СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Геометрические головоломки

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация включает в себя ряд задач на логическое мышление со спичками.

Просмотр содержимого документа
«Геометрические головоломки»

МОУ Горкинская ОШ   Занимательные задачи по геометрии. Геометрические головоломки. Игра

МОУ Горкинская ОШ 

Занимательные задачи по геометрии. Геометрические головоломки. Игра "Геометрия на спичках"

Работу выполнила учитель начальных классов Кремнёва Татьяна

Горки, 2019 г.

Цель: формирование представлений о геометрических заданиях и задачах на спичках
  • Цель:

формирование представлений о геометрических заданиях и задачах на спичках

Главными задачами являются: Показать значение данной методики для развития у детей пространственного воображения, умения обобщать и абстрагировать. Проанализировать формирование практических умений строить, конструировать геометрические фигуры с детьми. Выполнить задания геометрического содержания для формирования умений и способностей решать задачи практического содержания, математической компетентности у детей.

Главными задачами являются:

  • Показать значение данной методики для развития у детей пространственного воображения, умения обобщать и абстрагировать.
  • Проанализировать формирование практических умений строить, конструировать геометрические фигуры с детьми.
  • Выполнить задания геометрического содержания для формирования умений и способностей решать задачи практического содержания, математической компетентности у детей.
Спички – детям не игрушка, а разминка для ума! На уроке математики проводится игра «Геометрия на спичках» и другие занимательные игры со спичками. Их разновидности более известны как логические упражнения. Спички можно широко использовать в различных игровых ситуациях для развития геометрических и пространственных представлений учеников, их сообразительности, изобретательности. Имея в распоряжении всего лишь коробок спичек и не используя больше никакого специального оборудования, можно придумать множество интересных и занимательных заданий, задач и игр.

Спички – детям не игрушка, а разминка для ума!

  • На уроке математики проводится игра «Геометрия на спичках» и другие занимательные игры со спичками. Их разновидности более известны как логические упражнения.
  • Спички можно широко использовать в различных игровых ситуациях для развития геометрических и пространственных представлений учеников, их сообразительности, изобретательности. Имея в распоряжении всего лишь коробок спичек и не используя больше никакого специального оборудования, можно придумать множество интересных и занимательных заданий, задач и игр.
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ СО СПИЧКАМИ 1. Нужно внимательно прочитать задание. 2. Нужно подготовить детей к поиску нестандартного решения, которое у может потребовать некоторое время. 3. Объяснить детям, что нужно смотреть на фигуры шире. Обратить внимание детей нужно на то, что несколько маленьких фигур могут составлять одну большую. 4. Искать ответ необходимо последовательно, вдумчиво, постепенно перебирая возможные варианты, стараясь не пропустить правильный ответ.

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ СО СПИЧКАМИ

1. Нужно внимательно прочитать задание.

2. Нужно подготовить детей к поиску нестандартного решения, которое у может потребовать некоторое время.

3. Объяснить детям, что нужно смотреть на фигуры шире. Обратить внимание детей нужно на то, что несколько маленьких фигур могут составлять одну большую.

4. Искать ответ необходимо последовательно, вдумчиво, постепенно перебирая возможные варианты, стараясь не пропустить правильный ответ.

Коробок спичек одинаковой длины - отличная помощь для геометрических развлечений. Из спичек можно составить все возможные прямолинейные фигуры. Превращать одну фигуру в другую путем перекладывания спичек.

Коробок спичек одинаковой длины - отличная помощь для геометрических развлечений. Из спичек можно составить все возможные прямолинейные фигуры. Превращать одну фигуру в другую путем перекладывания спичек.

Основные типы задач со спичками

Основные типы задач со спичками

Формула периметра треугольника Понятие треугольника Периметр треугольника – это сумма длин всех его сторон. Периметр обозначается буквой Р. Формула периметра треугольника : Р = a + b + c  Чтобы найти периметр треугольника , нужно сложить длины всех сторон. Треугольник – это геометрическая фигура, образованная тремя отрезками, которые соединяют три точки, не лежащие на одной прямой.

Формула периметра треугольника

Понятие треугольника

Периметр треугольника – это сумма длин всех его сторон.

Периметр обозначается буквой Р.

Формула периметра треугольника :

Р = a + b + c

Чтобы найти периметр треугольника , нужно сложить длины всех сторон.

Треугольник – это геометрическая фигура, образованная тремя отрезками, которые соединяют три точки, не лежащие на одной прямой.

Какой треугольник называется равносторонним ? Равносторонний треугольник  Т реугольник называется равносторонним, если все его стороны равны между собой. Все углы равностороннего треугольника равны между собой и имеют градусную меру 60∘60∘. Равносторонний треугольник называется также правильным треугольником.

Какой треугольник называется равносторонним ?

Равносторонний треугольник

Т реугольник называется равносторонним, если все его стороны равны между собой.

Все углы равностороннего треугольника равны между собой и имеют градусную меру 60∘60∘.

Равносторонний треугольник называется также правильным треугольником.

Понятие квадрата и его элементов Квадрат — это четырехугольник, имеющий равные стороны и углы .

Понятие квадрата и его элементов

Квадрат — это четырехугольник, имеющий равные стороны и углы .

Формулы периметра и площади квадрата Площадь квадрата равна квадрату длины его стороны. Периметр  квадрата , равен сумме длин всех сторон.

Формулы периметра и площади квадрата

Площадь квадрата равна квадрату длины его стороны.

Периметр  квадрата , равен сумме длин всех сторон.

Задача «Ключ» С 10-ти спичек сделали ключ. Нужно переложить в нем 4 спички так, чтобы получилось 3 квадрата.

Задача «Ключ»

С 10-ти спичек сделали ключ. Нужно переложить в нем 4 спички так, чтобы получилось 3 квадрата.

Задача «Стул» Стул со спичек повернут направо. Переложите 2 спички так, чтобы стул развернулся влево.

Задача «Стул»

Стул со спичек повернут направо. Переложите 2 спички так, чтобы стул развернулся влево.

С помощью 8-ми спичек и монетки сделайте фигурку рыбки, как на рисунке. Переложите 3 спички и монетку так, чтобы рыбка была повернута в противоположную сторону. Задача «Рыбка»
  • С помощью 8-ми спичек и монетки сделайте фигурку рыбки, как на рисунке.
  • Переложите 3 спички и монетку так, чтобы рыбка была повернута в противоположную сторону.

Задача «Рыбка»

Переложите 2 спички так, чтобы данная собака превратилась в гавкающую собаку. Задача «Собачка»
  • Переложите 2 спички так, чтобы данная собака превратилась в гавкающую собаку.

Задача «Собачка»

Задача «Теленок» Перемещением только одной спички измените положение теленка так, чтобы он сидел.

Задача «Теленок»

Перемещением только одной спички измените положение теленка так, чтобы он сидел.

Переложением 6-ти спичек превратите фонарик в 4 одинаковых треугольника. Задача «Фонарик»
  • Переложением 6-ти спичек превратите фонарик в 4 одинаковых треугольника.

Задача «Фонарик»

С 10 спичек построен домик. Нужно переложить 2 спички так, чтобы домик стал повернут в другую сторону. Задача «Дом»
  • С 10 спичек построен домик. Нужно переложить 2 спички так, чтобы домик стал повернут в другую сторону.

Задача «Дом»

Спичечный крабик из 10 спичек ползет вверх. Нужно переложить три спички так, чтобы краб пополз вниз. Задача «Краб»
  • Спичечный крабик из 10 спичек ползет вверх. Нужно переложить три спички так, чтобы краб пополз вниз.

Задача «Краб»

С 9 спичек построены весы. Они не находятся в состоянии равновесия. Нужно переложить 5 спичек так, чтобы весы были в состоянии равновесия. Задача «Весы»
  • С 9 спичек построены весы. Они не находятся в состоянии равновесия. Нужно переложить 5 спичек так, чтобы весы были в состоянии равновесия.

Задача «Весы»

В данной фигуре с 15 спичек нужно переложить 2 спички так, чтобы получились 5 одинаковых квадратов. Задача «Пять квадратов»
  • В данной фигуре с 15 спичек нужно переложить 2 спички так, чтобы получились 5 одинаковых квадратов.

Задача «Пять квадратов»

В данной фигуре с 15 спичек нужно убрать 3 спички так, чтобы получились три одинаковых квадрата. Задача «Три квадрата»
  • В данной фигуре с 15 спичек нужно убрать 3 спички так, чтобы получились три одинаковых квадрата.

Задача «Три квадрата»

В фигуре с 12 спичек нужно переложить 3 спички так, чтобы получилось три одинаковых квадрата. Задача «Три квадрата»
  • В фигуре с 12 спичек нужно переложить 3 спички так, чтобы получилось три одинаковых квадрата.

Задача «Три квадрата»

В данной фигуре 9 квадратов. Нужно убрать всего 4 спички, чтобы получить 5 квадратов. Задача «Квадраты»
  • В данной фигуре 9 квадратов. Нужно убрать всего 4 спички, чтобы получить 5 квадратов.

Задача «Квадраты»

Задача  «Три квадрата»

Задача «Три квадрата»

Выводы: Среди предметных компетентностей, которыми должны владеть ученики начальной школы, выделено и математическую компетентность, которая характеризует способность детей составлять математические модели процессов окружающего мира. Геометрическая составляющая проявляется во владении пространственным воображением, соотношениями, конструкторскими навыками и умениями. Вопросы развития пространственного мышления и воображения в младшем школьном возрасте очень важно, так как этот период является сенситивным в формировании процессов, которые связаны с доминированием у детей образных компонентов мышления в умственной деятельности. Дети учатся ориентироваться в пространстве. Основой формирования пространственного мышления является практический опыт, который ученики получают при работе с геометрическим материалом на уроках математики.

Выводы:

  • Среди предметных компетентностей, которыми должны владеть ученики начальной школы, выделено и математическую компетентность, которая характеризует способность детей составлять математические модели процессов окружающего мира.
  • Геометрическая составляющая проявляется во владении пространственным воображением, соотношениями, конструкторскими навыками и умениями.
  • Вопросы развития пространственного мышления и воображения в младшем школьном возрасте очень важно, так как этот период является сенситивным в формировании процессов, которые связаны с доминированием у детей образных компонентов мышления в умственной деятельности.
  • Дети учатся ориентироваться в пространстве. Основой формирования пространственного мышления является практический опыт, который ученики получают при работе с геометрическим материалом на уроках математики.
Васютина Е.Г. и др. Дидактический материал по курсу математики для 6 класса ср. шк. Часть 2.-СПб.: Свет,1996. -108с. Нагибин Ф.Ф. и др. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся.-М.: Просвещение, 1984.-160с. Петерсон Л.Г. Математика. 1 класс. Часть 1.-М.: «Ювента», 2002. - 64с. Шатилова А.С., Шмидтова Л.М. Занимательная математика. КВНы, викторины. - М.: Айрис - пресс, 2004.-128с. Математические чудеса и тайны. http://stepanov.lk/net/gardner/mmm/mmm2/html./ Трошин А. В. Занимательные задачи, упражнения и игры со спичками на уроках и внеклассных занятиях в средней школе. – М.: Учитель, 2008. – 224 с. Сухарева Л.С. Предметные недели по математике в начальной школе Федорчук Т.А. Математика и конструирование в начальной школе. Учеб. Пособие. – Каменец-Подольский, 2017. – 36 с. Развиваемся играя. Стихи про геометрию. [ Электронный ресурс ] . – Режим доступа: http://smilik.tv/razvivaemsya-igraya-geometriya-v-stihah/
  • Васютина Е.Г. и др. Дидактический материал по курсу математики для 6 класса ср. шк. Часть 2.-СПб.: Свет,1996. -108с.
  • Нагибин Ф.Ф. и др. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся.-М.: Просвещение, 1984.-160с.
  • Петерсон Л.Г. Математика. 1 класс. Часть 1.-М.: «Ювента», 2002. - 64с.
  • Шатилова А.С., Шмидтова Л.М. Занимательная математика. КВНы, викторины. - М.: Айрис - пресс, 2004.-128с.
  • Математические чудеса и тайны. http://stepanov.lk/net/gardner/mmm/mmm2/html./
  • Трошин А. В. Занимательные задачи, упражнения и игры со спичками на уроках и внеклассных занятиях в средней школе. – М.: Учитель, 2008. – 224 с.
  • Сухарева Л.С. Предметные недели по математике в начальной школе
  • Федорчук Т.А. Математика и конструирование в начальной школе. Учеб. Пособие. – Каменец-Подольский, 2017. – 36 с.
  • Развиваемся играя. Стихи про геометрию. [ Электронный ресурс ] . – Режим доступа: http://smilik.tv/razvivaemsya-igraya-geometriya-v-stihah/
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ 