ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус МО РФ»
Кульмаметьев Тимур Асфандиярович, преподаватель информатики.
Предмет: информатика и ИКТ.
Раздел программы: Построение и исследование информационных моделей.
Тип урока: изучение нового материала, урок-исследование.
Вид урока: комбинированный.
Оборудование: компьютерный класс, проектор, цифровая доска, конспект урока.
Программное обеспечение: ОС Windows, браузер Yandex, программы Microsoft Power Point, 2ГИС Омск, Google Планета Земля, электронный учебник к уроку Моделирование.exe, подготовленный преподавателем информатики.
Цели урока:
Образовательная – познакомить учащихся с геоинформационными системами, с приемами поиска и средствами навигации геоинформационных систем, со значением космических снимков в создании ГИС, показать значимость темы в будущей военной профессии.
Развивающая – развивать познавательный интерес кадетов, умения применять полученные знания на практике, прививать навыки исследовательской работы, обозначить межпредметные связи с географией и логикой.
Воспитательная – повысить уровень информационной культуры и социальной адаптации учащихся.
План урока:
Организационный момент.
Подготовительная работа (разминка).
Актуализация опорных знаний.
Объяснение нового материала и первичное закрепление знаний.
Выполнение практической работы.
Задание на дом.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Преподаватель. Тема урока «Геоинформационные системы». На уроке вы познакомитесь с геоинформационными системами, приемами поиска и средствами навигации в геоинформационных системах и выполните практическую работу с использованием ГИС.
2. Фронтальная работа. Повторение пройденного материала.
Файл №1 - «Классификация моделей (повторение)» 2 мин.
Файл №2 – «Разминка (Классификация моделей)» 5 мин.
3. Объяснение нового материала
Файл №3 – «Геоинформационные системы» 8 мин
Преподаватель. Одним из видов графических информационных моделей являются географические карты. Настоящее время невозможно представить без компьютера, который дал новую жизнь картам – они стали цифровыми. Геоинформационное моделирование базируется на создании многослойных электронных карт, в которых опорный слой описывает географию определенной территории, а каждый из остальных – один из аспектов состояния этой территории. На географическую карту могут быть выведены различные слои объектов: города, дороги, аэропорты и др. Геоинформационное моделирование связано с Географическими Информационными Системами или ГИС.
ГИС – это современная компьютерная технология для картографирования и анализа объектов реального мира, а также событий, происходящих на нашей планете, в нашей жизни и деятельности.
Электронная карта, созданная в ГИС, содержит скрытую информацию, которую можно «активизировать» по необходимости. ГИС хранит информацию о реальном мире в виде набора тематических слоев, которые объединены на основе географического положения. Каждый слой состоит из данных на определенную тему. Например, сведения о пространственном положении, привязка к географическим координатам или ссылки на адрес и табличные данные. В ГИС используются картографический материал, имеющий привязку в заданной системе координат. При использовании подобных ссылок для автоматического определения местоположения объекта применяется процедура, называемая геокодированием. С ее помощью можно быстро определить и посмотреть на карте, где находится интересующий объект и его характеристики. ГИС позволяет быстро производить пространственный анализ данных и на его основе принимать эффективные управленческие решения.
Например, если вы изучаете определенную территорию, то один слой карты может содержать данные о дорогах, второй – о водоемах, третий – о больницах и так далее. Вы можете просматривать каждый слой-карту по отдельности, а можете совмещать сразу несколько слоев, или выбирать отдельную информацию из различных слоев и создавать на основе выборки тематические карты.
Технологию ГИС применяют практически во всех сферах человеческой деятельности – будь то анализ таких глобальных проблем как перенаселение, загрязнение территории, природные катастрофы, так и решение частных задач, таких как поиск наилучшего маршрута между пунктами, поиск дома по его адресу, прокладка трубопровода на местности, различные муниципальные задачи и др.
4. К этому уроку кадеты подготовили презентации ГЛОНАСС и GPS – им слово.
файл №4 - «GPS» 5 мин;
файл №5 - «ГЛОНАСС» 5 мин.
Кадеты отвечают, преподаватель комментирует и оценивает работы.
Преподаватель. Как создают карты военные топографы?
Файл №6 «Военная топография получила цифровые технологии» 3 мин
Космическая съемка – съемка земной поверхности с космических летательных аппаратов при помощи специальной аппаратуры (фотосъемка, сканерная съемка, тепловая съемка и др.).
Раньше, изучая землю, картографы затрачивали целые столетия для того, чтобы нанести на карту различные географические объекты. Всего за 10 минут космический корабль может сфотографировать до 1 млн. кв. км земной поверхности, в то время как из самолета такую площадь снимают за 4 года, а геологам и топографам потребовалось бы для этого приблизительно 80 лет. С помощью космической съемки, удалось стереть многие «белые пятна» в труднодоступных районах земли.
Историческая справка
I. Первые снимки из космоса были сделаны:
с ракет в 1946,
с искусственных спутников Земли – в 1960,
с пилотируемых космических кораблей – в 1961 (Ю. А. Гагариным).
Первая фотография из космоса сделана чуть больше года спустя после окончания Второй мировой войны. 24 октября 1946 года ракета V-2, запущенная со стартовой площадки полигона White Sands в штате Нью-Мехико, поднялась на высоту 104.6 км. Фотокамера, установленная на борту, делала по снимку каждые полторы секунды полета. После нескольких минут пребывания в космическом пространстве ракета вернулась на землю. Посадка не планировалась мягкой, и ракета разбилась вдребезги, а вместе с ней и камера. Стальная кассета с пленкой осталась цела, и ученые получили в свои руки уникальный фотоматериал. До 1946 года самыми "высотными" снимками Земли считались фотографии, сделанные с воздушного шара Explorer II (22 км) в 1935 году.
II. В 1987 г., находясь в космосе на станции «Мир», космонавты Юрий Романенко, Александр Лавейкин и Александр Александров провели съемки значительной части Антарктиды. Все это помогло в создании подробной карты этого материка в масштабе 1:200000 (2 км в см).
5. Выполнение индивидуальной практической работы
Задание №1 2ГИС Омск. 8 мин
Запустить предустановленную программу 2ГИС.
Найти на карте, установить метку:
Омский кадетский военный корпус;
Ж/д вокзал, автовокзал
Музейный комплекс воинской славы омичей
Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева, Омский филиал
Омский автобронетанковый инженерный институт;
Найти расстояние от КПП корпуса до остановки «Детский мир».
Найти все банкоматы Сбербанка России в радиусе 600 метров от кинотеатра Маяковский.
Задание №2 (Google Планета Земля) Что изображено и в какой стране? 6 мин
(Кадеты, используя знания географии и анализируя дополнительную информацию по координатам, определяют объекты).
Задания: Ответы:
55.754038° 37.620261° Москва. Красная площадь.
52°55'9.98"N 158°29'21.44"E Поселок Рыбачий, база АПЛ. Россия.
38°52'16.39"N 77°3'27.76"W Вашингтон, Пентагон, США.
48°44'32.47"N 44°32'12.93"E Волгоград. «Родина – мать зовет!»
Подведение итогов
Преподаватель. В конце урока я хочу, чтобы каждый из вас ответил на следующие вопросы: Что я делал? С какой целью? Какой результат я получил? Какие трудности возникли? Почему? Как они были преодолены? 3 мин.
Домашнее задание:
А) Более детально познакомьтесь с Google Планета Земля и www.kosmosnimki.ru.
B) Что изображено и в какой стране?
Вариант №1 Ответы:
37°56'17.76" N 86°03'27.56" W 33°52'59.30" N 117°15'56.86" W 22°57'06.88" S 43°12'37.56" W 41.890266° 12.492565° 55.754038° 37.620261° 25° 7'15.78N 55°8'7.69E | Рисунок на поле, США (штат Кентукки) Музей авиации, США (штат Калифорния) Статуя Христа, (Бразилия) Колизей, Рим, Италия Красная площадь, Москва Искусственный остров Пальма, ОАЭ, Дубаи. |
Вариант №2 Ответы:
51°23'21.07"N 30° 6'1.03"E 51°18'22.37"N 30° 4'1.21"E 52°55'9.98"N 158°29'21.44"E 45°57′45.36″N 63°18′34.62″E 38°52'16.39"N 77°3'27.76"W 32° 08'48.59"N 110°49'59.97"w | Чернобыльская АЭС, Припять, Украина Заброшенная часть системы предупреждения о ракетном нападении(РЛС «Дуга»), Украина. Поселок Рыбачий, база АПЛ, Россия Космодром Байконур. Стартовая площадка, Казахстан Пентагон, США, Вашингтон. США, Аризона, Кладбище самолетов на авиабазе в Тиксоне |
Вариант№3 Ответы:
28°22'9.06"N 81°32'58.63"W 43° 43′ 22.72″, 10° 23′ 46.86″ 51°10′43.88″N 1°49′35.01″W 29°58′41″N 31°7′53″E 48°44'32.47"N 44°32'12.93"E 48°51'29.54"N 2°17'39.69"E | США, Флорида, Диснейленд (Walt Disney World) Италия, Пизанская башня Британия, Стоунхендж Египет, Пирамида Хеопса Волгоград, статуя Родины-Матери Париж: Эйфелева Башня |
Вариант№4 Ответы:
52° 4'57.00"N 23°39'20.00"E 55°49'10.97"N 37°36'44.50"E 33°51'24.34"S 151°12'54.17"E 41°54′7.49″N 12°27′22.41″E 22°54'43.51"S 43°13'48.33"W 36° 0'56.40"N 114°44'15.29"W | Белоруссия, Брестская Крепость Останкинская телебашня Sydney Opera House (Дом Оперы в Сиднее) Ватикан, храм Святого Петра Бразилия, Рио-де-Жанейро, Стадион Марокана США, граница Аризоны и Невады, дамба Хувера |
С) В программе Google Планета Земля создать видеотур по достопримечательностям разных стран.
Источники информации
Л.Л.Босова, Л.Ю.Босова «Информатика и ИКТ» 9 кл. ч.1 М., Бином. Лаборатория знаний, 2012.
Н.Угринович «Информатика и информационные технологии 10-11», Москва, Бином. Лаборатория знаний, 2003
Н.Угринович «Информатика и ИКТ 11», Москва, Бином. Лаборатория знаний, 2009
Газета «ARCREVIEW современные геоинформационные технологии» № 1 [52] 2010г.
Газета «Информатика» №8 (537) 2007 г.
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://ru.wikipedia.org/wiki/GIS
http://kosmosnimki.ru
http://maps.google.com/
http://www.ntsomz.ru/news/news_cosmos/spaceimaging
http://www.offtop.ru/castles/v14_136325_2_.php?of406=4b3201c0799d30303959128ae78257e1
http://images.yandex.ru