СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Герб, гимн, флаг – как символы объединения общества(на примере символики России)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Герб, гимн, флаг – как символы объединения общества(на примере символики России)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»









Исследовательский проект

Герб, гимн, флаг – как символы объединения общества(на примере символики России)







Выполнил:

обучающийся 7- класса

Комаров Александр

Наставник:

Андреева Ирина Николаевна

Учитель истории и обществознания




Троицк

2021 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретическая часть

1.1. Государственный герб России………………………………………………5

1.2. Государственный флаг Российской Федерации……….………………….7

1.3. Государственный гимн России……………………………………………...8

2. Практическая часть

2.1. Социологический опрос и анализ учащихся параллели седьмых классов……………………………………………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………….13

Список литературы………………………………………………………………14

Приложение………………………………………………………………………15






















Введение

Олицетворяют родную землю её символы. Символы — это условные знаки или изображения, имеющие для человека и целого народа очень важное значение. Например, бескрайние просторы полей и белые березы — это символы России, восходящее солнце — символ Японии. А есть символы, которые представляют страну и народ, ее населяющий. Это государственные символы. К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственный герб, государственный флаг и государственный гимн. Есть они и у нашей страны. Во всем мире есть давняя традиция - каждой стране иметь герб, флаг и гимн. Они нужны как образ этой страны, выражение патриотизма её граждан. Вот почему отношение к самому символу — это и отношение к своему Отечеству, своей Родине. Поэтому изучение государственной символики очень актуальная тема в любом обществе, в любой стране. Все это явилось основанием для написания мною работы по данной теме.

Цель: провести исследование истории возникновения символов России: герба, гимна и флага.

Задачи: извлечь как можно больше полезной информации из исследуемых источников; пополнить свои знания об истории возникновения государственных символов; распространять знания о государственных символах страны среди учащихся 7-х классов.

Объект моего исследования – Государственная символика Российской Федерации: герб, флаг, гимн.

Данная исследовательская работа будет применяться в разработках классных часов, внеклассных мероприятиях

Методы исследования: метод теоретического анализа научной и познавательной литературы по проблеме; методы опроса — беседа; метод накопление и отбор фактов. Ожидаемые результаты и практическая значимость: выступление с докладом на тематическом занятии по обществознанию. Познакомить учащихся школы с историей символики, современными символами.


































1. Теоретическая часть

1.1. Государственный герб России

Герб России - двуглавый орел - является государственной эмблемой нашей страны уже более полутысячи лет (утвержден в 1497 году).

Впервые двуглавый орел появился на российском гербе в XV веке, когда Московский князь Иван III Васильевич, женившись на византийской царевне, племяннице последнего византийского императора, Софье Палеолог, принял этот символ как знак преемственности религиозных и государственных ценностей Великого Рима и Византии. Именно в это время произошло объединение русских земель вокруг Москвы, присоединение к великому Московскому княжеству Новгородского, Владимирского, Тверского и других русских княжеств, а также было свергнуто татаро-монгольское иго. Независимость, силу и мощь нового государства и символизировал новый герб - черный двуглавый орел.

Детали герба со временем изменялись. При Иване IV Грозном на гербе была одна корона с православным крестом, а на груди орла появился древний московский герб - всадник, поражающий копьем змея. При первом царе династии Романовых, Михаиле Федоровиче, в герб внесли три короны. При Алексее Михайловиче орел расправил крылья, а в его лапах появились символы власти - скипетр и держава. При Петре I на красном фоне был помещен золотой орел. При Екатерине I орел снова стал черного цвета, но помещен на золотом фоне. Позднее на крыльях орла появились гербы российских земель. После Февральской революции символом России был размещенный в круге белый орел с опущенными крыльями. После Октябрьской революции двуглавый орел как государственный герб был отменен.[3]

В июле 1918 года была принята Конституция РСФСР, в которой было записано: «Герб Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотого серпа и молота, помещенных крест - накрест рукоятками книзу, окруженных венцом колосьев с надписями: а) Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика; б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Первый государственный герб СССР был принят в 1923 году. Вот его описание: «Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик состоит из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, с надписью на языках союзных республик: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Наверху герба имеется пятиконечная звезда

В 1993 году по указу Президента Российской Федерации двуглавый державный орел вновь был возвращен на российский герб. На пороге XXI века державный орел России сменил Государственный герб СССР, как бы являясь символом исторической преемственности культурных традиций нашей страны, объединения и единства земель российских.

В геральдике (науке о гербах) символы нашего герба имеют следующее значение:

а) красный цвет - неустрашимость, великодушие, любовь, огонь;

б) золото - сила, богатство, могущество, справедливость;

в) орел - власть, прозорливость, великодушие;

г) двуглавый орел - охрана своих владений на западе и на востоке, в Европе и Азии;

д) короны на гербе символизируют монархию царской России, ныне можно трактовать как символы трех ветвей власти: исполнительной, законодательной и судебной;

е) скипетр - это символ защиты суверенитета;

ж) держава - символ единства, целостности государства;

з) на груди орла - древнейший герб Москвы, всадник, поражающий змея, - это символ победы добра над злом.[1]

Использование герба не может быть произвольным. Он помещается на паспортах граждан России или на документах, заменяющих паспорт; на основных пограничных столбах и в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, на знаменах и флагах, на форменной одежде, на денежных знаках, орденах и медалях Российской Федерации.

1.2. Государственный флаг Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25.12.2000 г. государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех горизонтальных равновеликих полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета Отношение ширины флага к его длине - 2:3».

Флаг является символом объединения. Наука о флагах называется вексилдология. Флаг состоит из следующих частей: древко, полотнище, навершине.

Геральдические значения цветов флага таковы: белый означает мир, чистоту, благородство; синий - честность, верность, безупречность; красный - силу и смелость, неустрашимость.[6]

Государственный флаг постоянно находится на зданиях, где находятся органы всех ветвей и уровней государственной власти, в кабинетах высших должностных лиц государственной власти, на зданиях дипломатических представительств за границей. В дни праздников, торжественных мероприятий и памятных событий Государственный флаг вывешивается на зданиях предприятий и организаций, независимо от форм собственности, а также на жилых домах.

Государственный флаг Российской Федерации может быть поднят в знак траура, в этом случае в верхней части древка крепится черная лента, а сам флаг может быть приспущен. Лица, виновные в осквернении Государственного флага, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

В древности флаги или стяги использовались, чтобы объединять (стягивать) войско в бою, а поверженный вражеский стяг означал победу. В Оружейной палате Московского Кремля хранится стяг «Всемилостивейшего Спаса», с которым русское войско в 1552 году предприняло поход на Казань, а после захвата Казани Иван Грозный повелел на месте, где во время осады находился этот стяг, возвести церковь. В Оружейной палате хранятся и Великий стяг Ивана Грозного, и гербовое знамя царя Алексея Михайловича.

Именно при царе Алексее Михайловиче (Тишайшем) в XVII веке впервые на Руси появился бело-сине-красный флаг как отличительный знак главного военного корабля «Орел»; в 1705 году Петр I издал указ, по которому бело-сине-красный флаг стал флагом торговых судов России, эту дату считают датой рождения будущего государственного трехцветного государственного флага.

В августе 1991 года российский триколор снова был введен как государственный флаг, 22 августа - это День Государственного флага Российской Федерации.

1. 3. Государственный гимн Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном гимне Российской Федерации» от 22 марта 2001 года Государственным гимном России является музыкально-поэтическое произведение на музыку А. В. Александрова и стихи С. В. Михалкова.

Государственный гимн Российской Федерации исполняется при вступлении в должность Президента, руководителей субъектов РФ, руководителей местного самоуправления; при открытии и закрытии торжественных собраний, при проведении официальных и торжественных церемоний, торжественных мероприятий, воинских ритуалов и спортивных соревнований.

При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины — без головных уборов.[4]

Немного - о создателях Государственного гимна Российской Федерации. Александр Васильевич Александров родился 13 апреля 1883 года в селе Плахино Захаровского уезда Рязанской губернии, умер 8 августа 1946 года в Берлине. Начальное музыкальное образование получил в регентских классах Придворной певческой капеллы, затем обучался в Петербургской консерватории по классу композиции, в Московской консерватории по классу композиции (окончил в 1913 году) и пения (окончил в 1916 году). Параллельно с учебой работал хормейстером в Твери и основал там музыкальную школу. С 1918 года преподавал в Московской консерватории. В 1928 году возглавил Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии (ныне носящий его имя), завоевавший огромную популярность и в СССР, и за рубежом. А. В. Александров был удостоен звания народного артиста СССР, награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, являлся лауреатом Государственных премий. Написал большое количество разнообразных музыкальных произведений, к высшим достижениям песенного творчества принадлежат «Священная война», ставшая музыкальным символом Великой Отечественной войны, и Государственный гимн Советского Союза.

Сергей Владимирович Михалков родился в 1913 и здравствует и поныне. Поэт и писатель, автор произведений для детей. «Дядя Степа» - цикл книг об этом знаменитом герое знают все дети. Михалков - автор многих драматических произведений и киносценариев, басен и сатирических комедий, книг, статей «Все начинается с детства» и «Приметы времени». Герой Социалистического Труда, пятикратный лауреат Государственных премий, много лет возглавлял Союз писателей РСФСР, был депутатом Верховного Совета СССР, создал сатирический киножурнал «Фитиль», является автором поэтических текстов Государственных гимнов СССР (в редакциях 1944 и 1977 годов).

Слово «гимн» греческого происхождения, оно означало хвалебную торжественную песнь, часто связанную с религиозными обрядами. До нас дошли древнеегипетские и древнегреческие гимны. Позднее появление национальных и государственных гимнов было связано с национально-освободительной борьбой.[2]

В XVII-XVIII веках многие страны Европы использовали мелодию английского гимна «Боже, храни Короля!». Именно на мелодию этого гимна в 1814 году пишет стихотворение «Боже, Царя храни!» Василий Андреевич Жуковский. Но для страны - победительницы Наполеона и освободительницы Европы был необходим собственный гимн, его музыку написал Алексей Федорович Львов. Впервые этот первый российский гимн был исполнен в Санкт-Петербурге в 1834 году при открытии монумента, названного позднее Александрийским столпом.

В феврале 1917 года гимном России стала французская «Марсельеза», а в ноябре того же года в качестве гимна был утвержден «Интернационал». В декабре 1943 года, в переломный период Великой Отечественной войны, был создан новый Государственный гимн СССР: музыку написал Александр Александров, текст - поэты Сергей Михалков и Гарольд Эль - Регистан. Этот гимн был впервые исполнен в новогоднюю ночь 1944 года. В 1977 году с принятием новой Конституции СССР на ту же мелодию написан новый текст.[4]

















2. Практическая часть

2.1. Социологический опрос и анализ учащихся параллели седьмых классов

Изучив и проанализировав литературу по данной теме, я пришел к выводу, что тема государственной символики интересна и важна. Я узнал историю создания государственных символов России, их роль, значимость для жителей нашего города. Я совершил обзорную экскурсию по городу, чтобы выяснить, где размещён флаг и как используется герб России. В ходе экскурсии я узнал, что флаг размещён на здании, Администрации города, на здании городского суда, полиции. И наша школа не стала исключением. Есть традиция - поднятие флага во время открытия торжественных линеек. Этой чести удостаиваются лучшие ученики школы.

Изображения герба используются на фасадных вывесках организаций, в кабинетах руководителей таких организаций, как городской военный комиссариат, Налоговая инспекция, Отделение полиции, Отделение судебных приставов.

Гимн Российской Федерации звучит во время открытия торжественных мероприятий районного уровня, спортивных соревнований, на торжественных линейках в нашей школе.

Для того чтобы стать настоящим гражданином страны, необходимо обладать достаточными знаниями в этой области. Я решил выяснить, интересуются ли мои одноклассники и учащиеся нашей школы историей российской символики. Для этого я провел анкетирование среди учеников 7 классов на знание государственных символов России. (Приложение № 1)

При подведении итогов выяснилось, что большинство учащихся знают символы государства, верно назвали автора текста современного гимна России, дали правильный ответ на вопрос «Где размещается государственный флаг России», знают, где используется Государственный герб России. Никто из опрошенных не мог вспомнить дату празднования Дня Государственного флага России, лишь половина респондентов знают значение цветов флага, из числа принявших участие в анкетировании. Низкие знания у учеников по вопросу «Что держит орёл в своих лапах на гербе России?» (Приложение № 2,3)





























Заключение

Каждое современное государство имеет символы своего суверенитета –главные отличительные знаки. Символы государства – это свидетельства его суверенитета, по которому оно узнается во всем мире. Я считаю, что эти символы несут на себе огромную идеологическую, правовую, социально- политическую нагрузку. Любовь к своей стране выражается и через эмоциональное отношение к ее государственным символам. Когда я слышу звуки родного гимна, мое сердце бьется взволнованно. При подъеме флага в знак победы на международных спортивных соревнованиях у победителей наворачиваются слезы на глаза, а болельщики решительно раскрашивают лица в цвета государственного флага.

При анализе анкет и общении с одноклассниками, выяснилось, что большинство учащихся не обладают достаточными знаниями по данной теме.

Исходя из этого, нам необходимо создать уголок в классе, подготовить и провести внеклассное мероприятие на тему «Государственная символика».

На мой взгляд, каждый гражданин, особенно подросток должен знать историческую и современную символику государства. Это непременное условие его социального и личностного становления, которое невозможно без гражданственной составляющей. Я считаю, что знакомство с символами государства подводит школьников к тому, что к существовавшим и существующим символам государства надо относиться с уважением, чтить их памятники прошлого и достояние современности. Посягательство на государственные символы во всех странах мира воспринимаются как знак неуважения и враждебности к стране, ее народу; влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством страны.

Формирование уважения к символам государства является важной составной частью воспитания гражданина России.




Список литературы

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы.- М.: ВАКО,2006г.

2. Алексеев Ю.А., Зуев М.П., Ковалёв В.Е., Государственные символы России. Моя Родина - Россия. М: «Триада – фарм», 2009г.

3. Голубева Т.С. Государственная символика России// Начальная школа №7,2010г.

4. Картавенко Т.Н. Герб.Флаг.Гимн.Читаем,учимся,играем» - 2007 №4

5. Шалаева Г.П. Большая книга российских праздников / Г.П. Шалаева. – М.: СЛОВО: Астрель, 2009. – с.99-101.

6. интернет-ресурсы: http://www.inmoment.ru/holidays/flag_of_rossii.html























Приложение №1

Анкета

«Что вы знаете о государственных символах России»

1. Какие государственные символы вы знаете?

2. Каково значение цветов флага России?

3. Что держит орёл в своих лапах на гербе России?

4. Кто написал текст современного гимна России?

5. Где размещается государственный флаг России? Приведите примеры.

6. Где используется государственный герб России?

7. Назовите дату празднования Дня Государственного флага России.


Приложение № 2

Таблица «Результаты анкетирования учащихся 7 классов на знание государственных символов России»

содержание вопроса

количество правильных ответов

7 А(24 человека)

7 Б (21 человека)

(7 В 22 человека)

1

Какие государственные символы вы знаете?

62

18

20

22

2

Каково значение цветов флага России?

30

10

8

12

3

Что держит орёл в своих лапах на гербе России?

10

3

4

3

4

Кто написал текст современного гимна России?

40

12

14

14

5

Где размещается государственный флаг России? Приведите примеры.

59

19

20

20

6

Где используется государственный герб России?

38

12

13

13

7

Назовите дату празднования Дня Государственного флага России

0

0

0

0




Приложение № 3

«Результаты анкетирования учащихся 7 классов на знание государственных символов России»






19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя