х. Харьковский
2017 г.
Рабочая программа по геометрии в 9 классе разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и в соответствии со следующими нормативными документами:
За основу взята программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (Алгебра 7-9 классы. «Просвящение»; Москва 2015) и стандарт основного общего образования по математике. Преподавание алгебры будет осуществляться по учебнику Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюка и др., М.: Просвещение, 2015 и более поздних изданий, рекомендованного Министерством образования РФ на 2017 - 2018 учебный год с привлечением тестовых заданий с целью подготовки учащихся к сдаче экзамена в новой форме.
В соответствии с годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий МБОУ Зимовниковской СОШ № 6 имени Героя России Дьяченко А. А. рабочая программа по геометрии в 9 классе рассчитана на 65 часов.
Мною планируется 6 контрольных работ, включая входную и итоговую.
Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.
Понятие вектора. Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Коллинеарные вектора. Проекция на ось. Разложение вектора по координатным осям. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения
Изучение геометрии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственного мышления и воображения, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
№ пункта | Содержание материала | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Глава IX. Векторы |
| Понятие вектора. Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки. Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма. Сумма нескольких векторов. Вычитание векторов. Произведение вектора на число. Применение векторов к решению задач. Средняя линия трапеции. | Знать определение вектора и равных векторов, уметь изображать и обозначать векторы, откладывать от данной точки вектор, равный данному; Уметь объяснить, как находится сумма одного или нескольких векторов, знать законы сложения векторов, определение разности двух векторов, знать какой вектор называется противоположным данному; Уметь строить сумму двух и более векторов, пользуясь правилами треугольника, параллелограмма, многоугольника, строить разность двух векторов: Знать какой вектор называется произведением вектора на число, уметь формулировать и применять свойства умножения вектора на число, знать какой отрезок называется средней линией трапеции, уметь формулировать, доказывать и применять теорему о средней линии трапеции. |
Глава X. Метод координат |
| Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в координатах. Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности. Уравнение прямой. | Знать формулировки и применять лемму о коллинеарных векторах и теоремы о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам, правила действий над векторами с заданными координатами; Знать и уметь применять формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками; Знать и уметь выводить уравнения окружности и прямой, уметь строить окружности и прямые, заданные уравнениями |
Глава XI. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. |
| Синус, косинус, тангенс. Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки. Теорема о площади треугольника. Теорема синусов. Теорема косинусов. Решение треугольников. Измерительные приборы. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов. Применение скалярного произведения векторов при решении задач. | Знать, как вводятся синус, косинус и тангенс для углов от 0° до 180°, уметь доказывать и применять основное тригонометрическое тождество. Знать и уметь применять формулы для вычисления координат точки. Знать и уметь применять теорему о площади треугольника, теоремы синусов и косинусов. Уметь объяснить, что такое угол между векторами, знать и применять на практике, что такое скалярное произведение векторов, условие перпендикулярности ненулевых векторов. Выражение скалярного произведения в координатах и его свойства. |
Глава XII Длина окружности и площадь круга |
| Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник. Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга и кругового сектора. | Знать определение правильного многоугольника. Знать и уметь применять теоремы об окружности описанной около правильного многоугольника и вписанной в правильный многоугольник; Знать и уметь применять на практике формулы для вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности. Знать и уметь применят формулы длины окружности и длины дуг, площади кругового сектора и площади круга. |
Глава XIII. Движения |
| Понятие движения. Параллельный перенос и поворот. | Уметь объяснить, что такое отображение плоскости на себя, знать определение движения плоскости. Уметь доказывать, что осевая и центральная симметрии являются движениями и что при движении отрезок отображается на отрезок, а треугольник на равный ему треугольник. Уметь объяснить, что такое параллельный перенос и поворот. Уметь доказывать, что параллельный перенос и поворот являются движениями плоскости. |
| Повторение. Решение задач. | |
№ п/п | Содержание (разделы, темы уроков) | Требования к результату | Дата | Контроль |
план | факт |
1 четверть |
Глава IX. Векторы (9 часов) |
1 | Понятие вектора. Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки. | Знать: определение вектора и равных векторов. Уметь: | 6.09 | | |
2 | Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма. | Знать: законы сложения векторов, определение разности двух векторов. Уметь: находить сумму векторов по правилам треугольника и параллелограмма. | 8 | | |
3 | Входная контрольная работа № 1 Сумма нескольких векторов. | Знать: какой вектор называется противоположным данном. Уметь: строить сумму двух и более векторов, пользуясь правилами треугольника, параллелограмма, многоугольника, строить разность двух векторов | 13 | | ВКР |
4 | Вычитание векторов. | 15 | | |
5 | Произведение вектора на число. | Знать: какой вектор называется произведением вектора на число. Уметь: формулировать и применять свойства умножения вектора на число. | 20 | | |
6 | Применение векторов к решению задач. | Знать: правило треугольника, многоугольника и параллелограмма Уметь: применять правила треугольника, многоугольника и параллелограмма при решении задач. | 22 | | |
7 | Средняя линия трапеции. | Знать: какой отрезок называется средней линией трапеции. Уметь: применять все изученные свойства геометрических фигур при решении задач. | 27 | | |
8 | Решение задач по теме: «Векторы» | Уметь: применять все изученные свойства геометрических фигур при решении задач. | 29 | | ТР |
Глава X. Метод координат (10 часов) |
9 | Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. | Знать: лемму о коллинеарных векторах и теорему о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам. Уметь: записывать разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. | 4.05 | | |
10 | Координаты вектора. | Знать: правило нахождения координат суммы, разности и произведения вектора на число. Уметь: находить координаты суммы, разности и произведения вектора на число. | 6 | | |
11 | Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. | Знать: формулы координат вектора через координаты его конца и начала. | 11 | | СР |
12 | Простейшие задачи в координатах. | Знать: формулы нахождения координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками. Уметь: находить координаты середины отрезка, длину вектора и расстояние между двумя точками. | 13 | | |
13 | Контрольная работа № 2 по теме: «Метод координат» (за 1 четверть) | Уметь: применять все изученные свойства геометрических фигур при решении задач. | 18 | | КР |
14 | Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности. | Знать: уравнение линии и окружности. Уметь: строить окружности и прямые, заданные уравнениями. | 20 | | |
15 | Уравнение прямой. | Знать: уравнение прямой. Уметь: строить прямую по ее уравнению. | 25 | | |
16 | Уравнение окружности. | Знать: уравнение окружности. Уметь: строить окружность по ее уравнению. | 27 | | |
2 четверть |
17 | Решение задач по теме: «Уравнение окружности и прямой» | Уметь: применять все изученные свойства геометрических фигур при решении задач. | 8.11 | | |
18 | Решение задач по теме «Метод координат» | Уметь: применять все изученные свойства геометрических фигур при решении задач. | 10 | | |
Глава XI. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (14 часов) |
19 | Синус, косинус, тангенс. Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. | Знать: определение синуса, косинуса и тангенса острого угла, основное тригонометрическое тождество. Уметь: доказывать и применять основное тригонометрическое тождество. | 15 | | |
20 | Формулы для вычисления координат точки. | Знать: формулы для вычисления координат точки Уметь: применять формулы для вычисления координат точки. | 17 | | |
21 | Решение задач по теме: «Синус, косинус, тангенс» | Уметь: применять все изученные свойства геометрических фигур при решении задач. | 22 | | СР |
22 | Теорема о площади треугольника. | Знать: теорему о площади треугольника. Уметь: применять теорему о площади треугольника при решении задач. | 24 | | |
23 | Теорема синусов. Теорема косинусов. | Знать: теоремы синусов и косинусов. Уметь: применять теоремы синусов и косинусов при решении задач. | 29 | | |
24 | Теорема синусов. Теорема косинусов. | 1.12 | | |
25 | Решение треугольников. | Уметь: применять теоремы при решении задач. Знать: | 6 | | ТР |
26 | Измерительные приборы. Решение задач. | Уметь: применять теоремы при решении задач. Знать: | 8 | | |
27 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. | Знать: определение угла между векторами и скалярного произведения векторов. | 13 | | |
28 | Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов. | Знать: теорему скалярного произведения векторов и ее следствия, свойства скалярного произведения векторов. Уметь: находить скалярное произведение векторов и применять свойства скалярного произведения векторов при решении задач. | 15 | | |
29 | Контрольная работа № 3 по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника» (за 2 четверть) | Уметь: | 20 | | КР |
30 | Применение скалярного произведения векторов при решении задач. | Уметь: применять все изученные теоремы и свойства скалярного произведения векторов при решении задач. | 22 | | |
3 четверть |
31 | Решение задач по теме «Скалярное произведение векторов» | Уметь: применять все изученные теоремы и свойства скалярного произведения векторов при решении задач. | 12.01 | | |
32 | Решение задач по теме «Скалярное произведение векторов» | Уметь: применять все изученные теоремы и свойства скалярного произведения векторов при решении задач. | 17 | | ТР |
Глава XII. Длина окружности и площадь круга (14 часов) |
33 | Правильный многоугольник | Знать: понятие правильного многоугольника и формулу вычисления угла правильного n- угольника. Уметь: находить угол правильного n- угольника применяя формулу. | 19 | | |
34 | Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник | Знать: теорему об окружности описанной около правильного многоугольника и вписанной в правильный многоугольник. Уметь: применять теоремы об окружности описанной около правильного многоугольника и вписанной в правильный многоугольник. | 24 | | ТР |
35 | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | Знать: формулы для вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности. Уметь: применять на практике формулы для вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности. | 26 | | |
36 | Решение задач на вычисление площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | 31 | | СР |
37 | Построение правильных многоугольников | Уметь: выполнять построение правильных многоугольников по его элементам. | 2.02 | | |
38 | Длина окружности | Знать: формулы длины окружности и длины дуг, площади кругового сектора и площади круга. Уметь: применят формулы длины окружности и длины дуг при решении задач. | 7 | | |
39 | Решение задач по теме «Правильные многоугольники» | Уметь: применять все изученные свойства геометрических фигур при решении задач. | 9 | | |
40 | Площадь круга и кругового сектора | Знать: формулы площади кругового сектора и площади круга. Уметь: применять формулы кругового сектора и площади круга при решении задач. | 14 | | |
41 | Решение задач по теме: «Площадь круга и кругового сектора» | Уметь: применять все изученные свойства, формулы площади геометрических фигур при решении задач. | 16 | | |
42 | Решение задач по теме: «Длина окружности, площадь круга» | 21 | | |
43 | Решение задач по теме: «Длина окружности, площадь круга» | 28 | | |
44 | Решение задач по теме: «Длина окружности, площадь круга» | 2.03 | | |
45 | Контрольная работа № 4 по теме «Длина окружности, площадь круга». | 7 | | |
Глава XIII. Движения (7 часов) |
46 | Отображение плоскости на себя. Понятие движения. | Знать: что такое отображение плоскости на себя и определение движения плоскости объяснить, что такое отображение плоскости на себя. Уметь: доказывать, что осевая и центральная симметрии являются движениями и что при движении отрезок отображается на отрезок, а треугольник на равный ему треугольник. | 9 | | ПР |
47 | Параллельный перенос и поворот. | Знать: что такое параллельный перенос и поворот. Уметь: доказывать, что параллельный перенос и поворот являются движениями плоскости. | 14 | | |
48 | Контрольная работа № 5 по теме «Движение» (за 3 четверть) | Уметь: применять все изученные свойства геометрических фигур при решении задач. | 16 | | КР |
49 | Решение задач по теме: «Движения» | Уметь: применять все изученные свойства геометрических фигур при решении задач. | 21 | | |
50 | Решение задач по теме: «Движения» | Уметь: применять все изученные свойства геометрических фигур при решении задач. | 23 | | СР |
4 четверть |
51 | Решение задач по теме: «Движения» | Уметь: применять все изученные свойства геометрических фигур при решении задач. | 4.04 | | |
52 | Решение задач по теме: «Движения» | Уметь: применять все изученные свойства геометрических фигур при решении задач. | 6 | | ТР |
Итоговое повторение курса 7 – 9 классов (12 часов) |
53 | Решение задач по теме: «Треугольники» | Знать: основные определения и теоремы курса: признаки равенства треугольников, признаки и свойства параллельных прямых, соотношения между сторонами и углами треугольника. Определение параллелограмма и трапеции их признаки и свойства; определение прямоугольника, квадрата их свойства и признаки; формулы площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Какой угол называется центральным и какой вписанным. Определения вписанной и описанной окружности в (около) многоугольника. Теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и описанной около треугольника, свойства вписанного и описанного четырехугольников. Уметь: использовать приоритетные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания реальных ситуаций на языке геометрии, для решения практических задач. Решать задачи и проводить доказательные рассуждения, используя известные теоремы, обнаруживая возможности их применения. | 11 | | |
54 | Решение задач по теме: «Параллельные прямые» | 13 | | |
55 | Решение задач по теме: «Четырехугольники» | 18 | | |
56 | Решение задач по теме: «Площади» | 20 | | |
57 | Решение задач по теме: «Площади» | 25 | | |
58 | Решение задач по теме: «Окружность» | 27 | | |
59 | Решение задач по теме: «Окружность» | 2.05 | | |
60 | Решение задач по теме: «Движения» | 4 | | |
61 | Решение задач по теме: «Векторы» | 11 | | |
62 | Решение задач по теме: «Векторы» | 16 | | |
63 | Итоговая контрольная работа | 18 | | |
64 | Выполнение тестовых заданий в форме ОГЭ | 23 | | |
65 | Выполнение тестовых заданий в форме ОГЭ | 25 | | |
Итого 65 часов за год |
№ | тема | дата |
план | факт |
1 четверть |
Глава IX. Векторы (9 часов) |
1 | Понятие вектора. Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки. | 6.09 | |
2 | Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма. | 8 | |
3 | Входная контрольная работа № 1 Сумма нескольких векторов. | 13 | |
4 | Вычитание векторов. | 15 | |
5 | Произведение вектора на число. | 20 | |
6 | Применение векторов к решению задач. | 22 | |
7 | Средняя линия трапеции. | 27 | |
8 | Решение задач по теме: «Векторы» | 29 | |
Глава X. Метод координат (10 часов) |
9 | Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. | 4.05 | |
10 | Координаты вектора. | 6 | |
11 | Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. | 11 | |
12 | Простейшие задачи в координатах. | 13 | |
13 | Контрольная работа № 2 по теме: «Метод координат» (за 1 четверть) | 18 | |
14 | Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности. | 20 | |
15 | Уравнение прямой. | 25 | |
16 | Уравнение окружности. | 27 | |
2 четверть |
17 | Решение задач по теме: «Уравнение окружности и прямой» | 8.11 | |
18 | Решение задач по теме «Метод координат» | 10 | |
Глава XI. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (14 часов) |
19 | Синус, косинус, тангенс. Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. | 15 | |
20 | Формулы для вычисления координат точки. | 17 | |
21 | Решение задач по теме: «Синус, косинус, тангенс» | 22 | |
22 | Теорема о площади треугольника. | 24 | |
23 | Теорема синусов. Теорема косинусов. | 29 | |
24 | Теорема синусов. Теорема косинусов. | 1.12 | |
25 | Решение треугольников. | 6 | |
26 | Измерительные приборы. Решение задач. | 8 | |
27 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. | 13 | |
28 | Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов. | 15 | |
29 | Контрольная работа № 3 по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника» (за 2 четверть) | 20 | |
30 | Применение скалярного произведения векторов при решении задач. | 22 | |
3 четверть |
31 | Решение задач по теме «Скалярное произведение векторов» | 12.01 | |
32 | Решение задач по теме «Скалярное произведение векторов» | 17 | |
Глава XII. Длина окружности и площадь круга (14 часов) |
33 | Правильный многоугольник | 19 | |
34 | Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник | 24 | |
35 | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | 26 | |
36 | Решение задач на вычисление площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | 31 | |
37 | Построение правильных многоугольников | 2.02 | |
38 | Длина окружности | 7 | |
39 | Решение задач по теме «Правильные многоугольники» | 9 | |
40 | Площадь круга и кругового сектора | 14 | |
41 | Решение задач по теме: «Площадь круга и кругового сектора» | 16 | |
42 | Решение задач по теме: «Длина окружности, площадь круга» | 21 | |
43 | Решение задач по теме: «Длина окружности, площадь круга» | 28 | |
44 | Решение задач по теме: «Длина окружности, площадь круга» | 2.03 | |
45 | Контрольная работа № 4 по теме «Длина окружности, площадь круга». | 7 | |
Глава XIII. Движения (7 часов) |
46 | Отображение плоскости на себя. Понятие движения. | 9 | |
47 | Параллельный перенос и поворот. | 14 | |
48 | Контрольная работа № 5 по теме «Движение» (за 3 четверть) | 16 | |
49 | Решение задач по теме: «Движения» | 21 | |
50 | Решение задач по теме: «Движения» | 23 | |
4 четверть |
51 | Решение задач по теме: «Движения» | 4.04 | |
52 | Решение задач по теме: «Движения» | 6 | |
Итоговое повторение курса 7 – 9 классов (12 часов) |
53 | Решение задач по теме: «Треугольники» | 11 | |
54 | Решение задач по теме: «Параллельные прямые» | 13 | |
55 | Решение задач по теме: «Четырехугольники» | 18 | |
56 | Решение задач по теме: «Площади» | 20 | |
57 | Решение задач по теме: «Площади» | 25 | |
58 | Решение задач по теме: «Окружность» | 27 | |
59 | Решение задач по теме: «Окружность» | 2.05 | |
60 | Решение задач по теме: «Движения» | 4 | |
61 | Решение задач по теме: «Векторы» | 11 | |
62 | Решение задач по теме: «Векторы» | 16 | |
63 | Итоговая контрольная работа | 18 | |
64 | Выполнение тестовых заданий в форме ОГЭ | 23 | |
65 | Выполнение тестовых заданий в форме ОГЭ | 25 | |
Итого 65 часов за год |