Павлоградская общеобразовательная школаI-III ступеней №9
2016-2017 учебный год
Урок геометрии в 7-з классе
(в режиме триадной системы обучения)
«Применение свойств и признаков равенства прямоугольных треугольников для решения практических задач »
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Урок подготовила
Сурина Надежда Александровна,
учитель математики,
высшая категория,
Цели:
Формирующая:
- формировать умения применения свойств и признаков равенства прямоугольных треугольников к решению геометрических и практических задач;
- познакомить с историей развития некоторых математических идей и их влиянием на жизнь современного общества;
Развивающая:
-развивать способность ориентироваться в новых ситуациях, стремление к применению полученных знаний;
Воспитательная:
-воспитывать внимательность и трудолюбие;
-воспитывать уважение к значимости полученных знаний;
-воспитывать ответственность за результат своей деятельности.
2017
План урока:
I тридцатка.
Проверка д/з(10мин.)
Актуализация опорных знаний:
- повторение теоретического материала при работе по готовым чертежам
(фронтально 15 мин.)
-Тест-онлайн. Фронтальная работа и тестирование проводится одновременно.
-индивидуальная работа по карточкам с задачами различной степени сложности.(проводится одновременно с проверкой д/з)
-Подведение итогов, оценивание.
II тридцатка.(изучение свойств биссектрис прямоугольного треугольника, доказывая их по признакам равенства прямоугольных треугольников)
Решение задач на доказательство (работа в парах )
1. Самостоятельная работа по решению задач
с последующим объяснением (15 мин).
2.Решение задач из учебника (15 мин).
-Подведение итогов
III тридцатка.
-Решение практических задач
-Решение задач Фалеса.
-Домашнее задание
- Компьютерная презентация о фракталах в современной жизни.
-Подведение итогов урока.
Ход урока
Сегодня один из итоговых уроков по теме «Признаки равенства треугольников. Прямоугольный треугольник »(тема записывается в тетрадях)
Назовите ключевое слово в названии темы. (ученики называют слово-треугольник)
Сегодня мы будем решать задачи по теме и
кроме этого, мы должны определить сферы практического использования знаний по данной теме.
А при подведении итога урока мы с вами опять должны ответить на основополагающий вопрос урока: Чем удивителен треугольник?
1.Проверка д/з
- Доказать теорему:
Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла 300, равен половине гипотенузы;(модель 2 прямоугольных треугольников)
- комментируют решения д/з№447 (метод решения задач на деление величины в заданном отношении и использование свойств углов прямоугольного треугольника)
Что является важным при решении задач? (Знание определений и теорем)
-одна половина класса (8 учащихся) выполняют тестовые задания на компьюторе по проверке теории, (15 минут)
-другая- решает задания по готовым чертежам.
- два ученика решают задачи различной степени сложности в рабочих тетрадях
(№446-9б, №463-11б)
- Работа по готовым чертежам:
1) Найдите пары равных треугольников и объясните их равенство. 

ВС=24см.
3) Найдите угол а.

АВ=8
(№468-фронтально решать по рисунку на доске, если будет время))
3.Тест онлайн по теме « Свойства прямоугольного треугольника»
Подведение итогов, оценивание.
Вторая тридцатка.
Формирование умений решать задачи на доказательство.
Доказательство свойств биссектрис прямоугольного треугольника ,используя признаки равенства прямоугольного треугольника)
1. Самостоятельная работа (работа в группах).
На доске и в тетрадях выполняется рисунок: угол и в нем проведена биссектриса.
I. Доказать, что каждая точка биссектрисы угла равноудалена от его сторон.
2. Доказать, что каждая точка, равноудаленная от сторон угла, лежит на его биссектрисе.
2. Работа по учебнику (работа в парах, задачи решаются последовательно и обсуждаются фронтально)
№449 Доказать ,что биссектрисы острых углов прямоугольного треугольника пересекаются под углом 450.
№463 (устно)Могут ли биссектрисы двух углов прямоугольного треугольника пересекаться под углом 400?(нет, т.к. это не биссектрисы острых углов, а значит это биссектрисы прямого угла и одного из острых. Данный угол является внешним для треугольника, ограниченного этими биссектрисами и одним из катетов, и равен сумме двух внутренних углов треугольника, не смежных с ним, а один из слагаемых уже равен 450)
№ 462(самостоятельно в рабочих тетрадях)Найдите углы прямоугольного треугольника, если биссектрисы двух его углов пересекаются под углом 700.(ответ: 500 и 40 0 и можно не обсуждать)
Подведение итогов
Третья тридцатка
1. Решение практических задач.
1. Жители трех домов, расположенных в вершинах равнобедренного прямоугольного треугольника, хотят выкопать общий колодец с таким расчетом, чтобы он был одинаково удален от всех трех домов. В каком месте надо копать?
Ответ: Копать надо в точке О. 
2. Задачи Фалеса:
а) Египтяне задали Фалесу трудную задачу: найти высоту одной из громадных пирамид. Фалес нашел для этой задачи простое и красивое решение. Он воткнул в землю вертикально длинную палку и сказал: «Когда тень от этой палки будет той же длины, что и сама палка, тень от пирамиды будет иметь ту же длину, что и высота пирамиды».

б) Еще одно из свойств прямоугольного треугольника, доказанное Фалесом. Нарисуем прямоугольный треугольник АВС и разделим его гипотенузу АС точкой О пополам. Как вы думаете, какой отрезок длиннее:
АО или ОВ или ОС? То есть куда ближе идти из середины гипотенузы - к острому углу или к прямому?
Р е ш е н и е .

Достроим треугольник АВС до прямоугольника АDВС. АВ = СД и точка О - середина каждой из них. Следовательно, АО = ОB = ОС.(для решения задачи иметь модели 4 равных прямоугольных треугольника)
Теорема: Медиана, проведенная к гипотенузе , равна ее половине.
(записать в рабочую тетрадь)
Подведение итогов(главные слова-треугольник и биссектриса .Чему научились на уроке? Чем удивителен треугольник?)
оценивание, задание на дом.
Домашнее задание:-пройти тесты онлайн (на сайте учителя для самооценки)-Презентация о Фалесе(10 слайдов)-домашняя к/р вариант 1 стр.127 учебника геометрии 7
«Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле».А.Н.Крылов
Компьютерная презентация о фрактальных структурах. (10 мин.)