СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

География 7 класс: Африка в мире.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Африка в мире.

Цели урока: сформировать представление об освоении Африки; сформировать представление о месте Африки в мире; сформировать знания о населении материка: его численности, быте, уровне жизни, занятиях и проблемах; выявить особенности размещения населения; познакомить с планом описания населения.

Просмотр содержимого документа
«География 7 класс: Африка в мире.»



Африка в мире

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА

Информационно-целевой блок

Предмет: география Преподаватель: Класс: 7 Дата:

Тип урока: изучение нового материала

Тема урока: Африка в мире.

Цели урока: сформировать представление об освоении Африки; сформировать представление о месте Африки в мире; сформировать знания о населении материка: его численности, быте, уровне жизни, занятиях и проблемах; выявить особенности размещения населения; познакомить с планом описания населения.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об Африке: уровне её социально-экономического развития, населении и его занятиях; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.

Метапредметные: формирование умений: 1) осуществлять смысловое чтение; 2) строить логическое рассуждение и делать выводы; 3) работать с текстом и картами; 4) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 5) работать индивидуально или в группе; 6) владеть устной речью.

Личностные: формирование познавательного интереса к изучению Африки и народов, её населяющих.

Формы организации учебной деятельности: Эвристическая беседа, практическая работа с различными источниками географической информации, групповая работа.

Используемые педагогические технологии и методы обучения: технология обучения в сотрудничестве; наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, критического мышления элементы проблемно-диалогической технологии, самостоятельная работа учащихся.

Материальное обеспечение урока: интерактивный дисплей, презентация.

Задание на самоподготовку: изучить § 27; устно ответить на вопросы стр.107 и выполнить вопр. 8 письменно в тетрадь; вопр.9 на стр.107 индивидуально некоторым уч-ся (рассказывают о Д. Спике и Дж. Гранте — первооткрывателях истока Нила, Д. Ливингстоне,

Д. Стэнли, В. В. Юнкере, Н. И. Вавилов).


Организационно-деятельностный блок

1 этапа урока - Организационный (1 мин)

Задачи этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность уч-ся

Формируемые УУД

(познавательные, регулятивные,

коммуникативные, личностные)

Подготовиться к уроку

Приветствует уч-ся, представляется, проверяет готовность обучающихся к уроку.

Организуют свое рабочее место, приветствуют преподавателя



Регулятивные: Быстрое включение в деловой ритм

2 этапа урока – Проверка самоподготовки (10 мин)

Задача этапа

Проверить уровень готовности уч-ся к уроку

Организую проверку с/п.

Приложение 1.

Устный опрос: 1. В чём особенности географического положения Африки? Как оно влияет на природу материка?

2. Установите взаимосвязи между особенностями строения земной коры и рельефом Африки. Какие карты вы будете использовать?

3. Охарактеризуйте климат Африки.

4. Дайте характеристику внутренних вод Африки.

5. Выберите верный ответ. Африка омывается водами океанов:

а) Тихого и Индийского;

б) Индийского и Атлантического;

в) Тихого и Атлантического.

6. Выберите верный ответ. Самой многоводной рекой Африки является:

а) Нил; б) Замбези; в) Конго; г) Нигер.

7. Назовите самое влажное место Африки.

8. Проверьте друг у друга знание карты Африки.


Отвечают на вопросы

Познавательные: используют ранее полученные знания и навыки учебной деятельности

Коммуникативные: участвуют в учебном взаимодействии, владение монологической и диалогической формой речи.

Регулятивные: проверяют правильность выполнения заданий сопоставляя собственное мнения с ответами товарищей

3 этапа урока – Актуализация и целеполагание (4 мин)

Задача этапа:

Создать положительный настрой; выработка у уч-ся на лично значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний:

Уч-ся, Мы с вами изучили географическое положение материка, рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны Африки. Т. Е. мы изучили природу Африки.

-О чём же сегодня мы будем с вами говорить?

- Какова же тема сегодняшнего урока?

Уч-ся настраиваются на восприятие материала

Настраиваются на понимание и необходимости изучения темы. Ответ

Формулируют и записывают в тетради тему урока: «Африка в мире».

Формулируют задачи урока.

Предполагают результаты деятельности на уроке.

Тема урока:

«Африка в мире».

Цели урока: сформировать представление об освоении Африки; сформировать представление о месте Африки в мире; сформировать знания о населении материка: его численности, быте, уровне жизни, занятиях и проблемах; выявить особенности размещения населения; познакомить с планом описания населения.


Коммуникативные: умение слушать вопросы учителя, строить ответ, высказывать свою точку зрения.

Познавательные:

 самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определения понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные: умение ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

4 этапа урока - Открытие нового знания (25 мин)

Задачи этапа:

Основная задача учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению

Ход работы:


Организация работы уч-ся над новой темой по следующим вопросам:

1. Предлагает просмотреть презентацию об исследователях Африки. (учащийся)

Эпиграфом к этой

теме могут стать строки из стихотворения Н. С. Гумилёва

«Отъезжающему»:

Что до природы мне, до древности,

Когда я полон жгучей ревности.

Ведь ты во всём её убранстве

Увидел Музу Дальних Странствий. описания из книги Анн Гугон «Исследование Африки. К

истокам Нила» (М.:АСТ — Астрель, 2006).

2.Население Африки.

Анализ карты «Народы и плотность населения мира» и определяют:

1) какие народы живут в Африке;

2) в каких районах материка наблюдается самая большая плотность населения, а в каких — самая

маленькая и что это за районы;

3) представители каких рас населяют Африку.

Представители народов Африки

Раса Европеоидная

Экваториальная

Монголоидная

Арабы, берберы, туареги.

Банту, готтентоты, пигмеи, нилоты, бушмены.

Малагасийцы

Эфиопы — это народы, имеющие черты негроидной и европеоидной.



(Преподаватель комментирует каждый этап деятельности

суворовцев и подводит их к выводу о том, что:

(этнический состав Африки чрезвычайно сложен. По

приблизительным подсчётам, здесь живёт от 500 до 7000

народностей и этнических групп, говорящих на различных языках. У каждого народа свои специфические черты

быта, культуры, хозяйства;

4) Размещение населения. (неравномерно. В

пустынях Сахара, Калахари, Намиб и котловине Конго

плотность населения менее 1 чел./км2. Здесь же находятся огромные участки, не заселённые вовсе. Однако

на материке есть территории, где плотность населения

высока — более 100 чел./км2. Причём около 40 % на-

селения Африки живёт на территориях, высота которых

над уровнем моря составляет от 500 до 2000 м и выше

(среднемировой показатель — 20 %).

5) Причины неравномерного размещения населения.

6) Далее преподаватель знакомит суворовцев с планом описания населения материка, приведённом в рубрике «Шаг за шагом» на с. 106 учебника.

7) «Чем заняты африканцы?» Учитель предлагает обучающимся самостоятельно изучить текст и рисунок 78 «Товары-символы некоторых стран» на с. 106 учебника.


Уч-ся:

В ходе работы над темой параграфа уч-ся должны: смотреть презентацию, анализировать карту «Народы и плотность населения мира».

Сделать самостоятельные выводы о том, что:

1)этнический состав Африки чрезвычайно сложен. По приблизительным подсчётам, здесь живёт от 500 до 7000 народностей и этнических групп, говорящих на различных языках. У каждого народа свои специфические черты быта, культуры, хозяйства;

  1. население материка размещено неравномерно. В пустынях Сахара, Калахари, Намиб и котловине Конго плотность населения менее 1 чел./км2. Здесь же находятся огромные участки, не заселённые вовсе. Однако на материке есть территории, где плотность населения высока — более 100 чел./км2. Причём около 40 % населения Африки живёт на территориях, высота которых над уровнем моря составляет от 500 до 2000 м и выше (среднемировой показатель — 20 %). Обучающиеся объясняют разницу в плотности населения материка;

  2. в Африке проживают народы европеоидной, экваториальной и монголоидной рас.



Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об Африке: уровне её социально-экономического развития, населении и его занятиях; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.


Метапредметные: формирование умений: 1) осуществлять смысловое чтение; 2) строить логическое рассуждение и делать выводы; 3) работать с текстом и картами; 4) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 5) работать индивидуально или в группе; 6) владеть устной речью.

Личностные: формирование познавательного интереса к изучению Африки и народов, её населяющих.


5 этапа урока - Обобщения первичного закрепления и систематизации знаний (2мин)

Задачи этапа
Закрепление полученных знаний

Преподаватель совместно с уч-ся подводит итог урока.

О чём говорили сегодня на уроке?

Выполнили мы с вами все задачи урока? Какие задания показались наиболее сложными? Как вы думаете, почему?

Попробуйте оценить свою работу на уроке. Работа над выводами.

Выставление оценок уч-ся.



Уч-ся отвечают на поставленные вопросы.

Коммуникативные: развитие сотрудничества с учителем, умение отвечать на вопросы
Предметные: применять полученные знания при ответах на вопросы.

Личностные: умение сопоставлять текстовую и картографическую информацию, делать выводы.

6 этапа урока – Подведение итогов (3 мин)

Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

- Меня больше всего удивило…

-Больше всего знаний я получил при работе с …

- Теперь я смогу…

Анализируют собственную деятельность, уровень понимания темы




Дата заполнения Подпись педагога_________________



















































Приложение 1.



Вариант 1

Ответы

  1. Как называется тектоническая структура, лежащая в основе Африки?

  2. Какие части Африки - северная или южная, западная или восточная – чаще подвергались опусканию земной коры?

  3. Как называется крупнейшее нагорье, расположенное в восточной части Африке?

  4. Вулкан на побережье Гвинейского залива.

  5. Дайте краткую характеристику тропическому поясу

  1. Древняя Африкано-Аравийская платформа.

  2. Северная и западная

  3. Эфиопское

  4. Камерун

  5. Зимой и летом тропические воздушные массы. Средняя t я (+16°), t и– (+35°). Осадков до 200 мм в тропическом сухом и до 1000 мм в тропическом влажном. Лето сухое.

Вариант 2

Ответы

  1. Пролив, отделяющий Африку от Европы.

  2. В состав, какого древнего материка входила Африка?

  3. Какие части Африки – северную или южную, западную или восточную – называют Высокой Африкой?

  4. Каковы основные единицы рельефа Высокой Африки?

  5. Дайте краткую характеристику субэкваториальному поясу

  1. Гибралтарский.

  2. Гондвана.

  3. Южную и восточную.

  4. Эфиопское нагорье, Восточно -Африканское нагорье, Драконовы и Капские горы.

  5. Субэкваториальный пояс. Летом – экваториальные, зимой – тропические воздушные массы. t я (+27°), tи (+30°) . Осадков до 5000 мм. Дождливое лето и сухая зима.






















































Вариант 1

Ответы

1.Как называется тектоническая структура, лежащая в основе Африки?

2.Какие части Африки - северная или южная, западная или восточная – чаще подвергались опусканию земной коры?

3.Как называется крупнейшее нагорье, расположенное в восточной части Африке?

4.Вулкан на побережье Гвинейского залива.

5.Дайте краткую характеристику тропическому поясу


Вариант 2

Ответы

1.Пролив, отделяющий Африку от Европы.

2.В состав, какого древнего материка входила Африка?

3.Какие части Африки – северную или южную, западную или восточную – называют Высокой Африкой?

4.Каковы основные единицы рельефа Высокой Африки?

5.Дайте краткую характеристику субэкваториальному поясу









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!