Тема: Географическая широта. | Тип: урок ознакомления с новым материалом |
Цель: Формирование знаний о географической широте и географических координатах |
Планируемые результаты |
Предметные: Представление о географических координатах: географической долготе. Умение определять географическую долготу по глобусу и на карте. | Метапредметные: Создание условий для развития умения применять знания и опыт в различных ситуациях, умения выбирать и самостоятельно использовать различные способы выполнения заданий, развивать логическое мышление, любознательность | Личностные: Развитие практической и информационной компетенции учащихся на основе работы с картами атласа, информацией, воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников. |
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная. |
Методы, приемы организации учебной деятельности: репродуктивный (беседа); частично-поисковый (работа по карте) |
Межпредметные связи: математика |
Ресурсы урока: https://iu.ru/video-lessons/f83e535b-ca0c-4dd5-b5c6-56b0e417d86e |
Учебно-методический комплекс: География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций/ Е.М.Домогацких, Н.И. Алексеевский.-5-е изд. – М.: ООО «Русское слово- учебник», 2016.- 224с.: ил.- (Инновационная школа) |
Опорные понятия, термины: широта, экватор, параллель, координаты |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося |
Мотивационно-целевой |
Чтоб злодеев побеждать, Мало просто много знать. Надо быть активным, Смелым, добрым, сильным. А еще желательно Делать все внимательно! Ребята, скажите, пожалуйста, где вы находитесь? Могли бы вы назвать своё точное местоположение? (нет) При помощи чего можно определить точное положение объекта? (градусная сеть, параллели и меридианы) На карте огромная планета Земля: Реки, горы, моря, города. Точка на карте зовется «объект»- Такое понятие ввел человек. Сегодня мы с вами узнаем о том, Что каждая точка имеет свой дом, Чтобы ее отыскать в целом мире, Ей указали этаж и квартиру. Сложно найти этот адрес ребята, Если не следовать координатам. Этаж называется широтой, Номер квартиры – ее долготой. Как отыскать в дом заветный тот ключик? Карта и глобус нас этому учат. Нам остается узнать лишь немного, Какие ведут к каждой точке дороги? Ребята, назовите тему урока. Запишем тему урока в тетрадь «Географическая широта» Ребята, наверно, каждый из вас играл в «морской бой» и знают, что все игровое поле разбито на 100 клеточек. При этом вертикальные ряды обозначены буквами, а горизонтальные цифрами. Что нужно сделать игроку, чтобы определить местонахождение корабля? Молодцы! А теперь посмотрите на карту полушарий и скажите: Какие линии заменят вам вертикальные ряды? (меридианы) Какие линии заменят вам горизонтальные ряды? (параллели) Хорошо. А теперь давайте представим, что каждый город, каждая гора на карте – это корабль и мы должны его найти. Что для этого нам надо знать? | Приветствуют учителя. Дежурные сообщают об отсутствующих. Проверяют наличие принадлежностей у себя на парте. Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы. Слушают стихотворение, определяют тему урока. Записывают тему в тетрадь Нужно найти точку пересечения горизонтальных линий и вертикальных, т. е координаты корабля. Координаты корабля |
Проектировочный |
Определение темы и плана урока. Сегодня мы продолжаем знакомство с географическими координатами и этот урок посвятим географической широте. Мы узнаем что такое географическая широта и как правильно ее определять. 2. Знакомство с понятием «географическая широта». Карта – это многоэтажный дом. И каждая параллель живет на определенном этаже. Посмотрите на вертикальную рамку карты и перечислите номера этажей начиная от экватора. Перечисляя числа у каждой параллели, вы определяете ее географическую широту. Географическая широта – это величина дуги меридиана от экватора до заданной точки. 3. Знакомство с видами географической широты. Посмотрите на контурную карту стр 10 и попробуйте определить широту точек А и В. Какую широту имеет точка А? Какую широту имеет точка В? Как же они расположены относительно друг друга? Молодцы! Действительно, все точки, расположенные к северу от экватора, имеют северную широту, а точки, расположенные к югу от экватора, имеют южную широту. Физминутка Хочешь быть здоров всегда Повторяй за мной тогда. Потянулись все вперед, Разминаем пальчики. Раз, два, три, четыре, пять Молодцы все девочки и мальчики. Теперь наклоны головой, Из стороны в сторону. Поживее, не ленитесь, И будет все здорово. Вращения плечами начинай, Чтоб прогнать усталость. И не посетить тогда, Твое тело слабость. Разминка всем нужна всегда. Ну что ребята, отдохнули? Да! | Записывают определение в тетради. Глядя на рисунок, делают вывод - несмотря на то, что точки расположены далеко друг от друга, они имеют одинаковую широту. Основываясь на знания, полученные ранее на уроках географии, вспоминают о том, что экватор делит Землю на северное и южное полушария, значит, широта может быть северная и южная. Ищут ответ в учебнике, читают, стараются запомнить. Работают с контурной картой. Выполняют физминутку. |
Процессуальный |
Выполнение заданий на определение географической широты. Задания заранее записаны на развороте доски. Первое задание вместе с учителем выполняют все учащиеся. Остальные задания разные по степени сложности, поэтому каждая группа выполняет свое задание. Расположите города России по порядку в направлении с севера на юг: Москва, Санкт – Петербург, Владивосток, Якутск, Мурманск, Магнитогорск. Рассмотрите, какие города расположены на: 500 с.ш. 350 с.ш. 600 с.ш. Определите географическую широту городов: Каир, Мехико, Пекин, Вашингтон, Лондон, Москва, Нью-Йорк, Якутск. | Выполняют первое задание вместе с учителем, а остальные самостоятельно по образцу |
Рефлексивно-оценочный |
На доске или на каждой парте карта настроения. «Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости». | |
Дополнительный материал: |
Домашнее задание: п.2 стр 12-15 к.к стр8-9 зад 1-3 |
Дополнительное творческое домашнее задание: Обозначить на карте города в виде легко узнаваемой фигуры ( бабочка, кораблик) |