СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Географическое положение и история исследования Евразии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Географическое положение  и история исследования Евразии

Просмотр содержимого документа
«Географическое положение и история исследования Евразии»

Конспект открытого урока в 7 классе.

Учитель - Шпакова Н.Л., МБОУ гимназия №7 с.Донского Труновского муниципального района

Тема: «Географическое положение и история исследования Евразии».

Тип урока: освоение новых знаний с элементами практической работы.

Методы обучения: исследовательский, картографический, наглядный.

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в группе, индивидуальная.

Цели урока:


Образовательные:

Определить особенности и описать ГП материка, рассмотреть историю исследование Евразии.

Развивающие:

Формировать у учащихся представление о природе Евразии.

Развивать умения осуществлять самооценку своей деятельности, работать в группах. Способствовать развитию умений и навыков работы с географической картой.

Воспитательные:

Продолжить формирование научного мировоззрения, воспитание географической культуры. Повышать интерес к предмету.

Задачи:

1.Определить координаты крайних точек, протяженность материка.

2. Обозначить объекты береговой линии материка на контурной карте.

3. Изучить вклад первооткрывателей в исследование материка.


Требования ФГОС:

Достижение метапредметных результатов:

  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Достижение предметных результатов:

  • представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

• умение работать с разными источниками географической информации;

• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

• картографическая грамотность;

• умение применять географические знания в повседневной жизни.

Оборудование: физическая карта Евразии, ЛОК, компьютерная презентация, карточки – задания, атласы, контурные карты.



Ход урока

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация опорных знаний.

Слайд 1



Учитель: С каждым уроком географии мы открываем для себя новые материки. Я предлагаю вам по характеристикам, определить о каком материке идет речь.



1.Экватор проходит почти посередине.

Занимает второе место по площади.

Самый жаркий материк. (Африка)



2.Самый сухой материк

Самый удаленный материк.

Самый маленький по площади. (Австралия)



3.Самый влажный материк.

Здесь расположена самая длинная горная цепь на суше.

На материке протекает много полноводных рек. (Южная Америка)



4.Материк, покрытый слоем льда.

Этот континент открыли Лазарев и Беллинсгаузен.

Здесь нет ни одного государства. (Антарктида)



5.Этот материк лежит в северном и западном полушарии.

Часть этого континента принадлежала России.

Здесь самая изрезанная береговая линия. (Северная Америка)



III. Мотивационный этап.

Учитель: Время открытий продолжается. Ребята, я предлагаю вам совершить виртуальное путешествие. Внимание на слайд. Музыка.

(Учитель показывает несколько слайдов об уникальных чудесах природы.)

Слайд 2-7

  • Естественная лестница гигантских размеров, уводящая в море (Мостовая гигантов);

  • Это уникальное озеро расположено в Южной Сибири (озеро Байкал);

  • Этот древний лес на северо-востоке Польши простоял больше 500 лет (Беловежский лес);

  • Знаменитая область средиземноморского побережья. Эти места жизненно важны для размножения и пропитания многих животных, в том числе полудиких белых лошадей (Камарг);

  • Каскад белоснежных горных озер в области Западной Турции. (Памуккале);

  • Гималаи.

Учитель задает всему классу вопросы с целью определения темы урока:

- Где находятся эти уникальные места?

(На материке Евразия)

Учитель: Верно, и с сегодняшнего урока мы с вами начнём знакомство с особенностями шестого материка планеты – Евразией. Тема урока «Географическое положение и история исследования Евразии». Запишите тему в рабочую тетрадь.

Слайд 8

- С чего начнём изучение материка?

( с географического положения материка)

Учитель: Совершенно верно. Молодцы! Тогда давайте попытаемся сформулировать цель и задачи нашего занятия!

- определить особенности и описать ГП материка, рассмотреть историю исследование Евразии.

- Почему этот вопрос рассматриваем первым? Для чего это нам необходимо знать?

(от ГП зависят особенности природы материка, климат, природные зоны, заселение)

- Что необходимо для того, чтобы дать характеристику ГП материка?

(физическая карта мира, физическая карта Евразии, атласы, дополнительная литература - энциклопедии, словари, интернет ресурсы, электронные пособия, план составления характеристики ГП).

Учитель: Девизом нашего урока будут слова Иоганна Гёте: “Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать”.

Слайд 9

IV. Освоение нового материала. Исследовательская деятельность учащихся.

Учитель: Материк Евразия - самый большой по площади материк. Назовите его площадь? (54 млн.кв.км. ) Сравните площадь Евразии с площадями других материков.

- Можно ли рассчитать какую часть земной поверхности занимает Евразия?

- Какие показатели мы должны вспомнить? Какова площадь земной поверхности? (510 млн. кв.км.)

- Какова площадь суши? (149 млн.кв.км.), соответственно площадь мирового океана 361 млн. кв. км.

- Рассчитайте устно, какую часть земной поверхности занимает Евразия? Сделайте вывод.

– 54:149= 0,36 или 36% т.е. Евразия занимает более 1/4 части суши.

Вывод: Евразия – самый крупный материк на планете. Большие размеры определяют разнообразие природы материка.

У читель: откройте атласы « Физическая карта Евразии» стр. -. Назовите крайние точки Евразии.

Слайд 10



Учитель: Обратите внимание на то, что две крайние точки Евразии находятся на территории России и носят имена русских исследователей. (мыс Челюскин- северная точка, мыс Дежнева- восточная точка).

Учитель: Какие части света образуют Евразию?

Слайд 11

Учитель: Вспомните и покажите границу между Европой и Азией. Работа у доски по физической карте.

Граница – это условная линия, проходит по Уральским горам, по реке Эмбе, далее по Каспийскому морю, Кумо-Манычской впадине, Азовское море, Черное море, пролив Босфор, Мраморное море, пролив Дарданеллы, Средиземное море.

Учитель: Ребята, скажите: « А мы, жители Ставропольского края, где проживаем в Европе или Азии?»

Слайд 12

Учитель: - А теперь попробуем определить географическое положение материка.

Дальнейшие свои исследования выполняете по группам. (4 группы). Каждая группа выбирает координатора, четко распределите задания среди всех членов группы, используйте алгоритм действий в ЛОК. При работе можно пользоваться текстом учебника, картами атласа. 2 ученика выполняют задания в электронной рабочей тетради.

Задания для работы в электронной рабочей тетради.

  1. Какие части света образуют Евразию? Откуда произошло название Европа, Азия?

  2. Используя текст учебника № 49, стр. , заполните таблицу «Вклад путешественников в исследование Евразии».

Задания для группы № 1.

1.Определите положение материка относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков, полярных кругов. Сделайте вывод.

2. Определите, в каких климатических поясах расположен материк. Сделайте вывод.

3. Закончи предложение.



  1. Самое большое по площади море…

  2. Самое глубокое море …

3) Залив на юге материка Евразия…

Задания для группы № 2

1. В чём различие береговой линии Европы и Азии? Сделайте вывод.

2. Совершите путешествие по карте. Назовите, используя карту атласа, крупные полуострова Евразии.

3. Закончи предложение.

  1. С севера материк омывается океаном…

  2. Самая низкая точка Евразии …

  3. Самой высокой точкой материка является …



Задания для группы № 3

1. Определите координаты северной и южной крайних точек материка. Определите протяжённость Евразии в градусной мере и километрах с севера на юг. (1= 111,3 км). Сделайте вывод.

2. Совершите путешествие по карте. Назовите, используя карту атласа, океаны и

моря, омывающие берега Евразии на западе и на севере. Заполните таблицу.

океаны

моря





  1. Закончи предложение.

  1. С востока материк омывается океаном…

  2. Самый большой полуостров в мире …

  3. Пролив между Евразией и Африкой…

Задания для группы № 4

1. Определите координаты западной и восточной крайних точек. Определите протяжённость Евразии в градусной мере и километрах с запада на восток. (1= 80,4 км). Сделайте вывод.

2. Совершите путешествие по карте. Назовите моря, омывающие берега Евразии на востоке и на юге. Заполните таблицу.

океаны

моря





3. Определите, как расположен материк относительно других материков.

Защита результатов исследовательской деятельности.

Время для работы 3 минуты. После отведённого на эту работу времени, каждая группа представляет свою работу. Учащиеся других групп слушают ответы, задают уточняющие вопросы, корректируют допущенные ошибки, высказывают свое мнение. Сравнивают свой результат с ответами других учеников. Проводят самоконтроль.

Ответы:

Задание №1 в электронной рабочей тетради.

Группа №1

Группа №2

Группа №3

Группа №4

Слайд 13

Задание №1 в электронной рабочей тетради.

Азия – в переводе с арабского «асу» – восток, часть света, входящая в состав континента Евразия. Занимает наибольший участок Евразии, лежит на восток от Европы. Еще 500 лет назад Азия манила европейцев. Именно из Азии торговцы привозили драгоценные камни, тропические фрукты, тончайшие ткани и пряности (перец, корицу, орех). Европейцы долго мечтали об азиатских богатствах.
Европа – Настолько древнее слово, что проследить его истоки крайне сложно. Название могло произойти от семитского «эреб» или «ириб», что означает «запад» или от финикийского «Ереп» – заход солнца. Еще одна версия: в Древней Греции слово «Эребос» обозначает мрак, темноту, подземное царство мертвых. Европа – часть света, западная часть материка Евразия.


Группа 1.

1.Определите положение материка относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков, полярных кругов. Сделайте вывод.

Относительно экватора: в северном полушарии,

Относительно нулевого меридиана: нулевой меридиан пересекает материк на западе, значит, материк находится и в западном и в восточном полушариях. Большая часть лежит в восточном полушарии.

Тропики: материк пересекают северный тропик и северный полярный круг, значит, Евразия находится в тропическом, северном умеренном и северном полярном поясах – во всех тепловых поясах.



2. Определите, в каких климатических поясах расположен материк. Сделайте вывод.

Материк лежит во всех климатических поясах: А, СА, У, СТ, Т, СЭ, Э. Можно сделать следующий вывод, что природа материка очень разнообразна: от холодных снежных пустынь до экваториальных лесов.


3. Закончи предложение.

1) Самое большое по площади море – (Средиземное).

2).Самое глубокое море … (Берингово)

3) Залив на юге материка Евразия (Бенгальский)



Слайд 15

Группа 2.

  1. В чём различие береговой линии Европы и Азии? Сделайте вывод.

(Береговая линия больше всего изрезана на западе.)

Вывод: много бухт, важно для использования морского транспорта.

  1. Совершите путешествие по карте. Назовите, используя карту атласа, крупные полуострова Евразии.

(Скандинавский, Кольский, Таймыр, Чукотский, Камчатка, Корея, Индокитай, Малакка, Индостан, Аравийский, Малая Азия, Балканский, Апеннинский, Пиренейский)

3. Закончи предложение.

1).С севера материк омывается океаном… (Северным Ледовитым океаном)

2).Самая низкая точка Евразии … (Мёртвое море – Аравийский полуостров)

3).Самой высокой точкой материка является … (г. Джомолунгма (Эверест), 8848 м – Гималаи)



Слайд 16

Группа 3.

1. Определите координаты северной и южной крайних точек материка. Определите протяжённость Евразии в градусной мере и километрах с севера на юг. (1= 111,3 км). Сделайте вывод.

Северная точка: мыс Челюскин 77° 43 с. ш. 104° 18 в. д.

Южная точка: мыс Пиай 1° 16 с. ш. 103° 30в. д.

Протяженность Евразии с севера на юг

77° 43 - 1° 16 = 76° 27

76 111,3 = 8458,8 (км)

Вывод: По протяженности материка как с Севера на Юг, так и с Запада на Восток можно говорить о его гигантских размерах.

2.Совершите путешествие по карте. Назовите, используя карту атласа, океаны и

моря, омывающие берега Евразии на западе и на севере. Заполните таблицу.

Океаны

моря

Атлантический океан

Средиземное, Чёрное, Азовское, Северное, Балтийское.

Северный Ледовитый океан

Норвежское, Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское

3.Закончи предложение.

  1. С востока материк омывается океаном …(Тихим)

2).Самый большой полуостров в мире … (Аравийский)

3).Пролив между Евразией и Африкой… (Гибралтарский, Баб-эль-Мандебский)

Слайд 17

Группа 4.

1. Определите координаты западной и восточной крайних точек. Определите протяжённость Евразии в градусной мере и километрах с запада на восток. (1= 80,4 км). Сделайте вывод.

Западная точка: мыс Рока 38° 48 с. ш. 9° 31 з. д.

Восточная точка: мыс Дежнёва 66° 5 с. ш. 169° 40з. д.

Протяженность Евразии с запада на восток

9° 31 + 180° + (180° - 169° 40) = 199° 51

199 80,4 = 15999,6 (км)

Вывод: Евразия имеет наибольшую протяженность с запада на восток. Это отражается на смене климатических условий, типах климатов.

2. Совершите путешествие по карте. Назовите моря, омывающие берега Евразии на востоке и на юге. Заполните таблицу.

океаны

моря

Тихий океан

Берингово, Охотское, Японское, Жёлтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское.

Индийский океан

Аравийское, Красное.

3.Определите, как расположен материк относительно других материков.

Ближе к Евразии расположены Африка и Северная Америка.

Их от Евразии отделяют: Гибралтарский пролив, Средиземное море, Суэцкий канал, Красное море, Баб-эль-Мандебский пролив; Берингов пролив.

Наиболее удалены материки: Антарктида, Южная Америка, Австралия.


Слайд 18

Учитель: следующий этап работы. Откройте контурные карты стр. - , цифрами отметьте географические объекты, указанные на слайде. Время для работы 2 минуты.


Физминутка.

Руки в стороны и вверх.

Повторяем дружно.

Засиделся ученик -

Разминаться нужно.

Мы сначала всем в ответ

Головой покрутим: НЕТ!

Энергично, как всегда,

Головой покрутим: ДА!

Чтоб коленки не скрипели,

Чтобы ноги не болели,

Приседаем глубоко,

Поднимаемся легко.

Раз, два, три, чеканим шаг.

Подаёт учитель знак.

Это значит, что пора

Нам за парты сесть. Ура!

Перестанем мы лениться,

Будем снова мы трудиться



Учитель:

Посмотрите на физическую карту Евразии. Назовите географические объекты, которые названы в честь исследователей и первооткрывателей?

(море Лаптевых, Берингов пролив, Баренцево море)

Учитель: Мы с вами приступаем к изучению следующего пункта - это история открытия и исследования континента.

Слайд 19

- Первые сведения о природе и народах Евразии были получены в античное время. Ученые Древней Греции в своих трудах отразили известные в то время сведения об окружающих их страну землях. Походы А.Македонского также немало важны для истории. Говорить об открытии Евразии можно лишь условно - ведь именно из Европы отправлялись в путь первооткрыватели Америки, Австралии и Антарктиды. Не удивительно, что большая часть исследований пришлась на азиатскую часть материка. Наиболее известны путешествия Марко Поло, Афанасия Никитина, исследования Н.М. Пржевальского и П.П. Семенова - Тян-Шанского.

Учитель: откройте учебник стр.151-152, назовите имена исследователей. (Марко Поло, Афанасий Никитин, Николай Пржевальский, Семенов – Тян-Шанский, Николай Вавилов)

Слайд 20

Электронная рабочая тетрадь. Задание 2.




IV. В заключении давайте сделаем вывод.


- Цель урока достигнута, задачи выполнены.


  1. Материк Евразия самый большой по площади, единственный, на котором расположены две части света.

  2. Расположена в восточном, западном и северном полушариях и островная часть в южном.

  3. Самая большая протяжённость с запада на восток

  4. Расположена во всех климатических поясах северного полушария.

  5. Омывается всеми океанами.

  6. Узнали имена исследователей, внесших большой вклад в изучение и исследование Евразии.

  7. Природа Евразии разнообразна.



VI. Рефлексия.

Учитель: Наша работа на сегодня заканчивается. Все хорошо поработали, и сейчас я хочу, чтобы вы оценили свою деятельность и деятельность других на уроке. Подведём итоги!


Поднимите карточки.

Зелёный цвет - всё сделал сам(а) – : (творческий уровень)

Жёлтый – сделал сам(а) по алгоритму: (достаточный)

Красный – помогали учитель, одноклассники: (критический)



VII. Домашнее задание.

  1. № 49

  2. **Сообщение (презентация) об исследователях Евразии.

Слайд 20

Закончить урок я хочу словами Лапласа:

То, что мы знаем, – ограничено, а то, что мы не знаем - бесконечно”. Пусть эти слова станут девизом для вашей дальнейшей исследовательской деятельности.

Спасибо всем за урок!























Путевой лист.

Группа 1.

1.Определите положение материка относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков, полярных кругов. Сделайте вывод.



а) Относительно экватора материк ______________ расположен в _____________________ полушарии.

б) Относительно нулевого меридиана материк _____________ расположен в

_______________________и__________________полушариях.

в) Материк Евразию пересекает ________________ тропик и __________________

полярный круг.

Выводы: Евразия находится в______________________, ______________________________ и

северном полярном поясах – во всех тепловых поясах.




2. Определите, в каких климатических поясах расположен материк. Сделайте вывод.



Материк _________________ расположен во всех климатических поясах: арктическом,

_________________________, _________________________, _________________________, ________________________, ___________________________, экваториальном.



Выводы:__________________________________________________________________________


  1. Закончите предложение.

1) Самое большое по площади море _________________________________________

2) Самое глубокое море ________________________________________________

3) Залив на юге материка Евразия _______________________________________

Путевой лист.

Группа 2.


1. В чём различие береговой линии Европы и Азии? Сделайте вывод.

Береговая линия больше всего изрезана на _____________________________. Вывод-_________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Совершите путешествие по карте. Назовите, используя карту атласа, крупные полуострова ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Закончите предложение.





1).С севера материк омывается __________________________________ океаном.

2).Самая низкая точка Евразии _____________________________________________________

3).Самой высокой точкой материка является __________________________________________



Путевой лист.

Группа 3.



1. Определите координаты северной и южной крайних точек материка. Определите протяжённость Евразии в градусной мере и километрах с севера на юг. (1= 111,3 км). Сделайте вывод.



Северная крайняя точка:__________________________________________________

Южная крайняя точка: ___________________________________________________

Протяжённость материка с севера на юг: ____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы: По протяженности материка как с Севера на Юг, так и с Запада на Восток можно говорить о его гигантских размерах.

2. Совершите путешествие по карте. Назовите, используя карту атласа, океаны и моря, омывающие берега Евразии на западе и на севере. Заполните таблицу.


океаны

моря








3.Закончите предложение.


1) Самая низкая точка Евразии ____________________________________________

3) Самый большой полуостров в мире ______________________________________

4) Пролив между Евразией и Африкой ______________________________________



Путевой лист.

Группа 4.

1. Определите координаты западной и восточной крайних точек. Определите протяжённость Евразии в градусной мере и километрах с запада на восток. (1= 80,4 км). Сделайте вывод.



Западная крайняя точка:__________________________________________________

Восточная крайняя точка: _________________________________________________

Протяжённость материка с запада на восток _________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы - Евразия имеет наибольшую протяженность с запада на восток. Это отражается на смене климатических условий, типах климатов.



2. Совершите путешествие по карте. Назовите моря, омывающие берега Евразии на востоке и на юге. Заполните таблицу.

океаны

моря









3. Определите, как расположен материк относительно других материков.

Ближе к Евразии расположены __________________________________________

Их от Евразии отделяют________________________________________________

_____________________________________________________________________

Наиболее удалены материки: ___________________________________________







Лист опорного конспекта.


План описания географического положения материка.


  1. Определите, как расположен материк относительно эква­тора, тропиков (полярных кругов)

и нулевого меридиана.

2. Найдите крайние точки материка, определите их коор­динаты и протяженность материка в градусах и кило­метрах с севера на юг и с запада на восток.

3. В каких климатических поясах расположен материк?

4. Определите, какие океаны и моря омывают материк.


Алгоритм работы для обучающихся.

1. Прочитайте внимательно предложенные вам задания.

2. Обсудите ход выполнения заданий, составьте план работы группы.

3. Найдите необходимые для выполнения заданий источники информации.

4. Выполните задания, оформите результат работы.

5. Представьте свою работу.

6. Дайте оценку своей работе в группе и работе группы в целом.


Интересные факты: рекорды Европы и Азии (работа с ЛОК)


  • Самый большой остров у берегов Евразии - Великобритания.

  • Самый большой полуостров - Аравийский.

  • Самое большое по площади море - Средиземное.

  • Самое мелкое море - Азовское.

  • Самый большой залив - Бенгальский,

  • «Цветные моря» - Черное, Красное, Желтое, Белое.

  • Самая низкая точка Евразии - Мёртвое море.

  • Самое глубокое море - Берингово




20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!