СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гидросфера и человек

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень важно понимать , что без воды человеку будет очень трудно существовать. Поэтому стоит беречь, проявлять заботу и уважать  окружающую нас природу! В частности это касается  водной стихии.

Просмотр содержимого документа
«Гидросфера и человек»

Модель урока географии по развитию функциональной грамотности обучающихся в игровой форме

Тема: Гидросфера и человек

Класс: 6

Учитель географии: Пугачева Евгения Георгиевна, МБОУ «СОШ №11» ИГОСК

Предмет

География

Класс

6

УМК

География. 5 – 6 классы: учеб. для общеобразовательных организаций/ А.И.Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2022

Тема урока

Гидросфера и человек

Тип урока

Комбинированный

Цели урока

Обобщить знания о значении гидросферы для человека; показать источники загрязнения гидросферы, необходимость ее охраны; формировать экологическую культуру обучающихся

Планируемые результаты: личностные

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, корректно отстаивать свою позицию; вести диалог на основе взаимного уважения

Метапредметные

Формировать действия целеполагания, умение отбора информации, ее преобразование

Предметные

Понимать значение гидросферы для человека, называть основные источники загрязнения гидросферы, раскрывать направления охраны гидросферы

Используемые приемы

Как бы вы прокомментировали эпиграф, кластер, пометки на полях, лента новостей, мое мнение

Формы деятельности

групповая

Оборудование

Карточки с заданиями, пазлы, чистые листы бумаги, учебная площадка «РЭШ», фотографии « Загрязнение гидросферы».

Ход урока

Деятельность учителя



Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный

этап урока

Приветствие

Прозвенел звонок веселый.

Вы урок начать готовы?

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.

Р: настраивается на урок;

К: уважительное отношение к учителю и одноклассникам;

П: выделяет информацию из слов учителя.

2. Актуализация знаний

Воды на Земле очень много.

Посмотрите на глобус или карту полушарий. Большая часть нашей планеты покрыта водной оболочкой. На нее приходится 71 % площади земного шара. Суша словно паутиной во всех направлениях прорезана сотнями тысяч рек и ручьев. Кроме того, на суше значительное количество воды содержится в озерах и водохранилищах, созданных руками человека, в болотах и ледниках, под землей; незначительную долю составляют пары атмосферы.


Большая часть воды (96%) на нашей планете находится в океанах и морях. На воды суши приходится менее 2%. Эти 2% пресных вод суши и использует пока человечество для всех своих нужд (в промышленности и сельском хозяйстве, в быту).


Вода незаменима. Нет такого вещества во Вселенной, которое могло бы заменить этот удивительный минерал. С каждым годом человечество использует всё больше пресной воды.

Н. Рыжова «Вода»

Вы слыхали о воде?

Мы ее не замечаем,

Говорят она везде!

Мы привыкли, что вода –

В луже, в море, в океане

Наша спутница всегда!

И в водопроводном кране.

Без меня вам не умыться,

Как сосулька, замерзает,

Не наесться, не напиться!

В лес туманом заползает,

Смею вам я доложить:

Ледником в горах зовется,

Без воды нам не прожить!

Паром чайника шипит,


Растворяет сахар в чае.



Моря и океаны, реки и озёра, ледники и колодцы, болота и родники, тучи и пар – всё это составные части водной оболочки Земли, которая называется гидросферой.


У вас на партах есть диаграммы, проанализируйте их и ответьте, из каких частей состоит гидросфера.

 

Ребята, а как вода распределяется на планете? Как и когда появилась вода на нашей планете? Рождение воды тесно связано с рождением планеты. Вода начала выделяться на ранних этапах формирования Земли.

Работа с атласом и физической картой мира у доски.















































Р: осознанно выбирает наиболее эффективные способы выполнения задания;

К: организует учебное сотрудничество с одноклассниками;

П: выделяет признаки понятий.



3. Целеполагание

Прием «Как бы вы прокомментировали притчу»

«Как-то раз поспорили люди, что же можно считать богатством: один сказал - что это деньги и золото, другой назвал богатством любовь и человеческие взаимоотношения, третий утверждал, что богатство-это то, что дает нам матушка-природа: вода, воздух, земля. Долго они – спорили. Ребята, как думаете, кто из них прав?

Да, каждый из вас прав по-своему. Но, разве мы сможем обойтись без природы? Человек не может жить без воздуха и воды.

Обобщает ответы учащихся, и просит их собрать пазлы, подведя к самостоятельному определению темы урока.

Следовательно, тема нашего урока (сначала называют учащиеся) Гидросфера и человек.


Называют раздел, которую проходили на уроках.

Читают притчу.







Дают свои комментарии.



Работают с пазлами.

Называют тему урока.





Р: умение формулировать цель урока;

К: добывает недостающую информацию с помощью разных источников информации;

П: выделяет признаки понятий, делает выводы, сравнивает, анализирует



4. Этап обобщения

новых знаний.



Итак, гидросфера – водная оболочка Земли, включает воды Мирового океана и воды суши.


Заполним схему «Состав гидросферы»

Данная схема даёт возможность определить, какую долю занимает вода в морях и океанах, на суше, в атмосфере и живых организмах. Обратите внимание, что только 3% жидкой воды на Земле является пресной, остальная вода солёная, в ней растворены химические соединения.



Прием «Учебная площадка РЭШ»

Давайте ответим на вопросы по теме «Гидросфера», используя электронную площадку РЭШ.



Прием «Кластер»

учитель раздает тексты с вопросами, чистые листы бумаги, учащиеся пишут вокруг слова положительные и отрицательные характеристики – гидросферы, а затем высказывают свои мысли.





Рассуждают, дают ответы.























Рассуждают, дают ответы.






Высказывают свои мысли учителю, записывают их на листах бумаги.






Р: сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки самостоятельно;

К: добывает недостающую информацию с помощью учебника и других источников информации; П: выделяет признаки понятий, делает выводы, сравнивает, анализирует.







































5. Этап закрепления

знаний









Прием «Мое мнение»

В завершении изучения нашей темы, посмотрите фотографии, выполните задание, подумайте, и скажите что, нужно сделать, чтобы не загрязнять воды гидросферы.

пословица гласит: «Человек не ценит воду до тех пор, пока не иссякнет источник.

Прием «Памятка жителям Земли» Примите от меня в подарок памятки, о том как надо беречь воду.

Вода – это наша жизнь. Люди! Здоровье рек и озер, ручейков и источников – это наше с вами здоровье!

  • Берегите воду!

  • Отремонтируйте сантехнику!

  • Закрывайте кран!

  • Не лейте воду без нужды!

  • Используйте воду по назначению!

  • Не загрязняйте водоемы!

  • Не вырубайте леса рядом с водоемами!

  • Следите за состоянием теплосетей!

  • Правильно пользуйтесь водопроводами!

  • Своевременно устраняйте аварии на производстве и в быту!

Высказывают свои идеи, что нужно делать, чтобы не происходило загрязнение воды.

















Р: планирует свою деятельность; К: организует сотрудничество с учителем;

П: формирует навыки проводить опыты









6. Подведение итогов

Раздает учащимся листочки с не завершенными предложениями, которые учащиеся должны завершить.









Разбираются ответы учащихся и подводится

итог урока.

Дополните предложения

Сегодня я узнал……..

Было интересно……..

Я приобрел………….

Я научился………….

Мне захотелось………………

Как бы я оценил свою работу на уроке……



Р: определяет степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

К: высказывает оценочные суждения;

П: отмечает наиболее трудные и наиболее понравившиеся этапы урока






Приложение 1.





Приложение 2.

Прием «Как бы вы прокомментировали притчу»

«Как-то раз поспорили люди, что же можно считать богатством: один сказал - что это деньги и золото, другой назвал богатством любовь и человеческие взаимоотношения, третий утверждал, что богатство-это то, что дает нам матушка-природа: вода, воздух, земля. Долго они – спорили. Ребята, как думаете, кто из них прав?



Приложение 3.

К ластер «Гидросфера»















Приложение 4.

Заполним схему «Состав гидросферы»



Приложение 5.

«Памятка жителям Земли»

Вода – это наша жизнь.

  • Берегите воду!

  • Отремонтируйте сантехнику!

  • Закрывайте кран!

  • Не лейте воду без нужды!

  • Используйте воду по назначению!

  • Не загрязняйте водоемы!

  • Не вырубайте леса рядом с водоемами!

  • Следите за состоянием теплосетей!

  • Правильно пользуйтесь водопроводами!

  • Своевременно устраняйте аварии на производстве и в быту!






















Приложение 6.

Сегодня я узнал……..

Было интересно……..

Я приобрел………….

Я научился………….

Мне захотелось………………

Как бы я оценил свою работу на уроке……









Используемая литература.


1.Летягин А.А. Современный кабинет географии: метод. пособие/Москва: Дрофа, 2009г.

2.Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс, Москва: ВАКО, 2008г.

3.https://resh.edu.ru/subject/lesson/7184/control/1/296876/

4.https://yandex.ru/video/preview/5184630466103333292


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!