Рабочая программа курса «Географическое краеведение». 6 класс.
Пояснительная записка
Основная цель программы; - обеспечение преемственности образовательной политики в Тамбовской области, удовлетворения образовательных потребностей жителей региона;
– обеспечение знаниями краеведческой направленности учащихся 6 класса;
- развитие исследовательских умений и навыков;
- воспитание патриотизма и гражданственности;
Задачи:
- актуализировать знания и умения школьников по краеведению, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;
- изучить особенности природных компонентов окружающей местности (микрорайон школы);
- овладеть знаниями, необходимыми для бережного отношения к природе Родины - Тамбовской области, своего населённого пункта;
- формировать практические навыки в изучении природы (погоды, почв, рек, озёр, растительного и животного мира) и населения Тамбовской области;
- приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
- формировать приемы работы с географическими источниками знаний, приборами и инструментами;
- показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Закон Тамбовской области №212-3 «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования Тамбовской области» от 04.06.2007
Примерная программа курса регионального компонента базисного учебного плана « Краеведение». Тамбов. ТОИПКРО, 2005
Краеведческая программа курса «Географическое краеведение». Составители: С.Д. Алёнина, Н.С. Иванова, Е.С. Фёдорова и др. Тамбов. ТОИПКРО. 2005 год.
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Региональный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих региональную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год. Утверждён Управлением образования и науки Тамбовской области приказом №212-3 от 04.06. 2007
Настоящая программа разработана на основе примерной программы курса регионального компонента базисного учебного плана «Краеведение» и, включает в себя учебный план, содержание, требования к знаниям и умениям учащихся. Требования к обязательному минимуму содержания программы курса «Географическое краеведение», определяются обязательным минимумом содержания основных образовательных программ по географии.
Обучаясь по данной программе, учащиеся получат представление о целях и задачах обучения средствами данного учебного предмета. Программа направлена на формирование системы знаний, умений и способов деятельности, развитии и социализации учащихся, она содействует сохранению единого образовательного пространства. По данной программе накоплен опыт и материальная база.
Место курса в базисном учебном плане
Курс «Географическое краеведение» входит в образовательную область «Обществознание». Региональный компонент базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Тамбовской области отводит для обязательного изучения
«Географического краеведения» в 6-м классе основной школы из расчета 17 учебных часа в год, 0,5 часа в неделю.
Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе – теоретических знаний и приемов самостоятельной работы.
Содержание курса «Географическое краеведение» должно обеспечить устойчивые знания по природным компонентам ландшафта Тамбовской области и чёткое представление положения Тамбовской области в системе координат и на картах географического содержания, являющиеся основой для продолжения изучения курса реализующего региональный компонент
« Геоэкология Тамбовской области».
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Организуя учебный процесс по «Географическому краеведению» в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Формы обучения: диалог, беседа, сюжетно-ролевые игры, диспут, экскурсия, тестирование, практикум. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
- методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, диалог, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
- методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;
- методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ, тестирования;
- методы, развивающие творческую деятельность учащихся;
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного изложения, информационно-коммуникативного, личностно-ориентированного, исследовательского методов обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал), школьный краеведческий атлас Тамбовской области, краеведческая литература, комплект контурных карт Тамбовской области.
Используемые формы и способы проверки и оценки результатов деятельности: устные ответы учащихся (фронтальный или индивидуальный опрос), контрольные, самостоятельные,
практические работы; выполнение тестовых заданий, географических диктантов. Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе. При оценке учитываются глубина, осознанность, полнота ответа, число и характер ошибок.
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. В результате изучения краеведческого курса «Географическое краеведение» у учащихся формируются обширные краеведческие знания о своей местности, опыт эмоционально-ценностных отношений к природе, хозяйству и людям родного края.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Географическое краеведение. Составители: С.Д. Алёнина, Н.С. Иванова, Е.С. Фёдорова и др. Тамбов. ТОИПКРО. 2005 год.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела, темы | Количество часов | В том числе | дата |
Практическая работа | Тестирование | Экскурсия | Зачёт | По плану | По факту |
1 | План и карта. Введение. | 2 | 1 | | | | | |
2 | Рельеф и минеральные богатства Тамбовской области | 3 | 1 | 1 | | | | |
3 | Погода и климат Тамбовской области | 4 | 3 | | | | | |
4 | Воды суши Тамбовской области | 2 | 1 | | | | | |
5 | Органический мир родного края. Почвы. | 3 | 1 | | 1 | | | |
6 | Население Тамбовской области. | 2 | 1 | | | | | |
7 | Итоговый урок на тему «В природе всё взаимосвязано» | 1 | | | | 1 | | |
| Итого: | 17 | 8 | 1 | 1 | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование
№ | Система уроков | Дата | Дидактическая модель обучения | Педагогические средства | Учебно-познавательные задачи | Виды деятельности учащихся | Информационная | Информационно-методическое обеспечение |
План | Факт. |
1 | Тамбовская область на географической карте Цель: рассмотреть положение области на картах – физической, административной России | | | Объяснительно-иллюстративная ИКТ | Беседа, работа с картами | Знать: положение области на физической, административной картах РФ, физической и политической картах мира, на градусной сетке. Пограничные области. Уметь: работать с картами, определять координаты. | коллективная | Определение положения области на градусной сетке. | Методическое пособие, атласы, учебник Протасов Г.А. Наш край |
2. | Путешествие по картам области Цель: научить анализировать различные географические карты | | | практико-ориентированная | Практическая работа | Знать: ориентирование на местности, определение направлен ий и расстояний по плану г. Тамбова. Топографическая карта Уметь: работать с картами, определять координаты | индивидуальная | П/Р Определение направления и расстояния от Тамбова до своего населённого пункта | Методическое пособие, атласы, учебник Протасов Г.А. Наш край |
3 | Строение поверхнн сти территории Тамбо вской области Цель: выявить положение области на Русской платформе, рельеф и его формы | | | частично-поисковая | Беседа, работа с картой, схемой, таблицей | Знать: положение территории на В-Е равнине, движение земной коры на территории области, средние и мелкие формы рельефа Уметь: анализировать карты рельефа. | индивидуальная | Чтение карт различного содержания | атласы, учебник Протасов Г.А. Наш край |
4 | Горные породы и минеральные богатств а области цель: выявить особен ности происхождения горных пород области | | | практико-ориентированная | Практическая работа | Знать: особенности залегания осадочных горных пород, виды минеральных ресурсов, их рациональной использование Уметь: анализировать карты рельефа. | индивидуальная | П/Р Описание горных пород области тестирование | Атлас, учебник, Попова Т.И. Сказы о земле |
5 | Основные формы рельефа Тамбовской области Цель: знакомство с основными формами рельефа области | | | частично-поисковая, ИКТ | Беседа, работа с картой | Знать: основные формы рельефа – долины рек, овраги, балки, запади дны., их происхождение. Влияние рельефа на хоз. деятельность, природу. Уметь: анализировать карты рельефа. | коллективная | Определение по Ф/К макси мальной и минимальной высоты точек. | Атлас, учебник, К/К, Попова Т.И. Сказы о земле |
6 | Времена года и типы погод на территории области. Цель: рассмотреть сме ну времен года и типы погод | | | частично-поисковая, ИКТ | анализ климатических карт атласа | Знать: годовое движение Земли и изменение высоты Солнца над горизонтом, смена времен года типы погод и сезоны в области Уметь: анализировать климатическую карту | индивидуальная | Определение высоты Солнца над горизонтом своей местности. | Атлас, учебник, методическое пособие. Следников А.А. |
7 | Распределение клима тических показателей по территории обла сти цель: рассмотреть распределение температур воздуха по сезонам в области | | | практико-ориентированная | Практическая работа | Знать: среднемесячная, среднесут очная, минимальная, максимальная температура, амплитуда. Осадки, их зависимость от направления ветра и сезона года роза ветров своей местности. Уметь: анализировать климатическую карту | индивидуальная | Определение средних температур, амплитуды температуры, построение розы ветров по наблюдениям | Атлас, учебник, методическое пособие. Следников А.А. |
8 | Климат своей местн оти Цель: рассмотреть распределение темп ератур , осадков ветра в нашей местности | | | частично-поисковая, ИКТ | Беседа, практическая работа | Знать: распределение июньских и январских температур, распределе ние осадков, направление ветра. Изотерма, изобара, Уметь: анализировать климатическую карту, календарь погоды | индивидуальная парная | Составление картосхемы климатических показателей своей местности | Атлас, учебник, методическое пособие. Следников А.А. |
9 | Климат и человек Цель: выявить влияние климата на условия и жизни деятельности человека | | | объяснительно-иллюстративная ИКТ | Беседа, практическая работа | Знать: положительное и отрицательное влияние климата на жизнь и деятельность людей. Атмосферные явления. Отражение особен остей атмосферных явлений в народном творчестве | Индивидуальная, парная | П/Р Атмосферные явления в жизни человека. | Атлас, учебник, методическое пособие. Следников А.А. |
10 | Разнообразие вод суши области Цель: выявить состав и особенности вод суши в области | | Частично-поисковая ИКТ | Диалог, практическая работа | Знать: подземные и поверхностные воды области, их виды, искусственные водоёмы, влияние рельефа и климата на воды суши, режим и питание вод. Уметь: анализировать картограф ический и статистический материал. | индивидуальная | П/Р на К/К обозначить реки: Цна, Ворона, Битюг, Савала, Воронеж. | Атлас, учебник, методическое пособие. Следников А.А. |
11 | Роль воды в жизни человека. Цель: выявить роль водных объектов в заселении края, и в современном хозяйстве области. | | Объяснительно-иллюстративная, ИКТ | Беседа, работа с книгой, картой | Знать: роль рек и озёр в заселении края. Реки-транспортные магистрали. Искусственные водоёмы: пруды и водохранилища. Уметь: анализировать картограф ический и статистический материал. | коллективная, парная | Изучение по карте судоходной части и зон отдыха рек и озёр своей местности. | Атлас, учебник, Методическое пособие. Дудник Н.И. Природа Тамбовского края |
12 | Растительный и животный мир родного края Цель: рассмотреть особенности флоры и фауны области | | Частично-поисковая, ИКТ | П/работа с картами атласа, с таблицей, | Знать: характер растительности, видовой состав растений и животных, их приспособленност ь к условиям обитания. Красная книга. Уметь: анализировать картографический и статистический материал | Индивидуальная, парная | П/Р Определение лесистости в области, заполнение таблицы «Флора и фау на области». | Атлас, учебник,М.Н Кузьмина. Туристическими тропами Тамб овского края |
13 | Почвы Тамбовской области Цель: выявить глав ные типы почв области, научить ра ботать с почвенной картой | | Частично-поисковая | Работа с картой, текстом, таблицей | Знать: понятие «почва, почвенн ая карта», тип почв, их особенн ости в области, зависимость по чв от рельефа и климата, уметь: анализировать почвен ную карту атласа | коллективная | Читать почвенную карту | Атлас, учеб ник,М.Н Кузь мина. Туристическими тропами Тамб овского края |
14 | Природные комплексы родного края. Меры по охране природы. Цель: выявить взаим одействие компоне нтов природы на тер ритории области | | экскурсионная | Экскурсия в природу | Знать: взаимодействие компоне нтов природы: рельефа, климата вод, почв, растений и животных ПК области. Влияние человека на природу. Меры по охране природы. Уметь: проводить практические работы на местности. | групповая | Описание природного комплекса своей местности по алглритму | Дневник наблюдений, атлас М.Н Кузьмина. Туристическими тропами Тамб овского края |
15 | Население, его числ енность и плотность цель: выявить особе нности национально го состава, численно сти, плотности, рел игии населения обла сти, особенности бы та. | | Объяснительно-иллюстративная, ИКТ | Рассказ, беседа, работа с картами атласа тамбовской области | Знать: принадлежность населен ия области к расе, языковой сем ье, группе; национальный соста в, толерантность, плотность нас еления, особенности быта, влия ние природных условий на усло вия жизни и деятельность населения уметь: анализировать картограф ический и статистический мате риал | индивидуальная | Определение плотности населения по карте | Атлас, тетрадь, Снытко М.К. география Тамбовской области |
16 | Основные типы нас еленных пунктов области цель: выявить особе нности размещения населения в области в городах и селах | | Практико-ориентированная | Беседа, практическая работа | Знать: размещение население по области, типы населенных пунк тов: город, посёлок городского типа, село, деревня. Топонимы Тамбовской области. Замечател ьные люди Тамбовщины. Уметь: анализировать картогр афический и статистический материал | индивидуальная | К/К обозначить: города области свой населённый пункт. | Атлас, К/карта Снытко М.К. география Тамбовской области |
17 | Повторительно-обобщающий урок. Цель: закрепить знания и умения по курсу | | Продуктивная | Зачёт | Знать: основные понятия и термины по теме. Уметь: анализировать картогр афический и статистический материал | индивидуальная | Индивидуальные карточки | Индивидуальные карточки |
| | | | | | | | |
Требования к уровню подготовки учащихся
Ключевые компетенции: - освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и
взаимосвязи природы, населения и хозяйства Тамбовской области;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии;
- воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране;
- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач.
Знать:
различие географических карт Тамбовской области по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
положение области на градусной сетке:
положение области на карте России и мира;
типы движения земной коры на территории области;
основные формы рельефа области и своей местности. Среднюю высоту территории области;
своеобразие горных пород своей местности и особенности их залегания;
тепловой пояс, в котором находится Тамбовская область;
времена года в области, их астрономическое , географическое и фенологическое начало;
климатические показатели погоды области;
понятия: поверхностные и подземные воды, река, озеро, болото, исток, устье, приток, бассейн, половодье, водные ресурсы, верхнее, среднее, нижнее течение реки. Виды питания рек. Меры по охране водных ресурсов. Общественные движения «Малым рекам – большую жизнь», «Родник – источник жизни!»;
определение «почва», главные типы почв в области;
зависимость формирования почв от рельефа и климата в различных частях области;
природный комплекс, природные компоненты;
характерных представителей растительного и животного мира;
своеобразие природных комплексов своей местности. Использование человеком, меры по охране;
причины изменения растительности своей местности по временам года:
взаимосвязь между природой и деятельностью человека в области;
плотность населения, город, поселок городского типа, село, деревня.
1. Называть и/или показывать:
примеры использования в деятельности человека планов, карт населённых пунктов области;
области, граничащие с Тамбовской;
свой населённый пункт на карте области;
географические координаты своей местности;
основные формы рельефа в области;
характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;
подземные и поверхностные воды области;
речную систему, речной бассейн;
называть общественное движение «Малым рекам – большую жизнь»;
компоненты ПТК
главные типы почв в области;
зависимость формирования почв от рельефа и климата в разных частях области;
уметь читать почвенную карту;
правила поведения в природе;
причины изменения температуры воздуха в области в течение суток, года;
главную причину образования ветра на территории Тамбовской области;
главную причину образования облаков, осадков;
характерных представителей растительного и животного мира;
понятия- плотность населения, город, посёлок городского типа, село, деревня;
2. Приводить примеры:
характерных природных явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере происходящие в области;
связей между элементами погоды;
изменения погоды на территории нашего края в связи со сменой воздушных масс;
воздействия организмов на компоненты неживой природы;
влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;
меры по охране природы в своей местности;
горных пород области, их использования человеком;
влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;
взаимосвязей: река — рельеф;
искусственных водоемов на территории Тамбовской области;
приводить примеры влияния хозяйственной деятельности на природу;
проводить практические работы на местности.
3. Определять:
атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;
стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам;
высоту солнца над горизонтом на широте школы;
вычислять среднюю температуру за сутки, месяц, год, амплитуду температур по данным календаря погоды;
вычерчивать графики хода температур, строить розу ветров по данным наблюдений;
давать характеристику погоды за сутки, месяц, описывать характерные признаки погоды различных сезонов года в своей местности;
абсолютные и относительные высоты;
объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте;
по карте географическое положение объектов;
по образцам: осадочные и магматические горные породы;
фенологические сроки начала времен года.
плотность населения по карте Тамбовской области;
показывать на карте города области;
4. Описывать:
— географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и
животный мир), их использование и изменение человеком; давать оценку экологического состояния.
5. Объяснять:
— особенности рельефа, климата, вод, биокомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения в своей местности.
Содержание.
Раздел 1. План и карта. (2 часа)
Тема 1. Тамбовская область на географической карте. Положение области на физической, административной картах России; физической и политической картах мира6 материке, Восточно-Европейской равнине, на градусной сетке. Пограничные области.
Определение положения области на градусной сетке:
А) определение координат города Тамбова;
Б) нахождение Тамбова по координатам на глобусе и карте России;
В) измерение расстояний по глобусу и карте от города Тамбова до Северного полюса, экватора, Балтийского и Чёрного морей, Москвы.
Тема 2. Путешествие по картам области. Ориентирование на местности. Определение направлений и расстояний по плану г тамбова или плану своей местности, административной и топографической картам области. Условные знаки: контурные, линейные, внемасштабные. Изолинии: изобаты, изотермы. Способы изображения явлений на тематических картах: способ ареалов, знаки движения, качественный фон, количественный фон. Тематические и топографические карты области.
Практическая работа №1.
Определение направления и расстояния от Тамбова до своего населённого пункта.
Изучение способов изображения географических объектов и явлений на тематических картах области.
Определение направлений, азимутов и расстояний по плану г Тамбова и топографической карте области.
Раздел 2. Рельеф и минеральные богатства Тамбовской области (3 часа)
Тема 3. Строение поверхности территории Тамбовской области. Положение территории области на Окско-Донской низменности Восточно-Европейской равнины (на плите Русской платформы). Движения земной коры на территории области. Равнинность территории края. Средние и мелкие формы рельефа.
Тема 4. Горные породы и минеральные богатства Тамбовской области. Осадочное происхождение горных пород. Особенности залегания горных пород на территории области. Виды минеральных ресурсов: пески, глины, известняк, фосфориты, основные месторождения. Рациональное использование минеральных богатств области.
Практическая работа №2
Описание горных пород Тамбовского края.
Тема 5. Основные формы рельефа Тамбовской области. Основные формы рельефа Тамбовской области (долины рек, овраги, балки, западины), их происхождение. Роль внешних процессов в изменении современного рельефа. Разнообразие абсолютных и относительных высот территории области (определение по физической карте Тамбовской области максимальной и минимальной высоты). Влияние рельефа на условия жизни, хозяйственную деятельность людей, на особенности природы.
Раздел 3.Погода и климат Тамбовской области.
Тема 6. Времена года и типы погод на территории Тамбовской области. Годовое движение Земли и изменение высоты Солнца над горизонтом своей местности. Смена времён года. Типы погод и сезоны года в области, их астрономическое, географическое и фенологическое начало. Определение высоты солнца над горизонтом на широте своей школы и вычерчивание графика годового движения солнца.
Тема 7. Распределение климатических показателей по территории области. Температура воздуха по сезонам года. Среднемесячная, среднесуточная, минимальная, максимальная температура, амплитуда своей местности. Осадки. Зависимость количества осадков от направления ветра и сезона года. Роза ветров своей местности.
Практическая работа №3.
Определение средних температур, амплитуды температуры, построение розы ветров по данным наблюдений.
Тема 8. Климат своей местности. Распределение июньских и январских температур, распределение осадков, преобладающие направления ветра. Основные понятия: изотерма, изобара. Описание погоды своей местности по данным календаря погоды. Сравнение результатов наблюдений за несколько лет.
Практическая работа №4
Составление картосхемы климатических показателей своей местности.
Тема 9. Климат и человек. Влияние климата на условия жизни и деятельности человека нашей области. Положительное и отрицательное влияние климата на жизнь человека. Положительное и отрицательное влияние на климат своей местности. Атмосферное явление. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве
Практическая работа №5
Атмосферные явления в жизни человека.
Раздел 4. Воды Тамбовской области (2 часа)
Тема 10.Разнообразие вод суши Тамбовской области
Состав вод суши на территории Тамбовской области. Поверхностные и подземные воды и их виды. Природные и искусственные водоемы. Река – главная часть состава вод суши и её значение в водообеспечении области и своей местности. Влияние рельефа и климата на воды суши. Режим и питание поверхностных вод.
Практическая работа №6
На к/к обозначить реки: Ворона, Цна, Савала, Воронеж. Озеро: Рамза. Водохранилище: Челнавское. Минеральные источники: Инжавино, Моршанск. Обозначить границу между Волжским и Донским бассейном, границы верхнего, среднего, нижнего течения реки Цны.
Тема 11. Роль воды в жизни человека.
Роль рек и озёр в заселении Тамбовского края. Реки транспортные магистрали. Искусственные водоемы: пруды и водохранилища. Реки и озера важнейшие зоны отдыха. Работа по направлениям: «Малым рекам – большую жизнь», «Родник – источник жизни»
Изучение по карте судоходной части и зон отдыха рек и озер своей местности.
Раздел 5. Органический мир родного края (3 часа)
Тема 12. Растительный и животный мир родного края.
Характер растительности, видовой состав растений и животных, их приспособленность к условиям обитания, хозяйственное использование. Красная книга.
Практическая работа№7
Определение по картам атласа лесистости Тамбовской области и заполнение таблицы: «Флора и фауна Тамбовской области»
Тема 13. Почвы Тамбовской области.
Понятие «почва», тип почвы, главные типы почв области. Различие в их главном свойстве – плодородии. Зависимость почв от условия формирования рельефа и климата. Почвенная карта области.
Тема 14. Природные комплексы тамбовского края. Меры по охране природы.
Взаимодействие компонентов природы: рельефа, климата. Почв, вод, растений и животных. Природные комплексы области. Влияние человека на природу. Меры по охране природы.
Практическая работа №7
Описание природного комплекса своей местности.
Раздел 6. Население Тамбовской области (2 часа)
Тема 15. Население. Его численность и плотность.
Принадлежность населения области к европеоидной расе, индоевропейской языковой семье, славянской группе. Национальный состав. Толерантность. Влияние истории заселения населения на его плотность. Особенности быта. Влияние природных условий на на условия жизни, быта, деятельности жителей нашей области.
Тема 16. Основные типы населенных пунктов области
Размещение населения по территории области. Типы населенных пунктов: город, поселок городского типа, село, деревня. Топонимы Тамбовской области. Связь топонимов с природными компонентами ландшафтов области. Замечательные люди Тамбовской области.
Практическая работа №8
Обозначить на к/к города Тамбовской области, свой населенный пункт.
Литература.
Для учителя:
Атлас Тамбовской области.
Государственные памятники природы Тамбовской области. Каталог под редакцией Т.В. Быстрицкого. Тамбов. 1986
Дубровин О.И., Инякина Е.Е. География и экология Тамбовской области. Тамбов. 2001.
Дудник Н.И. Природа Тамбовского края. Тамбов. 1994.
Дудник Н.И., Еремин А.В., Следников А.А. и др. Памятники природы Тамбовской области. 1995.
Использование природных ресурсов Тамбовской области в 2010 году. Тамбов. 2011.
Попова Т.И. Сказы о земле.
Следников А.А. Климатические ресурсы Тамбовской области. Тамбов. 1994.
Снытко М.К. География Тамбовской области. Тамбов. 1985.
Туристическими тропами Тамбовского края. Составитель М.Н. Кузьмина. Воронеж. 1987.
Для учащихся:
Атлас Тамбовской области.
Государственные памятники Тамбовской области. Каталог. Тамбов.1986.
Дудник Н.И. Природа Тамбовского края. 1994.
Попова Т.И. Сказы о земле.
Туристическими тропами Тамбовского края. Составитель М.Н. Кузьмина. Воронеж. 1987.
Контурные карты по географии тамбовской области.