№ 15 19.12.2019 6 класс география Чернобиль А.В.
Тема: Гидросфера и человек
Тип урока: комплексного применения полученных знаний и умений.
Цель: сформировать у учащихся представление о взаимозависимости человека и гидросферы; применить полученные знания на практике
Задачи: образовательная: через практическую деятельность познакомить учащихся со свойствами воды; повторить значение экологически чистой воды для природы и человека; показать необходимость охраны воды. Научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы с картами атласа, учебником, схемами; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы.
- развивающая: развивать умения анализировать картосхемы, диаграммы, статистические материалы, делать выводы; научить применять географические знания в повседневной жизни для адаптации к условиям проживания на определенной территории;
воспитательная: воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в группе, -создать условия для воспитания у учащихся ответственного экологического поведения.
Планируемые результаты: Предметные- знать, почему вода необходима для жизни на земле,
- уметь определять признаки воды,
- уметь проводить несложные исследования,
- освоить основы экологической грамотности, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей
Метапредметные- понимать и принимать учебную задачу,
- планировать деятельность на уроке в соответствии с поставленной задачей,
- работать в паре, в группе, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия,
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме,
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей,
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию
Личностные- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки,
- проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,
- оценивать себя, границы своего знания и незнания,
- соблюдать экологическую культуру
Используемые технологии: технология деятельностного метода обучения; технология развития критического мышления (прием «верные – неверные суждения», прием «синквейн», прием «INSERT»,прием «кластер» прием «толстых и тонких» вопросов»); ИКТ.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, экран,; репродукции картин, показывающие красоту моря, реки, водопада, родника.
Ход урока:
I. Организационный момент
Психологический настрой на урок
Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
1.Проверка домашнего задания
1. Как образуются подземные воды?
2. Какими бывают подземные воды?
3. Как человек использует подземные воды?
4. Почему нередко в родниках и ключах вода загрязнена химическими отходами?
5. Где и как образуются ледники?
2.Изучение нового материала
Актуализация опорных знаний- Ребята, отгадайте загадки:
1) С высоты большой срываясь, Грозно он ревёт.И, о камни разбиваясь, Пеною встаёт.
2) Утром падаю всегда – Не дождинка, не звезда – И сверкаю в лопухах На опушках и лугах.
3) Он без рук, он без ногИз земли пробиться смог. Нас он летом, в самый зной, Ледяной поит водой.
- Что объединяет все слова-отгадки?
- О чём мы будем говорить сегодня на уроке?
- Какие задачи поставим перед собой? - Рассказать, что мы знаем о воде, исследовать воду, открыть новые знания.
- Что вы ждёте от сегодняшнего урока? Повторю знакомый материал. Узнаю что-то новое о воде. Хорошо поработаю на уроке. Получу положительную оценку…
3. Стадия «Вызова» - Начнём с игры «Верите ли вы…» У каждого из вас на парте лежит таблица. Я буду задавать вопросы, а вы в первой строке ставьте «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка пока останется пустой. (Приложение 1)
- Верите ли вы, что вода – главный строительный материал всего живого на Земле?
- Верите ли вы, что растения и животные могут прожить без воды?
- Верите ли вы, что вода может быть твёрдой?
- Верите ли вы, что вода обладает различными свойствами?
- Верите ли вы, что лёд легче воды?
- Верите ли вы в слова Д. Менделеева, что «вода дороже золота».
- Верите ли вы, что, загрязняя воду, мы убиваем себя?
- Верите ли вы, что вода может впитывать в себя эмоции людей?
В процессе беседы учащиеся обобщают свои знания о
значении гидросферы, о том, как человек использует отдельные её части. Это они делают в процессе комментируемого чтения фрагмента § 37 «Какова роль океанов, морей
и рек в нашей жизни?».
4. Стадия «Осмысления».
- Первое из природных богатств, с которыми человек встречается в своей жизни, - это вода.
Французский лётчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, который был вынужден по воле случая некоторое время провести в пустыне, так оценил цену и вкус воды: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!»
- Как вы понимаете эти слова писателя?
-Вспомните, в каких агрегатных состояниях может быть вода? Игра «Кто больше?»: поработайте в парах, подготовьте ответ на вопрос: какая бывает вода?
Как вы думаете, зачем необходимо знать свойства воды?
5.Физкультминутка
Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой)
На цветы- (круговое движение правой рукой)
И на дорожку- (обе руки перед собой)
Льется, льется- ой, ой-ой! (покачивание головы)
Побежали мы домой (бег на месте).
- Казалось бы, воды на Земле сколько угодно – океаны и моря покрывают большую часть поверхности планеты. Но не забывайте, что вода в океанах и морях солёная. А людям необходима пресная вода, её на Земле не так уж много. Но почему же люди её не берегут? Можно много говорить на эту тему, но лучше один раз увидеть.
- О чём этот фильм? Учащиеся просматривают презентацию «Загрязняя воду, мы убиваем себя» youtube.com/watch?v=L3JE3Ck_wQ8
Учащиеся выясняют, каковы источники загрязнения гидросферы, и рисуют кластер
С помощью текста учебника учащиеся определяют последствия загрязнения гидросферы для человека и природы.
Далее в процессе беседы учащиеся приходят к выводу о необходимости охраны гидросферы, определяют, что они могут сделать, составляют план действий по охране гидросферы в школе, дома, в природе.
6. Стадия «Рефлексии» - Многие писатели, поэты, художники любовались красотой водной стихии, сочиняли стихи, рассказы, сказки, песни, загадки, пословицы о воде.
- Вспомните, какие пословицы о воде вы знаете. Объясните их смысл.
- Отгадайте загадки:
Меня пьют, меня льют.Всем нужна я. Кто я такая?
Я и туча, и туман,И ручей, и океан.И летаю, и бегу,И стеклянной быть могу.
- Объясните смысл следующих фразеологизмов:
Как в воду глядел.
Воды в рот набрал.
Сухим из воды вышел.
Как с гуся вода.
- Поработайте в парах и составьте синквейн о воде.
Вода.
Чистая, светлая, холодная.
Напоит, умоет, вылечит.
Нужно её беречь.
Это жизнь!
7. Подведение итогов1) – Итак, ребята! Вернёмся к таблицам, которые вы заполняли в начале урока. Проверим ответы. Возможно, что ваше мнение в течение урока поменялось.
2) Итог:
- Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?
- Почему необходимо беречь и охранять воду?
- Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем?
3) составьте «тонкие» и «толстые» вопросы для одноклассников по теме урока.
«тонкие» вопросы | «толстые» вопросы |
Что…? Когда…? Может…? Зачем…? | Объясните, почему…? Почему вы считаете…? Предположим, что будет, если…? |
4) учитель раздает распечатанные листки с «Рефлексивной мишенью» каждому ученику и просит оценить свою активность на уроке.
8 Домашнее задание
1. Изучить § 37.
2. Ответить на вопрос 1.
3. Выполнить задания 2, 3 (по выбору).