СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

закрепить, обобщить и систематизировать знания по кислородсодержащим органическим соединениям, в том числе и на основе генетической связи между классами этих веществ.

Просмотр содержимого документа
«Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами.»

Цепкова Е.И.,

учитель химии

МАОУ «ССОШ №2»

химия

10 класс

УМК.Химия.10 класс Учеб.для общеобразва.организаций:базовый

уровень/Г.Е.Рудзитиис, Ф.Г.Фельдман-2 издание-М.:Просвещение, 2012г.

Уровень обучения-базовый.


Тема урока: Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы, 6 часов.

Место урока- 4 урок по теме

Тип урока: урок обобщения знаний.

Цели урока: закрепить, обобщить и систематизировать знания по кислородсодержащим органическим соединениям, в том числе и на основе генетической связи между классами этих веществ.

Задачи:

образовательные: повторить основные термины и понятия по теме, закрепить знания о составе, строении и свойствах спиртов;

развивающие: умение анализировать, сравнивать, устанавливать связь между строением и свойствами соединений, развивать творческие способности и познавательный интерес учащихся к химии; 

воспитательные: уделять особое внимание тем вещам, которые мы используем в жизни.

Методы: словесный, наглядный, , проблемно-поисковый, контроль знаний.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, таблица «Классификация кислородсодержащих органических веществ», опорный конспект «Функциональная группа определяет свойства вещества».

Планируемые результаты обучения

Предметные. Знать зависимость между составом, строением и свойствами веществ. Уметь приводить примеры и составлять уравнения химических реакций, раскрывающих

генетические связи между спиртами и углеводородами. Отрабатывать умение производить расчёты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ взято в избытке.

Метапредметные. Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе (находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов), формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Личностные. Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, на основе представлений о генетической связи между разными

классами органических веществ. Развивать коммуникативную компетентность.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Ребята, сегодня на уроке мы будем решать генетические задачи, на которых закрепим полученные знания в ходе изучения тем.

Свойства углеводородов зависят от химического, пространственного, электронного строения молекул и характера химических связей.

Изучение строения, химических свойств и способов получения углеводородов различных групп показывает, что все они генетически связаны между собой, т.е. возможны превращения одних углеводородов в другие:

Это позволяет осуществлять целенаправленный синтез заданных соединений, используя ряд необходимых химических реакций (цепь превращений).

Задача 1. Назвать промежуточные продукты в схеме превращений: 


Этиловый спирт H2SO4 (k), t X HBr Y Na Z Cr2O3 Al2O3 бутадиен-1,3

-H2

Решение. В данной цепи превращений, включающей 4 реакции, из этилового спирта С2Н5ОН должен быть получен бутадиен-1,3 СН2=СН–СН=СН2
1. При нагревании спиртов с концентрированной серной кислотой 
H2SO4 (водоотнимающее средство) происходит их дегидратация с образованием алкена Отщепление воды от этилового спирта приводит к образованию этилена: 

2. Этилен – представитель алкенов. Являясь ненасыщенным соединением, он способен вступать в реакции присоединения . В результате гидробромирования этилена: 

3.При нагревании бромэтана в присутствии металлического натрия (реакция Вюрца,  образуется н-бутан (вещество Z): 

 
4.Дегидрирование н-бутана в присутствии катализатора – один из способов получения бутадиена-1,3 СН2=СН–СН=СН2 
(раздел 5.4. Получение алкадиенов). 

Ответ
 
1. Осуществите превращения:


Выполнение упражнений на закрепление знаний.

Учащиеся выполняют задания в рабочих тетрадях.

Пользуясь схемой генетической связи, укажите из каких веществ, формулы которых приведены в задании в одну стадию можно получить спирты? Запишите уравнения соответствующих реакций. Назовите исходные вещества и продукты реакции. Суффиксы в названиях углеводородов и галогенпроизводных углеводородов подчеркните соответственно кратности связи.

Назовите класс веществ и установите генетическую связь (покажите это с помощью стрелок).

Осуществить превращения:

1 2 3 4 5

СаC2 → A → Б → H3C-CH2-Cl → В → Н3С-СН2-О-С3Н7

+2Н2 +КОН


  1. СаС2 + 2Н2О → НС≡СН + Са(ОН)2 А

2) НС≡СН + 2Н2 → Н3С-СН3 Б

3) Н3С-СН3 + С12 → Н3С-СН2-С1 + НС1

4) Н3С-СН2-С1 + КОН (водн.) → Н3С-СН2-ОН + КС1 В

5) Н3С-СН2-ОН +НО-С3Н7 → Н3С-СН2-О-С3Н7 + Н2О

Теперь немного усложним наше задание.. Составьте цепочку превращений из предложенных соединений. Среди формул веществ есть «лишние». Каким это задание является по отношению к предыдущему?

a) C6H5-OH, b) C4H8, c) C6H5-Br, d) C5H11-Cl, e) C6H6, f) C3H6, g) HC≡CH, h)H2 C=CH2 i) CH4 .

Ответ:

СН4 → НС≡СН → С6Н6 → С6Н5-Br→ С6Н5-ОН


  1. 2СН4 → НС≡СН + 3Н2

  2. 3НС≡СН → С6Н6

3. С6Н6 + Br2 → C6H5Br + HBr

4. С6Н5-Br + KOH → C6H5-OH + KBr

Закрепление свойств углеводородов в форме игры «Нет –да» 
1. Можно получить спирт из этена? (да) 
2. Этанол содержится в листьях растений? (нет) 
3. Брожениям сахаристых веществ получают метанол? (нет) 
4. Из древесной стружки сбраживанием можно получить этанол? (нет) 
5. Если картофель заморозить , то можно получить этиловый спирт? (да) 

.Рефлексивный тест: 
1. Мне это пригодится в жизни. 
2. На уроке было над чем подумать. 
3. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы. 
4. На уроке я поработал(а) добросовестно.

Дом.задание. Пов.§20-21, схемы превращений упр.14,15*,

Осуществите превращения: 
C2H5OH-C2H5CL-C2H5OH-C2H5OC2H5 

CO2 
Список литературы

  1. Химия .Органическая химия .10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 13е изд.-М.: Просвещение, 2009.

  2. Химия 8-11 класс (тематическое планирование по учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана)/ сост. Брейгер Л.М.-Волгоград:Учитель-АСТ,1999

  3. Химия . Большой справочник для подготовки к ЕГЭ: учебно- методическое пособие/ Под редакцией В.Н. Доронькина.- изд.2-е, перераб.- Ростов н/ Д: Легион, 2016.

  4. Суровцева Р.П. и др. Химия.10-11 классы: Методическое пособие.-М.: Дрофа,2000.