Тема: География сельского хозяйства мира.
Цели:
Образовательные:
- формирование знания о структуре и основных географических типах сельского хозяйства мира;
- формирование представлений об основных сельскохозяйственных культурах и районах их возделывания;
Развивающие:
- совершенствование умений анализировать текст
- совершенствование навыков самостоятельного поиска и систематизации информации;
- развивать умение работать с книгой, картой;
- развивать умение обобщать информацию и делать выводы.
Воспитательные:
- продолжить работу над формированием географической картине мира.
Оборудование: карта «Сельское хозяйство мира», учебник, атласы, раздаточный материал.
Методы обучения: словесный (беседа), частично-поисковый (самостоятельная работа учащихся с атласом и учебником).
Форма обучения: индивидуальная, групповая.
Тип урока: изучение новой темы.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности учащихся к занятию. Выявление отсутствующих.
Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок. Я уверена, что вы покажите все свои самые лучшие качества, знания и умения. И урок у нас получится плодотворным.
Актуализация знаний и целеполагание.
На данном занятии Вам предстоит знакомство с мировым сельским хозяйством, ее структурой, типами и районами их распространения.
Сельское хозяйство относится к первичной сфере хозяйственной деятельности человека.
- Почему?
Ответы учащихся (древнейший вид человеческой деятельности)
Изучение новой темы.
Сельское хозяйство в той или иной степени представлено во всех странах мира. Несмотря на скромное значение в современной экономике, все же оно играет важную роль.
- Какую?
Ответы учащихся (занятость населения около 1.3 млрд. человек).
Действительно, люди, которые работают в ней, вместе с работниками пищевой промышленности «накрывают» стол для 7,7 млрд. жителей планеты.
Конечно, существуют большие различия между развитыми и развивающими странами.
Чтобы продолжить, давайте вспомним, какие отрасли входят в состав сельского хозяйства.
Сельское хозяйство |
Растениеводство | Животноводство |
Земледелие | Скотоводство |
Овощеводство | Свиноводство |
Плодоводство | Овцеводство |
Виноградарство | Птицеводство |
Цветоводство | Рыбоводство |
На размещение и эффективность развития сельского хозяйства зависит от ряда факторов.
-Каких? (работа с учебником стр.49).
Ответы учащихся (природный - выделяют зоны специализации; социально-экономический – при низком уровне СЭР играет природный фактор, при росте СЭР природный фактор ослабевает).
Ведущими мировыми производителями сельскохозяйственной продукции является Китай, Индия, США.
А теперь более подробно остановимся на растениеводстве. Основной подотраслью является зерновое хозяйство. Три главные зерновые культуры – кукуруза, рис, пшеница.
Сообщение учащихся.
Заполнение таблицы (раздаточный материал).
Зерновые культуры | Ареал распространения | Общий валовой сбор | Страны лидеры |
Кукуруза | Американский средний Запад, Мексика, юг Европы, Индия, Китай, Ю-В Азия, Бразилия, Аргентина | 1021 млн.т Доля 37% | США, Китай, Бразилия |
Пшеница | Сев.Америка, Европа, Сев.Африка, Ю-З Азия, Индо-Ганская низменность | 729 млн.т 26% | Китай, Индия, США |
Рис | Субтропический и тропический климатический пояс | 741 млн.т 27% | Китай, Индия, Индонезия |
Физкультминутка.
Животноводство – вторая по значимости отрасль сельского хозяйства.
Сообщение учащихся.
Заполнение таблицы (раздаточный материал).
Подотрасль животноводства/ направление | Ареал распространения | Мировое поголовье | Страны лидеры |
Скотоводство | | | |
молочное | В лесной и лесостепной зоне умеренного пояса со стойлово- пастбищным содержанием скота | 1494 млн. голов | Бразилия, Индия, Китай |
мясное | Засушливые районы умеренного и субтропического климатического пояса |
Свиноводство | Густонаселенные пригородные и сельские районы | 977 млн. голов | Китай, США, Бразилия |
Овцеводство | | 1172 млн. голов | Китай, Австралия, Индия |
1.мясошерстное | Достаточно увлажненный и мягкий климат |
2. тонкорунное и полутонкорунное | Засушливые области |
4. Закрепление.
- Итак, что мы сегодня узнали о сельском хозяйстве на уроке?
Тест на усвоение.
1 вариант | 2 вариант |
1. Ведущей зерновой культурой является: А) рис Б) кукуруза В) пшеница | 1. Ведущей зерновой культурой является: А) пшеница Б) рис В) кукуруза |
2. Самой распространенной культурой является: А) рис Б) кукуруза В) пшеница | 2. Влаголюбивой и теплолюбивой культурой является: А) пшеница Б) рис В) кукуруза |
3. доля кукурузы в структуре зерновых составляет: А) 27 Б) 37 В) 26 | 3. Доля риса в структуре зерновых составляет: А) 27 Б) 37 В) 26 |
4. Ведущим мировым производителем сельскохозяйственной продукции является: А) Индонезия, Б)Бразилия, В)США | 4. Ведущим мировым производителем сельскохозяйственной продукции является: А) Индонезия, Б)Индия, В)Австралия |
5.Вторая по значимости отрасль сельского хозяйства А) животноводство Б)растениеводство В) овцеводство | 5. Первая по значимости отрасль сельского хозяйства А) животноводство Б)растениеводство В) овцеводство |
6. Мировое поголовье овец насчитывает: А) 977 голов Б) 1172 голов В)1494 голов | 6. Мировое поголовье свиней насчитывает: А) 977 голов Б) 1172 голов В)1494 голов |
7. В засушливых районах умеренного пояса разводят: А) свиней Б) овец В)КРС | 7. В густонаселенных районах разводят: А) свиней Б) овец В)КРС |
8. Определите, какие страны являются лидерами по поголовью КРС А) Китай, Австралия, Индия Б) Бразилия, Индия, Китай В) Китай, США, Бразилия | 8. Определите, какие страны являются лидерами по поголовью овец А) Китай, Австралия, Индия Б) Бразилия, Индия, Китай В) Китай, США, Бразилия |
9. Определите, какие страны являются лидерами по валовому сбору пшеницы А) Китай, Индия, Индонезия Б) США, Китай, Бразилия В) Китай, Индия, США | 9. Определите, какие страны являются лидерами по валовому сбору риса А) Китай, Индия, Индонезия Б) США, Китай, Бразилия В) Китай, Индия, США |
Ключ к тесту
1 Вариант: 1б, 2в, 3б, 4в, 5а, 6б, 7в, 8б,9в.
2 вариант: 1в, 2б, 3а, 4б, 5б, 6а, 7а, 8а, 9а
5. Итог урока.
На сегодняшнем уроке вы научились давать характеристику сельскому хозяйству мира. Определили отраслевой состав сельского хозяйства. Так же охарактеризовали подотрасли сельского хозяйства.
6. Домашнее задание.
Параграф 7. Читать, отвечать на вопросы
7. Рефлексия.
Назовите пять слов характеризующие сельское хозяйство мира.