СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Географические координаты: географическая широта

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: показать значение знаний о географических координатах и умений их определять; сформировать умение определять географическую широту.

Просмотр содержимого документа
«Географические координаты: географическая широта»

География

5 класс

Тема: «Географические координаты: географическая широта».

Программа. УМК «Полярная звезда»

18 урок

Цель урока: показать значение знаний о географических координатах и умений их определять; сформировать умение определять географическую широту.

Задачи:

Тип урока: урок изучения нового материала.

Научно-методическое содержание урока. Определение географической широты объектов. Определять географическую широту. Раскрыть значение знаний о географических координатах в жизни людей

Ведущие понятия: Географические координаты. Географическая широта.

Геономенклатура: Глобус, физическая карта полушарий, физическая карта России, атлас, с. 6-7, 10-11; контурные карты, с. 4-5 (№ 1-3); электронное приложение к учебнику; учебник.

Технологическая карта урока

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Предметные УУД

Продуктивная деятельность

раскрыть значение знаний о географических координатах в жизни людей

Умение пользоваться картой

географические координаты; географическая широта.

уметь определять географическую широту.


Этап урока

Организационно-технологический блок

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

Актуализация знаний учащихя

В начале урока учащиеся вспоминают, что такое экватор, параллель, меридиан, и рассказывают о назначении этих линий. Проверка уже усвоенного материала проводится по ходу изучения нового материала.

Что такое экватор (параллель, меридиан)?

Расскажите о их значении.

Ответы на вопросы учителя

Понимание необходимости определять географические координаты.

Чтобы усвоить содержание этого сложного для учащихся вопроса, необходимо воспользоваться примерами из жизни. Таких примеров немало. Для определения географического адреса можно воспользоваться знаниями из урока математики и информатики. В игре в шахматы, шашки тоже необходимо знать адрес шахматных фигур.

“Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать” – гласит народная мудрость. Рисунки, схемы, чертежи могут заменить нам долгие рассуждения. Графическая информация может быть представлена с помощью чисел. Чтобы “связать” числа и точки, используют системы координат. С простейшей из них – числовой осью – вы познакомились на уроках математики. Сегодня на уроке мы познакомимся с прямоугольной декартовой системой координат. Она так называется в честь французского математика Рене Декарта. (на интерактивную доску выводиться портрет Рене Декарта).

Нарисуем две перпендикулярные оси, и точку их пересечения обозначим через О. Горизонтальная ось называется осью ОХ, вертикальная - осью OY. Место пересечение осей называется началом координат, обозначают цифрой ноль.

Каждая точка на координатной плоскости имеет свой точный адрес. Это пара чисел: первой число по оси ОХ, второе по оси OY. Эти числа называют координатами точки.

Чтобы не путать порядок координат, давайте вспомним как устроены наши дома: сначала мы заходим в подъезд (по оси ОХ), а затем поднимаемся на этаж (по оси OY).

Посмотрите на шахматную доску (на интерактивную доску выводиться изображение шахматной доски).

Вдоль её нижнего края идет ряд букв, а вдоль левого – ряд цифр. С их помощью можно однозначно определять положение любой фигуры на шахматной доске.

Оси координат разбивают плоскость на четыре части, которые называются координатными четвертями.

Далее мы будем работать только в первой координатной четверти.

Задание: На координатной плоскости отметьте точки со следующими координатами: A (2,5), B(6,5), C(11,7), D(11,4), E(6,2), F (2,2), G(4,8), H(9,9), I(3,2), J(3,4), K (5,4), L(5,2). Соедините точки: A-B -C-D -E-F -A-G -H-C . G-B -E. I -J-K –L

Систему координат применяют не только в математике и информатике, но и в географии.

Слушают объяснение учителя



























Делают чертеж



Чтение учебника.

По географической карте с помощью географических координат можно определить адрес любой точки. Для этого необходимо знать две части адреса — широту и долготу.

Затем учитель обращает внимание на значение знаний о географических координатах и объясняет, для чего нужны географические координаты.


Зная географические координаты, можно найти любой объект на карте и определить его положение по отношению к другим объектам. И наоборот, можно нанести новый объект на карту, определив с помощью приборов его географические координаты, как это делали все первооткрыватели.

Уметь определять координаты по карте должен каждый человек.

Читают параграф 15.


Учащиеся выясняют, людям каких профессий особенно необходимо умение определять географические координаты.

Для некоторых профессий это особенно важно. Для некоторых профессий это особенно важно, например для штурманов и военных. Штурманы прокладывают с помощью географических координат путь корабля, самолета, подводной лодки. Иногда приходится искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого необходимо знать место их нахождения. Геологи, геодезисты, географы, находясь в экспедиции, определяют координаты исследуемых ими объектов.



Подчёркивается роль современных приборов спутникового позиционирования — GPS.

В настоящее время координаты определяют с помощью приборов спутникового позиционирования. Этот прибор определяет свое местоположение, получая информацию с нескольких спутников Земли. При перемещении объекта по местности на мониторе такого навигатора вычерчивается траектория движения. Компьютерные программы для определения местонахождения любого объекта постоянно обновляются и совершенствуются. В повседневной жизни их разные версии закачиваются на персональные компьютеры, мобильные телефоны и другие устройства. Географические координаты необходимы для точного определения любого объекта на земном шаре.


Просмотр видеоурока и записью в тетрадь определений

Используется видеоурок 5

Адрес — это сочетание строго определенных координат, позволяющих определить местонахождение адресата. Например, почтовый адрес указывает на точное место в реальном пространстве, электронный адрес - на место в виртуальном пространстве. Но есть ещё понятие – адрес географического объекта.

Чтобы доставить письмо адресату, необходимо научиться определять географические координаты.

Смотрят часть видеоурока











Записывают определение: географические координаты – любой точки на земном шаре – ее широта и долгота.

Просмотр видеоурока с чтение учебника и записью в тетрадь.


Земля имеет круглую форму, слегка сплюснутую около полюсов. Давайте посмотрим, что происходит при осевом вращении Земли.

Географическая карта должна быть понятна всем людям Земли. А ведь не во всех странах принято измерять расстояние именно в километрах. Поэтому расстояние на географических картах стали измерять в градусах. Древнегреческий ученый Эратосфен для определения местоположения объекта впервые предложил наносить на изображения земной поверхности условные линии – параллели и меридианы. Меридианы – это полуокружности, проведённые через полюса. Начальным считают меридиан, проходящий через пригород Лондона – Гринвич. Параллели – это окружности, проведённые параллельно экватору. Экватор – самая большая параллель. Он делит земной шар на два полушария – северное и южное. Первая географическая координата какой-либо точки – это расстояние от неё до экватора. Называется она географическая широта. (учебник: Для всех точек, лежащих на одной и той же параллели, широта одинакова. Широта отсчитывается от экватора.)

Просмотр части видеоурока.




































Записывают определение: географическая широта – это расстояние в градусах от экватора до параллели, проведенной через заданную точку.

Продолжение видеоурока


Если мы говорим «60-я параллель», то это значит, что любая её точка находится от плоскости экватора под углом 60°. Данный угол получил название географической широты. Широта отсчитывается от 0° до 90° по обе стороны от экватора и соответственно называется северной или южной.


Работа с учебником


Все точки, располагающиеся к северу от экватора, имеют северную широту (с. ш.), а располагающиеся к югу от экватора – южную широту (ю. ш.).

Россия, например, целиком лежит в Северном полушарии. Поэтому все географические объекты в нашей стране имеют с. ш. Наоборот, в Австралии, лежащей в Южном полушарии, широта везде южная.

Читают параграф 15

Определение географической широты по карте и глобусу.

Далее, используя рис. 35 учебника, школьники учатся определять географическую широту объектов. Устанавливают, что существует северная и южная широта, которые обозначаются как с.ш., ю.ш. Для того чтобы определить широту, необходимо вести отсчёт от экватора на север или на юг.

Для того чтобы узнать широту заданной точки, нужно найти параллель, на которой она расположена. Отсчет начинаем от экватора, следуя строго вдоль меридиана на север или на юг (рис. 35). Все точки экватора имеют нулевую широту. Расстояние от экватора до полюса 90°. Чем больше мы будем удаляться от экватора, том больше будет градусное расстояние до нужной нам параллели, тем больше будет ее широта. Поэтому широты и полярные области так и называются – высокие, а вблизи экватора – низкие. Некоторые параллели специально подписываются и отмечаются на картах. Это тропики (23,5°) и полярные круги (66,5°).

Определить географическую широту точки – это значит найти параллель, на которой она находится.

Слушают учителя, рассматривают рисунок учебника







Показывают экватор и поляса












Показывают тропики и полярные круги.

Работа с учебником

Опираясь на алгоритм «Шаг за шагом», определяют широту Санкт-Петербурга, затем Москвы.

Чтобы определить широту объекта, необходимо:

1. Найти объект на карте


2. Определить, в каком полушарии, Северном или Южном, он находится.

3. Определить широту параллели, на которой расположен объект. (Так, Санкт-Петербург находится на параллели, отстоящей на 60° к северу от экватора, это широта 60° с. ш., см. рис. 35)





Если объект расположен между параллелями, следует:

1. Определить широту ближайшую к объекту параллели со стороны экватора (см. шаги 1 – 3)


2. Определить число градусов на параллели до объекта. (Расстояние между параллелями на карте 10°, значит 1° соответствует одна десятая часть этого расстояния.)

3. Прибавить получившееся число к широте найденной ближайшей параллели. (Так, ближайшая к Москве параллель со стороны экватора - 50° с. ш.. Расстояние от этой параллели до Москвы равно 6°. Мы уже знаем, что Москва расположена севернее параллели 50° с.ш., значит, ее широта 50°+6°=56° с. ш.)



Находят на карте Санкт-Петербург

Определяют, что Санкт-Петербург находится в Северном полушарии

Определяют широту параллели, на которой расположен объект. Используют рисунок 35 и атлас.




Находят на карте Москву

Определяют, что Москва находится в Северном полушарии



Определяют широту ближайшую к объекту параллели со стороны экватора (см. шаги 1 – 3). Москва находится между параллелями 50° и 60°

Определить число градусов на параллели до объекта.





Прибавляют получившееся число к широте найденной ближайшей параллели.

Тренировочные упражнения по определению географической широты.

Чтобы учащиеся усвоили понятие «географическая широта», необходимо выполнить тренировочные задания.

Причём учитель должен убедиться, что на карте полушарий или на контурной карте все учащиеся правильно показывают задаваемые точки.

Используя рубрику «Шаг за шагом», по карте полушарий определите широту:

а) города Каир в Африке;

б) озера Чад в Африке;

в) водопада Виктория в Африке;

г) города Тегеран в Азии;

д) вулкана Фудзияма в Азии.

Нанесите на контурную карту координаты указанных объектов.

Какой полуостров расположен севернее: Пиренейский или Сомали?

Домашнее задание



  1. Изучить § 15

  2. Ответить на вопросы 1—5.

  3. Выполнить задание 6.

Записывают домашнее задание

Вопросы на повторение

1. Что такое географическая широта?

А) расстояние между двумя точками на карте

Б) расстояние от начального меридиана до какой-либо точки к западу или востоку, выраженное в градусах

В) расстояние от экватора до какой-либо точки к северу или югу, выраженное в градусах

2. Широта бывает

А) только северная и южная

Б) только западная и восточная

В) северная, южная, западная и восточная

3. Установите соответствие

Значение широты


А) 0°

Б) 23° ю. ш.

В) 66° с. ш.

Г) 90° с. ш.

1) Северный полюс

2) Южный полюс

3) экватор

4) Северный тропик

5) Южный тропик

6) Северный полярный круг

7) Южный полярный круг

Ответ

А

Б

В

Г






Ответы: 1 – в; 2 – а; 3 – 3561.










Рисунок 35








На заметку учителя (дополнительные сведения)

карточки.

работа 27. Географические координаты. Географическая широта





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!