СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Генетика. Презентация для подготовки к ЕГЭ.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для подготовки к ЕГЭ по биологии. 

Просмотр содержимого документа
«Генетика. Презентация для подготовки к ЕГЭ.»

ЕГЭ. Генетика.

ЕГЭ. Генетика.

Основные понятия Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Наследственность – способность организмов передавать признаки потомкам. Изменчивость - способность организмов изменяться под воздействием среды. Гибридологический метод – скрещивание организмов, отличных по каким – либо признакам, с последующим анализом проявления этих признаков.  Чистая линия – генетически однородное потомство, происходящее от одной самоопыляющейся или самооплодотворяющейся особи.

Основные понятия

  • Генетика – наука о наследственности и изменчивости.
  • Наследственность – способность организмов передавать признаки потомкам.
  • Изменчивость - способность организмов изменяться под воздействием среды.
  • Гибридологический метод – скрещивание организмов, отличных по каким – либо признакам, с последующим анализом проявления этих признаков.

  • Чистая линия – генетически однородное потомство, происходящее от одной самоопыляющейся или самооплодотворяющейся особи.

Основные понятия Ген - участок ДНК Аллельные гены - парные  гены, ответственные за проявление одного признака. Гомозигота – организм, содержащий 2 одинаковых аллельных гена. (АА, ВВ) Гетерозигота - организм, содержащий разные аллельные гены.(Аа, Вв) Рецессивный признак – подавляемый (обозначают буками -а, в) Доминантный признак – проявляющийся (обозначают – А, В)

Основные понятия

  • Ген - участок ДНК
  • Аллельные гены - парные гены, ответственные за проявление одного признака.
  • Гомозигота – организм, содержащий 2 одинаковых аллельных гена. (АА, ВВ)
  • Гетерозигота - организм, содержащий разные аллельные гены.(Аа, Вв)
  • Рецессивный признак – подавляемый (обозначают буками -а, в)
  • Доминантный признак – проявляющийся (обозначают – А, В)
Условные обозначения: P – родительские организмы F – гибридное потомство F 1 ,F 2 ,F 3 - гибриды I, II, III поколений G – гаметы ♀ - женский пол ♂  - мужской пол X – знак скрещивания А, В – неаллельные доминантные гены а, в – неаллельные рецессивные гены

Условные обозначения:

  • P – родительские организмы
  • F – гибридное потомство
  • F 1 ,F 2 ,F 3 - гибриды I, II, III поколений
  • G – гаметы
  • - женский пол
  • - мужской пол
  • X – знак скрещивания
  • А, В – неаллельные доминантные гены
  • а, в – неаллельные рецессивные гены
I закон Менделя –  « Закон доминирования, единообразия гибридов первого поколения»: «Гибриды первого поколения единообразны, если родительские особи гомозиготны»  ♂ ♀ АА  X аа P Аа F 1 По фенотипу: единообразно

I закон Менделя – « Закон доминирования, единообразия гибридов первого поколения»:

  • «Гибриды первого поколения единообразны, если родительские особи гомозиготны»

АА

X

аа

P

Аа

F 1

По фенотипу: единообразно

II закон Менделя «Закон расщепления» «При дальнейшем размножении гибридов первого поколения в их потомстве наблюдается расщепление в определенном количественном отношении»  При скрещивании двух потомков ( P от F 1 X Аа Аа F 2 Аа аа Аа Аа АА 3 : 1 Расщепление  по фенотипу:

II закон Менделя «Закон расщепления»

  • «При дальнейшем размножении гибридов первого поколения в их потомстве наблюдается расщепление в определенном количественном отношении»

  • При скрещивании двух потомков (

P от F 1

X

Аа

Аа

F 2

Аа

аа

Аа

Аа

АА

3 : 1

Расщепление по фенотипу:

«Закон чистоты гамет»  «В гибридных организмах аллельные гены не смешиваются и при образовании гамет в каждую из них попадает по одному гену из каждой пары» ♂ ♀ аа АА X P G а а А А

«Закон чистоты гамет»

  • «В гибридных организмах аллельные гены не смешиваются и при образовании гамет в каждую из них попадает по одному гену из каждой пары»

аа

АА

X

P

G

а

а

А

А

lll закон Менделя  «Закон независимого наследования» 1. Расщепление по цвету: 12:4 или 3:1 «При дигибридном скрещивании у гибридов расщепление по каждой паре признаков происходит независимо друг от друга» Условия: а) доминирование должно быть полным; б) не должно быть летальных генов;  в) гены, отвечающие за развитие признаков должны находиться в негомологичных хромосомах. 2. Расщепление по форме: 12:4 или 3:1 (3:1) 9:3:3:1 2

lll закон Менделя «Закон независимого наследования»

1. Расщепление по цвету:

12:4 или 3:1

«При дигибридном скрещивании у гибридов расщепление по каждой паре признаков происходит независимо друг от друга»

Условия:

а) доминирование должно быть полным;

б) не должно быть летальных генов;

в) гены, отвечающие за развитие признаков должны находиться в негомологичных хромосомах.

2. Расщепление по форме:

12:4 или 3:1

(3:1)

9:3:3:1

2

Закон сцепления Т.Моргана «Гены, расположенные в одной хромосоме наследуются вместе, сцеплено» А  В  С  D Число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом Группа сцепления Не подчиняется ׀׀׀  закону Менделя- Закону независимого наследования

Закон сцепления Т.Моргана

«Гены, расположенные в одной хромосоме наследуются вместе, сцеплено»

А

В

С

D

Число групп сцепления

равно гаплоидному набору

хромосом

Группа сцепления

Не подчиняется ׀׀׀ закону Менделя-

Закону независимого наследования

Морганида Расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме, определяют в процентах гамет, при образовании которых в результате кроссинговера произошла перекомбинация генов в гомологичных хромосомах.  Это расстояние измеряется в Морганидах  За 1 Морганиду принимают такое расстояние между генами, при котором образуется 1% кроссоверного потомства

Морганида

  • Расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме, определяют в процентах гамет, при образовании которых в результате кроссинговера произошла перекомбинация генов в гомологичных хромосомах.

  • Это расстояние измеряется в Морганидах

  • За 1 Морганиду принимают такое расстояние между генами, при котором образуется 1% кроссоверного потомства
Хромосомная теория Т Моргана Гены в хромосоме располагаются линейно; В хромосоме каждый ген занимает определенное место - локус; Гены одной хромосомы образуют группу сцепления, благодаря этому происходит сцепленное наследование некоторых признаков Количество групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом; Расстояние между генами в хромосоме прямо пропорционально проценту кроссинговера между ними;

Хромосомная теория Т Моргана

  • Гены в хромосоме располагаются линейно;
  • В хромосоме каждый ген занимает определенное место - локус;
  • Гены одной хромосомы образуют группу сцепления, благодаря этому происходит сцепленное наследование некоторых признаков
  • Количество групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом;
  • Расстояние между генами в хромосоме прямо пропорционально проценту кроссинговера между ними;

Участок генетической  карты II хромосомы  дрозофилы

Участок генетической карты II хромосомы дрозофилы

Генетическая карта  II хромосомы томата D – нормальная высота растения; d – карликовые; O – круглый плод; o – овальный; Ne – нормальные листья; ne – пораженные листья болезнью; Bk – круглый плод; bk – плод с заостренным концом

Генетическая карта II хромосомы томата

  • D – нормальная высота растения;
  • d – карликовые;
  • O – круглый плод;
  • o – овальный;
  • Ne – нормальные листья;
  • ne – пораженные листья болезнью;
  • Bk – круглый плод;
  • bk – плод с заостренным концом
ПОЛ –  Это совокупность  признаков  и  свойств организма,  обеспечивающих  функцию  воспроизведения потомства  и  передачу  наследственной информации  за  счет  образования  гамет.

ПОЛ

Это совокупность  признаков  и  свойств

организма,  обеспечивающих  функцию 

воспроизведения

потомства  и  передачу  наследственной

информации  за  счет  образования  гамет.

Хромосомы Аутосомы Гетерохромосомы (одинаковы у мужских и женских организмов) (половые хромосомы, по ним женские и мужские организма отличаются друг от друга)

Хромосомы

Аутосомы

Гетерохромосомы

(одинаковы у мужских и женских организмов)

(половые хромосомы, по ним женские и мужские организма отличаются друг от друга)

Половые хромосомы в геноме человека 46  ♂ 44А+ХY ♀ 44А+ХХ

Половые хромосомы в геноме человека

46

44А+ХY

44А+ХХ

Схема формирования пола у человека Р: ♂ 44А+ХУ ♀ 44А+ХХ 22А+Х 22А+Х 22А+Y 22А+Х ♂ 44А+ХY ♀ 44А+ХХ

Схема формирования пола у человека

Р:

44А+ХУ

44А+ХХ

22А+Х

22А+Х

22А+Y

22А+Х

44А+ХY

44А+ХХ

Рекомендации по решению генетических задач 1. Определить тип задачи, для этого необходимо выяснить: а) Сколько пар признаков рассматривается в задаче:  две одна три

Рекомендации по решению генетических задач

  • 1. Определить тип задачи, для этого необходимо выяснить:

а) Сколько пар признаков рассматривается в задаче:

две

одна

три

б) Сколько пар генов контролирует развитие признаков: Одна пара генов АА или аа Две пары генов ААВВ или аавв
  • б) Сколько пар генов контролирует развитие признаков:
  • Одна пара генов АА или аа
  • Две пары генов ААВВ или аавв

в) Какой тип скрещивания рассматривается в задаче а) Прямое скрещивание – это скрещивание особей, отличающихся друг от друга одной, двумя и т.д. парами альтернативных признаков;  б) Возвратное скрещивание – это скрещивание гибрида с одной из родительских форм;  в) Анализирующее скрещивание – это скрещивание гибрида или особи с неизвестным генотипом с рецессивной гомозиготой АА аа Аа АА аа Аа

в) Какой тип скрещивания рассматривается в задаче

  • а) Прямое скрещивание – это скрещивание особей, отличающихся друг от друга одной, двумя и т.д. парами альтернативных признаков;

  • б) Возвратное скрещиваниеэто скрещивание гибрида с одной из родительских форм;

  • в) Анализирующее скрещивание – это скрещивание гибрида или особи с неизвестным генотипом с рецессивной гомозиготой

АА

аа

Аа

АА

аа

Аа

г) Сцеплено или независимо наследуются гены, контролирующие признаки Сцепленное наследование Независимое наследование

г) Сцеплено или независимо наследуются гены, контролирующие признаки

Сцепленное наследование

Независимое наследование

д) Связано ли наследование признака с половыми хромосомами

д) Связано ли наследование признака с половыми хромосомами

Основные этапы решения задач по генетике 1.Внимательно прочитайте условие задачи. 2. Кратко запишите, что дано и что требуется определить в задаче. 3. Запишите фенотипы и генотипы скрещиваемых особей. 4. Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемые особи. 5. Определите и запишите генотипы и фенотипы, полученного от скрещивания потомства. 6. Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество классов потомства по фенотипу и генотипу и запишите их в виде численного соотношения. 7. Запишите ответ на вопрос.

Основные этапы решения задач по генетике

  • 1.Внимательно прочитайте условие задачи.
  • 2. Кратко запишите, что дано и что требуется определить в задаче.
  • 3. Запишите фенотипы и генотипы скрещиваемых особей.
  • 4. Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемые особи.
  • 5. Определите и запишите генотипы и фенотипы, полученного от скрещивания потомства.
  • 6. Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество классов потомства по фенотипу и генотипу и запишите их в виде численного соотношения.
  • 7. Запишите ответ на вопрос.

Оформление задач по генетике 1. При решении задач по генетике используется специальная символика, предложенная Менделем: P – родители; F – потомство от скрещивания; Скрещивание Мужская особь - ; женская особь - А, а, В, в, С, с – доминантные и рецессивные гены; Гаметы – G -   А а

Оформление задач по генетике

  • 1. При решении задач по генетике используется специальная символика, предложенная Менделем:
  • P – родители;
  • F – потомство от скрещивания;
  • Скрещивание
  • Мужская особь - ; женская особь -
  • А, а, В, в, С, с – доминантные и рецессивные гены;
  • Гаметы – G -

А

а

Делая записи, следует учитывать, что: 1. Первым принято записывать генотип женской особи, а затем мужской. P ААВВ аавв - верная запись Р ААВВ аавв - неверная запись

Делая записи, следует учитывать, что:

  • 1. Первым принято записывать генотип женской особи, а затем мужской.
  • P ААВВ аавв - верная запись
  • Р ААВВ аавв - неверная запись
2. Гены одной аллельной пары всегда пишут рядом: ААВВ  – верная запись  АВАВ – неверная запись
  • 2. Гены одной аллельной пары всегда пишут рядом:
  • ААВВверная запись
  • АВАВневерная запись
3. При записи генотипа буквы, обозначающие признаки, всегда пишутся в алфавитном порядке, независимо от того, какой это признак - доминантный или рецессивный – они обозначают: ааВВ  – верная запись;  ВВаа – неверная запись
  • 3. При записи генотипа буквы, обозначающие признаки, всегда пишутся в алфавитном порядке, независимо от того, какой это признак - доминантный или рецессивный – они обозначают:
  • ааВВ верная запись;
  • ВВаа – неверная запись
4. Если известен только фенотип особи, то при записи ее генотипа пишут лишь те гены, наличие которых бесспорно. Ген, который невозможно определить по фенотипу, обозначают значком «_». Например А_вв, так как может быть  А А вв или А а вв
  • 4. Если известен только фенотип особи, то при записи ее генотипа пишут лишь те гены, наличие которых бесспорно.
  • Ген, который невозможно определить по фенотипу, обозначают значком «_».
  • Например А_вв, так как может быть

А А вв или А а вв

5. Под генотипом  всегда пишут фенотип . 6. Гаметы записывают, обводя их кружком   А а
  • 5. Под генотипом всегда пишут фенотип .
  • 6. Гаметы записывают, обводя их кружком

А

а

Задача №1 У гороха желтая окраска семян (А) доминирует над зеленой (а). Определите генотипы и фенотипы F1, полученного от скрещивания гомозиготных растений, имеющих желтую и зеленую окраску семян.

Задача №1

  • У гороха желтая окраска семян (А) доминирует над зеленой (а). Определите генотипы и фенотипы F1, полученного от скрещивания гомозиготных растений, имеющих желтую и зеленую окраску семян.
 Дано: Решение   АА P аа Генотипы Признак Ген   желт. Фенотипы зел. Желтые А Зеленые а G А Гаметы а Генотип F 1 Фенотип F 1  Желтая окраска Аа Гетерозигота Ответ: 1. Генотип F1 - Аа;  2. Фенотип F1 – желтая окраска семян

Дано: Решение

АА

P

аа

Генотипы

Признак Ген

желт.

Фенотипы

зел.

Желтые А

Зеленые а

G

А

Гаметы

а

Генотип

F 1

Фенотип

F 1

Желтая окраска

Аа

Гетерозигота

Ответ: 1. Генотип F1 - Аа;

2. Фенотип F1 – желтая окраска семян

Задача №3 У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма – d) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец – с нормальным слухом (гомозиготен)- дальтоник, родилась девочка с нормальным слухом, но дальтоник. Составьте  схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и их соотношение. Какие закономерности наследственности  проявляются в данном случае?

Задача №3

  • У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма – d) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец – с нормальным слухом (гомозиготен)- дальтоник, родилась девочка с нормальным слухом, но дальтоник. Составьте

схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и их соотношение. Какие закономерности наследственности

проявляются в данном случае?

Анализ задачи вв Генотип матери: вв Х D Х d По фенотипу мать глухая, следовательно ее генотип От нормальной по цветоваму зрению матери родилась  девочка дальтоник, следовательно, мать – носительница гена  дальтонизма    Ее генотип

Анализ задачи

вв

Генотип матери:

вв Х D Х d

  • По фенотипу мать глухая, следовательно ее генотип
  • От нормальной по цветоваму зрению матери родилась

девочка дальтоник, следовательно, мать – носительница гена

дальтонизма

  • Ее генотип

ВВ Генотип отца: ВВ Х d Y По фенотипу отец девочки имел нормальный слух , следовательно,  его генотип Отец девочки был дальтоник,  а ген дальтонизма сцеплен  с Х-хромосомой, следовательно, его генотип Генотип отца

ВВ

Генотип отца:

ВВ Х d Y

  • По фенотипу отец девочки имел нормальный слух , следовательно,

его генотип

  • Отец девочки был дальтоник,

а ген дальтонизма сцеплен

с Х-хромосомой, следовательно, его генотип

  • Генотип отца
Дано: Решение Признак Ген P вв Х D Х d ВВ Х d Y глухота, носительница норм. слух, дальтоник норм. слух В глухота в G ВХ d вХ d вХ D ВY  норм. зрение Х D  Вв Х D Х d ВвХ D Y ВвХ d Х d носит.глухоты Носит. дальтон. ВвХ d Y Носит. глухоты здоров Носит глухоты дальтоник носит. глухоты дальтоник  дальтон. Хd F 1 Генотипы:   Р и F1  Соотношение генотипов.

Дано: Решение

Признак Ген

P

вв Х D Х d

ВВ Х d Y

глухота, носительница

норм. слух, дальтоник

норм. слух В

глухота в

G

ВХ d

вХ d

вХ D

ВY

норм.

зрение Х D

Вв Х D Х d

ВвХ D Y

ВвХ d Х d

носит.глухоты

Носит. дальтон.

ВвХ d Y

Носит. глухоты здоров

Носит глухоты дальтоник

носит. глухоты дальтоник

дальтон. Хd

F 1

Генотипы:

Р и F1

Соотношение

генотипов.

Ответ :  генотипы Р  вв Х D Х d ; ВВ Х d Y  Вв Х D Х d ; Вв Х d Х d; Вв Х D Y; Вв Х d Y  50% 50% 50% 50% Закон независимого наследования признаков; Закон сцепления F 1
  • Ответ : генотипы Р вв Х D Х d ; ВВ Х d Y
  • Вв Х D Х d ; Вв Х d Х d; Вв Х D Y; Вв Х d Y
  • 50% 50% 50% 50%
  • Закон независимого наследования признаков;
  • Закон сцепления

F 1

Задача №4 Скрестили самцов мухи дрозофилы с серым телом и нормальными крыльями и самок с черным телом и укороченными крыльями. В первом поколении все особи были единообразными с серым телом и нормальными крыльями. При скрещивании полученных гибридных самок с самками с черным телом и укороченными крыльями в потомстве получено 50% с серым телом и нормальными крыльями, 50% с черным телом и укороченными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом и во втором поколениях и объясните полученные результаты второго скрещивания.

Задача №4

  • Скрестили самцов мухи дрозофилы с серым телом и нормальными крыльями и самок с черным телом и укороченными крыльями. В первом поколении все особи были единообразными с серым телом и нормальными крыльями. При скрещивании полученных гибридных самок с самками с черным телом и укороченными крыльями в потомстве получено 50% с серым телом и нормальными крыльями, 50% с черным телом и укороченными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом и во втором поколениях и объясните полученные результаты второго скрещивания.
 Дано: Анализ задачи Сер.тело, норм.кр. Признак Ген P Черн.тел, укороч.кр. серая А черная а F 1 Черн.тел, укороч.кр. Сер.тело, норм.кр. норм. кр. В Должны получить укороч.кр. в 25% Сер.т., норм.кр. 25% черн.т., укор.кр. Генотипы: Р и F1, F2. Объяснить результаты 25% сер.т., укороч.кр. 25% Черн.т., норм.кр. Получили: 50% сер. тело, норм. кр. : 50% черн. тело, укороч. кр. Это может быть, если гены отвечающие за окраску тела и длину крыльев сцеплены, т.е. находятся в одной хромосоме, сцепление полное

Дано: Анализ задачи

Сер.тело, норм.кр.

Признак Ген

P

Черн.тел, укороч.кр.

серая А

черная а

F 1

Черн.тел, укороч.кр.

Сер.тело, норм.кр.

норм. кр. В

Должны получить

укороч.кр. в

25% Сер.т., норм.кр.

25% черн.т., укор.кр.

Генотипы:

Р и F1, F2.

Объяснить результаты

25% сер.т., укороч.кр.

25% Черн.т., норм.кр.

Получили:

50% сер. тело, норм. кр. : 50% черн. тело, укороч. кр.

Это может быть, если гены отвечающие за окраску тела

и длину крыльев сцеплены, т.е. находятся в одной хромосоме,

сцепление полное

 Дано: Решение Признак Ген P серая А Черн.тел, укороч.кр. Сер.тело, норм.кр. черная а норм.кр. В G укороч.кр. в F 1 Генотипы: Р и F1, F2. Объяснить результаты  Сер.тело, норм.кр. Черн.тел, укороч.кр.  G F 2 50% Сер.тело, норм.кр. 50% Черн.тел, укороч.кр.

Дано: Решение

Признак Ген

P

серая А

Черн.тел, укороч.кр.

Сер.тело, норм.кр.

черная а

норм.кр. В

G

укороч.кр. в

F 1

Генотипы:

Р и F1, F2.

Объяснить результаты

Сер.тело, норм.кр.

Черн.тел, укороч.кр.

G

F 2

50% Сер.тело, норм.кр.

50% Черн.тел, укороч.кр.

Ответ: генотипы Р  Гентипы  Генотипы   Получили такие результаты, так как гены, отвечающие за окраску тела и длину крыльев сцеплены, т.е. находятся в одной хромосоме F 1 F 2
  • Ответ: генотипы Р

  • Гентипы

  • Генотипы

  • Получили такие результаты, так как гены, отвечающие за окраску тела и длину крыльев сцеплены, т.е. находятся в одной хромосоме

F 1

F 2

Наследование сцепленных генов Генотипы, скрещиваемых особей и гибридов следует писать в хромосомной форме При записи генотипов надо учитывать расположение генов в хромосомах гомологичной пары (цис- или транс- положение).  Это цис-положение Это транс-положение При полном сцеплении, гетерозиготная по всем признакам особь образует два сорта гамет. При неполном сцеплении происходит образование   кроссоверных и некроссоверных гамет: Количество некроссоверных гамет всегда больше, чем кроссоверных. Если известно расстояние между генами (в морганидах), то количество кроссоверных гамет определенного типа можно вычислить по формуле: Кроссинговер % кроссинговера n= 2

Наследование сцепленных генов

  • Генотипы, скрещиваемых особей и гибридов следует писать в хромосомной форме
  • При записи генотипов надо учитывать расположение генов в хромосомах гомологичной пары (цис- или транс- положение).
  • Это цис-положение
  • Это транс-положение
  • При полном сцеплении, гетерозиготная по всем признакам особь образует два сорта гамет.
  • При неполном сцеплении происходит образование

кроссоверных и некроссоверных гамет:

  • Количество некроссоверных гамет всегда больше, чем кроссоверных.
  • Если известно расстояние между генами (в морганидах), то количество кроссоверных гамет определенного типа можно вычислить по формуле:

Кроссинговер

% кроссинговера

n=

2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!