Задача этапа Проверить уровень готовности уч-ся к уроку | Организую проверку с/п. Приложение 1. Устный опрос: 1. В чём особенности географического положения Африки? Как оно влияет на природу материка? 2. Установите взаимосвязи между особенностями строения земной коры и рельефом Африки. Какие карты вы будете использовать? 3. Охарактеризуйте климат Африки. 4. Дайте характеристику внутренних вод Африки. 5. Выберите верный ответ. Африка омывается водами океанов: а) Тихого и Индийского; б) Индийского и Атлантического; в) Тихого и Атлантического. 6. Выберите верный ответ. Самой многоводной рекой Африки является: а) Нил; б) Замбези; в) Конго; г) Нигер. 7. Назовите самое влажное место Африки. 8. Проверьте друг у друга знание карты Африки. | Отвечают на вопросы | Познавательные: используют ранее полученные знания и навыки учебной деятельности Коммуникативные: участвуют в учебном взаимодействии, владение монологической и диалогической формой речи. Регулятивные: проверяют правильность выполнения заданий сопоставляя собственное мнения с ответами товарищей |
Задача этапа: Создать положительный настрой; выработка у уч-ся на лично значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности. | Актуализация опорных знаний: Уч-ся, Мы с вами изучили географическое положение материка, рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны Африки. Т. Е. мы изучили природу Африки. -О чём же сегодня мы будем с вами говорить? - Какова же тема сегодняшнего урока? | Уч-ся настраиваются на восприятие материала Настраиваются на понимание и необходимости изучения темы. Ответ Формулируют и записывают в тетради тему урока: «Африка в мире». Формулируют задачи урока. Предполагают результаты деятельности на уроке. Тема урока: «Африка в мире». Цели урока: сформировать представление об освоении Африки; сформировать представление о месте Африки в мире; сформировать знания о населении материка: его численности, быте, уровне жизни, занятиях и проблемах; выявить особенности размещения населения; познакомить с планом описания населения. | Коммуникативные: умение слушать вопросы учителя, строить ответ, высказывать свою точку зрения. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определения понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: умение ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. |
Задачи этапа: Основная задача учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению | Ход работы: Организация работы уч-ся над новой темой по следующим вопросам: 1. Предлагает просмотреть презентацию об исследователях Африки. (учащийся) Эпиграфом к этой теме могут стать строки из стихотворения Н. С. Гумилёва «Отъезжающему»: Что до природы мне, до древности, Когда я полон жгучей ревности. Ведь ты во всём её убранстве Увидел Музу Дальних Странствий. описания из книги Анн Гугон «Исследование Африки. К истокам Нила» (М.:АСТ — Астрель, 2006). 2.Население Африки. Анализ карты «Народы и плотность населения мира» и определяют: 1) какие народы живут в Африке; 2) в каких районах материка наблюдается самая большая плотность населения, а в каких — самая маленькая и что это за районы; 3) представители каких рас населяют Африку. Представители народов Африки Раса Европеоидная | Экваториальная | Монголоидная | Арабы, берберы, туареги. | Банту, готтентоты, пигмеи, нилоты, бушмены. | Малагасийцы | Эфиопы — это народы, имеющие черты негроидной и европеоидной. | | | (Преподаватель комментирует каждый этап деятельности суворовцев и подводит их к выводу о том, что: (этнический состав Африки чрезвычайно сложен. По приблизительным подсчётам, здесь живёт от 500 до 7000 народностей и этнических групп, говорящих на различных языках. У каждого народа свои специфические черты быта, культуры, хозяйства; 4) Размещение населения. (неравномерно. В пустынях Сахара, Калахари, Намиб и котловине Конго плотность населения менее 1 чел./км2. Здесь же находятся огромные участки, не заселённые вовсе. Однако на материке есть территории, где плотность населения высока — более 100 чел./км2. Причём около 40 % на- селения Африки живёт на территориях, высота которых над уровнем моря составляет от 500 до 2000 м и выше (среднемировой показатель — 20 %). 5) Причины неравномерного размещения населения. 6) Далее преподаватель знакомит суворовцев с планом описания населения материка, приведённом в рубрике «Шаг за шагом» на с. 106 учебника. 7) «Чем заняты африканцы?» Учитель предлагает обучающимся самостоятельно изучить текст и рисунок 78 «Товары-символы некоторых стран» на с. 106 учебника. | Уч-ся: В ходе работы над темой параграфа уч-ся должны: смотреть презентацию, анализировать карту «Народы и плотность населения мира». Сделать самостоятельные выводы о том, что: 1)этнический состав Африки чрезвычайно сложен. По приблизительным подсчётам, здесь живёт от 500 до 7000 народностей и этнических групп, говорящих на различных языках. У каждого народа свои специфические черты быта, культуры, хозяйства; население материка размещено неравномерно. В пустынях Сахара, Калахари, Намиб и котловине Конго плотность населения менее 1 чел./км2. Здесь же находятся огромные участки, не заселённые вовсе. Однако на материке есть территории, где плотность населения высока — более 100 чел./км2. Причём около 40 % населения Африки живёт на территориях, высота которых над уровнем моря составляет от 500 до 2000 м и выше (среднемировой показатель — 20 %). Обучающиеся объясняют разницу в плотности населения материка; в Африке проживают народы европеоидной, экваториальной и монголоидной рас. | Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об Африке: уровне её социально-экономического развития, населении и его занятиях; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации. Метапредметные: формирование умений: 1) осуществлять смысловое чтение; 2) строить логическое рассуждение и делать выводы; 3) работать с текстом и картами; 4) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 5) работать индивидуально или в группе; 6) владеть устной речью. Личностные: формирование познавательного интереса к изучению Африки и народов, её населяющих. |
Задачи этапа Закрепление полученных знаний | Преподаватель совместно с уч-ся подводит итог урока. О чём говорили сегодня на уроке? Выполнили мы с вами все задачи урока? Какие задания показались наиболее сложными? Как вы думаете, почему? Попробуйте оценить свою работу на уроке. Работа над выводами. Выставление оценок уч-ся. | Уч-ся отвечают на поставленные вопросы. | Коммуникативные: развитие сотрудничества с учителем, умение отвечать на вопросы Предметные: применять полученные знания при ответах на вопросы. Личностные: умение сопоставлять текстовую и картографическую информацию, делать выводы. |