2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | 3 | Учитель: Какую классификацию веществ вы уже знаете? Учащиеся: Все вещества делятся на простые и сложные. Учитель: Что такое простые вещества? Приведите примеры. Учащиеся: Простые вещества состоят из атомов одного вида, например кислород, водород. Учитель: Что такое сложные вещества? Учащиеся: Сложные вещества состоят из атомов разного вида, например вода, углекислый газ. Учитель: Какие основные классы неорганических веществ Вы знаете? Учащиеся: Оксиды, кислоты, основания, соли. Учитель: А эти вещества связаны между собой? Если да, то в чем заключается их связь? Учащиеся: Да, вещества, относящиеся к разным классам, между собой тесно связаны. Можно получить из одного вещества другое. Учитель: Давайте сформулируем цель нашего урока. Учащиеся: Повторить основные классы неорганических соединений и связать их воедино. | Словесные методы. | Фронтальная форма работы. | Провести проверку полученных ранее знаний учащихся, выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях, необходимых для работы по новой теме урока. Формулирует вместе с учащимися цели и задачи урока. Предлагает обобщить и углубить знания по теме. | Фронтальная работа. Слушают, отвечают на вопросы учителя, анализируют правильность ответов одноклассников, корректируют неточности в ответах одноклассников. Формулируют цели урока. | Личностные УУД. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в группах. Регулятивные УУД. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. |
3. Обобщение и систематизация знаний. | 10 | Учитель: А теперь от теории перейдем к практике. Перед вами набор реактивов, распределите сложные вещества, выданные Вам на 4 группы (выданы образцы различных оксидов, солей, кислот, оснований). Двое учащихся работают по карточкам у доски (один из группы помощников, второй из рабочей группы). В карточке перечень химических формул соединений, выданных рабочим группам (Приложение 1). Учитель: Давайте проверим полученный результат. Проверяется работа учеников на доске. Учащиеся: Сверяют химические формулы с расставленными веществами из набора реактивов. Учитель: Каждая рабочая группа отвечает на вопросы инструктивной карточки. (Приложение 2) Учащиеся группы «Оксиды»: Оксиды – это сложные вещества, состоящие из 2-х элементов, один из которых кислород. Оксиды делятся на основные, кислотные, амфотерные. Физические свойства – твердые вещества, разного цвета. Учитель: В выданных образцах определите принадлежность оксида к данным группам. Учащиеся группы «Оксиды»: Cr2O3 – амфотерный оксид , CaO, CuO, MgO – основные оксиды, MnO2 – кислотный оксид. Учитель: Все оксиды твердые по агрегатному состоянию? Учащиеся группы «Оксиды»: Нет, существуют газообразные и жидкие, например CO2 – углекислый газ, H2O – вода. Учитель: Молодцы, давайте проверим, исправим, дополним информацию по оксидам по слайду (слайд 1,2)  Учащиеся группы «Основания»: Основания – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и гидроксильной группы. Основания делятся на растворимые, нерастворимые и амфотерные. Основания твердые кристаллические вещества, белого цвета. Учитель: Назовите выданные вам основания, охарактеризуйте их. Учащиеся группы «Основания»: KOH- гидроксид калия, растворимое основание (щелочь), Ba(OH)2 - гидроксид бария, растворимое основание (щелочь). Учитель: Как проверить растворимость основания не прибегая к растворению. Учащиеся группы «Основания»: Посмотреть в таблицу растворимости. Учитель: Молодцы, давайте проверим, исправим, дополним информацию по основаниям по слайду (слайд 3). Учащиеся группы «Кислоты»: Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка. Кислоты бывают кислородсодержащие и бескислородные; одноосновные, двухосновные, трехосновные. Кислоты это жидкие вещества, бесцветные, со специфическим запахом. Учитель: Назовите выданные вам кислоты, охарактеризуйте их. Учащиеся группы «Кислоты»: HNO3 – азотная кислота, кислородсодержащая, одноосновная. H2SO4 – серная кислота, кислородсодержащая, двухосновная. HCl – соляная кислота, безкислородная, одноосновная. Учитель: Молодцы, давайте проверим, исправим, дополним информацию по кислотам по слайду (слайд 4,5).  Учащиеся группы «Соли»: Соли – это сложные вещества, состоящие из атома металла и кислотного остатка. Соли бывают средние, кислые, основные, двойные, смешанные. Соли твердые кристаллические вещества, разные по цвету и растворимости. Учитель: Назовите и проклассифицируйте выданные Вам соли. Учащиеся группы «Соли»: CuSO4 - сульфат меди. средняя соль, Na2CO3- карбонат натрия, средняя соль, K2CrO4 - хромат калия, средняя соль, CaCO3,- карбонат кальция, средняя соль, FeCl3 – хлорид железа, средняя соль. Учитель: Молодцы, давайте проверим, исправим, дополним информацию по солям по слайду (слайд 6).  | Словесные методы. Наглядные методы. Объяснительно-иллюстративный метод обучения. Репродуктивный метод обучения. Исследовательские методы. Приемы индивидуальной помощи учащимся со стороны учителя и одноклассников | Групповая форма работы. | Создает проблемную ситуацию. Организует работу учащихся в группах. Дает каждой группе краткие пояснения. Предлагает идеи, формы представления результата работы. Наблюдает, советует, руководит деятельностью учащихся. Дополняет, исправляет полученную информацию об оксидах. Учитель: Из оксидов, выданных в наборе реактивов просит их проклассифицировать. Учитель: Уточняет и дополняет информацию о физических свойствах оксидов. Дополняет, исправляет полученную информацию об основаниях Учитель: Просит назвать и проклассифицировать основания из набора реактивов. Учитель: Проверят умение работать с таблицей растворимости. Дополняет, исправляет полученную информацию о кислотах Учитель: Просит назвать и проклассифицировать кислоты из набора реактивов. Учитель: Дополнят информацию о физических свойствах кислот. Дополняет, исправляет полученную информацию о солях. Учитель: Просит назвать и проклассифицировать соли из набора реактивов. | Знакомятся с набором реактивов. Отвечают на вопросы инструктивной карточки: дают определение, классифицируют выданные соединения, изучают физические свойства. Отвечают на вопросы инструктивной карточки. Учащиеся группы «Оксиды»: Дают определение оксидам. Классифицируют оксиды на классы. Описывают физические свойства оксидов, на примере оксидов из набора реактивов. Учащиеся группы «Оксиды»: Дают классификацию оксидам, выданным в наборе реактивов. Учащиеся группы «Оксиды»: Приводят примеры оксидов с разными агрегатными состояниями. Отвечают на вопросы инструктивной карточки. Учащиеся группы «Основания»: Дают определение основаниям. Классифицируют основания. Описывают физические свойства оснований, на примере оснований из набора реактивов. Учащиеся группы «Основания»: Называют и классифицируют выданные основания. Учащиеся группы «Основания»: Демонстрируют умение работать с таблицей растворимости. Отвечают на вопросы инструктивной карточки. Учащиеся группы «Кислоты»: Дают определение кислотам. Классифицируют кислоты. Описывают физические свойства кислот, на примере оснований из набора реактивов. Учащиеся группы «Кислоты»: Дают название и классифицируют кислоты, представленные в наборе реактивов. Учащиеся группы «Кислоты»: Приводят примеры кислот с разным агрегатным состоянием. Отвечают на вопросы инструктивной карточки. Учащиеся группы «Соли»: Дают определение солям. Классифицируют соли. Описывают физические свойства солей, на примере солей из набора реактивов. Учащиеся группы «Соли»: Называют и классифицируют соли из набора реактивов. | Познавательные УУД. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, тетрадь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи. Осознанное построение речевого высказывания.
Регулятивные УУД Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Продолжить формирование умения работать по учебнику, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Личностные УУД Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации. | 10 | Учитель: Вы правильно назвали химические названия солей, а знаете ли вы, что существуют и тривиальные названия, бытовые, которые более удобны в жизни обычного человека. Например, названный вами Na2CO3- карбонат натрия, имеет более привычное, это Всем хорошо известная сода. Сегодня на уроке мы попробуем, насколько это у нас получится, отгадать какие же вещества прячутся за псевдонимами, проверим, какими знаниями обладаете вы, приступая к основной теме. Дает задания группам (Приложение 3): При выполнении задания Вам понадобится вспомнить понятие валентность, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса. Ваше умение составлять формулы по валентности умение писать уравнения химических реакций. Учащиеся: Работают в группах. Учитель: Теперь проверим полученные названия и запишем их в химический словарь (Слайд 7,8,9,10)     | Частично-поисковый или эвристический метод обучения. Метод проблемного изложения в обучении. Словесные методы. Приемы индивидуальной помощи учащимся со стороны учителя и одноклассников. | Групповая форма работы. | Создает проблемную ситуацию. Организует работу учащихся в группах. Дает каждой группе краткие пояснения. Предлагает идеи, формы представления результата работы. Наблюдает, советует, руководит деятельностью учащихся. | Учащиеся работают по инструктивной карточке (переводят тривиальные названия в современные на основе имеющихся знаний). Учащиеся из группы помощников помогают ребятам выполнить задание. Решают расчетные задачи на составление химических формул по валентности, на расчет относительной молекулярной массы. Проверяют названия химических веществ и записывают их в химический словарь. | Познавательные УУД. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, тетрадь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи. Осознанное построение речевого высказывания.
Регулятивные УУД Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Продолжить формирование умения работать по учебнику, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Личностные УУД Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |
5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | 15 | Учитель: От теории можно перейти к практике. Внимание на слайд (слайд 11)  Опыт 1. «Экспертиза» Учитель: Всем вам известно, что кислоты кислые на вкус, но не все кислоты можно пробовать на вкус, так как многие из них ядовиты и опасны: серной кислотой можно получить ожоги; один полный вдох синильной кислотой приводит к потере сознания и смерти через 1-2 минуты. Поэтому распознать концентрированные кислоты на вкус не решится ни один химик - это опасно. Каким же способом можно распознать кислоты, не пробуя их на вкус. Учащиеся: Можно использовать индикаторы. Учитель: Какие Вы знаете индикаторы? Учащиеся: Лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин. Учитель: Используя любой индикатор распознайте, в какой пробирке находится кислота и объяснить почему. Учащиеся: Проводят лабораторный опыт и делают вывод, что в пробирке №1 находится кислота (лакмус стал красным, метиловый оранжевый - красный, а фенолфталеин не изменил свой цвет. Учитель: давайте проверим полученный результат, демонстрирует слайд (слайд 12)  | Частично-поисковый или эвристический метод обучения. Метод проблемного изложения в обучении. Наглядные методы. Исследовательский метод. Лабораторная работа. Приемы индивидуальной помощи учащимся со стороны учителя и одноклассников. | Групповая форма работы. | Организует работу по выполнению лабораторных опытов. Проводит инструктаж по технике безопасности. Просит составить уравнения проведенных реакций. | Проводят лабораторный опыт по определению химических веществ. Учащиеся из группы помощников помогают ребятам выполнить задание. | Познавательные УУД. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, тетрадь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи. Осознанное построение речевого высказывания.
Регулятивные УУД Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Продолжить формирование умения работать по учебнику, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик. Личностные УУД Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |
| | Опыт 2. Сказка о серной кислоте. Учитель: Перед вами текст сказки, давайте прочитаем ее и ответим на вопросы (Приложение 4) Учащиеся: Выразительно читают сказку. Учитель: Вам необходимо проанализировать содержание сказки, разобраться с героями, проделать опыт и записать уравнение химической реакции. Учащиеся: работают в группах, отвечают на вопросы, проделывают химический опыт, пишут уравнение химической реакции. Учитель: Задает вопросы. Что за принцесса Серная? Учащиеся: Серная кислота. Учитель: Что за сын князя Барий Хлоридович? Учащиеся: Соль хлорид бария Учитель: Напишите уравнение химической реакции на доске. Учащиеся: Пишут уравнение химической реакции на доске. BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + 2 HCl Учащиеся: Учитель: Покажите полученный результат. Учащиеся: Показывают пробирку, в которой провели лабораторный опыт. Получился осадок белого цвета. Учитель: Какое вещество выпало в осадок? Учащиеся: Соль сульфат бария. Учитель: Молодцы, давайте проверим полученные результаты, демонстрирует слайд (слайд 13)  | Частично-поисковый или эвристический метод обучения. Метод проблемного изложения в обучении. Словесные методы. Наглядные методы. Исследовательский метод. Приемы индивидуальной помощи учащимся со стороны учителя и одноклассников. | Групповая форма работы. | Организует работу в группах. Задает вопросы по содержанию сказки. | Читают и анализируют текст сказки. Отвечают на вопросы учителя. Пишут уравнение химической реакции. Проводят химическую реакцию. Учащиеся из группы помощников помогают ребятам выполнить задание. | Познавательные УУД. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, тетрадь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи. Осознанное построение речевого высказывания.
Регулятивные УУД Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Продолжить формирование умения работать по учебнику, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик. Личностные УУД Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |