СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Географическое краеведение

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географическому краеведению в 6 классе разработана с требованиями ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Географическое краеведение»

Пояснительная записка

Планирование составлено на основе

1. Примерной программы основного общего образования для образовательных учреждений;

2. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по

3. Авторской программы под руководством Л.В. Макарцева « Географическое краеведение Саратовской области»

Нормативная база включает Закон РФ об образовании, Приказ Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г(ООО), Федеральный государственный образовательный стандарт , утверждённый 17 декабря 2010г Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897,. «Положение о рабочей программе по учебному предмету,курсу, внеурочной деятельности» - Приказ № 73»а» от 21.06.2016 г., Учебный план школы – Протокол педсовета №1 от 29.08.2016 г.,Образовательная программа школы – Протокол педсовета № 1 от 29.08.2016 г.


учебного предмета.

Главным объектом изучения является родной край. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями Познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса окружающий мир в начальной школе и в 5 классе. В программе рассматриваются историко-географическая составляющая, персоналии краеведов, учёных. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе - формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Основной подход в географическом краеведении - геоэкологический. Он означает изучение природных условий как среды жизни и деятельности населения и каждого человека в отдельности; состояние природы и местных экологических проблем. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой культурой учащихся. Это умение ориентироваться в городской и сельской местности по компасу, солнцу, местным признакам, свободно пользоваться планом своего населённого пункта, объяснить дорогу другому человеку с помощью схематического рисунка.

Цель программы.

- создание природного образа малой родины.


Задачи программы.

  1. сформировать знания учащихся о рельефе, климате, вод суши, биосфере, на местном материале ввести понятия о природном комплексе;

  2. показать положительное и отрицательное влияние человека на компоненты и природный комплекс;

  3. научить читать топографический план, физико-географическую картину своей области;

  4. продолжить работу по обучению школьников приёмам пространственного ориентирования в условиях своего населённого пункта и в сельской местности;

  5. создавать основу для приобщения учащихся к простейшей исследовательской деятельности; в практической деятельности использовать метод наблюдения полевых исследований, сравнительный и картографический.


Место учебного предмета в учебном плане.

(34 ч., 1 ч. в неделю, резерв времени)


Планируемые результаты освоения учебного предмета.


Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

-ставить учебную задачу под руководством учителя;

-планировать свою деятельность под руководством учителя;

-работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

-работать в соответствии с предложенным планом;

-участвовать в совместной деятельности;

-сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

-оценивать работу одноклассников;

-выделять главное, существенные признаки понятий;

-определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

-сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

-высказывать суждения, подтверждая их фактами;

-классифицировать информацию по заданным признакам;

-искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

-работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

-классифицировать информацию;

-создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.


Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

-ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-опытом участия в социально значимом труде;

-осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

-коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,

-общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

-пониманием ценности здорового образа жизни;

-основами экологической культуры.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- определять географическое положение родного края, города, посёлка;

- определять координаты района;

- составлять календарь погоды своей местности;

- объяснять особенности взаимодействия человека и природы родного края;

-называть и показывать основные географические объекты;

- работать с контурной картой;

-называть меры по охране природ;

-рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;

-приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.


Содержание учебного предмета с указанием количества часов.

1.Введение.

Что изучает географическое краеведение? Знание о своём районе, посёлке. Роль района в жизни области, страны. Профессии, связанные с краеведением -1

II. История исследования Саратовской области, методы исследования - 3

Изучение природы нашего края со 2 в н.э., первые сведения о Волге. Путешественники, иностранные послы: араб Ибн Батут, французский посол - Гильом Рубрук (1254 г.), венецианский путешественник Марко Поло (1261 г.), венецианский посол Контарини (1476 г.). Картографические сведения в 16 в., «Большой чертёж» 18 в. географы И.В. Кириллов, ВН. Татищев, П.И. Рычков. 1768-1774 - исследование Поволжья - П.С. Паллаом, И.П. Фальком, И.И.Лепехиным, С. Никитиным (описание рельефа), П.П. Семёновым (природа края). Практическая работа:

Организация наблюдения за высотой солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями состояния водоёмов, растительности животного мира.

Определите формы поверхности и характера залегания пород. Особенности их использования.

III. Особенности географического положения области, района - 2

Расположение на материке, части света. Площадь. Сравнение с другими областями г странами. Областной центр. Пограничные территории. Благоприятное географическое положение.

Практическая работа с картосхемой «Географическое положение Саратовской области», выявить наибольшие районы и наименьшие по площади. Назвать города на Волге. Охарактеризовать географическое положение своего района, населённого пункта. Определение координат Саратова, своего пункта.

IV. Строение земной карты. Минералы и горные породы - 2

Геологическое строение. Путешествие по берегам морей, которых никто никогда не видел. Изменение территории по геологическим эпохам. Различия в геологическом строении правобережья и левобережья, горные породы вашей местности. Профессия геолога.

Практическая работа. Определение горных пород по образцам. Научиться различать осадочные и магматические йороды по внешним признакам.

V. Рельеф Саратовской области, своего района - 2

Формы рельефа. Особенность рельефа. Рельеф правобережья. Наиболее высокие участки правобережья. Особенности рельефа левобережья. Отображение особенностей рельефа в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе. Профессия землемера. Практическая работа - на контурную карту Саратовской области нанести основные формы рельефа. Дать оценку рельефа местности, где вы живёте (какие формы поверхности образуют рельеф, назовите полезные ископаемые своей местности). Полезные ископаемые и их хозяйственное значение.

Горючие полезные ископаемые - нефть, газ. Газопровод Саратов-Москва (1943 г.) Горючие сланцы - торф. Химическое сырьё - каменные и калийные соли. Фосфориты. Строительные материалы - известняки, доломиты, глина,

пески.

VI. Воды суши Саратовской области - 4

Воды суши: подземные и поверхностные.

Реки. Речная система. Влияние рельефа на направление и характер течения реки. Тип питания рек Саратовской области.

Реки Волжского бассейна, реки бассейна Дона, реки бессточного бассейна, грунтовые воды.

Волга - главная река области, её значение в жизни населения области, искусственные водоёмы.

Озёра области. Питание озёр. Минеральные воды. Профессия гидролога. Гидрологические наблюдения.

Практическая работа: нанесение на контурную карту области объекта гидрологии. Составление по карте характеристики реки. Определение глубины малых рек.

VII. Атмосфера. Климат области - 5

Метеорологические элементы. Типичные погоды местности. Наблюдения за погодой. Метеорологические станции. Профессия метеоролога. Местные признаки погоды. Средние температуры воздуха (за сутки, месяц) в населённом пункте. Амплитуда температур. Ветры, господствующие в области. Определение ветра по флюгелю и по местным признакам. Роза ветров. Осадки. Значение осадков в жизни людей. Климат области, своего района, населённого пункта. Влияние климатических условий на жизнь людей, его здоровье. Профессия климатолога.

Практическая работа. Обработка и анализ метеорологических наблюдений. Построение диаграмм. Описание погоды за сутки. Предсказание погоды по местным признакам. Составление характеристики климата своего района, населённого пункта.

VIII. Природные комплексы Саратовской области - 3

Типы почв Саратовской области, своего района. Факторы, влияющие на формирование почв. Охрана почв.

Растительность области и своего района. Лекарственные растения. Животный мир. Охрана растительного и животного мира.

Природные зоны: лесостепь, степь, полупустыня. Особенности каждой зоны. Охраняемые памятники природы правобережья, левобережья. Экологические проблемы Саратовской области. Практическая работа: экскурсия в природный комплекс.

IX. План местности - 5

Условные топографические знаки. Способы определения направлений и расстояний на плане. Масштаб. Горизонтали. Чтение плана на местности. Ориентирование по плану и компасу. Движение по азимуту. Профессия топографа.

Глазомерные съёмки (маршрутные и площадные). Воображаемое путешествие по физической карте своей местности. Топонимика области и своего населённого пункта. Практическая работа: Описание маршрута по плану местности. Ориентирование по плану своего населённого пункта.

X. Население области,"своего района - 3

История заселения, освоения области, своего населённого пункта. Народы, национальные и культурные традиции. Ремёсла. Экскурсия в музей.

Резерв времени - 4.

Учебно-тематический план

№п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Кол-во контрольных, проверочных, практических работ


I.

Моя малая Родина



6


II.

Природа земли

13

8

III.


Географическая оболочка- среда жизни

13

4


Резерв времени




2




Типология уроков.

Урок изучения нового материала

Урок закрепления знаний, умений, навыков

Комбинированный урок

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Контрольный урок

Урок самостоятельной работы

Повторительно-обобщающий урок


Виды и формы контроля

тестовое задание

– самостоятельная работа

- зачет (устный, письменный).

– письменная проверочная работа;

- карточки - задания

- кроссворд

Перечень учебно-методического и материального обеспечения образовательного процесса(в зависимости от специфики предмета)

Литература для учителя.

    1. Востряков А.В., Ковальский Ф.И. Геология и полезные ископаемые Саратовской области. - Издательство СГУ, 1986.

    2. География Саратовской области/ под ред. Н.В. Тельтевской. Издательство Саратовского университета, 1993.

    3. Горцев В.И. Саратовская область в географических названиях.

    4. Доклад о состоянии окружающего природной среды Саратовской области в 2005 г. - Саратов, 2006.


5. Практические работы по географии 6-9 класс/ под ред. И.И. Бариновой. - Москва. «Школа-Пресс», 2001.

6. Саратовской губернии чертежи: сост. В.Х. Валеев. - Саратов. Приволжское издательство, 1997.

7. Семенов В.Н. Саратов геологический. - Издательство СГУ, 2000.

8. Хижняк Л.Г., Новоженова З.Л. Зелёный остров, Серый ключ, Красная речка. - Приволжское книжное издательство, 1990.

  1. Худяков Д.С. Земля Саратовская. - Саратов. «Соотечественник», «Кадр», 1998.

  2. Энциклопедия Саратовской области. - Саратов. Приволжское издательство, 2002.


Литература для учащихся.

    1. А.М. Демин, Л.В. Макарцева, С.В. Уставщикова. География Саратовской области. - Саратов. Издательство «Лицей», 2005.

    2. Леденцов Н.И. Страна загадок и чудес. Саратов. Приволжское книжное издательство, 1983.

    3. Палькин Н.Е. О, Волга! - М., Молодая гвардия, 1985.

    4. Студенцов Н.Н. Две загадки Саратова. - Саратов. Издательство СГУ, 1989.

    5. Худяков Д.С. Земля Саратовская. Саратов. «Соотечественник», «Кадр», 1998.

    6. Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей которых никто никогда не видал. - Саратов. Приволжское издательство, 1980.

    7. Чигуряева А.А. Опасайтесь потерять друзей. - Саратов. Приволжское книжное издательство, 1983.


Тематическое планирование


№ урока

Тема урока

Количество часов


Раздел 1. МОЯ МАЛАЯ РОДИНА

6

1.

Введение. Что изучает географическое краеведение?

1

2.

История исследования Саратовской области. Практическая работа.

1

3.

История исследования Саратовской области.

1

4.

История исследования Саратовской области, методы исследования.

Практическая работа.

1

5.

Особенности географического положения области.

1

6.

Особенности географического положения области.

1


Раздел II. ПРИРОДА ЗЕМЛИ


13

7.

Строение земной коры.

1

8.

Минеральные и горные породы.

Практическая работа.

1

9.

Рельеф Саратовской области

1

10.

Изменение рельефа под влиянием деятельности людей.

Практическая работа.

1

11.

Воды суши Саратовской области. Подземные и поверхностные

1

12.

Воды суши Саратовской области. Реки. Практическая работа

1

13.

Тип питания рек Саратовской области.

1

8.

Минеральные и горные породы.

Практическая работа.

1

9.

Рельеф Саратовской области

1

10.

Изменение рельефа под влиянием деятельности людей.

Практическая работа.

1

11.

Воды суши Саратовской области. Подземные и поверхностные

1

12.

Воды суши Саратовской области. Реки. Практическая работа

1

13.

Тип питания рек Саратовской области.

1

14.

Озера, пруды Саратовской области. Практическая работа.

1

15.

Использование и охрана, вод своего края.

1

16.

Климат области. Местные признаки погоды

1

17.

Атмосфера. Климат области.

1

18.

Основные климатические показатели Саратовской области.

1

19.

Построение розы ветров. Практическая работа.

1

20.

Атмосфера. Климат области.

1

21.

Влияние климата на жизнь и здоровье людей.

1


Раздел III ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – СРЕДА ЖИЗНИ

13

22.

Растительный мир своего края.

1

23.

Животный мир своего края.

1

24.

.Природные комплексы. Природные зоны родного края.

1

25.

Экологические проблемы Саратовской области.

1

26.

Почва своего края.

Тестирование.

1

27.

Знакомство с планом города Саратова. Практическая работа.

1

28.

План местности.

1

29.

Описание маршрута по плану.

1

30.

Население области. История заселения.

1

31.

Народы. Национальные и культурные традиции.

1

32.

Численность населения Саратовской области. Демографическая ситуация.

1

33.

Города, сёла, деревни Саратовской области. Практическая работа.

1

34.

Итоговая проверка знаний по курсу «Географическое краеведение». Тест-зачет.

1


Резерв времени

2 часа