Пояснительная записка
Рабочая программа по географии материков и океанов для 8 класса разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе типовой авторской программы Т.М.Лифановой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «География 6-9 классы» под редакцией В.В. Воронковой, М: Владос, 2010 г; основной образовательной программы школы; федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида на 2012-2013 учебный год; авторского тематического планирования учебного материала.
Место предмета в учебном плане:
Согласно учебному плану, 1учащийся обучается по индивидуальной программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в общеобразовательном классе.
Авторская программа Т.М.Лифановой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «География 6-9 классы» под редакцией В.В. Воронковой по курсу «География материков и океанов» предусмотрена на 14 часов.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 18 часов для обязательного изучения на базовом уровне ступени среднего общего образования - минимальный уровень.
В 8 классе на изучение предмета отводится 18 часов из расчета 2 часа в месяц (35 учебных недель), в том числе контрольную работу -1час, практические работы - 5 часов (из них оценочные -2).
В соответствии с учебным планом и расписанием на 2014-2015 учебный год, а также с государственными праздниками данная программа рассчитана на 14 часов.
Содержание программы:
Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья знаний, умений и навыков на индивидуальном уровне, что соответствует образовательной программе МБОУ»Центрально-Любинской СОШ».
География как учебный предмет в школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся, детей с ограниченными возможностями здоровья: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Изучение географии материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи. Основные задачи современного школьного курса географии - дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе. Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение». Учитывая общие и специальные задачи коррекционного обучения, программа и методика преподавания географии предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению учащимися элементарных географических знаний.
В настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире. В связи с этим в данную программу внесены значительные коррективы.
Изучение курса «География материков и океанов» (8 класс) позволяет учителю затронуть проблемы взаимоотношения и экономического сотрудничества с сопредельными с Россией государствами, входившими в состав бывшего СССР, государствами Европы и Северной Америки, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В этот курс внесены изменения, деидеологизирована его тематика: изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания.
Цели и задачи обучения географии
Цель школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального и экологического воспитания учащихся.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья, отражает особенности области и одновременно обеспечивает необходимый общеобразовательный географический минимум знаний.
Цели и задачи обучения географии
Цели
- Всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию,
- Расширение кругозор об окружающем мире.
Задачи
Образовательные:
- Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве материков и океанов.
- Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов.
- Помочь усвоить правила поведения в природе.
Воспитательные:
- Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.
- Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.
Коррекционно - развивающие:
- Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.
- Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
- Расширять лексический запас. Развивать связную речь.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «География» являются умения:
- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
- пересказывать материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
- логические умения (сравнение, обобщение, абстрагирование);
- понимать и устанавливать причинно-следственные зависимости.
Личностными результатами изучения курса являются:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;
- развитие мотивации к изучению предмета.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
- овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса (группы); с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации, в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание;
- формирование учебно-логических умений и навыков: с помощью учителя делать выводы и анализировать материал, сравнивать, исключать и обобщать учебный материал.
Технологии обучения предмету:
- проблемное обучение
- дифференцированные задания
- тестирование и программированные опросы
- познавательные игры,
- создание занимательных ситуаций
- практические методы учения:
-упражнения
-наблюдения
-исследовательская деятельность
- объяснительно-иллюстративные
- репродуктивные
- методы проблемного обучения
- частично-поисковые или эвристические методы
- исследовательские методы
Преобладающими формами текущего контроля выступают письменный опрос
( практические работы, итоговая контрольная работа в конце учебного года) и устный опрос.
Оценочные практические работы:
- Составление схемы хозяйственного использования океанов.
- Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре.
- Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре.
- Составление альбома иллюстраций по теме: «Антарктида.
- Изготовление простейшего макета изучаемого материка.
- Обозначение на контурной карте изученных географических объектов и государств материка.
- Обозначение на контурной карте изученных географических объектов и государств материка.
- Обозначение на контурной карте морей, заливов, островов, полуостровов, гор, рек, озер, обозначенных в номенклатуре.