Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Александровская средняя общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района
Республики Мордовия
Рассмотрена на заседании методического совета школы Протокол №1 от 29.08.2021 г. Руководитель кафедры _______ Н. Г. Зерняева | УТВЕРЖДЕНО Приказ № 53 - Д от 31.08.2021 Директор МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа» ____________ С.Г. Шишканова |
учебного курса «География»
в 8 классе
Составитель:
учитель истории и географии
Л. Н. Старовойтова
2021
Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
3.Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253;
4.Приказ Минобрнауки России от 05.07.2017 №629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253;
5.Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10);
6.Программы основного общего образования по географии. 5-9 классы в соответствии с ФГОС ООО (второго поколения), авторы В. П. Сухов, В.А. Низовцев, А. И. Алексеев, В. В. Николина. - М., Просвещение, 2021 год.
Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.
1.1 Цели и задачи курса:
- сформировать целостный географический образ своей Родины;
- дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;
- сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать
представление о роли России в мире;
- сформировать необходимые географические умения и навыки;
- воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;
- воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.
В Федеральном базисном учебном плане на изучение курса «География России» отводится по 68часов в 8 и 9 классах.
1.2.Место учебного предмета в учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 8 классе 68 ч.(2 ч. в неделю).
В географическом образовании школьников ведущее место принадлежит курсу «География России». Завершая географическую подготовку учащихся в основной школе, курс способствует становлению у школьников активной гражданской позиции, ответственного отношения к судьбе своей Родины, пониманию необходимости изучения географических проблем и личного участия в их решении. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.
Программа выполнена с опорой на сформированный у учащихся в предшествующих классах уровень и позволяет уделить приоритетное внимание особенностям проявления на территории России общих географических закономерностей, организации социоприродного пространства с учетом существующих проблем, прогнозирования и моделирования.
Изменения в программе:
1.4 Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса.
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России ;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;
- формирование основ социально – критического мышления;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной , учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения географии являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.
Предметными результатами освоения географии являются:
-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Формирование УУД (универсальных учебных действий):
Результаты обучения
Требования к уровню подготовки направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
знать/понимать
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Содержание курса
Введение (1 час)
Изучение географии как один из способов познания окружающего мира. Главная задача географии – выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей средой и изменяют ее. Уникальность географических объектов. Разнообразие территории России. Географический взгляд на мир.
Раздел I Географическое пространство России (8 часов)
Россия на карте мира. Доля России в населении и территории мира, Европы и Азии.
Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории, ее протяженность. Административно-территориальное устройство России. Субъекты Российской Федерации.
Границы России: сухопутные и морские. Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее. Часовые пояса на территории России.
Практические работы.
1. Географическое положение России.
2. Пограничные государства
3. Определение разницы во времени отдельных территорий.
Раздел II. Природа и России (35 часов)
Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. (6 часов)
Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологические и тектонические карты.
Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения.
Современное развитие рельефа. Современные внешние и внутренние факторы рельефообразования. Влияние неотектонических движений на рельеф. Влияние человеческой деятельности на рельеф Земли.
Богатства недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Рекультивация Земель.
Тема 2. Климат (6 часов)
Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на количество тепла. Сезонность – главная особенность климата России. Россия – холодная страна.
Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах.
Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории страны.
Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей.
Тема 3. Внутренние воды и моря России (4часа)
Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселении и освоении России. География российских рек. Сточные области. Жизнь рек. Падение и уклон рек; скорость течения, водоносность рек.
Разнообразие и значение озер России. Происхождение озерных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Многолетняя мерзлота.
Вода в жизни человека. Водные ресурсы. Проблемы рационального использования водных ресурсов.
Тема 4. Растительный и животный мир (5 часов)
Значение почвы для становления человеческого общества. Почвы - особое «природное тело». Гумус – вещество, присущее только почве. География почв России.
Рациональное использование и охрана почв. Меры предупреждения и борьбы с почвенной эрозией и загрязнением почв. ПТК. Факторы формирования ПТК. Зональность и азональность природных комплексов России. Практическое значение изучения свойств и размещение ПТК. Свойства ПТК: целостность, устойчивость, значение для планирования хозяйственной деятельности.Человек и ландшафты. Ландшафт и его компоненты – основные ресурсы жизнедеятельности людей. Культурные ландшафты – ландшафты будущего.
Тема 5. Природно-хозяйственные зоны. (12 часов)
Учение о природных зонах. В.В. Докучаев и Л.С. Берг – основоположники учения о ландшафтно-географических зонах.
Зональная обусловленность жизнедеятельности человека. Человеческая деятельность – важнейший фактор современного облика и состояния природных зон, превращения их в природно-хозяйственные .
«Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика. Вечная мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы.
Таежная зона. Характерные особенности ландшафтов. Разные виды тайги в России. Специфика жизни в таежных ландшафтах. Преобразование тайги человеком. Очаговое освоение и заселение.
Болота. Причины образования болот. Низинные и верховые болота. Торф и его свойства. Роль болот в природе.
Смешанные леса . – самая преобразованная деятельностью человека природная зона. Факторы разнообразия ее ландшафтов. Смешанные леса Восточно-Европейской равнины. Муссонные леса Дальнего Востока.
Лесостепи и степи. Освоение степных ландшафтов – история приобретения и потерь. Значение степной зоны для народного хозяйства России.
Полупустыни и пустыни, субтропики – южная полоса России. Основные свойства природы. Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах. Редкоочаговое расселение.
Многоэтажность природы гор. Различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего востока.
Тема 7.Рациональное природопользование. (2 часов)
Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование.
Охрана природы и охраняемые территории при современных масштабах хозяйственной деятельности. Роль охраняемых природных территорий. Заповедники и национальные парки, заказники и памятники природы.
Практические работы.
4. Обозначение на к/к главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа.
5. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годовое количество осадков по территории страны
6. Обозначение на к/к крупных рек и озер.
Раздел III. Население России (16 часов )
Тема 8. Численность населения России (1 час)
Как изменялась численность населения России в 18-20 вв. Людские потери России от войн, голода, репрессий. Демографические кризисы.
Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства.
Графики изменения численности и естественного движения населения как один из видов представления информации.
Тема 9. Половой и возрастной состав населения страны. (2 часа)
Соотношение мужчин и женщин в населении. Причины повышения смертности мужчин. Факторы, влияющие на продолжительность жизни.
Половозрастная пирамида населения России. Факторы старении населения и факторы сохранения высокой доли молодежи.
Диаграммы как источник географической информации. Их виды.
Тема 12. Народы и религии России. (3 часа)
Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки.
Этнический состав населения России. Религии России. Роль религии в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь религиозного и этнического состава населения.
Тема 13. Где и как живут люди? (6 часов)
Плотность населения. Сопоставление плотности населения в разных регионах России и других странах. Влияние плотности населения на хозяйство , жизнь людей, на природную среду. Расселение людей, типы населенных пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации, ее показатели.
Тема 10. Куда и зачем едут люди? (3 часа)
Виды миграций населения. Роль миграций в становлении и развитии России. Факторы миграций. Влияние миграционной подвижности на традиции, характер и поведение людей.
Внешние миграции населения: в Россию из нее.
Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные, годовые циклы передвижений населения.
Картограммы как вид географической информации.
Практические работы.
7.Нанесение на контурную карту объектов природы региона.
Раздел 4. География Мордовии
Особенности географического положения. Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые Республики Мордовия. Климат и агроклиматические ресурсы. Внутренние воды и водные ресурсы. Почвы и почвенные ресурсы. Природные зоны РМ. Особо охраняемые природные территории РМ.
Практические работы..
8. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионовРоссии.
Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности».
№ | Название темы | Количество часов | Количество практических работ |
1 | Введение | | |
2 | Раздел I. Пространства России. | | |
3 | Раздел II. Природа и человек | | |
4 | Раздел III. Население России | | |
5 | Раздел IV. География Мордовии | | |
| Итого: | | |
Календарно-тематический план
№ n/n | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол –во часов | Планируемые результаты | Дата проведения урока |
1 | Введение. | Лекция | 1 | | план | факт |
2 | Как изучать физическую географию России. Методы познания | Лекция | 1 | Работа со статистическими материалами | | |
| Раздел 1. Географическое пространство России. | | | | | |
| Тема 1. Географическое положение и границы России (2 часа) | | | | | |
3. | Сравнение географического положения России с положением других государств. Морские и сухопутные границы. | Комбинированный п/р №1 | 1 | Овладение основами картографической грамотности | | |
| Тема 2. Время на территории России. (1 час) | | | | | |
4 | Различия во времени на территории России | комбинированный | 1 | Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. | | |
| Тема 3. История формирования, освоения и изучения территории России. (3 часа) | | | | | |
5 | История формирования территории России в IX – XVIII вв. | изучение нового материала | 1 | Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе. | | |
6 | Географические исследования территории России в 19-20 вв. | комбинированный | 1 | овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний | | |
7 | Географическое изучение территории России. | комбинированный | 1 | Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе. | | |
| Тема 4. Административно-территориальное устройство России. Районирование территории. | | | | | |
8 | Административно-территориальное устройство России. | практикум | 1 | Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе. | \ | |
9 | Районирование территории России. | комбинированный | 1 | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата | | |
10 | Обобщение и контроль знаний по теме «Географическое пространство России» | Обобщение и контроль | 1 | Работа с итоговыми вопросами. | | |
| Часть II. Природа России 42 часа |
| Тема 1. Природные условия и ресурсы (7 часов) | | | | | |
11. | Природные условия и ресурсы России. | комбинированный | 1 | Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе. | | | |
12 | Геологическое время | комбинированный | 1 | Умение извлекать информацию из различных источников | | | |
13 | Геологический этап развития Земли. Платформы и складчатые области | комбинированный | 1 | умение извлекать информацию из различных источников | | | |
14 | Цикличность развития литосферы Земли. | комбинированный | 1 | Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе. | | | |
15 | Важнейшие особенности развития рельефа России | комбинированный | 1 | Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе. | | | |
16 | Развитие форм рельефа | комбинированный | 1 | Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе. | | | |
17 | Полезные ископаемые России. Меры по улучшению их использования. | лекция | 1 | умение извлекать информацию из различных источников | | | |
| Тема 3. Климат России (6 часов) | | | | | | |
18 | Условия формирования климата | комбинированный | 1 | умение извлекать информацию из различных источников | | | |
19 | Воздушные массы, их типы | исследование | 1 | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами | | | |
20 | Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. | комбинированный | 1 | Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. | | | |
21 | Влияние рельефа, материков и океанов на климат. Испарение и испаряемость. | обобщение | 1 | умение извлекать информацию из различных источников | | | |
22 | Климатические пояса и типы климатов России | | | умение извлекать информацию из различных источников | | | |
23 | Изменение климата во времени. Климат и человек. | комбинированный | 1 | Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе. | | | |
24 | Урок - практикум | практикум | 1 | Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе. | | | |
| Тема 4. Внутренние воды и моря Росии. | | | | | | |
25 | Моря, омывающие Россию, | комбинированный | 1 | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами | | | |
26 | Хозяйственное использование морей России. | обобщение | 1 | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами | | | |
27 | Главные речные системы России. Условия образования и типы вод. | комбинированный | 1 | Изучить разнообразие и понять значение водных ресурсов России. | | | |
28 | Другие типы внутренних вод | комбинированный | 1 | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами | | | |
29 | Распределение водных ресурсов. Использование внутренних вод и их охрана. | комбинированный | 1 | Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе. | | | |
30 | Урок – практикум. | практикум | 1 | Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе. | | | |
| Тема 5. Растительный и животный мир, почвы России(5 часов) | | | | | | |
31 | Растительный и животный мир России. | комбинированный | 1 | Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе. | | | |
32 | Растительные и промыслово-охотничьи ресурсы. Человек и живая природа. | комбинированный | 1 | владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора | | | |
33 | Образование почв. | обобщение | 1 | Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе. | | | |
34 | Главные типы почв и закономерности их распространения. Почвенная карта России. | Работа с картами | 1 | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами | | | |
35 | Почвы и человек | лекция | 1 | Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации | | | |
| Тема 6. Природно – хозяйственные зоны (12 часов) | | | | | | |
36 | Природно-территориальные комплексы | комбинированный | 1 | Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе. | | | |
37 | Происхождение и изменение природных зон России. | комбинированный | 1 | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами | | | |
38 | Современные природные зоны России. | практикум | 1 | умение извлекать информацию из различных источников | | | |
39 | Арктические пустыни (ледяная зона) | обобщение | 1 | овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний | | | |
40 | Зоны тундры и лесотундры. | Обобщение и контроль | 1 | Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе. | | | |
41 | Тайга | комбинированный | 1 | умение извлекать информацию из различных источников | | | |
42 | Смешанные и широколиственные леса. | комбинированный | 1 | овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний | | | |
43 | Лесостепная и степная зоны | комбинированный | 1 | Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе. | | | |
44 | Зоны полупустынь и пустынь. | комбинированный | 1 | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами | | | |
45 | Субтропики | комбинированный | 1 | умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения | | | |
46 | Высотная поясность | комбинированный | 1 | Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе. | | | |
47 | Освоение территорий с экстремальными условиями. Зона БАМа. | Лекция | 1 | умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения | | | |
48 | Урок-практикум | практикум | 1 | Ставить учебную задачу под руководством учителя. | | | |
| Тема 7. Рациональное природопользование (3 часа) | | | | | | |
49 | Изменение природных территориальных комплексов под влиянием деятельности человека. | комбинированный | 1 | Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей | | | |
50 | Охрана природы и охраняемые территории. | комбинированный | 1 | Ставить учебную задачу под руководством учителя. | | | |
51 | ПОУ «Природа России» | обобщение | 1 | тест | | | |
| Часть III. Население России 8 часов | | | | | | |
| Тема 1. Численность населения 2 часа | | | | | | |
52 | Численность населения и особенности его размещения | лекция | 1 | Ставить учебную задачу под руководством учителя. | | | |
| Тема 2. Половой и возрастной состав населения страны | | | | | | |
53 | Воспроизводство населения | лекция | 1 | Доклады учащихся | | | |
54 | Демографическая ситуация в России | комбинированный | 1 | умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения | | | |
| Тема 3. Народы и религии России | | | | | | |
55 | Этногеографическое положение России. | комбинированный | 1 | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами | | | |
56 | Россия – многонациональное государство. География религий. | комбинированный | 1 | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами | | | |
| Тема 5. Территориальные особенности размещения населения | | | | | | |
57 | Размещение населения на территории России. | лекция | 1 | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами | | | |
58 | Функции поселений. Городские агломериции | комбинированный | 1 | Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе. | | | |
59 | Урбанизация в России | комбинированный | 1 | Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе. | | | |
60 | Расселение в сельской местности. | комбинированный | 1 | Ставить учебную задачу под руководством учителя. | | | |
| Тема 5. Миграции населения. | | | | | | |
61 | Миграции населения | лекция | 1 | Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе. | | | |
62 | ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ | Урок-проверка знаний | 1 | | | | |
| Часть 4. География Мордовии. | | | | | | |
63 | Территория, границы, географическое положение Мордовии. Рельеф. Природные ископаемые. | | 1 | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами | | | |
64 | Общая характеристика климата Мордовии. Агроклиматические ресурсы. | комбинированный | 1 | Ставить учебную задачу под руководством учителя. | | | |
65 | Поверхностные и подземные воды Мордовии. Гидрографическая сеть. Водные объекты. | комбинированный | 1 | Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения | | | |
66 | ПТК Мордовии. | комбинированный | 1 | Ставить учебную задачу под руководством учителя. | | | |
67 | Экологическая обстановка в Мордовии. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) | контроль | 1 | Ставить учебную задачу под руководством учителя. | | | |
68 | Урок обобщения знаний по теме «География Мордовии» | обобщение | 1 | Ставить учебную задачу под руководством учителя. | | | |
. Материально – техническое обеспение
Компьютер
Комплекты географических карт
Портреты : «Путешественники», «Ученые –географы»
Модели земного шара
Коллекция горных пород и минералов
Коллекция полезных ископаемых различных типов
Коллекция по нефти и нефтепродуктам
Учебно – методическое обеспечение:
Основная учебно-методическая литература:
Уроки Кирилла и Мефодия 8 кл
География России: Природа, население, хозяйство. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений./ Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. – М.: Дрофа, 2008 г.
Рабочая программа составлена на основании:
авторской программы И.И.Бариновой, В.П. Дронова (География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6—11 классы. — М.: Дрофа, 2009);
Д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а:
Грушина С.Н. Поурочные разработки по географии России: 8 класс: к учебнику под ред. В.П.Дронова «География России: 8-9 классы (1-2 части) / С.Н. Грушина. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
Сборник методических материалов по преподаванию учебных предметов в образовательных организациях Республики Мордовия в 2014-2015 учебном году. – Саранск: МРИО, 2014
Журнал «География в школе»
Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии 8кл.-М.:ВАКО,2012
3. Интернет-сайты
Социальная сеть работников образования nsportal.ru
http://festival.1september.ru/
сайт школы http://www.alexschool.edurm.ru/
Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/