СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гетеротрофное питание

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Гетеротрофное питание»

Тема: Гетеротрофное питание. Растительноядные животные

Задачи урока:

познакомить учащихся с особенностями гетеротрофного питания, пищеварением у животных, растительноядными животными;
научить учащихся выделять существенные признаки гетеротрофного питания;
формировать у учащихся интерес к изучению животного мира.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями гетеротрофного питания, способами добывания пищи; учатся выделять существенные признаки питания животных; овладевают умением различать животных по способам добывания пищи.

Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, классифицировать животных по способам добывания пищи; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о питании в учебнике.

Личностные: у учащихся формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны.

Основные понятия урока: гетеротрофное питание, пищеварение, растительноядные, плотоядные и всеядные животные, хищные растения.

Деятельность учащихся: работа с учебником, в группах,  в тетради, обсуждение особенностей питания.

Гетеротрофное питание

Каждое животное нуждается в пище. Она является источником пищевых веществ и энергии, которые используются животным для роста, жизнедеятельности и размножения. Животные питаются растениями, грибами, другими животными, а также мёртвыми организмами. Поэтому одним из характерных признаков животпых является потребление готовых органических веществ и заключённой в них энергии — гетеротрофное питание. Животпые захватывают и поглощают организмы целиком или кусками. Поглощённая пища измельчается и расщепляется с помощью особых веществ на компоненты, которые легко усваиваются клетками животного. Гетеротрофно питаются и грибы

Одноклеточные животные (например, амёба) и кишечнополостные (медузы, гидры, актинии, коралловые полипы) захватывают пищевые частички целиком. Добыча у этих животных переваривается внутри организма.

Иначе переваривают пищу пауки. Паук прокалывает покров жертвы (мухи, тли) и впрыскивает в неё слюну с пищеварительными соками. Добыча переваривается впе организма паука. Через некоторое время паук высасывает жидкое содержимое жертвы, как сырое яйцо. А от жертвы остаётся только твёрдый паружный покров.

У большинства животных есть специальные органы пищеварения, способные заглатывать, размельчать и переваривать пищу (ротовая полость, пищевод, желудок и др.). Быстрое и эффективное переваривание пищи характерно для птиц.

По способам добывания пищи животных можно условно разделить на растительноядных, плотоядных и всеядных.

Растения служат пищей для большой группы растительноядных животных (рис. 66, а). Одни животпые кормятся ягодами, сочными плодами и семенами растений. Другие питаются зелёными частями растений, обгрызая почки, листья, молодые побеги. Это многие звери, птицы, моллюски, насекомые. Ряд животных питается подземными частями растений, повреждая корни, луковицы, клубни. Растительноядными являются многие рыбы, моллюски, членистоногие, водные звери, употребляющие в пищу водные растения

Плотоядные животные, или хищники, питаются другими животными (рис. 66, б). Например, основной пищей хищника рыси служат зайцы. Обычно хищник вначале убивает свою добычу (жертву), а затем поедает её. Но прежде он должен жертву поймать. Для этого у хищника есть специальные приспособления: острые когти, зубы и т. д. Однако и у жертв исторически вырабатываются защитные особенности: шипы, панцири, защитная окраска, ядовитые железы, способность быстро прятаться, зарываться в рыхлый грунт, строить недоступные хищникам убежища.

До недавнего времени считалось, что все хищники — вредные животные. Это представление ошибочно. Уничтожение хищников часто приводит к нежелательным последствиям и наносит большой ущерб и природе, и человеку. Жертвами хищников обычно становятся больные и ослабленные животные. Уничтожение хищниками таких животных сдерживает распрострапепие болезней.

Всеядные животные питаются как растительной, так и животной пищей, а также останками погибших животных (рис. бб, в). Всеядным является, например, бурый медведь. Этот могучий зверь питается преимущественно ягодами, орехами, зелёными частями растений, а также насекомыми и их личинками, рыбой, падалью. Охотится бурый медведь и на крупных животных — лосей, кабанов.

Съеденную пищу животные переваривают и усваивают. Усвоенная часть пищи расходуется на прирост собственной массы и жизнедеятельность организма, например для дыхания, сопровождающегося выделением тепла. При дыхании питательные вещества взаимодействуют с кислородом и превращаются в углекислый газ и воду. Непереваренные остатки пищи удаляются из организмов животных.

Отметим, что гетеротрофное питание присуще и некоторым хищным растениям. Многие из них способны захватывать мелких животных видоизменёнными листьями. Наиболее известны насекомоядные растения с листьями-ловушками, листьями-липучками и листьями-кувшинчиками (рис. 67).

Двустворчатые листья-ловушки с зубцами есть у растения венерина мухоловка (рис. 67, б). Как только насекомое прикоснётся к чувствительным волоскам листа, его створки стремительно захлопываются. Зубцы по краям створок листа смыкаются, и выход жертве закрыт. Чем отчаянней бьётся добыча в западне, тем крепче сжимаются створки листа. Они всё сильнее прилегают одна к другой и сдавливают добычу. Верхняя поверхность листа усеяна мелкими красными желёзками. Они выделяют жидкость с пищеварительными веществами. Жертва переваривается и служит источником дополнительного питания для венериной мухоловки

Среди хищных растений много водных. В болотистых водоёмах средней полосы России встречается водное растение-хищник — пузырчатка обыкновенная (рис. 68). У неё на размещённых в воде побегах много ловчих пузырьков с клапанами. Каждый пузырёк наполнен воздухом. Стенки клапана выделяют вещества, привлекающие мелких водных животных: дафний, циклопов, инфузорий. Клапан остаётся закрытым, пока его никто не задел. Как только животное затронуло клапан — он открывается. При этом с током воды животное засасывается в ловчий пузырёк, а выход плотно закрывается. Изнутри его не открыть. Вода выжимается из пузырька, оставляя лишь добычу. Внутренняя поверхность пузырька выделяет вещества, переваривающие жертву. Так, хищные растения, помимо питательных веществ, вырабатываемых в процессе фотосинтеза, используют для питания мелких животных.

Новые понятия

Гетеротрофное питание. Пищеварение. Животные: растительноядные, плотоядные, всеядные. Хищные растения

Ответьте на вопросы

1. Что такое гетеротрофное питание?

2. Каких животных называют растительноядными?

3. Какие приспособления для добывания пищи имеются у хищных животных?

4. Назовите известных вам всеядных животных.

Выполните задания

1. Используя интернет-источники, научно- популярные журналы, книги, текст учебника, подготовьте сообщение на тему «Способы добывания пищи животными».

2. Используя текст параграфа, дополнительные источники информации, сравните особенности поведения хищника и растительноядного животного.

3. Рассмотрите рисунки 67. 68, прочитайте текст параграфа и подготовьте план рассказа о хищных растениях.

ПОДУМАЙТЕ!

Почему всеядные животные более приспособлены к условиям обитания, чем растительноядные?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя