Пояснительная записка
Планирование составлено на основе
1. Примерной программы основного общего образования для образовательных учреждений;
2. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по
3. Авторской программы под руководством Л.В. Макарцева « Географическое краеведение Саратовской области»
Нормативная база включает Закон РФ об образовании, Приказ Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г(ООО), Федеральный государственный образовательный стандарт , утверждённый 17 декабря 2010г Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897,. «Положение о рабочей программе по учебному предмету,курсу, внеурочной деятельности» - Приказ № 73»а» от 21.06.2016 г., Учебный план школы – Протокол педсовета №1 от 29.08.2016 г.,Образовательная программа школы – Протокол педсовета № 1 от 29.08.2016 г.
учебного предмета.
Главным объектом изучения является родной край. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями Познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса окружающий мир в начальной школе и в 5 классе. В программе рассматриваются историко-географическая составляющая, персоналии краеведов, учёных. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе - формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Основной подход в географическом краеведении - геоэкологический. Он означает изучение природных условий как среды жизни и деятельности населения и каждого человека в отдельности; состояние природы и местных экологических проблем. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой культурой учащихся. Это умение ориентироваться в городской и сельской местности по компасу, солнцу, местным признакам, свободно пользоваться планом своего населённого пункта, объяснить дорогу другому человеку с помощью схематического рисунка.
Цель программы.
- создание природного образа малой родины.
Задачи программы.
сформировать знания учащихся о рельефе, климате, вод суши, биосфере, на местном материале ввести понятия о природном комплексе;
показать положительное и отрицательное влияние человека на компоненты и природный комплекс;
научить читать топографический план, физико-географическую картину своей области;
продолжить работу по обучению школьников приёмам пространственного ориентирования в условиях своего населённого пункта и в сельской местности;
создавать основу для приобщения учащихся к простейшей исследовательской деятельности; в практической деятельности использовать метод наблюдения полевых исследований, сравнительный и картографический.
Место учебного предмета в учебном плане.
(34 ч., 1 ч. в неделю, резерв времени)
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
-ставить учебную задачу под руководством учителя;
-планировать свою деятельность под руководством учителя;
-работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
-работать в соответствии с предложенным планом;
-участвовать в совместной деятельности;
-сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
-оценивать работу одноклассников;
-выделять главное, существенные признаки понятий;
-определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
-сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
-высказывать суждения, подтверждая их фактами;
-классифицировать информацию по заданным признакам;
-искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
-работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
-классифицировать информацию;
-создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
-ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-опытом участия в социально значимом труде;
-осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
-коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,
-общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
-пониманием ценности здорового образа жизни;
-основами экологической культуры.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- определять географическое положение родного края, города, посёлка;
- определять координаты района;
- составлять календарь погоды своей местности;
- объяснять особенности взаимодействия человека и природы родного края;
-называть и показывать основные географические объекты;
- работать с контурной картой;
-называть меры по охране природ;
-рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;
-приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.
Содержание учебного предмета с указанием количества часов.
1.Введение.
Что изучает географическое краеведение? Знание о своём районе, посёлке. Роль района в жизни области, страны. Профессии, связанные с краеведением -1
II. История исследования Саратовской области, методы исследования - 3
Изучение природы нашего края со 2 в н.э., первые сведения о Волге. Путешественники, иностранные послы: араб Ибн Батут, французский посол - Гильом Рубрук (1254 г.), венецианский путешественник Марко Поло (1261 г.), венецианский посол Контарини (1476 г.). Картографические сведения в 16 в., «Большой чертёж» 18 в. географы И.В. Кириллов, ВН. Татищев, П.И. Рычков. 1768-1774 - исследование Поволжья - П.С. Паллаом, И.П. Фальком, И.И.Лепехиным, С. Никитиным (описание рельефа), П.П. Семёновым (природа края). Практическая работа:
Организация наблюдения за высотой солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями состояния водоёмов, растительности животного мира.
Определите формы поверхности и характера залегания пород. Особенности их использования.
III. Особенности географического положения области, района - 2
Расположение на материке, части света. Площадь. Сравнение с другими областями г странами. Областной центр. Пограничные территории. Благоприятное географическое положение.
Практическая работа с картосхемой «Географическое положение Саратовской области», выявить наибольшие районы и наименьшие по площади. Назвать города на Волге. Охарактеризовать географическое положение своего района, населённого пункта. Определение координат Саратова, своего пункта.
IV. Строение земной карты. Минералы и горные породы - 2
Геологическое строение. Путешествие по берегам морей, которых никто никогда не видел. Изменение территории по геологическим эпохам. Различия в геологическом строении правобережья и левобережья, горные породы вашей местности. Профессия геолога.
Практическая работа. Определение горных пород по образцам. Научиться различать осадочные и магматические йороды по внешним признакам.
V. Рельеф Саратовской области, своего района - 2
Формы рельефа. Особенность рельефа. Рельеф правобережья. Наиболее высокие участки правобережья. Особенности рельефа левобережья. Отображение особенностей рельефа в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе. Профессия землемера. Практическая работа - на контурную карту Саратовской области нанести основные формы рельефа. Дать оценку рельефа местности, где вы живёте (какие формы поверхности образуют рельеф, назовите полезные ископаемые своей местности). Полезные ископаемые и их хозяйственное значение.
Горючие полезные ископаемые - нефть, газ. Газопровод Саратов-Москва (1943 г.) Горючие сланцы - торф. Химическое сырьё - каменные и калийные соли. Фосфориты. Строительные материалы - известняки, доломиты, глина,
пески.
VI. Воды суши Саратовской области - 4
Воды суши: подземные и поверхностные.
Реки. Речная система. Влияние рельефа на направление и характер течения реки. Тип питания рек Саратовской области.
Реки Волжского бассейна, реки бассейна Дона, реки бессточного бассейна, грунтовые воды.
Волга - главная река области, её значение в жизни населения области, искусственные водоёмы.
Озёра области. Питание озёр. Минеральные воды. Профессия гидролога. Гидрологические наблюдения.
Практическая работа: нанесение на контурную карту области объекта гидрологии. Составление по карте характеристики реки. Определение глубины малых рек.
VII. Атмосфера. Климат области - 5
Метеорологические элементы. Типичные погоды местности. Наблюдения за погодой. Метеорологические станции. Профессия метеоролога. Местные признаки погоды. Средние температуры воздуха (за сутки, месяц) в населённом пункте. Амплитуда температур. Ветры, господствующие в области. Определение ветра по флюгелю и по местным признакам. Роза ветров. Осадки. Значение осадков в жизни людей. Климат области, своего района, населённого пункта. Влияние климатических условий на жизнь людей, его здоровье. Профессия климатолога.
Практическая работа. Обработка и анализ метеорологических наблюдений. Построение диаграмм. Описание погоды за сутки. Предсказание погоды по местным признакам. Составление характеристики климата своего района, населённого пункта.
VIII. Природные комплексы Саратовской области - 3
Типы почв Саратовской области, своего района. Факторы, влияющие на формирование почв. Охрана почв.
Растительность области и своего района. Лекарственные растения. Животный мир. Охрана растительного и животного мира.
Природные зоны: лесостепь, степь, полупустыня. Особенности каждой зоны. Охраняемые памятники природы правобережья, левобережья. Экологические проблемы Саратовской области. Практическая работа: экскурсия в природный комплекс.
IX. План местности - 5
Условные топографические знаки. Способы определения направлений и расстояний на плане. Масштаб. Горизонтали. Чтение плана на местности. Ориентирование по плану и компасу. Движение по азимуту. Профессия топографа.
Глазомерные съёмки (маршрутные и площадные). Воображаемое путешествие по физической карте своей местности. Топонимика области и своего населённого пункта. Практическая работа: Описание маршрута по плану местности. Ориентирование по плану своего населённого пункта.
X. Население области,"своего района - 3
История заселения, освоения области, своего населённого пункта. Народы, национальные и культурные традиции. Ремёсла. Экскурсия в музей.
Резерв времени - 4.
Учебно-тематический план
№п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Кол-во контрольных, проверочных, практических работ |
I. | Моя малая Родина | 6 | |
II. | Природа земли | 13 | 8 |
III. | Географическая оболочка- среда жизни | 13 | 4 |
| Резерв времени
| 2 | |
Типология уроков.
Урок изучения нового материала |
Урок закрепления знаний, умений, навыков Комбинированный урок Урок проверки и коррекции знаний и умений |
Контрольный урок |
Урок самостоятельной работы |
Повторительно-обобщающий урок |
|
Виды и формы контроля
тестовое задание
– самостоятельная работа
- зачет (устный, письменный).
– письменная проверочная работа;
- карточки - задания
- кроссворд
Перечень учебно-методического и материального обеспечения образовательного процесса(в зависимости от специфики предмета)
Литература для учителя.
Востряков А.В., Ковальский Ф.И. Геология и полезные ископаемые Саратовской области. - Издательство СГУ, 1986.
География Саратовской области/ под ред. Н.В. Тельтевской. Издательство Саратовского университета, 1993.
Горцев В.И. Саратовская область в географических названиях.
Доклад о состоянии окружающего природной среды Саратовской области в 2005 г. - Саратов, 2006.
5. Практические работы по географии 6-9 класс/ под ред. И.И. Бариновой. - Москва. «Школа-Пресс», 2001.
6. Саратовской губернии чертежи: сост. В.Х. Валеев. - Саратов. Приволжское издательство, 1997.
7. Семенов В.Н. Саратов геологический. - Издательство СГУ, 2000.
8. Хижняк Л.Г., Новоженова З.Л. Зелёный остров, Серый ключ, Красная речка. - Приволжское книжное издательство, 1990.
Худяков Д.С. Земля Саратовская. - Саратов. «Соотечественник», «Кадр», 1998.
Энциклопедия Саратовской области. - Саратов. Приволжское издательство, 2002.
Литература для учащихся.
А.М. Демин, Л.В. Макарцева, С.В. Уставщикова. География Саратовской области. - Саратов. Издательство «Лицей», 2005.
Леденцов Н.И. Страна загадок и чудес. Саратов. Приволжское книжное издательство, 1983.
Палькин Н.Е. О, Волга! - М., Молодая гвардия, 1985.
Студенцов Н.Н. Две загадки Саратова. - Саратов. Издательство СГУ, 1989.
Худяков Д.С. Земля Саратовская. Саратов. «Соотечественник», «Кадр», 1998.
Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей которых никто никогда не видал. - Саратов. Приволжское издательство, 1980.
Чигуряева А.А. Опасайтесь потерять друзей. - Саратов. Приволжское книжное издательство, 1983.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов |
| Раздел 1. МОЯ МАЛАЯ РОДИНА | 6 |
1. | Введение. Что изучает географическое краеведение? | 1 |
2. | История исследования Саратовской области. Практическая работа. | 1 |
3. | История исследования Саратовской области. | 1 |
4. | История исследования Саратовской области, методы исследования. Практическая работа. | 1 |
5. | Особенности географического положения области. | 1 |
6. | Особенности географического положения области. | 1 |
| Раздел II. ПРИРОДА ЗЕМЛИ | 13 |
7. | Строение земной коры. | 1 |
8. | Минеральные и горные породы. Практическая работа. | 1 |
9. | Рельеф Саратовской области | 1 |
10. | Изменение рельефа под влиянием деятельности людей. Практическая работа. | 1 |
11. | Воды суши Саратовской области. Подземные и поверхностные | 1 |
12. | Воды суши Саратовской области. Реки. Практическая работа | 1 |
13. | Тип питания рек Саратовской области. | 1 |
8. | Минеральные и горные породы. Практическая работа. | 1 |
9. | Рельеф Саратовской области | 1 |
10. | Изменение рельефа под влиянием деятельности людей. Практическая работа. | 1 |
11. | Воды суши Саратовской области. Подземные и поверхностные | 1 |
12. | Воды суши Саратовской области. Реки. Практическая работа | 1 |
13. | Тип питания рек Саратовской области. | 1 |
14. | Озера, пруды Саратовской области. Практическая работа. | 1 |
15. | Использование и охрана, вод своего края. | 1 |
16. | Климат области. Местные признаки погоды | 1 |
17. | Атмосфера. Климат области. | 1 |
18. | Основные климатические показатели Саратовской области. | 1 |
19. | Построение розы ветров. Практическая работа. | 1 |
20. | Атмосфера. Климат области. | 1 |
21. | Влияние климата на жизнь и здоровье людей. | 1 |
| Раздел III ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – СРЕДА ЖИЗНИ | 13 |
22. | Растительный мир своего края. | 1 |
23. | Животный мир своего края. | 1 |
24. | .Природные комплексы. Природные зоны родного края. | 1 |
25. | Экологические проблемы Саратовской области. | 1 |
26. | Почва своего края. Тестирование. | 1 |
27. | Знакомство с планом города Саратова. Практическая работа. | 1 |
28. | План местности. | 1 |
29. | Описание маршрута по плану. | 1 |
30. | Население области. История заселения. | 1 |
31. | Народы. Национальные и культурные традиции. | 1 |
32. | Численность населения Саратовской области. Демографическая ситуация. | 1 |
33. | Города, сёла, деревни Саратовской области. Практическая работа. | 1 |
34. | Итоговая проверка знаний по курсу «Географическое краеведение». Тест-зачет. | 1 |
| Резерв времени | 2 часа |