ЕГЭ. Генетика.
Основные понятия
- Генетика – наука о наследственности и изменчивости.
- Наследственность – способность организмов передавать признаки потомкам.
- Изменчивость - способность организмов изменяться под воздействием среды.
- Гибридологический метод – скрещивание организмов, отличных по каким – либо признакам, с последующим анализом проявления этих признаков.
- Чистая линия – генетически однородное потомство, происходящее от одной самоопыляющейся или самооплодотворяющейся особи.
Основные понятия
- Ген - участок ДНК
- Аллельные гены - парные гены, ответственные за проявление одного признака.
- Гомозигота – организм, содержащий 2 одинаковых аллельных гена. (АА, ВВ)
- Гетерозигота - организм, содержащий разные аллельные гены.(Аа, Вв)
- Рецессивный признак – подавляемый (обозначают буками -а, в)
- Доминантный признак – проявляющийся (обозначают – А, В)
Условные обозначения:
- P – родительские организмы
- F – гибридное потомство
- F 1 ,F 2 ,F 3 - гибриды I, II, III поколений
- G – гаметы
- ♀ - женский пол
- ♂ - мужской пол
- X – знак скрещивания
- А, В – неаллельные доминантные гены
- а, в – неаллельные рецессивные гены
I закон Менделя – « Закон доминирования, единообразия гибридов первого поколения»:
- «Гибриды первого поколения единообразны, если родительские особи гомозиготны»
♂
♀
АА
X
аа
P
Аа
F 1
По фенотипу: единообразно
II закон Менделя «Закон расщепления»
- «При дальнейшем размножении гибридов первого поколения в их потомстве наблюдается расщепление в определенном количественном отношении»
- При скрещивании двух потомков (
P от F 1
X
Аа
Аа
F 2
Аа
аа
Аа
Аа
АА
3 : 1
Расщепление по фенотипу:
«Закон чистоты гамет»
- «В гибридных организмах аллельные гены не смешиваются и при образовании гамет в каждую из них попадает по одному гену из каждой пары»
♂
♀
аа
АА
X
P
G
а
а
А
А
lll закон Менделя «Закон независимого наследования»
1. Расщепление по цвету:
12:4 или 3:1
«При дигибридном скрещивании у гибридов расщепление по каждой паре признаков происходит независимо друг от друга»
Условия:
а) доминирование должно быть полным;
б) не должно быть летальных генов;
в) гены, отвечающие за развитие признаков должны находиться в негомологичных хромосомах.
2. Расщепление по форме:
12:4 или 3:1
(3:1)
9:3:3:1
2
Закон сцепления Т.Моргана
«Гены, расположенные в одной хромосоме наследуются вместе, сцеплено»
А
В
С
D
Число групп сцепления
равно гаплоидному набору
хромосом
Группа сцепления
Не подчиняется ׀׀׀ закону Менделя-
Закону независимого наследования
Морганида
- Расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме, определяют в процентах гамет, при образовании которых в результате кроссинговера произошла перекомбинация генов в гомологичных хромосомах.
- Это расстояние измеряется в Морганидах
- За 1 Морганиду принимают такое расстояние между генами, при котором образуется 1% кроссоверного потомства
Хромосомная теория Т Моргана
- Гены в хромосоме располагаются линейно;
- В хромосоме каждый ген занимает определенное место - локус;
- Гены одной хромосомы образуют группу сцепления, благодаря этому происходит сцепленное наследование некоторых признаков
- Количество групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом;
- Расстояние между генами в хромосоме прямо пропорционально проценту кроссинговера между ними;
Участок генетической карты II хромосомы дрозофилы
Генетическая карта II хромосомы томата
- D – нормальная высота растения;
- d – карликовые;
- O – круглый плод;
- o – овальный;
- Ne – нормальные листья;
- ne – пораженные листья болезнью;
- Bk – круглый плод;
- bk – плод с заостренным концом
ПОЛ –
Это совокупность признаков и свойств
организма, обеспечивающих функцию
воспроизведения
потомства и передачу наследственной
информации за счет образования гамет.
Хромосомы
Аутосомы
Гетерохромосомы
(одинаковы у мужских и женских организмов)
(половые хромосомы, по ним женские и мужские организма отличаются друг от друга)
Половые хромосомы в геноме человека
46
♂ 44А+ХY
♀ 44А+ХХ
Схема формирования пола у человека
Р:
♂ 44А+ХУ
♀ 44А+ХХ
22А+Х
22А+Х
22А+Y
22А+Х
♂ 44А+ХY
♀ 44А+ХХ
Рекомендации по решению генетических задач
- 1. Определить тип задачи, для этого необходимо выяснить:
а) Сколько пар признаков рассматривается в задаче:
две
одна
три
- б) Сколько пар генов контролирует развитие признаков:
- Одна пара генов АА или аа
- Две пары генов ААВВ или аавв
в) Какой тип скрещивания рассматривается в задаче
- а) Прямое скрещивание – это скрещивание особей, отличающихся друг от друга одной, двумя и т.д. парами альтернативных признаков;
- б) Возвратное скрещивание – это скрещивание гибрида с одной из родительских форм;
- в) Анализирующее скрещивание – это скрещивание гибрида или особи с неизвестным генотипом с рецессивной гомозиготой
АА
аа
Аа
АА
аа
Аа
г) Сцеплено или независимо наследуются гены, контролирующие признаки
Сцепленное наследование
Независимое наследование
д) Связано ли наследование признака с половыми хромосомами
Основные этапы решения задач по генетике
- 1.Внимательно прочитайте условие задачи.
- 2. Кратко запишите, что дано и что требуется определить в задаче.
- 3. Запишите фенотипы и генотипы скрещиваемых особей.
- 4. Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемые особи.
- 5. Определите и запишите генотипы и фенотипы, полученного от скрещивания потомства.
- 6. Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество классов потомства по фенотипу и генотипу и запишите их в виде численного соотношения.
- 7. Запишите ответ на вопрос.
Оформление задач по генетике
- 1. При решении задач по генетике используется специальная символика, предложенная Менделем:
- P – родители;
- F – потомство от скрещивания;
- Скрещивание
- Мужская особь - ; женская особь -
- А, а, В, в, С, с – доминантные и рецессивные гены;
А
а
Делая записи, следует учитывать, что:
- 1. Первым принято записывать генотип женской особи, а затем мужской.
- P ААВВ аавв - верная запись
- Р ААВВ аавв - неверная запись
- 2. Гены одной аллельной пары всегда пишут рядом:
- ААВВ – верная запись
- АВАВ – неверная запись
- 3. При записи генотипа буквы, обозначающие признаки, всегда пишутся в алфавитном порядке, независимо от того, какой это признак - доминантный или рецессивный – они обозначают:
- ааВВ – верная запись;
- ВВаа – неверная запись
- 4. Если известен только фенотип особи, то при записи ее генотипа пишут лишь те гены, наличие которых бесспорно.
- Ген, который невозможно определить по фенотипу, обозначают значком «_».
- Например А_вв, так как может быть
А А вв или А а вв
- 5. Под генотипом всегда пишут фенотип .
- 6. Гаметы записывают, обводя их кружком
А
а
Задача №1
- У гороха желтая окраска семян (А) доминирует над зеленой (а). Определите генотипы и фенотипы F1, полученного от скрещивания гомозиготных растений, имеющих желтую и зеленую окраску семян.
Дано: Решение
АА
P
аа
Генотипы
Признак Ген
желт.
Фенотипы
зел.
Желтые А
Зеленые а
G
А
Гаметы
а
Генотип
F 1
Фенотип
F 1
Желтая окраска
Аа
Гетерозигота
Ответ: 1. Генотип F1 - Аа;
2. Фенотип F1 – желтая окраска семян
Задача №3
- У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма – d) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец – с нормальным слухом (гомозиготен)- дальтоник, родилась девочка с нормальным слухом, но дальтоник. Составьте
схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и их соотношение. Какие закономерности наследственности
проявляются в данном случае?
Анализ задачи
вв
Генотип матери:
вв Х D Х d
- По фенотипу мать глухая, следовательно ее генотип
- От нормальной по цветоваму зрению матери родилась
девочка дальтоник, следовательно, мать – носительница гена
дальтонизма
ВВ
Генотип отца:
ВВ Х d Y
- По фенотипу отец девочки имел нормальный слух , следовательно,
его генотип
- Отец девочки был дальтоник,
а ген дальтонизма сцеплен
с Х-хромосомой, следовательно, его генотип
Дано: Решение
Признак Ген
P
вв Х D Х d
ВВ Х d Y
глухота, носительница
норм. слух, дальтоник
норм. слух В
глухота в
G
ВХ d
вХ d
вХ D
ВY
норм.
зрение Х D
Вв Х D Х d
ВвХ D Y
ВвХ d Х d
носит.глухоты
Носит. дальтон.
ВвХ d Y
Носит. глухоты здоров
Носит глухоты дальтоник
носит. глухоты дальтоник
дальтон. Хd
F 1
Генотипы:
Р и F1
Соотношение
генотипов.
- Ответ : генотипы Р вв Х D Х d ; ВВ Х d Y
- Вв Х D Х d ; Вв Х d Х d; Вв Х D Y; Вв Х d Y
- 50% 50% 50% 50%
- Закон независимого наследования признаков;
- Закон сцепления
F 1
Задача №4
- Скрестили самцов мухи дрозофилы с серым телом и нормальными крыльями и самок с черным телом и укороченными крыльями. В первом поколении все особи были единообразными с серым телом и нормальными крыльями. При скрещивании полученных гибридных самок с самками с черным телом и укороченными крыльями в потомстве получено 50% с серым телом и нормальными крыльями, 50% с черным телом и укороченными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом и во втором поколениях и объясните полученные результаты второго скрещивания.
Дано: Анализ задачи
Сер.тело, норм.кр.
Признак Ген
P
Черн.тел, укороч.кр.
серая А
черная а
F 1
Черн.тел, укороч.кр.
Сер.тело, норм.кр.
норм. кр. В
Должны получить
укороч.кр. в
25% Сер.т., норм.кр.
25% черн.т., укор.кр.
Генотипы:
Р и F1, F2.
Объяснить результаты
25% сер.т., укороч.кр.
25% Черн.т., норм.кр.
Получили:
50% сер. тело, норм. кр. : 50% черн. тело, укороч. кр.
Это может быть, если гены отвечающие за окраску тела
и длину крыльев сцеплены, т.е. находятся в одной хромосоме,
сцепление полное
Дано: Решение
Признак Ген
P
серая А
Черн.тел, укороч.кр.
Сер.тело, норм.кр.
черная а
норм.кр. В
G
укороч.кр. в
F 1
Генотипы:
Р и F1, F2.
Объяснить результаты
Сер.тело, норм.кр.
Черн.тел, укороч.кр.
G
F 2
50% Сер.тело, норм.кр.
50% Черн.тел, укороч.кр.
- Получили такие результаты, так как гены, отвечающие за окраску тела и длину крыльев сцеплены, т.е. находятся в одной хромосоме
F 1
F 2
Наследование сцепленных генов
- Генотипы, скрещиваемых особей и гибридов следует писать в хромосомной форме
- При записи генотипов надо учитывать расположение генов в хромосомах гомологичной пары (цис- или транс- положение).
- Это цис-положение
- Это транс-положение
- При полном сцеплении, гетерозиготная по всем признакам особь образует два сорта гамет.
- При неполном сцеплении происходит образование
кроссоверных и некроссоверных гамет:
- Количество некроссоверных гамет всегда больше, чем кроссоверных.
- Если известно расстояние между генами (в морганидах), то количество кроссоверных гамет определенного типа можно вычислить по формуле:
Кроссинговер
% кроссинговера
n=
2