СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Герои войны- наши земляки

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Герои войны- наши земляки»

Урок «Герои войны – наши земляки» (9 класс)


Цель: дать обучающимся информацию о подвигах наших земляков в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

1. Образовательная: расширить знания обучающихся о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. и о подвигах наших земляков в годы войны.

2. Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, логически размышлять на основе сохранившихся документов, развивать познавательные компетенции, продолжать развивать умение рассуждать, выступать с устными сообщениями.

3. Воспитательная: формировать у обучающихся патриотические качества, гордость за подвиги своих предков, отстоявших свободу и независимость Родины в тяжелейших условиях, воспитывать любовь к Родине.

Тип урока – урок формирования новых знаний и умений (изучение нового материала).

Вид урока - технология развития критического мышления, ИКТ.

Оборудование и материалы:

Книга памяти;

карта РМЭ;

ноутбук, проектор, экран;

презентация «Герои войны – наши земляки»



Ход урока


1. Мотивирование на учебную деятельность

Учитель: Добрый день, ребята, уважаемые гости.  

- Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу: настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу.

2. Актуализация знаний

Послушайте стихотворение и запись песни и подумайте, чему будет посвящён урок.

Стихотворение на фоне песни «Священная война» Приложения\Священная война.mp3

Еще тогда нас не было на свете…

М. Владимов

Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!
Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!

Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину,
За мирный дом,
За мир, в котором мы живем!

Учитель. Эта музыка вам знакома? Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

  Война, что может быть страшнее. 2020 год – год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, победы над фашизмом, над злом, ненавистью, агрессией. Солдаты Великой Отечественной войны верили, что об испепелённых годах войны будут знать дети, внуки, правнуки. Ныне живущие и все последующие поколения.


3. Целеполагание, постановка проблемы

Правильно, ребята. Тема нашего урока «Герои войны – наши земляки». Откройте тетради, запишите число и тему урока (слайд 1).

Сегодня свой урок мы посвятим героям Великой Отечественной войны. Они не думали о том, что совершают подвиг. Они сражались за свою родину и умирали за свою семью.


4. Работа по теме урока

Приём «Ассоциации»

- Что вы представляете, когда слышите слово «война»? Обучающиеся называют свои варианты, ассоциации со словом война (кровь, горе, разруха, потеря близких и т.д.)

Проведение мозгового штурма: «Война  – это….» (слайды 2, 3, 4, 5).

Учитель делает вывод и дает свой вариант.

Задание «Кластер» (работают в группах). Для того, чтобы вам легче было вспомнить те далекие военные годы, давайте выполним задание. Я предлагаю составить кластер по теме «Великая Отечественная война».

- Что вы знаете о Великой отечественной войне?

Примерные ответы детей: война, 22 июня, День Победы, 75-летие Победы, 1941 г. – начало войны, 1945 г. – окончание войны, Московская битва, Сталинградская битва, блокада Ленинграда, Курская битва, взятие Берлина…


Учитель. Война оставила след почти в каждой семье. 27 миллионов своих сыновей и дочерей не досчиталась наша страна. Они не пощадили своей жизни ради нашей победы. Разрушено 1710 городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень. Взорвано около 32 тысяч промышленных предприятий, 65 тысяч км железнодорожных путей. Уничтожено то, что было создано трудом нашего народа. Выведены из строя заводы, фабрики, затоплены шахты, истоптаны плодородные нивы. Тяжёлую войну вынес на своих плечах наш народ. Он проливал кровь, голодал, отдавал фронту последнее. Война длилась 1418 дней и ночей.

Уроженцы нашей республики бок о бок с сыновьями разных народов защищали столицу нашего государства – Москву, стойко обороняли Ленинград, героически сражались под Сталинградом, Курском, Орлом, на Украине, в Белоруссии, в лесах Карелии, освобождали страны Европы и брали Берлин. Наши земляки принимали участие и на заключительном этапе Второй мировой войны на Дальнем Востоке в боях против японских милитаристов.

Все дальше и дальше уносит нас время от грозных событий Великой Отечественной войны. Однако память о тех, кто выстоял в ней, победил смерть, будет жива всегда. Она передается из поколения в поколение, от отцов - к сыновьям и дочерям, от дедов - к внукам.

Всё меньше рядом с нами людей, прошедших Великую Отечественную войну. Но мы помним их. Мы благодарны им за нашу свободу, за их великий подвиг.

За четыре года войны республика отправила на фронт 131340 сыновей и дочерей, почти 74 тысячи из них не вернулись с фронта.

Более 45 отважных воинов из Марийской республики были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. 18 из числа мари.

Первым из уроженцев Марийской АССР звания Героя Советского Союза был удостоен (посмертно) 12 апреля 1942 г. младший сержант Василий Степанович Архипов – уроженец д. Княжна (Данилово) Медведевского района.

Сообщение обучающегося о Василии Архипове (слайд 6).

Отважно и умело сражался с фашистами пулемётчик 160-го гвардейского кавалерийского полка 1-й гвардейской кавалерийской дивизии Василий Архипов. В оборонительных боях осенью 1941 года он уничтожил огнём своего пулемёта свыше ста вражеских солдат и офицеров. Во время контрнаступления советских войск под Москвой в декабре 1941 года кавалерийский полк, в котором служил Архипов, вёл напряжённый бой. Пулемётчик В.С. Архипов успешно отбил две атаки противника и уничтожил около 60 фашистов. В момент третьей атаки у него вышли все патроны. Когда враги стали его окружать, он отстреливался из нагана, а последним патроном застрелил себя.

Звание Героя Советского Союза Архипову Василию Степановичу присвоено посмертно 12 апреля 1942 года.

Учитель. Пулемётчику Василию Архипову посвятил свою поэму Миклай Казаков. Послушайте отрывок (слайд 7).

Перевод на русский язык Михаила Матусовского (1915 - 1990)
Прочтёт Иванова Александра.


Питомец народа родного,
Прими мой поклон и привет!
Свое сокровенное слово
К тебе обращает поэт.

Березы встают из тумана,
Где берег обрывист и крут,
Где синие волны Какшана
Тебе эту песню поют.

Стоит над спокойною рекою
Родная деревня Княжна, -
В часы тишины и покоя
Тебя вспоминает она.

Удел тебе радостный выпал -
Быть первым в великой борьбе.
Василий Степаныч Архипов,
Тебе эта песня, тебе!

Я вижу наряд твой армейский,
Твой плащ, побывавший в огне,
Я вижу значок твой гвардейский
На строгом зеленом сукне.

Всем сердцем врага презирая
И верно любя свой народ,
Солдатом переднего края
Ты стал в этот памятный год.

Ты слышал Отчизны дыханье,
Идя сквозь стальное литье.
В решающий час испытанья
Не дрогнуло сердце твое.

Недаром делами твоими
Прославлен марийский народ
И воина скромное имя
Он гордо, как знамя, несет.

Недаром прошли эти годы
В ученье, в трудах и в борьбе.
От самого сердца народа
Тебе эта песня, тебе!



Учитель. Первым Героем Советского Союза из мари стал командир роты уроженец Мари-Турекского района Сергей Суворов (слайд 8).

Сообщение обучающегося о Сергее Суворове.

Сергей Романович Суворов на фронте Великой Отечественной войны с 1941 года. Суворов, родом из села Косолапова, воевал на Западном фронте в составе пехотной стрелковой дивизии. Боевые друзья избрали его комсоргом подразделения. Свой подвиг наш земляк совершил в неравном бою 13 июля 1942 года в Калужской области. Бойцы вместе с комсоргом Сергеем Суворовым, преследуя отходящего противника, вырвались вперёд. Они оказались отрезанными от своего подразделения заградительным миномётным огнём. Погибли командир группыи другие бойцы. Оставшись один, несколько раз раненный, Сергей Суворов в течение двух часов отражал натиск врага. За это время он уничтожил десять немецких солдат и многих ранил. Тогда рассвирепевшие фашисты открыли по Суворову миномётный и пулемётный огонь.

Считая его убитым, фашисты пошли вперёд, но снова были встречены огнём. Целый день шёл неравный бой. Истекая кровью, Сергей Суворов продолжал истреблять фашистов из своего автомата.

Ночью санитары вытащили его из-под фашистского огня. Около его окопа лежало 22 трупа немецких солдат. На четвёртые сутки он умер в госпитале от ран.

Звание Героя Советского Союза Сергею Суворову присвоено посмертно 31 марта 1943 года.

Его имя носят Большеруяльская школа, где он учился, и одна из улиц г. Йошкар-Олы.

Учитель. Именем Сергея Суворова названы в Марий Эл … . Докончите предложение.


Работа с учебным пособием. Ребята, откройте учебное пособие на странице  50. Чтение про Василия Соловьёва (слайд 9).

– Ребята, о чем вы прочитали? (ответы обучающихся)

В дальнейших боях подобный подвиг повторили ещё два наших земляка: Константин Кутрухин (из д. Удельный Шумец Юринского района) и Зинон Прохоров (из д. Большой Олыкъял Волжского района) (слайды 10,11).

Учитель. Их именами названы в Марий Эл … . Продолжите предложение.


- Как вы понимаете слово «партизаны»? Чем занимались партизаны в годы Великой Отечественной войны?

- Что вы знаете о командире партизанской бригады Родионе Охотине?

Сообщение обучающегося о Родионе Охотине (слайды 12).

В рядах народных мстителей имелись и наши земляки. Большие потери немецко-фашистским оккупантам нанесли советские партизаны.В рядах народных мстителей были и наши земляки. Оказавшись во вражеском окружении, за линией фронта, они не склоняли голову перед фашистами, продолжали бороться. Среди прославленных командиров партизан Белоруссии был и наш земляк, сын марийского народа Родион Охотин из д. Мари-Луговая Звениговского района. Осенью 1941 года он оказался в окружении в районе Витебска, вскоре возглавил партизанский отряд. Позднее стал командиром партизанской бригады. На боевом счету бригады десятки спущенных под откос вражеских эшелонов с живой силой и техникой, много уничтоженных гарнизонов. Вся территория Россонского района Витебской области была освобождена от оккупантов. Комбригу Охотину было присвоено звание полковника, он был награжден Орденом Ленина.

Победу Родион Артемьевич Охотин встретил в Германии. За время войны был трижды ранен, имел осколочные и пулевые ранения. До 1947 года служил в армии, а затем вернулся на свою родину в Марийскую республику в деревню Мари Луговая, где он возглавил колхоз им. Ленина. Родиона Охотина не стало 8 августа 1972 года.

За доблесть и мужество Р.А. Охотин был награжден орденами Красной Звезды, Красного Знамени, Ленина, Отечественной войны I степени, медалями «Партизану Великой Отечественной войны» I степени, «За Победу над Германией», «За взятие Кенигсберга».

Учитель. Именем Родиона Артемьевича Охотина названа улица в нашем городе Звенигово. В деревне Мари Луговая, на родине комбрига, установлен бюст. Марийский писатель А. Мичурин-Азмекей посвятил документальный очерк «В лесах под Россонами» («Россон чодыраште») (слайд 13).


Задание на доске:

Учитель. Ребята, какие качества помогли одержать победу? Выберите качества, присущие советскому солдату, объясните:


ТРУСОСТЬ

СТОЙКОСТЬ

ЭГОИЗМ

УМЕНИЕ ЖЕРТВОВАТЬ СОБОЙ

  ГЕРОИЗМ

  БЕССТРАШИЕ

  СЛАБОСТЬ

  МУЖЕСТВО


Используя нужные слова, составьте небольшой текст (работают в группах) (слайд 14).

Примерный ответ детей: Советские люди во время войны проявили массовый героизм, показали бесстрашие, мужество и стойкость, умение жертвовать собой ради других. Советские люди защищали свое Отечество, свою Родину.


Учитель. По архивным данным с начала Великой Отечественной войны на защиту Отечества призвали 8867 жителей Звениговского района, из них погибло. В первый том Книги памяти занесены 5309 бойцов, призванных в армию в предвоенные и военные годы из Звениговского района Марийской республики и погибших на полях сражений.

Книга памяти – историческая книга. Она увековечивает имена тех, кто ценой собственной жизни отстоял свободу и независимость нашей Родины. Многие найдут в книге имена своих родных, близких, знакомых. Книга будет храниться в семье, передаваться из поколения в поколение как самая дорогая реликвия.

Поисковая работа, связанная с увековечиванием памяти погибших, на этом не завершается. По республике сегодня пропавшими без вести числится 27 тыс. человек, в том числе пот Звениговскому району – 2712 человек. И по всей видимости, в поимённый список, приведённый в книге, пока занесены не все имена погибших за Родину.

Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа и всегда будем помнить о тех, кто отдал жизнь за свою Родину. Память о погибших героях  навеки сохранится в нашем сердце. По всей стране стоят памятники известным и неизвестным  героям.

- Какие памятники и кому установлены в городе Звенигово?

Ответы детей (слайды 15, 16, 17, 18, 19).

1. Памятник - обелиск воинам, погибшим в годы  Великой Отечественной войны (сквер ОАО «ССРЗ им. С.Н. Бутякова»). Год постройки памятника 1971 год. 

2. Памятник учителям и учащимся, погибшим в годы Великой Отечественной войны (территория СОШ № 1). Открытие памятника состоялось в 1971 году.

3. Стела (ул. Набережная, летний парк), увековечивающая память С.Н. Бутякова, К.А. Вершинина, М.М. Кологривова, Н.Н. Маркова, С.И. Полежайкина, установлена в 1985 году.

4. Памятник, посвященный победителям Великой Отечественной войны (ул. Набережная, парк культуры и отдыха). Открытие памятника состоялось 5 мая 2005 году.

  Учитель. Люди приходят сюда, чтобы поклониться памяти героев, возлагают венки, цветы.

В нашем городе есть улицы, названные в честь Героев Советского Союза.

- Какие кто знает? (улица С. Н. Бутякова, К.А. Вершинина)

5. Рефлексия

Учитель. Составьте синквейн на тему «Герои» (работают в группах) (слайд 20).

1. Герои.

2. Мужественные, сильные.

3. Воевали, защищали, любили.

4. 1418 дней и ночей длилась война.

5. Патриоты.


Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана (слайд 21):

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Я приобрёл…

Мне захотелось…


6. Оценивание

Обучающиеся самостоятельно оценивают работу (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников).

7. Домашнее задание

Учитель. Подготовьте сообщение об участнике Великой Отечественной войне из вашей семьи или из вашего населенного пункта.

8. Подведение итогов

Учитель. Всё дальше уходят в историю грозные и героические события Великой Отечественной войны. Но мы с вами должны всегда помнить беспримерный подвиг советского народа, который одержал великую победу на фронте и в тылу.

Победа досталась нашему народу дорогой ценой. Вечная память героям, защитившим нашу Родину. Память о всех погибших принято чтить минутой молчания.

Давайте и мы почтим память о погибших за Родину воинов.

Дети встают, минута молчания (слайд 22).

Урок заканчивается звучанием песни  «День Победы». Приложения\Лев Лещенко - День Победы.mp3 

Ребята, благодарю за урок.


Слайд 23.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!