ситуации.

10

Учитель:

Вы правильно назвали химические названия солей, а знаете ли вы, что существуют и тривиальные названия, бытовые, которые более удобны в жизни обычного человека.

Например, названный вами Na2CO3- карбонат натрия, имеет более привычное, это Всем хорошо известная сода.

Сегодня на уроке мы попробуем, насколько это у нас получится, отгадать какие же вещества прячутся за псевдонимами, проверим, какими знаниями обладаете вы, приступая к основной теме.

Дает задания группам (Приложение 3):

При выполнении задания Вам понадобится вспомнить понятие валентность, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса. Ваше умение составлять формулы по валентности умение писать уравнения химических реакций.

Учащиеся:

Работают в группах.

Учитель:

Теперь проверим полученные названия и запишем их в химический словарь (Слайд 7,8,9,10)








Частично-поисковый или эвристический метод обучения.

Метод проблемного изложения в обучении.

Словесные методы.

Приемы индивидуальной помощи учащимся со стороны учителя и одноклассников.


Групповая форма работы.

Создает проблемную ситуацию. 

Организует работу учащихся в группах.

Дает каждой группе краткие пояснения.

Предлагает идеи, формы представления результата работы.

Наблюдает, советует, руководит деятельностью учащихся.


Учащиеся работают по инструктивной карточке (переводят тривиальные названия в современные на основе имеющихся знаний).

Учащиеся из группы помощников помогают ребятам выполнить задание.

















Решают расчетные задачи на составление химических формул по валентности, на расчет относительной молекулярной массы.

















Проверяют названия химических веществ и записывают их в химический словарь.

Познавательные УУД.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, тетрадь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД.

Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Осознанное построение речевого высказывания.



Регулятивные УУД

Уметь  работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

 Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Продолжить формирование умения работать по учебнику, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.



Личностные УУД

 Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

 Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.


5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

15

Учитель:

От теории можно перейти к практике. Внимание на слайд (слайд 11)




Опыт 1. «Экспертиза»

Учитель:

Всем вам

известно, что кислоты кислые на вкус, но не все кислоты можно пробовать на вкус, так как многие из них ядовиты и опасны: серной кислотой можно получить ожоги; один полный вдох синильной кислотой приводит к потере сознания и смерти через 1-2 минуты. Поэтому распознать концентрированные кислоты на вкус не решится ни один химик - это опасно.

Каким же способом можно распознать кислоты, не пробуя их на вкус.

Учащиеся:

Можно использовать индикаторы.

Учитель:

Какие Вы знаете индикаторы?

Учащиеся:

Лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин.

Учитель:

Используя любой индикатор распознайте, в какой пробирке находится кислота и объяснить почему.

Учащиеся:

Проводят лабораторный опыт и делают вывод, что в пробирке №1 находится кислота (лакмус стал красным, метиловый оранжевый - красный, а фенолфталеин не изменил свой цвет.

Учитель:

давайте проверим полученный результат, демонстрирует слайд (слайд 12)


Частично-поисковый или эвристический метод обучения.

Метод проблемного изложения в обучении.

Наглядные методы.

Исследовательский метод.

Лабораторная работа.

Приемы индивидуальной помощи учащимся со стороны учителя и одноклассников.

Групповая форма работы.

Организует работу по выполнению лабораторных опытов.

Проводит инструктаж по технике безопасности.

Просит составить уравнения проведенных реакций.


Проводят лабораторный опыт по определению химических веществ.

Учащиеся из группы помощников помогают ребятам выполнить задание.


Познавательные УУД.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, тетрадь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД.

Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Осознанное построение речевого высказывания.



Регулятивные УУД

Уметь  работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

 Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Продолжить формирование умения работать по учебнику, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

Личностные УУД

 Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

 Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.




Опыт 2. Сказка о серной кислоте.

Учитель:

Перед вами текст сказки, давайте прочитаем ее и ответим на вопросы (Приложение 4)

Учащиеся:

Выразительно читают сказку.

Учитель:

Вам необходимо проанализировать содержание сказки, разобраться с героями, проделать опыт и записать уравнение химической реакции.

Учащиеся:

работают в группах, отвечают на вопросы, проделывают химический опыт, пишут уравнение химической реакции.

Учитель:

Задает вопросы.

Что за принцесса Серная?

Учащиеся:

Серная кислота.

Учитель:

Что за сын князя Барий Хлоридович?

Учащиеся:

Соль хлорид бария

Учитель:

Напишите уравнение химической реакции на доске.

Учащиеся:

Пишут уравнение химической реакции на доске.

BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + 2 HCl

Учащиеся:

Учитель:

Покажите полученный результат.

Учащиеся:

Показывают пробирку, в которой провели лабораторный опыт. Получился осадок белого цвета.

Учитель:

Какое вещество выпало в осадок?

Учащиеся:

Соль сульфат бария.


Учитель:

Молодцы, давайте проверим полученные результаты, демонстрирует слайд (слайд 13)



Частично-поисковый или эвристический метод обучения.

Метод проблемного изложения в обучении.

Словесные методы.

Наглядные методы.

Исследовательский метод.

Приемы индивидуальной помощи учащимся со стороны учителя и одноклассников.

Групповая форма работы.

Организует работу в группах.

Задает вопросы по содержанию сказки.

Читают и анализируют текст сказки.

Отвечают на вопросы учителя.

Пишут уравнение химической реакции.

Проводят химическую реакцию.

Учащиеся из группы помощников помогают ребятам выполнить задание.


Познавательные УУД.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, тетрадь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД.

Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Осознанное построение речевого высказывания.



Регулятивные УУД

Уметь  работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

 Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Продолжить формирование умения работать по учебнику, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

Личностные УУД

 Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

 Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.





Учитель:

Давайте составим генетический ряд для металла Ca (кальция) и неметалла P (фосфора)

Неметалл Металл

Кислотный Основный

оксид оксид

Кислота Основание


Соль


P Ca


P2O5 CaO


H3PO4 Сa(OH)2


Ca3(PO4)2


Учитель:

На доске написаны уравнения химических реакций. В них допущены ошибки. Вам необходимо их исправить.

2P + O = P2O5

P2O5 + H2O = 2H3PO4

Ca + O2 = 2CaO

CaO + H2O = CaOH

CaOH + H3PO4 = Ca3(PO4)2+ H2O

Учащиеся:

Исправляют ошибки.

4P +5O2 = 2 P2O5

P2O5 +3H2O = 2H3PO4

2Ca + O2 = 2CaO

CaO + H2O = Ca(OH)2

3Ca(OH)2 + 2H3PO4 = Ca3(PO4)2+ 6H2O

Учитель:

Теперь поработаем по индивидуальным карточкам. Учащиеся выполняют задание по образцу.


Метод проблемного изложения в обучении.

Словесные методы.

Наглядные методы.

Метод создания схем.

Прием «Лови ошибку».

Представление основного материала одновременно в словесной, знаково-символичной формах.

Фронтальная форма работы.

Индивидуальная форма работы.

Пишет химические формулы генетического ряда кальция и фосфора на доске.

Организует самостоятельную работу. 

Называют химические формулы соединений генетического ряда кальция и фосфора.

Исправляют ошибки, допущенные в уравнениях химических реакций.

Выполняют самостоятельную работу по индивидуальной карточке.

Регулятивные УУД.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

Познавательные УУД.

Установление причинно-следственных связей;

Построение логической цепи рассуждений;


6. Рефлексия (подведение итогов занятия).

5

Учитель:

Итак, я надеюсь, что обобщенные знания по основным классам неорганическим соединений помогут Вам справиться с предстоящей контрольной работой.

Ответьте на вопросы:

-Сегодня на уроке я научилась(ся)…

-Сегодня на уроке я узнал(а)…

-Что ещё я хотел(а) бы узнать о классах соединений …

-Неожиданностью для меня явилось то, что….

-Сегодня на уроке я понял(а), что..

-Особенно интересным было…

Итоги уроки, с учетом индивидуальной работы по карточке я озвучу на следующем уроке.



Фронтальная форма работы.

Предлагает вспомнить, какую цель  поставили в начале урока, достигли ли  цели?

Побуждает  оценить свою деятельность на уроке.

Оценивают свои знания, эмоциональное состояние.

Познавательные УУД. 

Умение анализировать результаты своей деятельности.

Регулятивные УУД.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  



7. Домашнее задание.

1

Подготовиться к контрольной работе по теме «Основные классы неорганических соединений»



Проинструктировать о выполнении дом.задания.


Записывают домашнее задание в дневник. Применить полученные знания на уроке при самостоятельной подготовке к контрольной работе.












Просмотр содержимого презентации
«генетическая связь»

Оксиды –это сложные вещества , состоящие из двух элементов, один из которых кислород  Классификация оксидов Основные Амфотерные  Кислотные SO 3 P 2 O 5 CaO CuO Al 2 O 3 ZnO

Оксиды –это сложные вещества , состоящие из двух элементов, один из которых кислород Классификация оксидов

Основные

Амфотерные

Кислотные

  • SO 3
  • P 2 O 5
  • CaO
  • CuO
  • Al 2 O 3
  • ZnO

твердые жидкие или газообразные

твердые

жидкие или газообразные

  • CuO
  • MgO
  • Fe 2 O 3
  • CO 2
  • H 2 O
  • NO 2
  • P 2 O 5
Основания –это сложные вещества, состоящие из атомов металла и гидроксильной группы.  Общая формула: Me(OH)    Основания Щелочи NaOH, KOH Нерастворимые основания Cu(OH)2, Fe(OH)3

Основания –это сложные вещества, состоящие из атомов металла и гидроксильной группы. Общая формула: Me(OH)

Основания

Щелочи

NaOH, KOH

Нерастворимые основания

Cu(OH)2,

Fe(OH)3

Кислородсодержащие Бескислородные Одноосновные: HNO 3 Двухосновные: H 2 SO 4 , H 2 CO 3 , H 2 SiO 3 Трехосновные: Н 3 РО 4 Одноосновные:  HCL, HBr,  HF, HJ Двухосновные: H 2 S

Кислородсодержащие

Бескислородные

Одноосновные: HNO 3

Двухосновные: H 2 SO 4 , H 2 CO 3 , H 2 SiO 3

Трехосновные: Н 3 РО 4

Одноосновные: HCL, HBr, HF, HJ

Двухосновные: H 2 S

Агрегатное состояние кислот кислоты Жидкие HCI, H 2 SO 4 , HNO 3 Твердые H 3 PO 4 , H 2 SiO 3 Растворимые  в воде  Нерастворимые  в воде H 2 SiO 3 H 2 CO 3 , H 2 SO 3  в свободном виде не существуют

Агрегатное состояние кислот

кислоты

Жидкие

HCI, H 2 SO 4 , HNO 3

Твердые

H 3 PO 4 , H 2 SiO 3

Растворимые

в воде

Нерастворимые

в воде

H 2 SiO 3

H 2 CO 3 , H 2 SO 3 в свободном виде не существуют

Соли- сложные вещества, состоящие из атомов металла связанного с кислотным остатком.  Общая формула: Ме R Соли  Средние Na2CO3 CuSO4  Кислые CuOHCl, Al(OH)2NO3  Основные NaHCO3, KH2PO4

Соли- сложные вещества, состоящие из атомов металла связанного с кислотным остатком. Общая формула: Ме R

Соли

Средние

Na2CO3

CuSO4

Кислые

CuOHCl,

Al(OH)2NO3

Основные

NaHCO3,

KH2PO4

«Псевдоним» Класс: Оксиды Кремнезем 1 Углекислый газ  2 Химическая формула: Сернистый газ  3 SiO 2 Веселящий газ  4 CO 2 Негашеная известь  5 SO 2 Жженая магнезия 6 N 2 O CaO MgO

«Псевдоним»

Класс: Оксиды

Кремнезем

1

Углекислый газ

2

Химическая формула:

Сернистый газ

3

SiO 2

Веселящий газ

4

CO 2

Негашеная известь

5

SO 2

Жженая магнезия

6

N 2 O

CaO

MgO

«Псевдоним» Класс: кислоты Селитровый дым. 7 Купоросное масло 8 Химическая формула: Соляный спирт 9 HNO 3 Плавиковая кислота 10 H 2 SO 4 HCl HF

«Псевдоним»

Класс: кислоты

Селитровый дым.

7

Купоросное масло

8

Химическая формула:

Соляный спирт

9

HNO 3

Плавиковая кислота

10

H 2 SO 4

HCl

HF

«Псевдоним» Класс: соли Мел, мрамор, известняк 11 Чилийская селитра 12 Химическая формула: Ляпис 13 CaCO 3 Поваренная  соль 14 NaNO 3 Киноварь 15 AgNO 3 Сулема 16 NaCl HgS HgCl 2

«Псевдоним»

Класс: соли

Мел, мрамор, известняк

11

Чилийская селитра

12

Химическая формула:

Ляпис

13

CaCO 3

Поваренная

соль

14

NaNO 3

Киноварь

15

AgNO 3

Сулема

16

NaCl

HgS

HgCl 2

«Псевдоним» Класс: основания Нашатырный спирт 17 Едкий натр 18 Химическая формула: Едкий кали 19 NH 4 OH Гашеная известь (пушонка) 20 NaOH KOH Ca(OH) 2

«Псевдоним»

Класс: основания

Нашатырный спирт

17

Едкий натр

18

Химическая формула:

Едкий кали

19

NH 4 OH

Гашеная известь (пушонка)

20

NaOH

KOH

Ca(OH) 2

Генетическая связь неорганических соединений.

Генетическая связь неорганических соединений.

Лабораторная работа. Выполните экспериментальное задание. Сделайте вывод на основании наблюдений. Рекомендации:  строго соблюдайте правила техники безопасности при работе с растворами кислот!

Лабораторная работа.

  • Выполните экспериментальное задание.
  • Сделайте вывод на основании наблюдений.

Рекомендации: строго соблюдайте правила техники безопасности при работе с растворами кислот!

Действие какого индикатора наблюдаем? кислота соль щелочь

Действие какого индикатора наблюдаем?

кислота

соль

щелочь

Сказка о серной кислоте Уравнение реакции:

Сказка о серной кислоте

Уравнение реакции:

  • H 2 SO 4 + Ва Cl 2 = Ва SO 4 + 2HCl
Спасибо за урок ! 2

Спасибо за урок !

2