СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

География отдельных видов транспорта

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«География отдельных видов транспорта»

Учитель: Гафарова А.К.

География

16.12.2024

17.12.2024

17.12.2024

17.12.2024


9-Б,

9-В

9-Г

9-Д

Урок № 29. География отдельных видов транспорта


ЦЕЛЬ УРОКА: Сформировать у учащихся представление о транспортном комплексе – его роли и значении в экономике страны, связи с другими отраслями и межотраслевыми комплексами

Планируемые результаты обучения

Предметные: анализировать, сравнивать, классифицировать информацию о различных видах транспорта; извлекать информацию из различных источников (карты, схемы, тексты); строить логические цепочки; определять причины и следствия; работать с географическими картами.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение, аргументировать его; работать в группе, слушать и понимать других; участвовать в обсуждении; представлять результаты работы.

Регулятивные: планировать свою работу; контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников; вносить необходимые коррективы; самостоятельно определять и формулировать тему урока.

ОБОРУДОВАНИЕ: атлас, учебник, физическая, АПК карты России.

ТИП УРОКА: изучения нового материала


ХОД УРОКА.

Этапы урока

Содержание деятельности

1.Организационный момент


2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся


3. Актуализация знаний

Идёт утюжок Морщины и складки

С прокопчённой трубой, Ведёт за собой. (Пароход)

Спозаранку за окошком По прямым стальным дорожкам

Стук, и звон, и кутерьма. Ходят красные дома. (Трамвай)

За дымком, За свистком, Братья бегают гуськом. (Поезд)

Я мчусь, держусь за провода, Не заблужусь я никогда. (Троллейбус)

Это что за башмаки? Встали на колечки -

То малы, то велики. В них едут человечки. (Автомобиль)

Ни дождя, ни града нет,

Только в небе рыхлый след. (Реактивный самолет)

Учитель ставит перед учащимися проблемную задачу:

Изучая хозяйство России, вы уже знаете, что распространение отраслей промышленности по территории нашей страны неравномерное. На размещение отраслей промышленности и сельское хозяйство оказывают влияния различные факторы и один из ведущих – транспортный. Почему? Давайте представим ситуацию, когда крупный предприниматель решает вложить свои финансы в развитие хозяйства Дальневосточного экономического района – построить либо крупный металлургический комбинат, либо предприятие пищевой промышленности. С чего он начнёт решать свои проблемы? С оценки, как туда добраться. Опять – роль транспорта.

Исходя из темы урока, сформулируйте цель урока.

Изучить транспортный комплекс России, его роль в экономике страны.

Какие проблемы? Какой вид транспорта самый эффективный? Достаточно ли Россия обеспечена транспортной сетью?

Географический диктант по цепочке. После выполнения задания решение заданий из ОГЭ. Задания на слайдах.

Используя данные таблицы «Пассажирооборот транспорта общего пользования в России в 2011 г.», определите долю железнодорожного транспорта (в %) в общем пассажирообороте. Полученный результат округлите до целого числа.

5.1. В каком из перечисленных регионов густота железных дорог наибольшая?

1) Красноярский край 2) Республика Коми 3) Республика Калмыкия 4) Тульская область

5.2. Основной судоходный речной бассейн России:

1) Волго-Камский; 2) Ангаро-Енисейский; 3) Амурский. 4) Лено - Вилюйский

4. Первичное усвоение новых знаний.

1. Задание по рядам. Характеристика основных видов транспорта по плану.

Вид транспорта




Преимущества

Недостатки

Ж/д






Автомоб






Морской






Подготовительная работа. Распределение отвечающих на вопросы.

1 – записывают данные на доску

2 – называют преимущества и недостатки

3 – география транспортных путей.

Остальные дополняют.

Обратить внимание на проблемы урока.

2. Ответы и выступление групп учащихся.


А) Железнодорожный транспорт – ведущий в транспортной системе России. Этот вид транспорта начал развиваться в России фактически с постройки железной дороги Санкт-Петербург – Москва в 1851 году. Железнодорожный транспорт – ведущий в транспортной системе страны. Главная задача – обеспечить надёжную транспортную связь Европейской части страны с её восточными районами. Особенности географии современной сети железных дорог страны. Беседа о проблемах, возникающих при строительстве железных дорог.

Б) Автомобильный транспорт – один из самых дорогих по себестоимости перевозок.

Беседа об автомобильном транспорте России, его особенностях, достоинствах и недостатках, существующей схеме автомобильных дорог; сообщения учащихся об истории развития автомобильного транспорта и экологических проблемах, связанных с ним, а также о путях решения этих проблем.

В) Трубопроводный транспорт

Преимущества и недостатки данного вида транспорта, особенности его строительства. Понятие «специальные грузы». География и особенности размещения российских нефте- и газопроводов. Обсуждение последствий загрязнения природы вследствие утечки газа или нефти.

Г) Воздушный транспорт – один из самых дорогих видов транспорта.

Рассказ об авиационном транспорте, его значении, особенностях, уровне развития. Состав: авиационный и космический. Особенности авиационного транспорта: перевозка скоропортящихся грузов и доставка пассажиров на большие расстояния и в труднодоступные районы. Главная проблема – большой возраст эксплуатации самолётов, необходимость обновления парка самолётов, сильный загрязнитель атмосферы.

Д) Водный транспорт (морской и речной)

Рассказ о морском транспорте России, его специализации, особенностях, значении и уровне развития. Обозначение крупнейших морских портов Северного бассейна (Мурманск, Нарьян-Мар, Тикси, Диксон); Тихоокеанского бассейна (Анадырь, Петропавловск-Камчатский, Восточный, Ванино, Владивосток, Находка); Балтийского бассейна (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград); Черноморского бассейна (Новороссийск, Туапсе, Сочи, Анапа).

Сообщения учащихся о речном транспорте России.

Дополнения.учителя.

Учитель: с помощью какого-либо одного виды транспорта решить эти задачи невозможно, поэтому в России все виды транспорта взаимодействуют друг с другом, дополняя друг друга, образую транспортную систему.

(Если посмотреть на карту транспорта, то можно заметить, что крупные города на ней напоминают пауков, сидящих в центре или на краю раскинувшейся вокруг них паутины. Сюда сходятся многочисленные дороги, трубопроводы, авиалинии. Пути сообщения образуют сеть, а их пересечения – транспортные узлы).


5.Первичная проверка понимания

3. Выводы работы. Достаточно ли Россия обеспечена транспортной сетью?

Учащимся предлагается найти пути решения данных проблем, в случае нехватки времени на уроке данную работу ребята могут выполнить дома и на следующем уроке высказать свои мнения по данным проблемам.

Предлагаемые вопросы для обсуждения:

1. Зачем нужны железные дороги в Сибири и на Дальнем Востоке?

2. Где, что и как нужно строить?

3. Смогут ли платные автодороги решить проблему с качеством автомагистралей?

4. Почему в России в последние годы увеличилось число иностранных автомобилей?

5. Почему основную массу российских грузов перевозят иностранные морские суда?

6. Подумайте, какое сырьё кроме газа и нефти, можно транспортировать трубопроводным транспортом?

7. Каким образом развитие транспортного комплекса влияет на развитие курортно-туристических зон в России?

6. Первичное закрепление

, что железнодорожный транспорт является ведущим в транспортной системе страны.Обоснуйте, почему? (Это обусловлено географическими особенностями нашей страны: протяженность с запада на восток; грузоподъемностью, надежностью, универсальностью, относительной дешевизной перевозок).

Основные черта географии российских железных дорог определились еще в дореволюционный период и мало изменились с того времени. (работа с картой «Железнодорожный транспорт»)

- Какую форму имеют ж.д в Европейский и Азиатской частях страны? С чем это связано? (экономика России исторически концентрировалась в европейской части страны. Её основные связи, следовательно и потоки грузов ориентированы преимущественно на запад и юг. Там расположены порты и основные торговые партнеры. На восток от европейского колеса протянулись широтные магистрали. Чем восточнее, тем их меньше.)

- В последнее время политика правительства направлена на развитие азиатского региона: разработку новых месторождений, строительство новых предприятий. Как вы думаете, эти идеи будут быстро воплощены в жизнь? (нет, быстро растет грузопоток между Сибирью, Дальнем Востоков и европейской частью, осуществлять эти перевозки стало труднее, так как недостаточное обеспечение транспортом.Поэтому строительство новых железных дорог на востоке России остается важнейшей задачей)

Вывод: чтобы развивать отрасли промышленности – необходимо сначала обеспечить территорию транспортными путями.



7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.



8. Информация о д/з, инструктаж по его выполнению

выучить записи в тет

п. 13, 14 изучить

стр 52 – вопрос 7

стр 57 – вопрос 6

8.Рефлексия (подведение итогов)

  1. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

  2. Было ли вам интересно?

  3. Что вам было не интересно?












«Анализ эффективности работы транспорта»


железнодорожный

автомобильный

морской

речной

воздушный

Низкая себестоимость






Большая скорость транспортировки






Большая дальность перевозок






Влияние на окружающую среду






Влияние природных условий на работу транспорта






Возможность доставки груза непосредственно к потребителю