СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Геоинформационные системы

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Геоинформационные системы

Электронный учебник 

Форма предъявления информации (презентации, видеофрагмент, практическое задание).

Просмотр содержимого документа
«Ход_урока_Кульмаметьев»

ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус МО РФ»

Кульмаметьев Тимур Асфандиярович, преподаватель информатики.


Предмет: информатика и ИКТ.

Раздел программы: Построение и исследование информационных моделей.

Тип урока: изучение нового материала, урок-исследование.

Вид урока: комбинированный.

Оборудование: компьютерный класс, проектор, цифровая доска, конспект урока.

Программное обеспечение: ОС Windows, браузер Yandex, программы Microsoft Power Point, 2ГИС Омск, Google Планета Земля, электронный учебник к уроку Моделирование.exe, подготовленный преподавателем информатики.


Цели урока:

  • Образовательная – познакомить учащихся с геоинформационными системами, с приемами поиска и средствами навигации геоинформационных систем, со значением космических снимков в создании ГИС, показать значимость темы в будущей военной профессии.

  • Развивающая – развивать познавательный интерес кадетов, умения применять полученные знания на практике, прививать навыки исследовательской работы, обозначить межпредметные связи с географией и логикой.

  • Воспитательная – повысить уровень информационной культуры и социальной адаптации учащихся.


План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Подготовительная работа (разминка).

  3. Актуализация опорных знаний.

  4. Объяснение нового материала и первичное закрепление знаний.

  5. Выполнение практической работы.

  6. Задание на дом.


ХОД УРОКА

1. Организационный момент


Преподаватель. Тема урока «Геоинформационные системы». На уроке вы познакомитесь с геоинформационными системами,  приемами поиска и средствами навигации в геоинформационных системах и выполните практическую работу с использованием ГИС.


2. Фронтальная работа. Повторение пройденного материала.


Файл №1 - «Классификация моделей (повторение)» 2 мин.


Файл №2 – «Разминка (Классификация моделей)» 5 мин.


3. Объяснение нового материала


Файл №3 – «Геоинформационные системы» 8 мин


Преподаватель.  Одним из видов графических информационных моделей являются географические карты. Настоящее время невозможно представить  без компьютера, который дал новую жизнь картам – они стали цифровыми. Геоинформационное  моделирование базируется на создании многослойных  электронных карт, в которых опорный слой описывает географию определенной территории, а каждый из остальных – один из аспектов состояния этой территории. На географическую карту могут быть выведены различные слои объектов: города, дороги, аэропорты и др. Геоинформационное  моделирование связано с Географическими Информационными Системами или ГИС. 

ГИСэто современная компьютерная технология для картографирования и анализа объектов реального мира, а также событий, происходящих на нашей планете, в нашей жизни и деятельности.

Электронная карта, созданная в ГИС, содержит скрытую информацию, которую можно «активизировать» по необходимости. ГИС хранит информацию о реальном мире в виде набора тематических слоев, которые объединены на основе географического положения. Каждый слой состоит из данных на определенную тему. Например, сведения о пространственном положении, привязка к географическим координатам или ссылки на адрес и табличные данные. В ГИС используются картографический материал, имеющий привязку в заданной системе координат. При использовании подобных ссылок для автоматического определения местоположения объекта применяется процедура, называемая геокодированием. С ее помощью можно быстро определить и посмотреть на карте, где находится интересующий объект и его характеристики. ГИС позволяет быстро производить пространственный анализ данных и на его основе принимать эффективные управленческие решения.

Например, если вы изучаете определенную территорию, то один слой карты может содержать данные о дорогах, второй – о водоемах, третий – о больницах и так далее. Вы можете просматривать каждый слой-карту по отдельности, а можете совмещать сразу несколько слоев, или выбирать отдельную информацию из различных слоев и создавать на основе выборки тематические карты. 

Технологию ГИС применяют практически во всех сферах человеческой деятельности – будь то анализ таких глобальных проблем как перенаселение, загрязнение территории, природные катастрофы, так и решение частных задач, таких как поиск наилучшего маршрута между пунктами, поиск дома по его адресу, прокладка трубопровода на местности, различные муниципальные задачи и др.


4. К этому уроку кадеты подготовили презентации ГЛОНАСС и GPS – им слово.


файл №4 - «GPS» 5 мин;


файл №5 - «ГЛОНАСС» 5 мин.


Кадеты отвечают, преподаватель комментирует и оценивает работы.


Преподаватель. Как создают карты военные топографы?


 Файл №6 «Военная топография получила цифровые технологии» 3 мин


Космическая съемка – съемка земной поверхности с космических летательных аппаратов при помощи специальной аппаратуры (фотосъемка, сканерная съемка, тепловая съемка и др.).

Раньше, изучая землю, картографы затрачивали целые столетия для того, чтобы нанести на карту различные географические объекты. Всего за 10 минут космический корабль может сфотографировать до 1 млн. кв. км земной поверхности, в то время как из самолета такую площадь снимают за 4 года, а геологам и топографам потребовалось бы для этого приблизительно 80 лет. С помощью космической съемки, удалось стереть многие «белые пятна» в труднодоступных районах земли.


Историческая справка


I. Первые снимки из космоса были сделаны:

  • с ракет в 1946,

  • с искусственных спутников Земли – в 1960,

  • с пилотируемых космических кораблей – в 1961 (Ю. А. Гагариным).

Первая фотография из космоса сделана чуть больше года спустя после окончания Второй мировой войны. 24 октября 1946 года ракета V-2, запущенная со стартовой площадки полигона White Sands в штате Нью-Мехико, поднялась на высоту 104.6 км. Фотокамера, установленная на борту, делала по снимку каждые полторы секунды полета. После нескольких минут пребывания в космическом пространстве ракета вернулась на землю. Посадка не планировалась мягкой, и ракета разбилась вдребезги, а вместе с ней и камера. Стальная кассета с пленкой осталась цела, и ученые получили в свои руки уникальный фотоматериал. До 1946 года самыми "высотными" снимками Земли считались фотографии, сделанные с воздушного шара Explorer II (22 км) в 1935 году.

II. В 1987 г., находясь в космосе на станции «Мир», космонавты Юрий Романенко, Александр Лавейкин и Александр Александров провели съемки значительной части Антарктиды. Все это помогло в создании подробной карты этого материка в масштабе 1:200000 (2 км в см).


5. Выполнение индивидуальной практической работы


Задание №1  2ГИС Омск. 8 мин

  1. Запустить предустановленную программу 2ГИС.

  2. Найти на карте, установить метку:

  • Омский кадетский военный корпус;

  • Ж/д вокзал, автовокзал

  • Музейный комплекс воинской славы омичей

  • Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева, Омский филиал

  • Омский автобронетанковый инженерный институт;

  1. Найти расстояние от КПП корпуса до остановки «Детский мир».

  2. Найти все банкоматы Сбербанка России в радиусе 600 метров от кинотеатра Маяковский.


Задание №2 (Google Планета Земля) Что изображено и в какой стране? 6 мин

(Кадеты, используя знания географии и анализируя дополнительную информацию по координатам, определяют объекты).


Задания: Ответы:

55.754038° 37.620261° Москва. Красная площадь.

52°55'9.98"N 158°29'21.44"E Поселок Рыбачий, база АПЛ. Россия.

38°52'16.39"N 77°3'27.76"W Вашингтон, Пентагон, США.

48°44'32.47"N 44°32'12.93"E Волгоград. «Родина – мать зовет!»


Подведение итогов

Преподаватель. В конце урока я хочу, чтобы каждый из вас ответил на следующие вопросы: Что я делал? С какой целью? Какой результат я получил? Какие трудности возникли? Почему? Как они были преодолены?   3 мин.

Домашнее задание:

А) Более детально познакомьтесь с Google Планета Земля и www.kosmosnimki.ru.

B) Что изображено и в какой стране?

Вариант №1 Ответы:


  1. 37°56'17.76" N 86°03'27.56" W

  2. 33°52'59.30" N 117°15'56.86" W

  3. 22°57'06.88" S 43°12'37.56" W

  4. 41.890266° 12.492565°

  5. 55.754038° 37.620261°

  6. 25° 7'15.78N 55°8'7.69E


  1. Рисунок на поле, США (штат Кентукки)

  2. Музей авиации, США (штат Калифорния)

  3. Статуя Христа, (Бразилия)

  4. Колизей, Рим, Италия

  5. Красная площадь, Москва

  6. Искусственный остров Пальма, ОАЭ, Дубаи.


Вариант №2 Ответы:


  1. 51°23'21.07"N 30° 6'1.03"E

  2. 51°18'22.37"N 30° 4'1.21"E

  3. 52°55'9.98"N 158°29'21.44"E

  4. 45°57′45.36″N 63°18′34.62″E

  5. 38°52'16.39"N 77°3'27.76"W

  6. 32° 08'48.59"N 110°49'59.97"w


  1. Чернобыльская АЭС, Припять, Украина

  2. Заброшенная часть системы предупреждения о ракетном нападении(РЛС «Дуга»), Украина.

  3. Поселок Рыбачий, база АПЛ, Россия

  4. Космодром Байконур. Стартовая площадка, Казахстан

  5. Пентагон, США, Вашингтон.

  6. США, Аризона, Кладбище самолетов на авиабазе в Тиксоне


Вариант№3 Ответы:


  1. 28°22'9.06"N 81°32'58.63"W

  2. 43° 43′ 22.72″, 10° 23′ 46.86″

  3. 51°10′43.88″N 1°49′35.01″W

  4. 29°58′41″N 31°7′53″E

  5. 48°44'32.47"N 44°32'12.93"E

  6. 48°51'29.54"N 2°17'39.69"E


  1. США, Флорида, Диснейленд (Walt Disney World)

  2. Италия, Пизанская башня

  3. Британия, Стоунхендж

  4. Египет, Пирамида Хеопса

  5. Волгоград, статуя Родины-Матери

  6. Париж: Эйфелева Башня


Вариант№4 Ответы:


  1. 52° 4'57.00"N 23°39'20.00"E

  2. 55°49'10.97"N 37°36'44.50"E

  3. 33°51'24.34"S 151°12'54.17"E

  4. 41°54′7.49″N 12°27′22.41″E

  5. 22°54'43.51"S 43°13'48.33"W

  6. 36° 0'56.40"N 114°44'15.29"W


  1. Белоруссия, Брестская Крепость

  2. Останкинская телебашня

  3. Sydney Opera House (Дом Оперы в Сиднее)

  4. Ватикан, храм Святого Петра

  5. Бразилия, Рио-де-Жанейро, Стадион Марокана

  6. США, граница Аризоны и Невады, дамба Хувера


С) В программе Google Планета Земля создать видеотур по достопримечательностям разных стран.


Источники информации


  1. Л.Л.Босова, Л.Ю.Босова «Информатика и ИКТ» 9 кл. ч.1 М., Бином. Лаборатория знаний, 2012.

  2. Н.Угринович «Информатика и информационные технологии 10-11», Москва, Бином. Лаборатория знаний, 2003

  3. Н.Угринович «Информатика и ИКТ 11», Москва, Бином. Лаборатория знаний, 2009

  4. Газета «ARCREVIEW современные геоинформационные технологии» № 1 [52] 2010г.

  5. Газета «Информатика» №8 (537) 2007 г.

  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/

  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/GIS

  8. http://kosmosnimki.ru

  9. http://maps.google.com/

  10. http://www.ntsomz.ru/news/news_cosmos/spaceimaging

  11. http://www.offtop.ru/castles/v14_136325_2_.php?of406=4b3201c0799d30303959128ae78257e1

  12. http://images.yandex.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!