Рабочая программа
учебного курса «геометрия» в 9 классе
(базовый уровень)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по математике, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012 учебный год.
Для реализации рабочей программы используется
учебно-методический комплект для учителя:
Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2004-2008.
Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2008.
Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2003 — 2008
учебно-методический комплект для ученика:
Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2004-2008.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике.
Учебно-тематическое планирование составлено с учётом авторского тематического планирования и составляет 68 ч (2 часа в неделю), в том числе контрольных работ - 5 , включая итоговую контрольную работу.
Цели:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Задачи:
изучить понятия вектора, движения;
расширить понятие треугольника, окружности и круга;
развить пространственные представления и изобразительные умения; освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
овладеть символическим языком математики, выработать формально-
оперативные математические умения и научиться применять их к
решению геометрических задач;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как
важнейших средствах математического моделирования реальных
процессов и явлений.
Формы и методы организации учебного процесса:
- индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные,
классные и внеклассные;
- объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Формы контроля:
Самостоятельная работа, контрольная работа, работа по карточке.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных и самостоятельных работ. Итоговая аттестация – согласно Уставу образовательного учреждения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Глава 9,10. Векторы. Метод координат. (18 часов)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Контрольная работа № 1 по теме «Векторы. Метод координат».
Цель: научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число):
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
Глава 11.Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Скалярное произведение векторов. (11 часов)
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Контрольная работа № 2 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»
Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольники (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение для векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
Глава 12. Длина окружности и площадь круга. (12 часов)
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Контрольная работа № 3 по теме «Длина окружности и площадь круга».
Цель: расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.
В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2л-угольника, если дан правильный л-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
Глава 13. Движения. (8 часов)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения. Контрольная работа № 4 по теме «Движение».
Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движении основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.
Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
Об аксиомах геометрии. (2 часа)
Беседа об аксиомах геометрии.
Цель: дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.
В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.
Глава 14. Начальные сведения из стереометрии. (8 часов)
Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида» формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов.
Цель: дать начальное представление телах и поверхностях в пространстве; познакомить обучающихся с основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел.
Рассмотрение простейших многогранников (призмы, параллелепипеда, пирамиды), а также тел и поверхностей вращения (цилиндра, конуса, сферы, шара) проводится на основе наглядных представлений, без привлечения аксиом стереометрии. Формулы для вычисления объемов указанных тел выводятся на основе принципа Кавальери, формулы для вычисления площадей боковых поверхностей цилиндра и конуса получаются с помощью разверток этих поверхностей, формула площади сферы приводится без обоснования.
Повторение. Решение задач. (9часов)
Контрольная работа №5(Итоговая)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
| ТЕМА | Всего часов | Самостоятельные работы | Контрольные работы |
1 | Векторы. | 8 | 1 | - |
2 | Метод координат. | 10 | 1 | 1 |
3 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. | 11 | 2 | 1 |
4 | Длина окружности и площадь круга. | 12 | 2 | 1 |
5 | Движения. | 8 | 1 | 1 |
6 | Начальные сведения из стереометрии. | 10 | - | - |
7 | Повторение | 9 | 2 | |
| ВСЕГО | 68 | 9 | 4 |
Требования к уровню подготовки обучающихся в 9 классе
В результате изучения курса геометрии 9 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы; решения геометрических задач с использованием тригонометрии решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин ;
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Календарно – тематическое планирование ( 68 ч.) Геометрия 9 кл
№ урока | пункт | Содержание учебного материала | Комп. обеспечение | Вид контроля | Дата проведения урока |
план | факт |
| | Векторы (8 часов) | | | | |
1 | 76 – 78 | Понятие вектора. | + | | | |
2 | | Понятие вектора. | | | | |
3 | 79 – 82 | Сложение и вычитание векторов. | + | | | |
4 | | Сложение и вычитание векторов. | | | | |
5 | | Сложение и вычитание векторов. | | | | |
6 | 83 | Умножение вектора на число. | | С.Р. | | |
7 | 84 | Применение векторов к решению задач. | | | | |
8 | | Применение векторов к решению задач. | | | | |
| | Метод координат (10 часов) | | | | |
9 | 86 – 87 | Координаты вектора. | + | | | |
10 | | Координаты вектора. | | | | |
11 | 88 – 89 | Простейшие задачи в координатах. | | | | |
12 | | Простейшие задачи в координатах. | | | | |
13 | | Простейшие задачи в координатах. | | С.Р. | | |
14 | 91 – 92 | Уравнение прямой и окружности | + | | | |
15 | | Уравнение прямой и окружности | | | | |
16 | | Решение задач по теме «Метод координат» | | Дом.с.р. | | |
17 | | Решение задач по теме «Метод координат» | | | | |
18 | | Контрольная работа №1 по теме «Вектор» | | К.Р. | | |
| | Соотношение между сторонами и углами треугольника (11 часов) | | | | |
19 | 93 – 95 | Синус, косинус, тангенс угла. | + | | | |
20 | | Синус, косинус, тангенс угла. | | | | |
21 | 96 - 97 | Теорема о площади треугольника. Теорема синусов. | + | | | |
22 | | Теорема о площади треугольника. Теорема синусов. | | | | |
23 | 98 | Теорема косинусов. | + | | | |
24 | 99 - 100 | Решение треугольников. | | | | |
25 | | Решение треугольников. | | С.Р. | | |
26 | 101-102 | Скалярное произведение векторов. | + | | | |
27 | 103-104 | Скалярное произведение в координатах. | | | | |
28 | | Решение задач по теме «Решение треугольников» | | С.Р.. | | |
29 | | Контрольная работа №2 по теме «Решение треугольников». | | К.Р. | | |
| | Длина окружности и площадь круга (12 часов) | | | | |
30 | 105-107 | Правильный многоугольник. Вписанная и описанная окружности. | + | | | |
31 | | Правильный многоугольник. Вписанная и описанная окружности. | + | | | |
32 | 108 | Зависимость между стороной правильного многоугольника и радиусами вписанной и описанной окружностей. | + | | | |
33 | | Зависимость между стороной правильного многоугольника и радиусами вписанной и описанной окружностей. | | С.Р. | | |
34 | 109 | Построение правильных многоугольников. | | Пр.Р. | | |
35 | 110-112 | Длина окружности и площадь круга. | + | | | |
36 | | Длина окружности и площадь круга. | | | | |
37 | | Длина окружности и площадь круга. | | | | |
38 | | Длина окружности и площадь круга. | | С.Р. | | |
39 | | Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга» | | | | |
40 | | Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга» | | | | |
41 | | Контрольная работа №3 по теме «Длина окружности и площадь круга» | | К.Р. | | |
| | Движения (8 часов) | | | | |
42 | 113-114 | Понятие движения. Осевая и центральная симметрия. | + | | | |
43 | | Понятие движения. Осевая и центральная симметрия. | | | | |
44 | | Понятие движения. Осевая и центральная симметрия. | | С.Р. | | |
45 | 116 | Параллельный перенос. | + | | | |
46 | | Параллельный перенос. | | | | |
47 | 117 | Поворот | + | | | |
48 | | Решение задач по теме «Движения» | | | | |
49 | | Контрольная работа по теме №4 «Движения» | | К.Р. | | |
| | Начальные сведения из стереометрии (8 часов) | | | | |
50 | 118- 124 | Многогранники. | + | | | |
51 | | Многогранники. | | | | |
52 | | Многогранники. | | | | |
53 | | Многогранники. | | | | |
54 | 125-127 | Тела и поверхности вращения. | + | | | |
55 | | Тела и поверхности вращения. | | | | |
56 | | Тела и поверхности вращения. | | | | |
57 | | Тела и поверхности вращения. | | | | |
58 | | Об аксиомах планиметрии | | | | |
59 | | Об аксиомах планиметрии | | | | |
| | Повторение ( 9 ч.) | | | | |
60 | | Треугольники. | | | | |
61 | | Треугольники. | | | | |
62 | | Четырехугольники. | | | | |
63 | | Четырехугольники. | | С.Р. | | |
64 | | Окружности | | | | |
65 | | Решение задач по всем курсу геометрии. | | | | |
66 | | Решение задач по всем курсу геометрии. | | | | |
67 | | Решение тестов. | | | | |
68 | | Решение тестов. | | С.Р. | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Контрольная работа №1. « Векторы. Метод координат»
Контрольная работа №2. «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»
Контрольная работа №3. «Длина окружности и площадь круга»
Контрольная работа №4. «Длина окружности и площадь круга»
Итоговая контрольная работа
Контрольная работа №1 Векторы. Метод координат.
Вариант 1
10. Даны А(4; 0), В(1; -1), С(5; 2). Найдите координаты векторов ,
20. Даны векторы . Найдите координаты векторов и .
30. Найдите координаты середины отрезка с концами А(2; 3), В(4; -5).
4. Треугольник АВС задан координатами вершин А(-4; 0), В(4; 0), С(0; 2). Найдите длину медианы АК треугольника.
5. Треугольник АВС задан координатами вершин А(-6; -2), В(-2; 6),
С(2;-2). Докажите, что треугольник АВС - равнобедренный.
Вариант 2
10. Даны А(3; -1), В(-1; -3), С(5; 12). Найдите координаты векторов ,
20. Даны векторы . Найдите координаты векторов и .
30. Найдите координаты середины отрезка с концами А(10; -3), В(14; -1).
4. Треугольник АВС задан координатами вершин А0; 12), В(9; 0),
С(0; -12). Найдите длину медианы СМ треугольника.
5. Треугольник АВС задан координатами вершин А(-6; 10), В(8; 8),
С(2; 2). Определите вид треугольника АВС.
Контрольная работа №2 Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
Вариант 1
10. В треугольнике АВС . Какая из сторон треугольника наибольшая, какая – наименьшая?
20. В треугольнике АВС АВ = 12 см, АС = 6,5 см. Найдите его площадь.
30. Найдите скалярное произведение векторов .
4. Даны четыре точки А(1; 1), В(2; 3), С(0; 4), D(-1; 2). Докажите, что четырехугольник АВСD – прямоугольник.
5. В треугольнике даны две стороны a = 10, b = 8 и противолежащий стороне b угол α = 300. Найдите остальные два угла и третью сторону.
Вариант 2
10. В треугольнике АВС АВ = 13 см, ВС = 9 см, АС = 15 см . Какой из углов треугольника наибольший, какой – наименьшаий?
20. В треугольнике АВС АВ = 18 см, АС = 8,5 см. Найдите его площадь.
30. Найдите скалярное произведение векторов .
4. Даны четыре точки А(0; 0), В(1; 1), С(0; 2), D(-1; 1). Докажите, что четырехугольник АВСD – квадрат.
5. В треугольнике даны две стороны a = 6, b = 8 и противолежащий стороне а угол α = 300. Найдите остальные два угла и третью сторону.
Контрольная работа №3 Длина окружности и площадь круга
Вариант 1
10. Найдите внешние углы правильного десятиугольника.
20. Найдите площадь круга, окружность которого описана около квадрата с диагональю 10 см.
30. Найдите длину окружности диаметром 25 см.
4. Каким должен быть радиус окружности, чтобы ее длина была равна сумме длин двух окружностей с радиусами 11 и 47 см?
5. Правильный шестиугольник вписан в окружность с радиусом 12 см. Найдите длину дуги окружности, соответствующей центральному углу шестиугольника.
Вариант 2
1. Найдите внешние углы правильного восьмиугольника.
2. Найдите площадь круга, вписанного в квадрат со стороной 16 см.
3. Найдите радиус окружности, длина которой равна 14 .
4. Длина окружности цирковой арены равна 41 м. Найдите ее диаметр и площадь.
5. Правильный пятиугольник вписан в окружность с радиусом 15 см. Найдите длину дуги окружности, соответствующей центральному углу шестиугольника.
Контрольная работа №4 Длина окружности и площадь круга
Вариант 1
10. Дана трапеция ABCD. Постройте фигуру, на которую отображается эта трапеция при симметрии относительно прямой, содержащей боковую сторону АВ.
2. Две окружности с центрами О1 и О2, радиусы которых равны, пересекаются в точках M и N. Через точку М проведена прямая, параллельная О1О2, и пересекающая окружность с центром О2 в точке D. Используя параллельный перенос, докажите, что четырёхугольник O1MDO2 является параллелограммам.
Вариант 2
1. Дана трапеция ABCD. Постройте фигуру, на которую отображается эта трапеция при симметрии относительно точки, являющейся серединой боковой стороны АВ.
2. Две окружности с центрами О1 и О2, радиусы которых равны, пересекаются в точках M и N. Через точку М проведена прямая, параллельная О1О2, и пересекающая окружность с центром О2 в точке D. Используя параллельный перенос, докажите, что четырёхугольник O1MDO2 является параллелограммам.
Итоговая контрольная работа
Вариант 1
10. Найдите координаты и длину вектора , если А(-2; 0), С(4, 8).
20. Найдите площадь треугольника АВС, если АВ = 7,5 см, АС = 4 см и угол А равен 30о.
30. Найдите длину окружности диаметром 18 см.
40. Найдите площадь круга, радиус которого равен 16 дм.
5. В данную окружность, радиусом 3 см впишите правильный треугольник.
6. В треугольнике АВС АВ = 12 см, ВС = 15 см, угол В равен 40о. Найдите сторону ВС.
7. Найдите длину средней линии трапеции, в которой диагонали взаимно перпендикулярны, а их длины равны 10 и 24.
Вариант 1
10. Найдите координаты и длину вектора , если А(1; -2), С(6, 10).
20. Найдите площадь параллелограмма АВСD, если АВ = 6,5 см, АС = 8 см и угол А равен 45о.
30. Найдите радиус окружности, если ее длина равна см.
40. Найдите площадь круга, радиус которого равен 10 дм.
5. В данную окружность, радиусом 2,5 см впишите правильный шестиугольник.
6. В треугольнике АВС АВ = 8 см, ВС = 14 см, угол А равен 30о. Найдите остальные углы треугольника.
7. Найдите длину средней линии трапеции, в которой диагонали взаимно перпендикулярны, а их длины равны 10 и 24.
В каждой контрольной работе кружочком отмечены задания, соответствующие уровню обязательной подготовки.
Список литературы, использованный для составления рабочей программы:
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
Примерная программа по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263)
Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21).
Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2009.
Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2003 — 2008.
Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / В.А. Гусев, А.И. Медяник. — М.: Просвещение, 2009.
Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2009.
Дополнительная литература:
Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;
Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение,2009.
Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2009.
Технические средства обучения
Компьютер, медиапроектор
Интернет-ресурс
1. www.edu - "Российское образование" Федеральный портал.
2. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
3. www.it-n.ru"Сеть творческих учителей".
4. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".