Предмет | География |
Класс | 6 |
УМК | География. 5 – 6 классы: учеб. для общеобразовательных организаций/ А.И.Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2022 |
Тема урока | Гидросфера и человек |
Тип урока | Комбинированный |
Цели урока | Обобщить знания о значении гидросферы для человека; показать источники загрязнения гидросферы, необходимость ее охраны; формировать экологическую культуру обучающихся |
Планируемые результаты: личностные | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, корректно отстаивать свою позицию; вести диалог на основе взаимного уважения |
Метапредметные | Формировать действия целеполагания, умение отбора информации, ее преобразование |
Предметные | Понимать значение гидросферы для человека, называть основные источники загрязнения гидросферы, раскрывать направления охраны гидросферы |
Используемые приемы | Как бы вы прокомментировали эпиграф, кластер, пометки на полях, лента новостей, мое мнение |
Формы деятельности | групповая |
Оборудование | Карточки с заданиями, пазлы, чистые листы бумаги, учебная площадка «РЭШ», фотографии « Загрязнение гидросферы». |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный этап урока | Приветствие Прозвенел звонок веселый. Вы урок начать готовы? Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать! | Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу. | Р: настраивается на урок; К: уважительное отношение к учителю и одноклассникам; П: выделяет информацию из слов учителя. |
2. Актуализация знаний | Воды на Земле очень много. Посмотрите на глобус или карту полушарий. Большая часть нашей планеты покрыта водной оболочкой. На нее приходится 71 % площади земного шара. Суша словно паутиной во всех направлениях прорезана сотнями тысяч рек и ручьев. Кроме того, на суше значительное количество воды содержится в озерах и водохранилищах, созданных руками человека, в болотах и ледниках, под землей; незначительную долю составляют пары атмосферы. Большая часть воды (96%) на нашей планете находится в океанах и морях. На воды суши приходится менее 2%. Эти 2% пресных вод суши и использует пока человечество для всех своих нужд (в промышленности и сельском хозяйстве, в быту). Вода незаменима. Нет такого вещества во Вселенной, которое могло бы заменить этот удивительный минерал. С каждым годом человечество использует всё больше пресной воды. Н. Рыжова «Вода» Вы слыхали о воде? | Мы ее не замечаем, | Говорят она везде! | Мы привыкли, что вода – | В луже, в море, в океане | Наша спутница всегда! | И в водопроводном кране. | Без меня вам не умыться, | Как сосулька, замерзает, | Не наесться, не напиться! | В лес туманом заползает, | Смею вам я доложить: | Ледником в горах зовется, | Без воды нам не прожить! | Паром чайника шипит, | | Растворяет сахар в чае. | | Моря и океаны, реки и озёра, ледники и колодцы, болота и родники, тучи и пар – всё это составные части водной оболочки Земли, которая называется гидросферой. У вас на партах есть диаграммы, проанализируйте их и ответьте, из каких частей состоит гидросфера. Ребята, а как вода распределяется на планете? Как и когда появилась вода на нашей планете? Рождение воды тесно связано с рождением планеты. Вода начала выделяться на ранних этапах формирования Земли. | Работа с атласом и физической картой мира у доски. | Р: осознанно выбирает наиболее эффективные способы выполнения задания; К: организует учебное сотрудничество с одноклассниками; П: выделяет признаки понятий. |
3. Целеполагание | Прием «Как бы вы прокомментировали притчу» «Как-то раз поспорили люди, что же можно считать богатством: один сказал - что это деньги и золото, другой назвал богатством любовь и человеческие взаимоотношения, третий утверждал, что богатство-это то, что дает нам матушка-природа: вода, воздух, земля. Долго они – спорили. Ребята, как думаете, кто из них прав? Да, каждый из вас прав по-своему. Но, разве мы сможем обойтись без природы? Человек не может жить без воздуха и воды. Обобщает ответы учащихся, и просит их собрать пазлы, подведя к самостоятельному определению темы урока. Следовательно, тема нашего урока (сначала называют учащиеся) Гидросфера и человек. | Называют раздел, которую проходили на уроках. Читают притчу. Дают свои комментарии. Работают с пазлами. Называют тему урока. | Р: умение формулировать цель урока; К: добывает недостающую информацию с помощью разных источников информации; П: выделяет признаки понятий, делает выводы, сравнивает, анализирует |
4. Этап обобщения новых знаний. | Итак, гидросфера – водная оболочка Земли, включает воды Мирового океана и воды суши. Заполним схему «Состав гидросферы» Данная схема даёт возможность определить, какую долю занимает вода в морях и океанах, на суше, в атмосфере и живых организмах. Обратите внимание, что только 3% жидкой воды на Земле является пресной, остальная вода солёная, в ней растворены химические соединения. Прием «Учебная площадка РЭШ» Давайте ответим на вопросы по теме «Гидросфера», используя электронную площадку РЭШ. Прием «Кластер» учитель раздает тексты с вопросами, чистые листы бумаги, учащиеся пишут вокруг слова положительные и отрицательные характеристики – гидросферы, а затем высказывают свои мысли. | Рассуждают, дают ответы. Рассуждают, дают ответы. Высказывают свои мысли учителю, записывают их на листах бумаги. | Р: сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки самостоятельно; К: добывает недостающую информацию с помощью учебника и других источников информации; П: выделяет признаки понятий, делает выводы, сравнивает, анализирует. |
5. Этап закрепления знаний | Прием «Мое мнение» В завершении изучения нашей темы, посмотрите фотографии, выполните задание, подумайте, и скажите что, нужно сделать, чтобы не загрязнять воды гидросферы. пословица гласит: «Человек не ценит воду до тех пор, пока не иссякнет источник. Прием «Памятка жителям Земли» Примите от меня в подарок памятки, о том как надо беречь воду. Вода – это наша жизнь. Люди! Здоровье рек и озер, ручейков и источников – это наше с вами здоровье! Берегите воду! Отремонтируйте сантехнику! Закрывайте кран! Не лейте воду без нужды! Используйте воду по назначению! Не загрязняйте водоемы! Не вырубайте леса рядом с водоемами! Следите за состоянием теплосетей! Правильно пользуйтесь водопроводами! Своевременно устраняйте аварии на производстве и в быту! | Высказывают свои идеи, что нужно делать, чтобы не происходило загрязнение воды. | Р: планирует свою деятельность; К: организует сотрудничество с учителем; П: формирует навыки проводить опыты |
6. Подведение итогов | Раздает учащимся листочки с не завершенными предложениями, которые учащиеся должны завершить. Разбираются ответы учащихся и подводится итог урока. | Дополните предложения Сегодня я узнал…….. Было интересно…….. Я приобрел…………. Я научился…………. Мне захотелось……………… Как бы я оценил свою работу на уроке…… | Р: определяет степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; К: высказывает оценочные суждения; П: отмечает наиболее трудные и наиболее понравившиеся этапы урока |
«Как-то раз поспорили люди, что же можно считать богатством: один сказал - что это деньги и золото, другой назвал богатством любовь и человеческие взаимоотношения, третий утверждал, что богатство-это то, что дает нам матушка-природа: вода, воздух, земля. Долго они – спорили. Ребята, как думаете, кто из них прав?
1.Летягин А.А. Современный кабинет географии: метод. пособие/Москва: Дрофа, 2009г.
2.Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс, Москва: ВАКО, 2008г.
3.https://resh.edu.ru/subject/lesson/7184/control/1/296876/
4.https://yandex.ru/video/preview/5184630466103333292